«Дорога перемен». Трансактно-аналитическое исследование фильма

Автор: Татьяна Шилова   

Введение

Кризис среднего возраста – это кризис середины жизни. Человек в первый  раз  задумывается, что жизнь конечна, подводит итоги половины своего пути.  Кто-то доволен этими итогами, кто-то недоволен, но смиряется- «ну что ж, от меня ничего не зависит», есть же такие,  кто решается изменить свою судьбу, несмотря ни на что, не боясь потерять определенную стабильность. Ну а законы  общества таковы, что оно всегда стремится к сохранению существующего порядка вещей. И что ждет человека на его пути, прежде чем он сможет доказать, что достоин лучшей судьбы, как оборачивается поиск себя своего места в мире- никому не известно.

Порой такие искания заканчиваются трагически. Фильм «Дорога перемен» режиссера Сэма Мендеса  повествует о том, с какими психологическими проблемами сталкивается зрелый человек, имеющий семью, двоих детей, налаженный быт, когда его мечты, желания в реализации себя, тем не менее, не могут найти выхода, как реагирует социальное окружение на решение одного из членов социума изменить существующий порядок вещей, пойти своим путем. А главный конфликт в этом фильме- это конфликт между двумя любящими друг друга людьми, так и не смогшими договориться между собой  в реализации общих планов, потому что один из них поддерживал игры, принятые в обществе, а другой  был честен перед собой и близким человеком, но не смог получить взаимности.

Фильм закончен трагически- женщина погибает. Что помогло бы ей выжить? Что нужно было бы ей изменить в себе, чтобы не чувствовать себя несчастной, как нужно было бы изменить свое поведение, чтобы не только выжить, но и использовать сложившийся кризис как отправную точку своих перемен в жизни. Это и будет целью нашего исследования. Таким образом, предметом исследования будут во-первых, взаимоотношения между мужчиной и женщиной в семье, а во-вторых, психологическое состояние и поведение героев фильма. (Конечно, это будет теоретизированием, я никогда не узнаю о результате моей «терапии». Но ведь и в реальности терапевт зачастую работает в слепую  и не может объективно оценить плоды своей работы, так как попросту не видит жизни своих пациентов.)

Задачи, которые будут решаться в этой работе это:

1) описать психологическое состояние, основные  паттерны поведения главных героев фильма, основы их жизненных сценариев,

2) описать основы взаимоотношений между героями, их взаимоотношения с ближайшим окружением,

3) проанализировать поведение социума.

Мое исследование будет проводится с точки зрения транзактного анализа  основы которого изложены в книгах Э.Берна «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры».

Методом будет являться сравнение психологических особенностей героев фильма и анализ самого фильма.

Почему в качестве объекта исследования взят художественный фильм? Не все могут позволить себе получить  помощь в решении своих жизненных проблем у психотерапевта. Но посмотреть фильм может практически каждый. А главной функцией искусства еще со времен Аристотеля являлся катарсис - очищение. Очищение души от ненужного, отжившего, грязного. Очищение путем переживания в художественном произведении этих чувств. На меня этот фильм подействовал именно так, и мне интересно, что же именно на языке психологии происходило с героями фильма и можно ли предположить или предложить им, хоть и виртуально, варианты выхода из сложившейся ситуации.

Сюжет фильма

Действие фильма происходит в Америке 1955 г. Семья Уиллеров, Фрэнк и Эприл, живут в пригороде Нью-Йорка, в своем доме. Фрэнк работает в большой компании обычным клерком, ездит каждый день на работу в Нью-Йорк, Эприл – домохозяйка, в юности выучилась на актрису и играет в любительском театре. В семье двое детей. Эприл недовольна своей теперешней жизнью и предлагает мужу переехать жить в Париж, куда он когда-то хотел также уехать. Фрэнк  вначале соглашается , но после, получив выгодное предложение о работе от своего босса, передумывает. Кроме этого, Эйприл узнает, что  беременна. Она сообщает об этом мужу, и тот пользуется этим обстоятельством, чтобы отказаться от переезда (аборты в Америке в то время были запрещены.

Соседка Уиллеров –Хелен, является агентом по недвижимости, которая и продала им их  дом. Она старше Фрэнка и Эприл, у нее есть  сын Джон возраста Уиллеров. Джон душевно болен, до болезни был подающим надежды математиком. Хелен просит Эприл познакомиться с Джоном, и семьи (у Хелен есть муж)  по действию фильма встречаются два раза. В первый раз Уиллеры сообщают о том, что уезжают, и получают поддержку  у Джона. Во время  второй встречи Фрэнк сообщает о том, что они не едут из—за беременности Эприл, и между Фрэнком и Джоном происходит ссора, так как последний хотел узнать об истинной причине перемены решения об отъезде в Париж. После ухода гостей и между Эприл и Фрэнком происходит  выяснение отношений, наутро после которого Эприл все же решается сделать себе аборт самостоятельно. Это заканчивается трагически- Эприл погибает.

Кроме этого в фильме показана семья Чипа и Милли. Они также соседи и приятели Уиллеров, Чип работает, а Милли домохозяйка и воспитывает 4 детей. Семьи вместе проводят свободное время, Чип когда-то вместе с Фрэнком был в Париже. В один из вечеров, когда Фрэнк уже сообщил Эприл об отмене своего решения о переезде и о получении им новой работы, по стечению обстоятельств и Эприл и Чип остаются вдвоем, и между происходит интимная близость. Чип и Милли  не поддерживают решения Уиллеров о переезде.

После смерти Эприл Фрэнк переезжает в Нью-Йорк и занимается продажей компьютеров.

Психологические портреты героев фильма

Эприл

Героиня фильма - Эприл – романтик, творческая натура (когда они знакомятся с Фрэнком, Эприл учится на актрису). Эприл не хочет «жить как все»: имея хороший дом, преуспевающего мужа и воспитывая детей, ( это вариант обычной «американской мечты», воплощением которого являются по фильму семья Чипа и Милли). Ей нужна самореализация, но кем бы хотела стать Эприл на протяжении фильма  не разу не говорит- видимо попросту не знает. Мечта переехать в Париж – мечта мужа: когда-то он еще при их знакомстве рассказал будущей жене о том, что хотел бы уехать туда жить, потому, что «там люди живые». И она поверила в эту мечту и полюбила своего мужа именно за это, ( после этих слов Эприл говорит Фрэнку, что «он самый замечательный мужчина, которого она встречала»). Эта мечта делает их с Фрэнком непохожими на других-  а именно быть похожей на других более всего боится Эприл.: она не раз говорит об этом. Героиня даже готова на то, что бы их считали сумасшедшими (когда сравнивает себя и Фрэнка с Джоном), но только не такими как все. И самым горьким разочарованием, самыми горькими словами, которые  Эприл говорит Чипу, когда уже понимает, что они никуда с Фрэнком не поедут, является фраза «Мы такие же, как все…». Окружение считает их  другими, «лучшей парой» (слова Чипа), и не раз Эприл говорят, что они с Фрэнком «особенные», «другие» (Хелен, Чип).

Решение изменить жизнь, когда дети еще не совсем выросли и есть  лишь некоторые сбережения, которых «хватит на полгода  жизни» в другом городе – решение смелой и решительной женщины. Эприл на многое готова ради своей мечты:  пойти работать (хотя лишь примерно знает, что можно пойти секретарем в посольство), содержать семью, пока муж (!) будет определяться , чем бы он хотел заниматься. Ей  «все равно, где жить»- имея большой красивый дом, эта женщина больше ценит свой душевный комфорт. И даже узнав, что беременна, Эприл готова уехать и родить ребенка уже в Париже: «Скажи, что мы сможем иметь этого ребенка там», - важно для нее лишь, нужен ли этот ребенок мужу, и для чего.

Эприл ценит свою семью: всей семьей они ждут допоздна Фрэнка в день его рождения, приготовив праздничный торт со свечами. Своим детям  она  первым сообщает о переезде. Советуется с ними. И им же первым говорит о перемене решения. Именно семья является основным кругом ее общения –по фильму , Эприл кроме них общается лишь с соседями Милли и Чипом. (Хелен приходит познакомиться к ней сама, да и то затем, чтобы Уиллеры пообщались с ее сыном))

Круг общения узок, потому, что Эприл чужды условности и рамки, а  в той среде, где они живут с Фрэнком,  это основное времяпрепровождение. Фрэнк не решается их нарушать, а вот Эприл не боится  ( Фрэнк не хочет отменять вечер с Милли с Чипом после спектакля, потому, что «он уже пообещал», а  Эприл считает, что в этом нет ничего сложного, как не видит ничего необычного и в том , что она будет содержать мужа в Париже).

Близость с Чипом –  первый случай наказания самой себя, саморазрушения героини - Чип ей противен (сразу же после секса просит отвезти  ее домой), и Эприл пошла на эту близость лишь в состоянии  сильнейшего внутреннего конфликта : жалости  и одновременно ненависти к себе (« Не могу уехать, не могу остаться….Я никому не нужна!»).

Между Фрэнком и Эприл «бушуют» чувства друг к другу, они могут быть и счастливы вместе, и доводить друг друга до бешенства. Долгое время еще одним спасением Эприл является осознание, что у нее есть любовь к мужу, и когда она  считает, что разбита и любовь (в их последней ссоре она несколько раз повторяет, что не любит Фрэнка), это для нее является еще одним сильнейшим разочарованием: на следующее утро она погибает, отыграв  в последний раз роль жены-домохозяйки  заботящейся о муже (видно,, что она играет, и ей это очень тяжело- рыдания после ухода мужа).

Обладая таким богатым личностным потенциалом, что же приводит героиню к трагическому концу? Попробуем разобраться с точки зрения ТА.

Основное состояние Эприл - Ребенок. Это видно, во-первых, по выражению лица – на протяжении всего фильма это либо радующийся Ребенок (спонтанный), что видно лишь в нескольких сценах (встреча с Фрэнком, разговор с Фрэнком о Париже, получение визы в Париж, мечты о Париже), либо Депрессивный Ребенок (Ребенок в Ребенке), и это состояние мы видим на протяжении фильма гораздо чаще  ( с начала фильма – после неудачного спектакля, и до последней сцены с Эприл, когда она смотрит на улицу и у нее начинается кровотечение). Даже когда  героиня радуется, есть присутствие этих чувств в лице (Хелен показывает им с Фрэнком их новый дом, встречаются с Чипом и Милли и рассказывают им о Париже). Это ощущение печали усиливается  создателями фильма на протяжении всей картины музыкой. Эприл  очень много курит – это тоже детское состояние. Таким образом основное состояние – это состояние Депрессивного Ребенка.

Во – вторых, поведение героини на протяжении всей картины, показывает, что жизненно важные решения принимаются также Детской частью личности Эйприл. Решение о переезде в Париж- это решение Спонтанного, интуитивного Ребенка: возбужденное состояние, когда Эприл сообщает мужу о своих мыслях, выражение ее лица. Сам  план – у нас есть немного денег (примерно, чтобы прожить полгода), я буду работать – секретари в посольстве хорошо зарабатывают (нужны ли в посольстве секретари, хватит ли этого, чтобы жить вчетвером?), ты будешь заниматься чем хотел ( не уточняется, чем именно). Здесь есть игра: вроде бы заботится о муже и его будущем (значит Родитель), на самом деле нет собственной реализованности, переезд на деле нужен ей – здесь опять виден Ребенок. Мы не видим, кроме того, что Эприл получает визу и дорожные чеки, какие еще либо действия героини (и ее мужа тоже), которые бы показали, что предпринимаются какие либо шаги в плане практической реализации их замыслов. Интуитивный Ребенок это,  конечно, лучшая часть личности человека, но она не способна просчитывать реальность, она  мечтает и догадывается. А  решение должен принимать Взрослый, взвесив все «за» и «против». Решение об аборте тоже принял Ребенок.

Совсем не видно Адаптированного Ребенка- Эйприл  ранима, в ссорах с мужем сначала пытается замкнуться («Давай помолчим»- повторяется в каждой ссоре, хотя это уже провокация – она знает, что Фрэнк не умеет останавливаться – в итоге всегда пытается уйти, убежать.  В профессии нет реализации. Даже в любительском театре Эйприл играет плохо и страдает от этого. Общение у нее тоже нет – с соседками ей не интересно, условности ей чужды. У Эприл нет подруг, и ей даже не с кем поделиться своими горестями. Единственный человек, с которым, кроме мужа, она действительно общалась и была сама собой - душевнобольной Джон.

Родитель Эприл проявляется в заботе о детях и муже (как уже отмечалось, героиня ценит свою семью). С мужем Эприл больше заботливая мать (а он часто выглядит ее сыном): она первая предлагает Фрэнку переезд, она,  как может заботится, о жизни в Париже, заказывает визы, готова содержать семью. В ссорах с мужем  в определенный момент идет переключение с Заботливого Родителя на Критического, поэтому ни одна ссора не закончилась конструктивно - идут взаимные обвинения, причем очень жесткие (перекрещивающиеся транзакции «Критический Родитель» - «Ребенок» с одной и другой стороны), они «бьют» в самые болезненные места («Ты не мужчина», «Если бы любить можно было словами, ты был бы на первом месте»), поэтому несколько раз Фрэнк готов ударить Эприл.

Но, хотя Эприл и заботливая мать для своей семьи, во время работы по дому, понятно, что эта роль –домохозяйки- ей чужда, она делает это, потому что нужно: лицо печально, мысли находятся не «здесь и сейчас», что –то все время вспоминает, рассматривает фотографии, находится в прошлом. Это означает, что ее Ребенок при этом страдает. Это не то, о чем она мечтала. «Я видела другую жизнь», - говорит она Чипу в разговоре в баре.

Несколько фактов («неожиданная» беременность, которая ведет к необходимости делать аборт таким варварским способом,  секс с Чипом, который ей скорее всего неприятен,  ссоры с мужем, которые часто ведут к «словесному» избиению друг друга)  показывают присутствие сильного Критического Родителя в отношении себя самой, который стремится наказать Эприл, что и ведет к внутреннему конфликту героини. В то же время не видно Заботливого Родителя,(который оберегает, поддерживает в трудный момент ласковым словом) - это проявляется в том, что героиня не может пожалеть себя, сказать себе самой ласковые слова, оказать поддержку самой себе. Присутствие Заботливого Родителя не позволило бы Эприл  сказать себе «Я никому не нужна»,  принять решение об аборте в таких условиях, где рядом совсем никого нет.

Взрослое состояние личности  в поведении Эприл  проявляется редко. В планах о переезде нет конкретности: чем именно буду заниматься, не выясняется конкретное место работы, чем будет заниматься муж, хотя бы примерно, насколько долго, – такой переезд могла бы себе позволить молодая супружеская пара без детей, (в разговоре с  Фрэнком звучит фраза: «Мы просто будем ходить там по улицам»). Билеты покупаются на следующее утро после первого разговора о переезде. То, что Эприл поверила в «пустые обещания» мужа говорит о том, что она не в состоянии трезво оценивать другого человека, не знает своего мужа, не может оценить его возможностей. Эприл «не заметила» того, что Фрэнк не  собирается уезжать (она уже складывает вещи и выясняет, что муж еще совсем ничего не решил,  понимает, что Фрэнк прикрывается ее беременностью). Беременность, наступившая «случайно» в такой ответственный момент, также говорит о неразвитости Взрослого состояния  героини. .

Она пытается по – взрослому реагировать, например,  в последнее утро перед смертью, когда пересиливая себя провожает Фрэнка утром на работу, и даже спрашивает о его новом занятии – компьютерах, но это лишь роль заботливой жены, потому, что после ухода мужа – рыдания (опять Детское состояние)

Как героиня структурирует время? Основное занятие Эприл – работа по дому (она домохозяйка). Но хотя это основное ее занятие, оно не любимо ею. Времяпрепровождений - немного, в основном с мужем и приятелями: выпивают в баре, ходят друг другу в гости.  Ритуалов в ее жизни тоже немного, т.к. она не  любит условностей. Пожалуй, на ритуал похоже ее первое общение с Хелен - соседка зашла пообщаться и принесла рассаду цветов, Эприл это не интересно, но она готова поддержать ритуал.

Самыми важными для героини являются моменты подлинного общения (без игр и условностей). Это проявляется в момент знакомства с мужем («мне не важно чем ты занимаешься, что тебе интересно»), в сцене общения с Джоном, сыном Хелен (Джон говорит и спрашивает о том, что ему действительно интересно, а не о том, что положено), и в общении с мужем – с ним Эприл может переживать моменты подлинной близости. Как говорилось выше, общение Эприл невелико за пределами семьи, потому, что она не приемлет неискренности и условностей – если у нее плохое настроение, она не хочет притворяться веселой при встрече с Чипом и Милли, и отменяет встречу.

Важно, что и при выяснении отношений с мужем Эприл остается искренней (Интуитивный Ребенок), не позволяет собой манипулировать,  заставляет мужа говорить о своих истинных целях:  «Ты действительно хочешь еще одного ребенка?», - спрашивает она Фрэнка, когда тот понимает, что жена готова избавиться от беременности и запрещает ей это делать или когда Фрэнк,  будто откровенничая, рассказывает жене о связи на стороне, Эприл  спрашивает: «Ты рассказал мне об этом в расчете , что я буду тебе завидовать и сразу затащу тебя в постель?».

Невозможность переезда в Париж позволила сыграть Эприл с самой собой игру «Какой ужас», для нее невозможность изменить жизнь таким способом - это трагедия (хотя понятно, что будь у Эприл развита Взрослая часть личности, то ничего трагичного в этом не было).

В смерти Эприл похоже присутствует игра «Посмотри, что я из-за тебя натворила», ведь вечером в негодовании Фрэнк произносит фразу «Я бы хотел, чтобы ты это сделала» (аборт).

Проанализируем жизненную позицию Эприл. Главным для нее было, как уже отмечалось, чувствовать особенность, непохожесть на других себя и мужа, своей семьи, т.е. она отделяет себя и мужа от остальных людей, окружающих их. Когда она рассказывает Фрэнку о возможности переезда, то звучит фраза: «Мы купились на стандартную мечту….Мы были как все».  Значит у нее есть разделение «Я»-«Ты»-«Они». Стандартная мечта и быть, как все для нее негативно. Соответственно, у Эприл есть позиция «Они» - «минус».

Собственное «Я» и «Ты» мужа в таких сценах, где они вместе проводят время, строят планы на будущее,  выглядят как «Я» - «+», «Ты» - «+». Героиня часто повторят, что любит мужа, что он для нее - самое дорогое на свете. Первая ссора, которую мы видим в начале фильма, после неудачного спектакля Эприл, показывает, что у супругов есть недовольство друг другом, но  на следующий день Эйприл не пытается выяснять отношения их, вспоминает лучшее из их прошлого с мужем. Эта ссора скорее наталкивает ее на мысль о том, что же предпринять, чтобы они с Фрэнком смогли начать все сначала,  чтобы их жизнь изменилась. Она делится планами на будущее с супругом, как уже показывалось, играя заботливую мать, готовая взять на себя обеспечение семьи, пока муж будет искать себя. Но здесь  и прослеживается игра героини – кому на самом деле нужен переезд? Если ей нужна самореализация Фрэнка, то почему так горько разочарование Эприл в разговоре с Чипом («Фрэнк молодец, знает, чего хочет, нашел свое место в жизни……ему достаточно»)? Ведь это как раз то, чего она хотела. Что изменилось?   Здесь и есть игра, которую вела Эприл с мужем. На самом деле к Фрэнку с планом о переезде обращался Ребенок Эприл, недовольный своей жизнью.  Уже в первой ссоре Эприл бросает мужу «Ты не достоин меня», дальше тезис усиливается, Эприл не раз обвиняет мужа в слабохарактерности, нерешительности. Мы видим элементы игры «Если бы не ты». А в нее по Берну, играют жены, которые подсознательно выбирают себе в мужья властных мужчин, которые  спасают их от ситуаций, пугающих женщину. Женщины используют этот факт, чтобы оправдать свою беспомощность в жизни. Эта игра применима к Эприл, хотя Фрэнк и не властный мужчина. По сути, Эприл недовольна собой: она не реализовала себя в профессии, она не может адаптироваться в социуме, она не может жить так, как хочет. Депрессивное состояние героини на протяжении картины подтверждает это предположении ( сама она конкретно не говорит об этом). Такое состояние  показывает, что «Я» Эприл в минусе. Это и подтверждает финал картины. В конце фильма мы видим позицию Эприл уже в состоянии  «Я» - «минус», «Мир» - «минус»- а это позиция самоубийцы.

Такая позиция, говорит о том, что есть решение «не жить». Это есть в ее сценарии. Жизненный опыт Эприл и ее поведение похожи на сценарий неудачницы. Эрик Берн писал: «Удачник- это тот, кто знает, что будет делать в случае неудачи, но никому не говорит об этом, неудачник не знает, что будет делать, если проиграет, но всем рассказывает, что будет делать, если выиграет». Эприл знает, что хочет уехать, и они с Фрэнком всем об этом рассказывают,  но не знает, что будет делать, если не уедет.

В целом, роли, которые играет Эприл, ее настроения совпадают со сценарием «Розовой шапочки» (Приложение 1).  По Э. Берну анализ этого сценария таков:

Роли: Добродушный Ребенок, Жертва, Спаситель (С  Фрэнком  отыгрываются все эти роли, с другими она не играет)

Позиция : «Я плачу, потому что мне худо».

Вывод: « Я накажу себя за свои слезы». Эти два тезиса строго совпадают с поведение Эприл.

Надпись на майке: «Я умный ребенок»- спереди, со спины «Но я сирота».  ( «Я никому не нужна»- слова Эприл)

Игра: «Я старалась, но у меня ничего не получилось». Совпадает с финалом – старалась избавиться от ребенка, но убила себя.

Премиальные: «Упадок духа».- постоянная депрессия Эприл.

Финал – смерть (без комментариев).

Надгробная надпись «Это был  чудный ребенок» - Чип с нежностью и грустью вспоминает Эприл после смерти.  На другой стороне камня «Я пыталась».

Итак, подводя итоги анализа поведения  героини, можно отметить:

1. Основное состояние личности –  Ребенок, от Спонтанного до Депрессивного, есть переключение на Родителя по отношению к детям и мужу. Взрослое состояние практически не развито, что и привело к «заражению» - полному захвату власти Депрессивным Ребенком над личностью Эприл. Адаптированный Ребенок также проявляется редко, что не позволяет найти для себя круг общения. Неразвитость Заботливого Родителя по отношению к себе ведет  к «разрастанию»  внутреннего конфликта: Ребенок против Критического Родителя.

2. В структуре времени основное место занимает деятельность, но эта деятельность не удовлетворяет Ребенка, поэтому возникает потребность в играх с самой собой и близкими, (чтобы была удовлетворена потребность Ребенка в признании и значимости), но игры эти деструктивны (ведут к суррогатному получению чувства значимости, через наказание себя самой и мужем, чувство жалости к себе).  Способна к близости, к подлинному общению. Ритуалы и времяпрепровождения мало интересуют героиню. Напоследок игра «Посмотри, что я из-за тебя натворила» с Фрэнком»

3. Жизненный сценарий относится к типу сценария неудачника, в котором в финале наступает смерть. Основной жизненной позицией в итоге оказывается «Я» - «минус», «мир» - «минус».

Какие рекомендации мог бы дать психотерапевт нашей героине, мы посмотрим,  проанализировав окружение Эприл.

Фрэнк

Жизнь Фрэнка запрограммирована детским решением: «Не буду таким как  папа». Он рассказывает, что раз в год отец, вывозил его в Нью-Йорк в большую жизнь, они шли в кафе и Фрэнк думал, что ни в коем случае не будет жить, как его отец. Отец работал в той же компании, где теперь работает Фрэнк, примерно  в той же должности, и живет семья Фрэнка в пригороде большого города, как когда - то в детстве жил Фрэнк. Таким образом,  он проживает жизнь именно так, как когда-то жил его отец.

Это тревожит Фрэнка. Мы видим неудовлетворенность на его лице, когда утром в числе тысяч клерков он спешит на электричке на работу в Нью-Йорк, видим скучное выражение лица , когда Фрэнк сидит в офисе, поддерживая разговоры ни о чем с коллегами. От скуки он  обращает внимание на неопытную стенографистку в офисе, пригласив которую в кафе и рассказывает о своем детстве. Он спрашивает своего босса Барта Поллака: « Вы помните моего отца?»- Фрэнк боится , что и его, через много лет не вспомнят в компании, которой он отдал всю свою жизнь.

И то, что Фрэнк неудовлетворен собой, конечно, ярче всего проявляется в семье, во взаимоотношениях с Эприл. Мы видим, как оба раздражены после неудачного спектакля Эприл. Фрэнк пытается обвинить Эприл в ее неудачах, Эприл в конце концов обвиняет своего мужа во всем. На самом деле оба понимают, что их теперешняя жизнь не то, к чему они стремились. Оба помнят, что когда - то именно Фрэнк ставил цель -  уехать в Париже, хотел «ощущать вещи по-настоящему».  Эта мечта выделяла его. Эприл полюбила своего мужа именно за эту мечту (  в минуту, когда он делится с ней , он для нее  «самый удивительный человек»). Почему же желая всем сердцем жизни необычной,   Фрэнк идет тем же путем, что и его отец. Попробуем разобраться.

Обычное состояние нашего героя так же, как и у Эприл - Ребенок.           Спонтанный Ребенок, когда знакомится с  Эприл, на вечеринке ( «чем занимаешься?», - «Я свободный художник»), когда мечтает, говорит о Париже. И здесь они с Эприл счастливы, понимают друг друга (параллельные транзакции). Когда Эприл предлагает мужу все же не оставлять своих мечтаний, напоминает, что у него когда то была мечта, мы видим то же лицо юного мальчика. Они снова вместе с Эприл. Но только теперь этот мальчик похож на сына своей жены. Она говорит, что будет заботиться о муже, содержать семью, и Фрэнк недолго раздумывая, принимает эти предложения ( решение принял Ребенок). Он еще ничего не предпринял, но уже на следующее утро  Фрэнк рассказывает о своем переезде в Париж на работе.  С таким же упоением супруги делятся планами с Чипом и Милли, смеются вместе с Эприл над своими приятелями, снова мечтают. Они счастливы в этих мечтаниях, и когда Эприл принимает роль Заботливой мамы своего мужа, они также довольны друг другом.

Кроме  семьи, на работе Фрэнк тоже  Ребенок : времяпрепровождение со своими приятелями, интрига со стенографисткой, выговор от шефа за плохую работу. Только когда поступает предложение о новой работе, когда Фрэнк понимает, что нужно принимать какое-то решение о своей будущей жизни с Эприл, мы видим лицо даже не Взрослого человека, а задумавшегося Ребенка.

Адаптированный Ребенок во Фрэнке тоже неплохо развит. Фрэнк общителен, у него много приятелей. Он, как уже описывалось, соблюдает условности. Кроме того, не забудем, что  Уиллеры имеют хороший дом, машину,  содержит жену и двоих детей - с общей точки зрения, он не хуже, чем все.  Этот образ жизни мало устраивает Эприл, она называет это «стандартной мечтой», но Фрэнк в общем понимании реализован как мужчина. Но он пришел к этому возрасту (герою исполняется 30 лет) и положению в обществе не как Взрослый ( поставил себе такую цель и достиг ее), а как Ребенок, так как не желал этого, а просто шел по стандартному сценарию. Этим и объясняется недоумение Фрэнка, как он мог оказаться на том же месте, что и его отец. Мечта о  Париже была ( т.е. образ  другой жизни был), но не было программы, как этот образ достичь, решения, которое должен принять Взрослый.

Проблемы Фрэнка как раз и  начинаются,  когда нужно перейти во Взрослое состояние: когда поступает предложение о новой работе, когда нужно  продумать переезд  на новое место, когда нужно принять решение с Эприл о переезде вообще. И если в плане работы и своей будущей жизни герой все же смог трезво оценить реальность.- он  остается в Америке, на прежнем месте, потому, что  предлагаемое боссом  новое дело (торговля компьютерами) обещает быть очень перспективной, то во взаимоотношениях с женой герой так и не смог вырасти из мальчика во Взрослого мужчину.

То, что Фрэнк «взрослеет», видно в момент, когда получив конкретное предложение от Барта Поллака, остается допоздна на работе, наговаривает слоган на диктофон: «Знаешь, что имеешь, знаешь, что хочешь получить, знаешь, как это получить – это контроль качества». Эти слова – четкое выражение оценки реальности при принятии решения Взрослым, и Фрэнк понял, прочувствовал это состояние.

Но  с Эприл Фрэнка мы взрослым так и не видим. Они умеют быть с супругой счастливыми детьми.  Но Фрэнк долго не может сказать супруге о предложении босса (она узнает о нем случайно, из разговора Чипа с Фрэнком), т.е. не может выти из состояния Ребенка (что скажет «мама?»), и если выходит, то в состояние Родителя от Заботливого ( тогда он обращается к Ребенку Эприл , и они находят общий язык, транзакции параллельны), до Критического, и тогда неизбежна ссора, так как транзакции становятся пересекающимися. Более того, при выяснении отношений и взаимных обвинениях, супруги в конце концов переходили в состояние Ребенка в Ребенке (  переходят на крик, Фрэнк несколько раз готов ударить Эприл, не слышат друг друга ). Причем  Критическим Родителем Фрэнк бывает чаще. Заботливый  Родитель проявился в сцене, когда Эприл сообщает мужу о неожиданной беременности, и Фрэнк говорит « Не переживай, мы что-нибудь придумаем». На самом деле, это была  игра, так как Фрэнк понял, что заботой о жене можно объяснить перемену решения о переезде, тогда как на самом деле истинная причина была в нерешительности самого Фрэнка ( то, что Фрэнк чувствует себя виноватым и боится обвинений в трусости доказывает последняя встреча с Джоном, когда тот напрямую спросил Фрэнка об истинной причине их отмены переезда, чем взбесил Фрэнка) во –первых, а во вторых,  в той же самой невозможности перехода обоих во Взрослое состояние, в котором каждый бы высказал в спокойной форме свои желания и опасения. Эта невозможность быть выслушанной, и постоянная критика Фрэнка, как только он не знает, что ответить жене в разговоре, уход от прямого разговора и послужили тому, что Эприл не чувствовала опоры в супруге в трудный период своей жизни.

У Фрэнка нет четкого понимания своей супруги. Его чувства к ней амбивалентны: он одновременно переживает противоположные чувства к своей жене: пытается утешить после неудачного спектакля, и тут же говорит о бездарности Эприл,  действительно переживает за здоровье жены, и тут же в пылу ссоры бросает (об аборте): «У меня есть новость, я хотел бы, чтобы ты это сделала!». Все это показывает незрелость чувств Фрэнка, у него нет сформировавшегося отношения к своей супруге.

Как было сказано выше, работа Фрэнку не доставляла удовольствия, поэтому не была основным занятием в жизни, хотя и занимала много времени. Работа – это  времяпрепровождение Фрэнка, соответственно – сосед по столу рассказывает,  сколько вчера выпил и как ему плохо, после работы с приятелями – в пивной «по стаканчику». Так же как и у Эприл, страдает Ребенок из-за нелюбимого дела.

Общение Фрэнк поддерживает активно, но нет стремления к истинному общению: с Чипом и Милли общаются, но тут же может посмеяться над ними.

Игры и времяпрепровождения в жизни Фрэнка играют большее значение, нежели в жизни Эприл. С женой – игра «Дорогая». Фрэнк несколько раз на протяжении фильма так обращается к жене.  При этом,  за внешними желанием утешить жену, скрывается как раз та деталь, которая как он знает и беспокоит жену наиболее сильно - ее нереализованность в профессии. По Э.Берну, причиной такого поведения мужа является депрессивное состояние жены, что мы и наблюдаем у Эприл.

Сценарий  Фрэнка до смерти жены – это сценарий Неудачника. И его поведение подтверждает это. Он ставит цели, и не достигает их, при этом всем сообщает, что будет делать в случае победы, но не знает, что ему делать, проиграв. Он мечтает о Париже, сообщает об этом будущей жене и ничего не делает, чтобы уехать туда. Они строят с женой планы о переезде, и Фрэнк уже на следующее утро сообщает всем о них. И, главное, Фрэнк с детства не хотел повторить судьбу отца, и до 30 лет повторял ее.

После смерти Эприл мы узнаем, о том, что Фрэнк все-таки уехал жить в Нью-Йорк, и торгует компьютерами. Конечно, Эприл сама выбрала свою судьбу, но если бы ее супруг мог выслушать  жену раньше, взял бы контроль над ситуацией в свои руки, возможно,  они бы изменили свою жизнь вместе.

После смерти жены Фрэнк может сменить сценарий Неудачника на сценарий Непобедителя. Он получает хорошо оплачиваемую и интересную работу, переезжает жить в большой город. Но своей главной мечты- переехать в Париж – не достигает.

Основной жизненной позицией Фрэнка все-таки осталась позиция «Я»- «+», «Мир»-«+», хотя колебания позиции есть у «Я» с плюса на минус.

Итак, подводя итог вышесказанному можно выделить:

1. Основное состояние личности Фрэнка –Ребенок, от спонтанного до  адаптированного. Реже проявляется Ребенок в Ребенке. Критический Родитель проявляется  в отношениях с женой. Взрослое состояние развито плохо, но проявляется в принятии решений (выбор занятия, смены работы, смог достичь определенного положения)

2. Основное  занятие  - времяпрепровождение.

3. Игры  имеют значение в жизни Фрэнка, но не решающее.

4. Жизненный сценарий до смерти жены был сценарием неудачника, но встреча со смертью изменила его.

Чип и Милли

Та семья, и тот образ жизни, от которого так бежала Эприл - это семья Чипа и Милли, их приятелей и соседей. Эта пара –ровесники Уиллеров, но  очень отличаются от них. Их  жизнь уже сложилась, и расписана на многие годы вперед. Дом в пригороде, четверо детей, которыми занимается Милли, Чип их содержит. Они- Родители, и это основная их роль. Мечты юности еще немного тревожат Чипа – он вместе с Фрэнком был в Париже, но отгоняет мысли о нереализованных мечтах, говорит , обсуждая с Милли, что идея Уиллеров о переезде- выдумка, фантазерство. Это, конечно, неправда. Иначе, отчего такой грустный взгляд бросает Чип на дом Уиллеров.

Чипу очень нравится Эприл, она противоположность его жены, она и есть его мечта о другой жизни, напоминание о несбывшемся. После смерти Эприл Чипу трудно вспоминать о ней, и он просит жену никогда больше не говорить об Уиллерах.

Сама по себе обычная, устроенная семейная жизнь не страшна и не ужасна, вопрос в том, как относится к ней ее владелец, какие чувства она в нем вызывает. Если он доволен ею (т.е.доволен его Ребенок), то это его выбор, его счастье. Само по себе  оно не хуже любого другого. Но в словах Чипа  чувствуется фальшь. Они с Милли врут друг другу, говоря о пустой выдумке Уиллеров с переездом в Париж. Отсюда - слезы Милли, ее непонятная ей самой грусть. Они боятся признаваться друг другу в недовольстве своей жизнью. Фальшь Чипа чувствуют и дети: на его вопрос «Как дела?», ни один из четырех даже не поворачивает головы. Они знают, что отца не интересуют их дела в данный момент (они просто смотрят телевизор), просто он привык говорить, не то, что чувствует. Он привык врать себе и другим. Вот этого  больше всего боялась Эприл. – не чувствовать, что живешь, буквально не жить своей жизнью, только жизнью детей. Они с Фрэнком бегут от этой «безнадежной пустоты», когда вся жизнь известна до самой смерти.

Сценарий Чипа и Милли - это сценарии Непобедителей. Они не ставят большие цели, поэтому и не проигрывают.

Хелен и Джон

Соседка Хелен со своим мужем, и сыном Джоном, как уже было описано, соседи Уиллеров. Но они старше, их сын, ровесник - Фрэнка и Эприл.  Это тоже модель «нормальной семьи», но только в более зрелом возрасте, это финал жизни, от которой бегут Уиллеры. Хелен - агент по недвижимости. Они с мужем  хорошо обеспечены. Хелен уже ни о чем ни мечтает. Ее основное состояние Родитель,  причем этот родитель готов научить «как нужно» жить всех и каждого. К Эприл в первый раз она приходит с цветами, чтобы та их посадила и хорошо поливала, «тогда они будут красивые, как у меня». Хелен знает, как жить не только ей , но и ее сыну, у которого «эмоциональные проблемы», потому что «он не такой как все, много ездил по свету». Здесь вранье достигает гигантских размеров, потому, что иначе нужно будет поставить под сомнение свою состоятельность, как матери, поэтому лечебница для душевнобольных называется «замечательным местом», а у сына после курса химиотерапии, после которой он больше не сможет заниматься своей работой, будучи талантливым математиком, «будет все в порядке, все наладится». Соответственно отношения сына с матерью, когда они приходят в гости к Уиллерам – это постоянный поединок (мать в Критическом Родителе, который постоянно провоцтрует Дьвола в Ребенке Джона).

Роль отца в этой семье очень маленькая - в картине его ни разу даже не называют по имени.

Сумасшедший сын Хелен,  Джон,   всю жизнь борется  со сценарием, приготовленным для него матерью, но в результате все  равно проигрывает. А проигрывает, потому что живет по антисценарию – назло матери. Сначала он был для нее просто Ребенком, а потом стал Сумасшедшим Ребенком. Он  не становится на Взрослую позицию, и в этом его проблема. Он может быть другим ( с Фрэнком и Эприл они прекрасно общаются), но предпочитает оставаться для матери сумасшедшим, чтобы наказать ее (перекрещивающиеся транзакции Критический Родитель  - Ребенок).  Он говорит матери то, что она на самом деле думает, постоянно раскрывая ее вранье,  ( передразнивает мать, когда та пытается говорить о погоде в гостях у Уиллеров,  смеется, видя замешательство матери, когда та узнает о переезде соседей в Париж). Джон говорит, и то о чем боится сказать себе Фрэнк (истинная причина его нежелания  ехать в Париж), и то, о чем боится сказать себе Эприл  - что их будущий с Фрэнком ребенок никому не нужен. Он говорит об этом жестоко «Я рад, что я не этот ребенок».

На самом деле Эприл опасна для таких людей, как Хелен, так как ее жизненные устремления подрывают устои их жизни : жить, как все, не выделяться , не показывать, что чувствуешь. И  Хелен  после смерти Эприл, признается, что Эприл ей никогда не нравилась, якобы потому, что та не следила за  своим домом и запустила его.  Мы понимаем, что их неприязнь лежит глубже. Это две разные жизненные позиции, два разных мира.

Как решить проблему?

Жизненная позиция  Я - «минус», Мир – «минус», в которой находится Эприл – это позиция человека, находящегося в депрессивном состоянии. Последователи Берна терапевты Боб и Мери Гулдинги, считают такое состояние результатом раннего негативного решения о самоубийстве под влиянием  родительского приказания «Не живи» (Сгинь, Умри) и это решение  о самоубийстве (физическом или духовном) входит в их сценарий, являясь его финалом. Это одно из основных, чаще всего подсознательных, убеждений, и все остальные убеждения, решения, позиции, выбор спутников жизни только служат  подтверждением жизненной  позиции человека. Поэтому,  основной целью психотерапии депрессивной личности в рамках ТА является осознание основного сценарного решения  и уже только  на основе этой работы- заключение контракта психотерапевта с клиентом о необходимых последнему изменениях. Подчеркнем, что без осознания своего сценария вся работа, направленная на выявление транзакций, игр может быть пустой, так как, образно говоря, не меняется   точка отсчета. Сам Эрик Берн писал, что человек в своей жизни принимает разные решения, что делать в промежутке между рождением и смертью, но самое главное, самое важное решение: жить или не жить. Далее решается как жить, с кем, и т.д.  до каждодневного решения - что делать сегодня. Все последующие решения зависят от первого. Нужна длительная   работа для осознания этого убеждения, которая может проходить по следующему плану:

1. Ознакомление  клиента с теорией ТА, которая специально ( на этом заострял внимание Эрик Берн) изложена вполне доступным языком.  Автор транзактного анализа настаивал, чтобы и клиент, и терапевт обладали полной информацией относительно того, что происходит в их совместной работе. Это вытекает и из основного принципа ТА о том, что все люди ОК и все способны мыслить самостоятельно.

2. Определение собственных Эго- состояний клиента с помощью специальных техник (например,  дать задание постоянно отслеживать свои состояния наедине и в общении (например ответная реакция на какой-либо стимул, показывает, в каком состоянии находится человек), вечером составлять  эгограмму – графически изображать количество времени, проведенном за сутки в каждом Эго-состоянии).

Здесь очень важно, выяснить, понимает ли клиент, какое его состояние соответствует структуре личности ТА. Например, он может принимать состояние Контролирующего Родителя за состояние Взрослого. В беседе с терапевтом  клиент может описывать, что угодно, например, как он прожил вчерашний день, и терапевт заостряет внимание клиента на словах, позе, интонации, показывая и проговаривая с клиентом его состояния.

3. Помочь клиенту определить свой жизненный сценарий. В нашем случае очень важно отыскать тот образ в сознании Эприл, который ведет ее к самоубийству. Либо это может быть какая-то сказка с плохим концом, либо она ассоциирует себя с некой героиней, закончившей жизнь трагически. Либо в сознании есть непосредственно голос кого-то из родителей, который прямо или в другой форме говорит «Не живи». Я бы сказала, что это основная задача такого процесса психотерапии.

Кроме этого, Эприл очень часто говорит, что «не хочет жить, как все». Это уже детали сценария, отвечающие на вопрос: «Как надо жить». И здесь тоже терапевту необходимо проработать позитивный вид образа, как хотела бы жить героиня. Сложность заключается в том, что в окружении Эприл нет семейных пар, или людей, на которых она могла бы ориентироваться. Режиссер не вводит образец в фильм.

Героиня стремится в Париж, но конкретного образа жизни в другом городе они с мужем тоже не рисуют. Как я уже писала, она собирается содержать семью, работая секретарем. Понимает ли она, как может стать ее жизнь при этом насыщеннее и интересней? Насколько  при этом будет удовлетворена потребность в самореализации? Насколько долго она сможет терпеливо относиться к своему супругу, зная, что тот занимается лишь собой.  Все эти вопросы психотерапевт мог бы задать своему клиенту при подобном консультировании.

Нужно отметить, что  осознание приказания «Не жить»  может быть длительным процессом. Как пишет Р. Кочюнас, [ , стр. 200],  депрессивным пациентам нужны частые и продолжительные встречи. Это состояние характеризуется еще и тем, что мыслительные процессы замедлены. У клиентов утерен вкус к жизни, им кажется все бессмысленным, даже то, что раньше привлекало. В состоянии депрессии индивид считает свое восприятие мира единственно правильным, а периоды жизни без депрессии представляются ему иллюзией. Таким образом, даже если  взаимодействие с психотерапевтом налажено, новый приступ депрессии может повергнуть  пациента в еще худшее состояние, так как он  будет считать и достигнутые успехи иллюзией. В такие моменты клиенту важно понимать, что он снова входит в сценарий  и снова проигрывает свои детские страхи [ 3, стр. 522]. Тем не менее человеку необходимо разъяснить , что мы можем развить наше сознание и именно в эти моменты расшифровывать наши ранние решения. Эрик Берн вводит также понятие «сценарных сигналов»- это те телесные признаки, указывающие на то, что человек вошел в сценарий. Это может быть глубокий вздох, изменение и напряжение какой-то части тела. По-видимому, в детстве принимаются решения не только в отношении сознания, но и в тела.

После того, как клиент ознакомлен с теорией ТА, умеет обнаруживать свои Эго- состояния, понимает, что такое Взрослое состояние, хотя бы частично прочувствовал свой  сценарий – только после этого терапевт и клиент могут заключить контракт на изменения, т.к. контракт заключается во Взрослом состоянии личности (т.е., если клиент находится в депрессии, а это состояние Ребенка, контракт заключать нельзя).

По Берну, он включает в себя:

- участвующие стороны;

- что они собираются делать вместе;

- сколько на это потребуется времени;

- какова цель или результат этого процесса;

- насколько это будет полезно или приятно клиенту.

В зависимости от того, каких бы целей хотели добиться стороны, дальнейшая работа могла бы включать в себя разные аспекты. В нашем случае терапевту  нужно научить клиента получать поглаживания, когда это необходимо. Последователь Э.Берна, Клод Стайнер предположил, что когда мы были детьми, наши родители внушили нам пять запрещающих правил поглаживания:

- не давать поглаживаний, когда их нужно давать;

- не напрашиваться на поглаживания, когда ты в них нуждаешься;

- не принимай поглаживаний, если ты нуждаешься в них;

- не отвергай поглаживаний, когда ты в них не нуждаешься;

- не гладь себя сам.

Последний запрет проявляется в том, что человек не может сам себя пожалеть (в частности, у Эприл плохо развито состояние Заботливого Родителя).

Кроме этого работа психотерапевта и Эприл могла бы включать в себя:

1.  Рисование собственной сценарной матрицы.

2. Ломка паттернов сценарного поведения.

3. Обнаружение и разрушение драйверов.

4. Составление сценарного опросника.

5. Работа со своей системой Рэкета.

7. Анализ игр.

Подробные техники работы по данным пунктам есть на сегодняшний день в литературе.

Остановимся немного подробнее на анализе игры нашей героини.

Как уже было сказано, в сценарии «Розовой шапочки», который подходит для для описания сценария Эприл, есть игра «Я старалась…..». Этот тезис совпадает с  драйвером  «Старайся» (или «Пытайся»), который разрушается Антитезисом «Делай». Антитезис для разрушения игры мог бы быть таким же.

Кроме этого, психотерапевт мог бы обратить внимание на взаимоотношения Эприл с супругом, так как это единственный человек из окружения, кого любит Эприл. Фрэнк, кстати,  предлагает Эприл посещать психотерапевта. Муж мог бы стать ее опорой  для выхода из депрессии.

Просмотров: 1216
Категория: По направлениям » Трансактный анализ




Другие новости по теме:

  • Нарицын Н. Н. Психологическая близость. Что это такое?
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Драницына Марина. "Возьми себя в руки", или Все, что нужно знать о стрессе
  • Готлиб Татьяна. Игры, в которые играет с нами судьба, или что такое жизненный сценарий
  • Шецов А.В. «Что-то со мной не так» или Родительские предписания
  • Папуш М. П. Что делать с Эриком Берном
  • Борисов Д. Е. Вирус зависимости или что находится внутри драматического треугольника
  • Хлебова Вероника. А что у нас с сексом?
  • Стюарт Ян, Джойнс Вэн. Жизненный сценарий. Как мы пишем историю своей жизни
  • Петровский Вадим. Трансактный анализ - это игра на всех психотерапевтических инструментах
  • Шмаков В. М. Взаимодействие между преподавателем психологических дисциплин и обучаемым как основа развития его личности
  • Нечестная игра как способ жизни
  • Кремнева Ася, Алтухова Наталья. Как переписать сценарий жизни? — 4 практические рекомендации
  • Пьер Николь. Вымогательство (рэкет) в сфере образования. Как защитить себя от вымогательства
  • Хлебова Вероника. Когда нужно сохранять отношения?
  • Смелых Любовь. Как люди манипулируют друг другом: кто Преследователь, кто Жертва, кто Спасатель...
  • Гросс Бригитте. Сказки как указание на жизненный сценарий, идентификации и другие перенятые чувства
  • Как изменить судьбу, или к гадалке не ходите!
  • Нарицын Н. Н. "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КУПОНЫ". Чем их можно "отоварить" и как их "стригут"?
  • Молярук Александр. Банальный сценарий беспомощности. Вы все еще «играете» в Спасение?
  • Доктор Стивен Карпман (Stephen B. Karpman, M.D.) Когда разговор о потребностях и обидах не работает
  • Как попробовать разгадать свой сценарий?
  • Чиркова М. А. Сказкотерапия как метод работы с жизненными сценариями
  • Вербова Изабелла. Сценарий жизни - жизнь течет по запрограммированному пути?
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Маслов М. Н. Сценарий жизни и судьба. Механизмы развития и реализации сценария жизни
  • Анализ игр как метод транзактного анализа
  • Хлебова Вероника. Как вырастить внутреннего Взрослого
  • Болтян В.А. Когда мы итожим…
  • Литвак М.Е. Игра «все из-за тебя»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь