На береге крутом слёт птиц различных был. Для всех вокруг «базаром птичьим» слыл. Уж сотни лет там птицы проживали, кормились, вылуплялись, умирали. Случалось разное, но коль являлся враг, то, вскорости бежал от яростных атак, кляня и место то, и оную землицу, где поднимались все, чтоб защищать и биться! Там было много птиц, и видов, и пород. И всякий за базар, за коллектив был горд. Свой берег берегли, птенцов приумножали, обычаи других терпели, уважали. Ходили по гостям, учили молодняк. Решали сообща, коль было что не так.
Поморники, Сова и жадные Песцы мечтали о базаре, подлецы!
- Ах-ах! Какая рыба там и крабовы гнездовья?! Беспомощных птенцов какое поголовье?! На берегу в камнях, моржей тела могучи. А значит, комаров и мошек разных тучи. Где тучи мошкары там рыбы неоглядно! - так говорил Песец, от зависти понятно! Базарных стая птиц злодеев не пускала: крылами била их, щипала, и клевала.
И вот в недобрый день Поморник хитрозадый собрал Сову с Песцом и заявил:
- Ребята! Мы каждый, и не раз, базаром птичьим биты и изгнаны. Да как!.. Лишь чудом не убиты! Чего скрывать, дружки! Там наши интересы. Пора объединять усилия, повесы! Тут сложно и толпой расправиться с базаром. По одному ж переть, лишь надрываться даром!..
- Всё это знаем мы, – Песец протявкал резко, -Что делать? Говори! И чтоб звучало веско!
- Вот я и говорю: чтоб сгинула преграда, их надо разделить, всех перессорить надо! Друг дружку, коль начнут хоть в чём-то обвинять, сплоченья рядов им точно не видать!
Полярная Сова промолвила:
- Угу! На чём поссорить их, придумать не могу?
- Легко поссориться на разных видах веры. – Поморник говорит - В различиях пород... Здесь не бывает меры! Гнев может вызвать всё - и место для гнезда, привычки разные и разная еда, спор в поисках тепла безветренного места. Раздор от тесноты . Кто любит жить совместно?
Нам надо из всего разжечь меж них конфликт.
Добрососедство дурь, бред, глупость и реликт! Так и решили - Породить сомненья, меж кланов создавать общественное мненье.
Решили, сделали: вот гад-Песец сидит и зависть шумных кайр к всем прочим бередит:
- Чего ж вы от воды гнездитесь так далёко? Считай на выселках! А у Гагар широко! У Альбатросов гнёзда не в пример – побольше будут да…»
- …Баклан ваш лицемер! -в другом углу кудахтала Сова – Сам под себя гребёт, а всё слова, слова. Хапуга ваш Баклан, подлец, урод вонючий! Не в грош не ставит Чаек и Конючий.
Песец, перебежав и к Ржанкам, и к Ипаткам, сочувствовал двоим:
- …Живётся вам не сладко! У вас скала, а у Гагар песок. Вот вам бы так пожить? Погреться хоть часок!
Короче, их затея удалась. На птичьем скопище волынка началась. Про дружбу позабыв, все птицевы породы вдруг вспомнили всю дрянь, что в них копилось годы. И принялись друг дружку обвинять, охаивать, ругать и укорять.
Переругались «в дым» и стали мир делить, где бегать, где летать, где гнёзда вить, где плыть. Птенцов забыли, гнёзда побросали, доказывали в раже, глотки рвали.
Их Морж остановил:
- Пока вы здесь кричите, песцы чинят разор. Поморники, смотрите, – побили всех птенцов, яиц клюют остатки. И совы тут как тут! Да, будет вам не сладко! Коль не помиритесь вам здесь не быть, не жить. Яиц не сохранить, детишек не взростить. Вам будет некогда. Вы будете ругаться... - Морж проч поплыл. - Счастливо оставаться! Обидно всё ж! Хороший был союз, а раскололся как простой арбуз, – закончил. - Сообща вы мощь, кулак, оплот! Сам каждый по себе, вас всякий заклюёт.
Так и произошло: пока они ругались, без гнёзд, и без яиц, и без птенцов остались!
© Зайцев Ю. А. 1994 г.