Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 3676

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Пояснительная записка.
Одной из актуальных проблем в настоящее время является изучение психики человека, возможностей человека. Социальная значимость темы определяется тем, что в настоящее время общество нуждается в людях, гармонично развитых во всех отношениях. Это касается любой сферы жизни. Современные школьники стремятся узнать о себе больше для успешного выбора жизненных целей.

Поиски ответов на вопросы и выполнение заданий по данной Программе - это увлекательное занятие и одновременно существенный элемент изучения психологии.

Цель - расширение и углубление знаний учащихся о психической деятельности человека.

Задачи:

развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной направленности и пр.);
формирование общих представлений учащихся о психологии как науке; оказание им помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и к самому себе;
развитие интереса познания себя и других людей, умения использовать психологические знания с прикладными задачами, с практикой общения и деятельности в коллективе;
формирование собственной культуры самопознания, саморазвития и самовоспитания;
развитие желания работать над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны.

Занятия по данной Программе способствуют развитию психологических знаний, самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки); помогают раскрыть сущность личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций); способствуют развитию эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений ) и пониманию чувств и переживаний других людей.

Программа предполагает дискуссии, сюжетно – ролевые игры, в ходе которых учащиеся будут иметь возможность проверить эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения. В занятия включён блок упражнений и игр, способствующих развитию внимания, памяти, мышления, воображения; упражнений и игр, требующих взаимодействия и сотрудничества детей, совместного поиска решений или их вариантов, соревновательные ситуации и т.д.

Данная программа ориентирована на групповую форму работы. Возраст детей: 10 - 11 лет. Численность группы - 15 человек (подбор детей по интересу). Программа рассчитана на 144 ч. и включает в себя 60 занятий. Частота групповых встреч – 2 раза в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия – 80 - 90 минут.
Срок реализации программы – 1 год.

Структура занятия, методы и техники:
В структуре урока выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми:

1. Теоретическая часть.
2. Групповые дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.
3. Практическая часть:
- Ролевые игры (разыгрывание ситуаций, психологические упражнения).
- Работа по теме занятия (объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение и / или обсуждение, благодаря которому учащиеся получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой.

Основное содержание занятия представляет собой теоретическую часть и совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. В ряде занятий использован элемент сказкотерапии: в сказочные истории «вплетены» игры и психотехнические упражнения, направленные на коррекцию и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников, коммуникативных навыков. Для поддержания групповой динамики на занятиях используются различные виды работ: ритуал приветствия и прощания, разминочные упражнения, игры, требующие взаимодействия и сотрудничества детей, совместного поиска решений или их вариантов, соревновательные ситуации и т.д.

Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети.

Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Определённые разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.

Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, мини-лекций, направленных на решение задач данного развивающего комплекса.

Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.

Требования к результатам занятий.

Учащиеся должны знать:
- понятие термина «психология», что изучает;
- место психологических знаний о человеке в процессе социализации личности;
- о роли своих возможностей и способностей в развитии личности человека;
- понятия самовоспитания, способностей, характера.

Учащиеся должны научиться:

- развивать культуру общения: умение высказывать своё мнение;
- развить интеллектуальные способности;
- анализировать и обобщать информацию, полученные данные о себе, делать по ним выводы;
- использовать полученные знания для саморазвития и самовоспитания.

Формы подведения итогов реализации программы:

самопрезентация;
устный опрос;
игры, упражнения;
диагностика;
выполнение творческих работ;
собеседование.
Автор материала: Дятлова Марина Георгиевна



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Структура занятий по развитию ребёнка в домашних условиях
  • Программа по коррекции и развитию внимания
  • Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2 –3 классы). Введение.
  • Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Раздел четвёртый. Общение и взаимодействие для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Раздел третий. Личностные особенности для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Раздел пятый. Потребности. Мотивы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Учебная программа «Удивительный мир общения»
  • Ленгард Софья Ильдаровна. Программа занятий по развитию произвольной памяти детей дошкольного возраста
  • Обучающая программа «Введение в психологию» для учащихся 9-х классов
  • Анализ эффективности результатов занятий психолога
  • Организация групповой работы занятий "Детское общество"
  • Программа «Удивительный мир общения» для учеников. 7-Х КЛАССЫ
  • Программа психологической коррекции эмоциональной сферы подростков 14 - 16 лет с интеллектуальными нарушениями. "Планета эмоций"
  • Тренинговые занятия с родителями первоклассников испытывающих трудности адаптации
  • Раздел второй. Психические процессы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Программа формирования регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе
  • Психолого-педагогическая развивающая программа «В поисках призвания»
  • Программа элективного курса по психологии ориентированная на изучение личностных особенностей, интересов и склонностей подростков – учащихся 9-х классов.
  • Программа индивидуальной профилактической работы, психолого – педагогического сопровождения, несовершеннолетнего «группы риска» "Преодоление"
  • Образовательная программа по адаптации для детей с нарушением зрения. Презентация №1
  • Программа психокоррекционной помощи подросткам с ограниченными возможностями здоровья «группы риска»
  • Сухорукова Алена Александровна. Коррекционно-развивающее занятие «Космическое путешествие в царство мебели»
  • Формирование эмоциональной устойчивости учащихся 7-х классов к коммуникативному стрессу. Проект психолога и педагога.
  • Программа «Психология общения» для учащихся. 4 КЛАССЫ
  • Тематический план деятельности детей в группе
  • Борисова Екатерина Борисовна. Конспект занятия развивающего «Знакомство с водой» (2-3 года)
  • Жирнова Ольга Валерьевна. Сценарий открытого занятия с детьми 2-3 лет на тему «В зимнем лесу»
  • Алимова Яна Владимировна. ПРОГРАММА по театрализованной деятельности детской театральной студии «Не маска, а живое лицо»
  • Елена Кривошеева. Конспект занятия по развитию познавательных способностей детей 6-7 лет «Где живет синий слон?»
  • Рубанова Людмила Борисовна. Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей у детей дошкольного возраста с ЭВС
  • Тематический план групповых занятий, развитие детей испытывающих трудности адаптации
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Развитие познавательных способностей учащихся 2 класса
  • «Подготовка к школе: занятия с психологом». Программа дополнительного образования
  • Козлова Тамара Ромилловна. Конспект открытого интегрированного занятия по формированию эмоционально-волевой сферы и развитию лексико — грамматических средств языка с детьми средней коррекционно-развивающей группы «Я – человек»
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Богданова Лариса Викторовна Капырина Татьяна Александровна. Дополнительная образовательная программа «Я ПОЗНАЮ МИР»
  • Пирогова Татьяна Васильевна. Общая структура образовательной программы в ДОУ.
  • Мария Борисова. Занятия по логоритмике, как средство повышения музыкальной, двигательной и речевой активности у детей
  • Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 1-ых классов в адаптационный период
  • Развитие познавательных способностей учащихся. 2-3 КЛАССЫ
  • Макарова Диана Викторовна. Занятие по «Психологии общения» для подготовительной группы «Все люди отличаются друг от друга своими качествами»
  • Дятлова Светлана Леонидовна. Конспект комплексного корекционно – развивающего занятия для детей с ОВЗ «Вместе – мы сила!»
  • Харитонова Татьяна Леонидовна. Конспект комплексного занятия с детьми 3–4 лет «Мишка в гости к нам пришел»
  • Венера Шаймарданова. Коррекционно-развивающая программа «Ничуть не страшно»
  • Формирование адекватной самооценки - диагностика. ЗАНЯТИЕ 11
  • Главный Редактор. Организация занятий английского для дошкольников
  • Исламгулова Венера Назировна. Дидактическая игра «Теремок для зверей»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь