|
Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся. 8-9 КЛАССЫКатегория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 2434
Название: Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся. 8-9 КЛАССЫ
Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в 8-х классах
Модель сопровождения обучающихся 8-х классов на этапе предпрофильной подготовки Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в 9-х классах Модель сопровождения обучающихся 9-х классов на этапе предпрофильной подготовки Словарь терминов и понятий Введение Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», где ставится задача «формирования принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. В свою очередь, навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи. Школьное образование обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору последующей профессиональной деятельности, реальной самостоятельной жизни». Отсюда возникает необходимость “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Организация предпрофильной подготовки является одним из важных элементов перехода на профильное образование. Она выполняет подготовительную функцию и является подсистемой профильного образования. Проблема выбора профиля является непростым испытанием как для учащихся, так и для их родителей. Многим впервые в жизни предстоит совершить столь серьезный шаг, от которого во многом будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности - мера их подготовленности к успешной сдаче единых государственных экзаменов и перспективы на продолжение образования после школы. В условиях введения в школе предпрофильной подготовки и профильного обучения большое значение имеют выработка новых и совершенствование имеющихся средств педагогической и психологической поддержки выбора учащимися направления продолжения образования. Основная цель психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки — оказание поддержки учащимся в принятии решения о выборе профиля обучения. Важно, чтобы не возникало сразу стремления редуцировать эту деятельность до выбора определенной профессии. В этот промежуток времени необходимо опре-делиться главным образом с образовательными предпочтениями и стандартами. Поле образовательно-профессионального выбора должно быть максимально широким, позднее, в 10-11-х классах, оно сужается до ориентации на конкретную профессию. Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования. К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация учащихся 8-9-х классов в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования. Программа психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки обучающихся включает в себя комплекс мероприятий, направленных на стимулирование самопознания учащимися своих склонностей, способностей в соответствии с избираемым профилем; развитие навыков целеполагания, планирования профессионального образования и самопрезентации, а также приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности и профилю дальнейшего обучения. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в 8-х классах Цель: - ознакомление обучающихся с миром профессий, с требованиями рынка труда и образовательных слуг, с правилами выбора профессии и планирования карьеры; - оказание психологической помощи подростку и родителям на этапе предпрофильной подготовки в самопознании, самоопределении, самооценке личностных ресурсов и возможностей для осуществления осознанного оптимального выбора образовательного маршрута. Задачи сопровождения. 1. Организовать систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки обучающихся, содействующей повышению готовности к самоопределению. 2. Изучить социальный запрос родителей и обучающихся. 3. Расширить знания обучающихся о мире профессий, содержании деятельности различных типов профессий, рынке образовательных услуг. 4. Создать у обучающихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. 5. Изучить возможности обучающихся: интересы, потребности и склонности, способность к общению и саморегуляции, достижения в учебной и досуговой деятельности. 6. Сформировать умения адекватно оценивать свои склонности и возможности и соотносить их с требованиями, которые предъявляет профессия. Достижение поставленных задач осуществляется через проведение информационных мероприятий, тематических консультаций для учащихся; изучение интересов учащихся. Цикл мероприятий направлен на изучение личностных особенностей школьников и формирование реалистичного самовосприятия. Все методики и упражнения для подростков адаптированны к требованиям предпрофильной подготовки. Модель сопровождения обучающихся 8-х классов на этапе предпрофильной подготовки Сроки реализации Содержание деятельности Взаимодействие 1. Подготовительный этап октябрь – ноябрь • подготовка материала; • собеседование с классными руководителями; • составление плана – мероприятий с классными руководителями по данной проблеме. классные руководители, педагог – психолог 2. Информационный этап декабрь - январь • тематическая консультация для обучающихся «Все работы нужны, все профессии важны» (знакомство с миром профессий); • профориентационная игра «КВН» (мотивация и самопознание); • тематическая консультация для родителей «Психологические особенности подростков»; • информационный стенд «Мир профессий». классные руководители, педагог – психолог 3. Диагностический этап февраль – март • диагностика интересов и склонностей: - карта интересов (модификация Г.В. Резапкиной); - диагностика тревожности (эмоциональное благополучие); • диагностика возможностей: - анализ результатов успеваемости; - опросник типа мышления (сокращенный вариант), (модификация Г.В. Резапкиной); • Анкетирование родителей: - анкета «Мнение»; - опросник «Профиль обучения». педагог – психолог, классные руководители, обучающиеся, родители 4. Аналитический этап апрель • анализ результатов диагностики интересов и склонностей каждого обучающегося; • анализ мнения родителей, классных руководителей и учителей; • подведение итогов диагностической работы, подготовка рекомендаций. зам. директора по УВР, классные руководители, педагог – психолог 5. Обобщающий этап май • индивидуальное консультирование обучающихся по результатам диагностики и выбору образовательного маршрута; • индивидуальное консультирование родителей по итогам работы; • беседа с классными руководителями по результатам работы с классом. зам. директора по УВР, классные руководители, педагог – психолог обучающиеся, родители Ожидаемые результаты сопровождения предпрофильной подготовки: • расширенное представление у обучающихся о мире профессий, профильных классах; • развитие у обучающихся способности к самопознанию личности. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в 9-х классах Цель: оказание психологической помощи подростку на этапе самоопределения обучающегося в выборе дальнейшего образовательного маршрута и подготовка девятиклассников к продолжению образования. Задачи сопровождения: - выявить интересы и склонности, способности школьников и сформировать практического опыт в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе; - оказать психолого-педагогическую помощь в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением; - развивать широкий спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности; - сформировать способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии. В 9 классе предпрофильная подготовка школьников, включает в себя овладение ими минимальной профессиоведческой компетентностью, способностью получения представлений об "образе Я", а также приобретение необходимого практического опыта для обоснованного выбора профиля образования. В связи с этим, предпрофильная подготовка должна: - предусматривать усиление интеграции образовательных и предметных областей с внеучебной практикой, направленной на формирование ключевых компетенций профессионального самоопределения; - обеспечивать, в случае необходимости, возможность переориентации школьника с одного профиля на другой; - обеспечиваться высоким уровнем оснащения учебного процесса, современными мастерскими, лабораториями, рабочими местами, комфортными условиями и высокой культурой труда. Достижение поставленных задач осуществляется через диагностические исследования интересов и склонностей обучающихся (приложение 7), внедрение в образовательный процесс информационных мероприятий, тематических консультаций для учащихся и их родителей. А также проведение групповых занятий для обучающихся 9-х классов по программе предпрофильной подготовки «Твой выбор» (приложение 8). Модель сопровождения обучающихся 9-х классов на этапе предпрофильной подготовки Сроки реализации Содержание деятельности Взаимодействие Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|