Организация групповой работы занятий 'Детское общество'

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 2100

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Основная задача в управлении детским коллективом заключается в обучении и воспитании у детей умений и навыков группового взаимодействия. Организуя такую работу, взрослый (педагог, психолог, воспитатель) должен преследовать следующие цели:

Научить детей правильно распределять между собой роли в совместной деятельности и выполнять свои ролевые обязанности.
Научить детей умело общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие отношения.
Научить детей создавать в группе эмоционально благоприятные личные взаимоотношения.
Научить каждого ребёнка быть независимым в коллективе, преследуя личные цели, в то же время не ущемлять интересы других членов группы.
Научить детей слушать других и высказываться самим, доказывать свою правоту и признавать правильность позиций других людей.
Научить детей подчиняться заданным правилам совместной игры, быть хорошим исполнителем.

При правильной организации такая работа идёт на пользу всем членам коллектива, обеспечивая социальную и моральную поддержку и способствуя развитию каждого как личности.

Важным условием хорошего взаимодействия являются благоприятные личные взаимоотношения членов группы. Поэтому необходимо также учить детей устанавливать хорошие личные контакты, располагать к себе людей, создавать и поддерживать у них хорошее настроение. Это требует усвоения детьми приёмов эмоционального благоприятного межличностного общения. Особую задачу составляет воспитание у ребёнка способности оставаться в коллективе свободной, независимой личностью, не обезличиваться и не утверждать своё личное «Я» за счёт свободы и подавления личностей в других людях, нарушая их интересы.

В совместной деятельности нередко возникают споры, противоречия во взглядах, которые могут, если их своевременно не снять, перерасти в конфликт, завести совместную деятельность в тупик. Имея в иду природную импульсивность детей, их эмоциональную экспансивность и несдержанность, неумение контролировать свои действия и поступки, важно как можно раньше научить детей следовать определённым правилам в спорах и дискуссиях – таким, которые предупреждают возникновение конфликтных и тупиковых ситуаций в совместной деятельности.

Что же даёт групповая форма работы? Дети не всегда в состоянии осознать, проанализировать, а тем более устранить причины своих коммуникабельных затруднений. На занятиях ребёнок видит, что и у других людей бывают такие же проблемы, и что другие дети считают их наличие вполне естественным явлением, которое вовсе не нужно скрывать от окружающих.

В развитии группового процесса можно выделить два этапа: диагностический и коррекционный.

1. Диагностический этап – это, прежде всего самопознание. Каждый участник занятия в процессе его проведения вынужден задуматься над своими индивидуально-психологическими особенностями, оценить их, определить к ним своё отношение. Всё это обеспечивается использованием игр, в ходе которых участники получают от своих партнёров соответствующую «обратную связь», причём более интенсивную и концентрированную, чем это имеет место в обычной жизни. Наряду с самодиагностикой, в процессе работы: происходит и «внешняя» диагностика – познание взрослым индивидуально-типологических особенностей участников занятий.

2. На коррекционном этапе групповая работа направлена на исправление недостатков, выявленных на диагностическом этапе. Коррекционный эффект достигается за счёт получения и осмысления новых знаний как о себе, так и о других членах группы.

Решение обеих задач – психодиагностической и психокоррекционной – достигаются путём организации жизни группы по определённым правилам, основанным на взаимопонимании, желании помочь и понять друг друга, эмоциональной поддержке, создании климата доверия.

Усилия взрослого должны быть направлены на формирование у детей уважительного отношения друг к другу, на осознании ценности каждого, на разрушение неадекватных стереотипов.

Основным методом психологических занятий являются групповая дискуссия и ролевая игра в их различных модификациях и сочетаниях. В групповой дискуссии дети имеют возможность высказать своё мнение по обсуждаемой проблеме. Они учатся формировать свои мысли, аргументировать своё мнение, спорить, критиковать точку зрения других, не переходя на «личности». Сущность ролевой игры состоит в следующем. Взрослый подбирает проблемную ситуацию, актуальную для всех участников игры. Однако, в отличие от групповой дискуссии, эта ситуация не обсуждается, а разыгрывается по ролям. Каждый участник игры ведёт свою роль в соответствии со своими творческими возможностями, характером, социальными установками, пониманием данной роли. Играя под руководством взрослого, дети учатся входить в роль, импровизировать, отвлекаться от сиюминутного настроения. После каждой игры проводится обсуждение. Дети делятся впечатлениями о том, как они себя чувствовали в той или иной роли. Это даёт возможность развивать психологическую наблюдательность, научиться объяснять поведение других людей.

Разработанная программа предназначена для работы психолога или воспитателя с детьми 6-7 лет и имеет цель: гармонизация межличностного взаимодействия между детьми подготовительной группы детского сада.

Задачи программы:

Переориентация недоброжелательного отношения к «непопулярным» детям со стороны других детей.
«Расшатывание» симптома фиксации ролей, создание условий: каждый ребёнок может быть как ведущим, так и ведомым.
Овладение положительными способами сотрудничества.
Обучение детей реализации игровых замыслов, стимулирование к придумыванию собственной игры.
Воспитание самоорганизованности и самоконтроля.
Переориентация самовосприятия ребёнка: интерес к своему внешнему виду, личным достоинствам.
Обучение способам разрешения конфликтов.

Программой предусмотрено 20 занятий. Занятия проводятся раз в неделю по 30 минут. Численность группы 11-13 человек.

Основные критерии формирования группы:

Учёт статуса детей в коллективе. «Не принимаемые» дети включаются в группу с теми ребятами, которые являются для них объектом выбора.
«Лидеры», не выбирающие друг друга включаются в одну группу.

Работа осуществляется с помощью игровых методов, групповой дискуссии, сказкотерапии, проективных методов рисуночного и вербального типов, речевой игры, элементов психодиагностики, элементов психогимнастики.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Макарова Диана Викторовна. Занятие по «Психологии общения» для подготовительной группы «Все люди отличаются друг от друга своими качествами»
  • Структура занятий по развитию ребёнка в домашних условиях
  • Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Потапенкова Евгения Ивановна. РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
  • Программа по коррекции и развитию внимания
  • Лавренова Ирина Михайловна. ПРОЕКТ 'Семья'
  • Красильникова Сауле Тлектесовна. Конспект совместной деятельности с детьми средней группы «Моя семья»
  • Латышова Ольга Викторовна. Непосредственно – образовательная деятельность с детьми старшей группы «Путешествие в хвойный лес»
  • Мутыгулина Гюзель Салимгареевна. Роль сюжетно-ролевой игры в индивидуальном развитии детей дошкольного возраста.
  • Гребнева Вера Юрьевна. Развитие творческого мышления в начальной школе
  • Осокина Екатерина Андреевна. Сюжетно-ролевая игра и воспитатель
  • Антонова Светлана. Формирование коммуникативных умений дошкольников посредством игры
  • Екатерина Яр. Консультация для воспитателей детского сада «Значение игры для всестороннего развития ребёнка»
  • Писарева Людмила Викторовна. Консультация для педагогов ДОУ «Игра — школа детского общения»
  • Шаманаева Альсия Кадеровна. Воспитание дружбы между детьми младшей группы.
  • Шумакова Галина Анатольевна. Игры для развития памяти у дошкольников
  • Сагитова Расима Ришатовна. Требования к дидактическим-обучающим играм для математического развития детей 1-ой младшей группы.
  • Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2 –3 классы). Введение.
  • Кольцова Ирина Александровна. Лекционно-практическое занятие «Семейное счастье, в чём оно?»
  • Кулагина Евгения Владимировна. Как научить ребёнка здороваться
  • Боровых Олеся Михайловна. Организация предметно-развивающей среды в младшей группе.
  • Преодоление эмоций страха и собственной несостоятельности. ЗАНЯТИЕ 8
  • Преодоление эмоций страха и собственной несостоятельности. ЗАНЯТИЕ 8
  • Вырмаскина Оксана Евгениевна. Паспорт проекта совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы «Волшебные фигуры»
  • Анализ эффективности результатов занятий психолога
  • Семенова Ирина Викторовна. Сообщение на педагогическом совете по теме: «Роль игры в воспитании положительного отношения к школе».
  • Ломакина Наталья Леонидовна. «Игры-путешествия, как организация совместной деятельности взрослого и ребёнка»
  • Сосенкова Анастасия Витальевна. Спортивный праздник «Малые Олимпийские игры»
  • Кыткина Марина Николаевна. «Роль родителей в развитии игровой деятельности детей»
  • Помозова Маргарита Геннадиевна. Игровая деятельность детей раннего развития во второй младшей группе детского сада
  • Матвеева Наталия Филипповна. Развивающие игры для детей 5-6 лет.
  • Боргоякова Лилия Васильевна. Особенности формирования коммуникативных компетенций детей раннего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры
  • Осокина Екатерина Андреевна. Презентация 'Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевой игры'
  • Стоян Анжела Григорьевна. Конспект «Сюжетно ролевая игра «Все на ярмарку», для детей второй младшей группы, с 3 – 4 лет».
  • Михайлова Виктория Сергеевна. Особенности организации интерактивных форм взаимодействия с семьёй
  • Братчаночка. Конспект организации совместной трудовой деятельности с детьми средней группы. Тема: 'Ох, ох. ох, ох дети сеяли горох'
  • Семина Наталья Васильевна. Проект с детьми старшей группы «Как помочь Капризке?»
  • Куркова Наталья Игоревна. «Компьютерные игры на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
  • Обучение адекватным способам взаимодействия – взаимопомощи. ЗАНЯТИЕ 19
  • Авдеева Марина Юрьевна. Статья на тему: «Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей старшего дошкольного возраста»
  • Программа психокоррекционной помощи подросткам с ограниченными возможностями здоровья «группы риска»
  • Заславская Татьяна Юрьевна. «Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры»
  • Наталья Биркель. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
  • Гнедовская Надежда Геннадьевна. Образовательный проект «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей»
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Костыгина Юлия Юрьевна. Организация сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе.
  • Программа психологической коррекции эмоциональной сферы подростков 14 - 16 лет с интеллектуальными нарушениями. "Планета эмоций"
  • Чернышова Нина Ивановна. «Зашифруй своё имя!» Или как научить ребёнка разгадывать ребусы



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь