Обратная связь


Анализ коммуникаций в группах и организациях с помощью опросника К.Томаса (в концептуальных моделях ТА)

Автор: Соковнина М.С.   

К. Томас выделяет сле­дующие способы регулирования конфликтов:
соперничество
(соревнование, конкуренция) как стремление добить­ся удовлетворения своих интересов в ущерб другому; приспособление, означающее принесение в жертву собственных интере­сов ради другого; избегание, как отсутствие стремления  и к кооперации, и к достижению собственных целей; сотрудничество, как стремление прийти к альтернативе, полностью удовлетворяющей интере­сы обеих сторон: и компромисс (1). Четыре из этих способов регулирования конфликта (соперничество, приспособление, избегание и сотрудничество) можно  рассмотреть как фундаментальные стратегии, характерные и вытекающие из основной «жизненной позиции», концепция о которой разработана в транзактном анализе. Жизненная позиция с нашей точки зрения определяет и выбор стратегии и выбор соответствующего ей сценария.  Взгляды разных авторов (2) в транзактном анализе различаются относительно того, что из этих компонентов личности первично, а что вторично, но всеми признано, что они связаны (коррелируют)  друг с другом. (характер этой связи отражен в таблице 1).

Таблица 1.

Позиция Стратегия Сценарий

Я-ОК, ты - ОК

Сотрудничество

Победителя

Я-ОК, ты - не ОК

Соперничество

Труженика

Я не - ОК, ты - ОК

Приспособление

Банальный

Я  - не  ОК, ты – не ОК

Избегание

Проигрышный


Новое, что предлагает автор данных тезисов – это использовать идею, что имеется не три, а четыре типа сценария, соответственно четырем основным жизненным позициям. Исходя из вышеуказанного, на основе диагностики используемых в группе или организации стратегий можно делать предположения о сценарии группы, организации и соответственно об их продуктивности и способности достигать цели. Таким образом, опросник К. Томаса можно использовать для организационного анализа.
Получаемые с помощью опросника К. Томаса данные могут быть использованы также для анализа особенностей коммуникации, информационных процессов и транзакций внутри организации, так как каждая из перечисленных стратегий может быть рассмотрена как специфичная коммуникация. В этом случае мы будем рассматривать единицу коммуникации – транзакцию (состоящую из двух элементов- стимула и реакции) – как она осуществляется или искажается в контексте той или иной из упомянутых стратегий. Так, например, при использовании стратегии сотрудничества индивидуум для решения возникшей проблемы дает другим информацию о своих потребностях (стимул), но также открыт к тому, чтобы получать информацию от других (реакция). При использовании стратегии избегания информационный обмен отсутствует полностью (нет ни стимула, ни реакции). При использовании стратегии соревнования, соперничества, сверхконтроля индивидуум «посылает» стимул, но реакции других не принимаются в расчет. При использовании стратегии приспособления индивидуум воспринимает стимулы от других, но сам не дает на них ответной реакции, и сам активно не посылает стимулы других. Все эти особенности транзакций в контексте стратегий могут быть также представлены, как особенности преобладающих информационных потоков внутри организации. Такая модель организации дает возможность вносить организационные рекомендации по изменению информационных потоков внутри организации, с целью повышения ее эффективности.
Пример исследования. Сотрудники одного из государственных дошкольных учреждений выполняли анонимно Тест Томаса. Усредненный профиль позволил выявить преобладание в поведении сотрудников стратегии избегания (7,4 балла). На втором месте оказалась стратегия компромисса (7, 1 балла), на третьем - сотрудничества (6,3 балла) и на последнем – соперничества (2,6 балла). Преобладание стратегии избегания в учреждении свидетельствует об особых трудностях вносить какие бы то ни было изменения, поскольку эта стратегия основана на жизненной позиции «я не ок – ты не о ок», и она не случайно имеет название «бесплодной». Также необходимо отметить, что низкий уровень соперничества в этих условиях является неблагоприятным показателем, так как свидетельствует о подавляемом и вытесняемом гневе, который будет искать и находить скрытые неконструктивные формы выражения. Данный показатель дает также возможность предположить, что лидер вышеупомянутого учреждения авторитарен (агрессия подавлена).
Как направления работы в данном коллективе могли бы быть рекомендованы тренинги, направление на повышение самооценки сотрудников.
Полученные с помощью теста Томаса данные подтверждались и наблюдениями поведения сотрудников в рамках организации.
Дальнейшее развитие идей о понимании взаимосвязи стратегий и позиции возможно, с нашей точки зрения, через концепцию К. Давидсона (3) о «Трехмерном ОК».

Литература:
Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. В кн. Райгородский Д.И. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», «2002», стр.470-476
Стюарт Я и Джойнс В. Современный транзактный анализ. С-Пб., Социально - психологический центр, 1996.
Davidson, C (1999) I m Polygonal, OK. INTAND Newsletter, 7(1), pp.6-9

Опубликовано в:
Коммуникативные технологии в современном мире.//Материалы Международной научно-практической конференции. –СПб., ООО Издательство «ОМ-Пресс» 2006. С.64-65.
Сведения об авторе:
Соковнина М.С., педагог-психолог высшей категории, член Санкт-Петербургского объединения транзактного анализа, филиала Европейской ассоциации транзактного анализа
Просмотров: 1172
Категория: По направлениям » Трансактный анализ




Другие новости по теме:

  • Борисов Д. Е. Вирус зависимости или что находится внутри драматического треугольника
  • Анализ игр как метод транзактного анализа
  • Шецов А.В. «Что-то со мной не так» или Родительские предписания
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Готлиб Татьяна. Игры, в которые играет с нами судьба, или что такое жизненный сценарий
  • Хлебова Вероника. Как мы попадаем «в Жертву» и каковы ее любимые сценарии?
  • Драницына Марина. "Возьми себя в руки", или Все, что нужно знать о стрессе
  • Нарицын Н. Н. "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КУПОНЫ". Чем их можно "отоварить" и как их "стригут"?
  • Кремнева Ася, Алтухова Наталья. Как переписать сценарий жизни? — 4 практические рекомендации
  • Олейник А. Н. Позиционный анализ как средство деятельности сотрудника ОВД в ситуациях конфликтов
  • Как изменить судьбу, или к гадалке не ходите!
  • Толопило Анатолий. Манипуляции в продажах, или как противостоять скрытому влиянию со стороны покупателей
  • Макарова Г. А. Консультирование в концепции трансактного анализа при переживании горя
  • Папуш М. П. Что делать с Эриком Берном
  • Толопило Анатолий. Как хвост машет собакой, или методы противостояния манипулятивному воздействию со стороны подчинённых
  • Смелых Любовь. Как люди манипулируют друг другом: кто Преследователь, кто Жертва, кто Спасатель...
  • Нарицын Н. Н. Психологическая близость. Что это такое?
  • Штайнер Клод. Покорность, или почему мы допускаем контроль со стороны других
  • Шмаков В. М. Взаимодействие между преподавателем психологических дисциплин и обучаемым как основа развития его личности
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Чиркова М. А. Сказкотерапия как метод работы с жизненными сценариями
  • Перминова Н. А. Трансактный анализ, как метод психотерапии
  • Гулдинг Мэри М. Краткосрочная терапия изменения решения при лечении клиентов, пострадавших в детстве от насилия
  • Иванова Н.В. Сценарий начинается с... или транзактный анализ для непосвященных
  • Как попробовать разгадать свой сценарий?
  • Стюарт Ян, Джойнс Вэн. Жизненный сценарий. Как мы пишем историю своей жизни
  • Гросс Бригитте. Сказки как указание на жизненный сценарий, идентификации и другие перенятые чувства
  • Хлебова Вероника. А что у нас с сексом?
  • Кривова Ольга. ТА как контрактный метод



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          
    <НА ГЛАВНУЮ>