Пояснительная записка Методическая разработка под названием «Динамическая карта профессионального самоопределения» реализуется на базе ОГКОУ «Магаданский областной детский дом № 2» педагогом-психологом учреждения. На практике «Динамическая карта профессионального самоопределения» (далее ДКПС) - это бумажный носитель, куда педагогом-психологом вносятся необходимые данные по профориентационной работе с учеником, а также необходимые сведения об ученике (согласно описанным пунктам в структуре ДКПС). Назначение ДКПС: структуризация и систематизация процесса деятельности педагога-психолога в рамках профориентационной работы. Цели реализации: ведения структурированной и систематической работы по профориентации выпускников и оптимизация процесса профессионального самоопределения. Задачи: • сбор общих сведений об ученике (его интересы, хобби, увлечения, любимые виды деятельности и т.д.); • фиксация данных о характеристиках ученика (от воспитателя группы и от педагога-психолога); • фиксация данных результатов тестирования по дифференциально-диагностическому опроснику Е.А. Климова и другим профориентационным методикам; • разработка и фиксация рекомендаций по выбору профессии (озвучиваемой выпускником); • запись данных о реализуемой работе с выпускником в рамках профориентационной работы (ежемесячно); • отслеживание динамики процесса профессионального самоопределения каждого выпускника.
Целевая аудитория: будущие выпускники (учащиеся 9 и 11 классов). Структура динамической карты профессионального самоопределения: № п/п Наименование раздела (блока) Функциональное назначение раздела 1. Общие сведения о выпускнике Включает в себя сведения о выпускнике: Ф.И.О.; дату рождения; информацию о специфических увлечениях, интересах, хобби воспитанника (посещении секций, кружков и т.д). Необходим для того, чтобы знать и понимать специфические наклонности выпускника. 2. Карта личностных особенностей выпускника Включает в себя информацию о выпускнике, о его личностных особенностях на основании диагностической работы психолога и наблюдений учителя (родителей). Необходим для того, чтобы знать, анализировать и интегрировать сведения о воспитаннике. 3. Особые отметки педагога-психолога Здесь вносятся специфические записи об изменениях профессиональных предпочтений (на основании личных заявлений воспитанника), а также пометки о специфике процесса профессионального самоопределения выпускника. 4. Результаты диагностики по профориентационному тесту Включает в себя отметки о результатах тестирований по различным профориентационным методикам. Актуальность наличия подобного раздела обусловлена тем, что подобные отметки позволяют оперативно отслеживать динамику профессиональных предпочтений и содержать в комплексе результаты тестирований по различным методикам. 5. Рекомендации по результатам тестирования Здесь педагог-психолог вносит отметки о необходимых рекомендациях для выпускника (по данным, полученным в ходе профориентационного тестирования), например, в случае слабо разнящихся данных по тесту, в случае противоречивых данных и т.д. Необходим для того, чтобы своевременно вносить коррективы в план индивидуальной работы с каждым воспитанником в процессе их профессионального самоопределения. 6. Помесячные разделы с указанием информационной (коррекционной, развивающей) работы педагога-психолога с выпускником Здесь вносится информация о проведенных (в рамках Единого дня профессионального самоопределения) мероприятий с различной целевой направленностью. На каждый месяц указываются реализованные мероприятия с целевым назначением (задачами), а также краткие пометки об итогах реализации мероприятия (дальнейшие перспективы работы) и т.д. Необходим для регистрации проведенных мероприятий и планирования дальнейшей работы в данном направлении.
Практическое значение работы по ДКПС для: Выпускника: • возможность получать дополнительную информацию о собственной личности (по результатам диагностики), которая позволит более грамотно подобрать профессию (согласно личностным особенностям); • оптимизировать процесс выбора профессии путем приобретения новых знаний о специфике деятельности в интересующей области; • возможность развивать навыки самопрезентации (написание резюме, умение выступать публично, навыки самоанализа и т.д.); • возможность отслеживать динамику изменения личных профессиональных предпочтений и т.д.
Педагога-психолога: • возможность структурировать работу по профессиональной ориентации выпускников; • отслеживание динамики дифференциации профессиональных предпочтений и возможность своевременно оказывать необходимую компетентную помощь выпускнику в вопросе профессионального самоопределения; • повышение эффективности деятельности по профессиональному ориентированию; • оптимизация сотрудничества с коллегами (учителем, социальным педагогом) по вопросу профессионального самоопределения выпускника и т.д.
Учителя: • возможность получать дополнительную информацию о процессе профессионального самоопределения выпускника; • возможность получать сведения о «проблемных моментах» в вопросе профессионального самоопределения каждого выпускника и т.д • возможность получать информацию о процессе профессионального самоопределения вывускников (в кратких аналитических отчетах) и т.д.
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.