Снятие психологических зажимов у детей

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 1115

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


1. Разминка

Приветствие.

а) Игра, направленная на снятие психологических зажимов и на повышение самооценки.

Игра «Кораблекрушение».

Психолог:
«Все участницы делятся по номерам: первые и вторые. Первые номера исполняют роль матерей. Вторые – их детей. Представьте, что все вы вместе плывёте на комфортабельном теплоходе. Мамы с детьми займите исходные позиции (участницы группируются), а теперь прогуливайтесь по палубе теплохода (может звучать приятная музыка)».

Вдруг психолог резко меняет голос: «С нами произошло несчастье! О ужас! Мы тонем! Что нам делать? (обращается к родительницам) – Да делайте же что-нибудь!»

Психолог наблюдает за действиями участниц группы и отмечает внутренне тех, кто не растерялся и предпринял решительные шаги для своего спасения и спасения своего ребёнка.

б) упражнение на развитие телесного контакта.

«Передача чувств прикосновениями».

Психолог предлагает одной из участниц стать в центр группового круга и закрыть глаза. Все остальные участницы должны к ней подойти по очереди и передать с помощью прикосновений одно из четырёх чувств: страх, радость, любопытство, печаль. О том, какое именно чувство ему будет передано, участницы сговариваются в тайне от водящего. Задача водящего – определить по прикосновениям, какое чувство ему передавалось.

2. Основная часть

Цель: оптимизация супружеских и внутрисемейных отношений, коррекция взаимоотношений между матерью и ребёнком.

Психолог читает стихотворение М.Борисовой «Уходят не тогда, когда уходят…»:

Уходят не тогда, когда уходят.
Совсем иначе это происходит.
Каким-то утром, праздничным ли будним,
Он встанет и умыться не забудет.
И зубы жёсткой щёткою почистит,
И выключатель сломанный починит.
За завтраком газету почитает,
Прикинет, как идёт футбольный счёт.
И вдруг увидит: женщина чужая
Тарелку держит: «Положить ещё?»
А дальше всё останется, как было:
Не вспыхнет стол малиновым огнём,
И в ванной не окаменеет мыло,
«Семейное» - написано на нём.
И станут годы скатываться в забыть.
Покой, густея, зацветёт в дому,
А женщина начнёт всё время зябнуть,
Сама не понимая, почему.
И муж непьющий, и достаток нажит,
А всё как бы в предчувствии дождя…
А это он ушёл. Ушёл однажды.
И двери не захлопнул, уходя.

Психолог предлагает участницам для обсуждения вопросы:

Что вы понимаете под супружескими отношениями?
Влияют ли на воспитание ребёнка отношения между его родителями? Если да, то каким образом?
Что на ваш взгляд составляет фундамент семейных отношений?

Участницы обсуждают характеристики, определяющие гармоничность супружеских отношений: любовь, доверительность (открытость), конструктивный и рефлексивный характер их общения, умение реагировать на эмоциональное состояние друг друга (эмпатия), супружеская совместимость (гармоничное сочетание различий личностных качеств супругов и сходства приобретённых в их совместной жизни).

Родительницам предлагается «сконструировать» из названных характеристик «Дом счастливого супружества». Можно сопровождать выбор характеристик наводящими вопросами, суждениями. Например: «Что может составить «фундамент» благополучного супружества? (любовь)»;«Какая из характеристик супружеского общения иллюстрирует, на ваш взгляд, его открытый, искренний характер? (доверительность)»; «Современные исследователи семьи утверждают, что сильная любовь делает брак менее стабильным, так как провоцирует завышенные взаимные требования супругов, чрезмерные ожидания, боязнь потерять любовь. Согласны ли вы с этим?»; «Что может быть гарантом супружеской гармоничности? (супружеская совместимость)»;

«Социолог Я.Н. Соловьёв утверждает, что «супружеская уступчивость не беспринципность, а высший принцип». С какой характеристикой супружеского общения можно соотнести это высказывание? (конструктивность). Аргументируйте свой выбор»; «Бывают ли такие ситуации, когда вы ловите себя на мысли: «Это он специально делает так, чтобы позлить меня». Часто ли вы используете фразы, как: «Это всё из-за тебя», «Посмотри, что ты наделал», «Это ты меня втянул» и т. п. Эти фразы-манипуляции как бы позволяют уйти от ответственности, возложив её на другого, и оправдать своё поведение».

Психолог просит родительниц найти оптимальный способ поведения в следующих ситуациях:

Муж уже много раз обещал сделать кое-что по дому, но ничего не сделал. Вы…
Муж давно просил зашить ему брюки. Сегодня он хотел надеть их, но они оказались незашитыми. Он высказывает своё недовольство, хотя знает, что вы были заняты Вы…
Приятель мужа позвонил и попросил вас передать кое-что мужу, как только тот вернётся домой. У вас было много дел и вы вспомнили об этом только поздно вечером. Муж был очень недоволен и резко сказал, что ваша необязательность уже не в первый раз ставит его в неловкое положение. Вы…

Психолог предлагает родительницам высказать своё согласие (несогласие) с мнением психолога А.Варги о том, что «сценарий будущей семейной жизни наших детей начинает закладываться в родительской семье характером супружеских отношений отца и матери».

Психолог знакомит участниц с результатами тестирования детей психологом (тест «Грустная мама») с целью изучения особенностей восприятия и интерпретации ими отношений между родителями. По желанию участниц психолог может индивидуально ознакомить с результатами тестирования их ребёнка.

3. Аутотренинг

Осуществляется по той же схеме.

Цель: формирование позитивных установок и образов, вызывающие положительное, оптимистичное ощущение и настроение.
Тема: «Зимняя дорога». Музыкальное сопровождение: Г.Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.
Психолог:

«Закрыли глаза…Расслабились…Перед вами дальняя дорога. Морозное утро. На солнце серебрится снег. По широкому белоснежному полю бежит тройка. Под полозьями саней скрипит снег. Лёгкий морозец румянит ваши щёки. Сани подпрыгивают на ухабах. Вам легко и привольно. Вдали темнеет лес. Вам свободно дышится. Родная природа радует глаз и вашу душу. Душа, как и тройка, как бы становится крылатой: летит и летит по блестящему и серебристому ковру. Где-то в выси голубизна неба. Привольно, просторно, спокойно. Только снег скрипит под полозьями саней. Позади остались тревоги и заботы. Не будем думать о том, что осталось позади. Главное – что теперь и что будет. Теперь вам очень хорошо. А тройка мчится вперёд…

Глубоко вздохните…Откройте глаза».

После проведения музыкальной релаксации психолог задаёт следующие вопросы каждой из родительниц:
Смогли ли вы отключиться от реальных проблем. На какое время?
Смогли ли отдохнуть во время релаксации?
Возник ли в вашем сознании предлагаемый психологом образ?
Какие другие образы возникли во время релаксации?
Какой характер этих образов: положительный или отрицательный?

5. Подведение итогов занятия

Домашнее задание: запишите те слова, которыми вы поддерживаете сами себя, проговариваете их в трудные минуты вашей жизни.
Прощание.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Возможность попытаться переосмыслить свои жизненные позиции и мировоззренческие установки
  • Обсуждение проблемных ситуаций семейного воспитания
  • Развитие умения разбираться в собственных чувствах и эмоциональных состояниях
  • Совершенствование ощущений и чувств ребёнка
  • Развитие самоутверждения и повышение самооценки
  • Упрочнение контакта с другим человеком
  • Развитие умения «вслушиваться» в свои чувства для тренинга развития детей испытывающих трудности адаптации
  • Понимание особенностей взаимоотношения со своими детьми
  • Эмоционально-экспрессивное развитие детей. ЗАНЯТИЕ 3
  • Формирование самооценки и отношения к себе. ЗАНЯТИЕ 7
  • Развитие внимания и позитивного мышления
  • Формирование положительного отношения к самому себе. ЗАНЯТИЕ 4
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Выявление ориентаций, расширение представления о себе. ЗАНЯТИЕ 20
  • Умения снимать напряжение, умения соотносить свои замыслы с замыслами других детей
  • Развитие временной ориентации. ЗАНЯТИЕ 18
  • Развитие объёма внимания, пространственной ориентации. ЗАНЯТИЕ 6
  • Тематический план групповых занятий, развитие детей испытывающих трудности адаптации
  • Развитие устойчивости, распределения внимания, логического мышления. ЗАНЯТИЕ 7
  • Формирование самоиронии у ребенка. ЗАНЯТИЕ 5
  • Развитие умения видеть в себе и в других людях некоторые черты характера
  • Создание ёплой атмосферы в отношениях между детьми
  • Развитие концентрации, объёма и распределения внимания. ЗАНЯТИЕ 2
  • Формирование адекватной самооценки - диагностика. ЗАНЯТИЕ 11
  • Уманец Дарья Сергеевна. Тренинг «Я, ты, он, она»
  • Умения выполнять действия по аналогии, саморегуляция. ЗАНЯТИЕ 12
  • Развитие тактильных ощущений, переключения внимания. ЗАНЯТИЕ 20
  • Утверждение значимости отдельной личности. ЗАНЯТИЕ 10
  • Создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе
  • Развитие умения расслабляться, снимать психо-эмоциональное напряжение, формирование чувства уверенности в себе
  • Развитие эмпатических способностей, развитие воображения, словесно-логического мышления
  • Стимулирование общения, развитие памяти, внимания, логического мышления, воображения, мелкой моторики, усидчивости
  • Ягнюк К.В. Прививка от супружеской неверности или о мужских и женских потребностях в браке
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Развитие языка жестов, мимики. ЗАНЯТИЕ 2
  • Помочь ребёнку увидеть черты характера. ЗАНЯТИЕ 13
  • Развитие зрительной и смысловой памяти, мышления. ЗАНЯТИЕ 17
  • Развитие коммуникативных навыков, тактильных ощущений; повышение самооценки; развитие эмоциональной сферы
  • Распределения внимания, наблюдательности, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 4
  • Артур Вафин. Психолог — политик, тактик, стратег и адвокат
  • Условия для знакомства детей в микро-группе. ЗАНЯТИЕ 1
  • Развитие концентрации, распределения внимания, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 16
  • Развитие устойчивости внимания и смысловой памяти. ЗАНЯТИЕ 5
  • Преодоление эмоций страха и собственной несостоятельности. ЗАНЯТИЕ 8
  • Преодоление эмоций страха и собственной несостоятельности. ЗАНЯТИЕ 8
  • Формирование видеть и адекватно оценивать человека. ЗАНЯТИЕ 12
  • Развитие оперативной памяти, логического мышления. ЗАНЯТИЕ 10
  • Формирование выражать чувства и мысли. ЗАНЯТИЕ 15
  • Знакомство, сплочение группы, диагностика. ЗАНЯТИЕ 1
  • Эмоционально-экспрессивное развитие, овладение элементами саморегуляции, развитие ассоциативного мышления, внимания



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь