Психологическая программа развития познавательных процессов и речи для будущих первоклассников

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 4365

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Пояснительная записка
Наиболее важным возрастным периодом в развитии познавательных процессов является детство ребенка. Особенно хорош возраст от 3-х до 7-ми лет для развития восприятия и памяти. Изменение этих психических особенностей происходит под влиянием той деятельности, которую он осваивает на данном возрастном этапе. Включение в учебный процесс игр и упражнений для развития познавательных процессов и речи не только содействует психическому развитию дошкольника, но и перестраивает саму моторику, обеспечивая быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение действий и умений самостоятельно принимать решения и действовать в условиях стремительно меняющейся окружающей обстановки.
Задача педагога-психолога состоит в том, чтобы с первых дней пребывания ребенка в гимназии способствовать созданию благоприятных условий для его обучения. Психологическая помощь в адаптации к новому дому, новой социальной роли, новому педагогу, новому коллективу сверстников, новому режиму и порядкам, оцениванию своих первых шагов. С первых шагов детям обязательно нужна психологическая поддержка.
Выделяются три основных направления, по которым должна проходить адаптация ребенка в школе:
1. Это общее развитие. К тому времени, когда ребенок становится школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Здесь очень важно развивать умение действовать во внутреннем плане, т.е. производить некоторые действия в уме, опираясь на имеющийся у ребенка запас знаний и умений. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта.
2. Это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка младшего школьного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует, не умеет. Это умение совершенно необходимо выработать, равно как и умение, более широкого плана - делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя и не хочется.
3. Формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки - дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.


Цели программы:
1. Оказание психологической помощи и поддержки будущим первоклассникам в быстрой адаптации к новым условиям.
2. Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, творческого воображения, логического мышления и др.).


Программа позволяет решить следующие задачи:
1. Способствовать общему развитию старших дошкольников для более быстрой адаптации в гимназии.
2. Подготовить ребят через развитие произвольности (целеполагания, умения доводить начатое дело до конца) повысить уровень школьной мотивации.
3. Способствовать развитию зрительной и слуховой памяти; всех свойств внимания (распределение, устойчивость, объем, концентрация, переключаемость).
4. Через игровые задания способствовать развитию творческого и воссоздающего воображения; восприятия пространства (величины, формы, расстояния, местоположения и пространственных отношений между предметами).
5. Помочь будущим первоклассникам в развитии логического мышления и речи.


Программа развивающих занятий допускает возможность изменения и структуры, и отдельных игр, и элементов занятий и временных рамок, и количества занятий.
Каждое задание удовлетворяет требованию поэтапного увеличения сложности. Это позволяет максимально четко и поэтапно развивать и корригировать функции внимания, а также отрабатывать усидчивость и контроль двигательной активности. Кроме того, уменьшаются затраты на адаптацию материала и его усвоение детьми. Логика построения занятий: каждое занятие, несмотря на общее название, развивает сразу несколько функций, например, память и внимание, мышление и речь. Так как все психические познавательные процессы взаимосвязаны и влияют друг на друга, то интегрированный подход позволяет наиболее оптимально использовать упражнения, достигая, тем самым, наилучшего результата. Каждое занятие включает в себя элементы 4-х блоков (1 блок - развитие ощущения и восприятия, 2 блок - развитие внимания и памяти, 3 блок - развитие мышления и воображения и 4 блок - обучение умению быть учеником). Это сделано для удобства в работе при использовании программы.
При составлении программы были использованы разработки следующих авторов: О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаева, И.М.Первушина. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2009.; Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2009.; Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. – М.: АРКТИ. – 2008.
По результатам внедрения программы ожидается развитие у детей рефлексии, а также умения переносить полученные навыки и знания на учебный процесс.
Возрастной состав: 6-7 лет.
Программа рассчитана на 30 часов работы. Длительность одного занятия — 30 мин. Занятие проводится 1 раз в неделю.
Содержание программы:
1 блок – Развитие перцептивных процессов: ощущения и восприятия. Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию в новой обстановке, полноценное физическое и психическое развитие. В старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет) знания о предметах и их свойствах расширяются и организуются в систему, что позволяет использовать их в разных видах деятельности. Незавершенность в развитии процесса восприятия ведет к задержке в развитии других познавательных процессов.
2 блок – Развитие внимания и памяти. Внимание включено во все познавательные процессы и проявляется в любой сознательной деятельности. Внимание характеризуется определенными свойствами – избирательностью, объемом, распределением, концентрацией, устойчивостью, переключаемостью. В результате постоянной тренировки внимания у детей должна развиться наблюдательность как черта личности. Память развивается в деятельности. На занятиях особое место занимает развитие двигательной памяти. Высокий уровень ее развития позволит детям 6-7 лет осваивать сложные движения, выполнять их быстро, точно, с меньшим напряжением, гибко изменять освоенные действия.
3 блок – Развитие мышления и воображения. Мышление является самым важным процессом познания, результатом которого является мысль, выраженная в словах. Воображение тесно связано с формированием мышления. Старший дошкольный возраст является сензитивным (чувствительным) – для развития воображения. В 5-6 лет у детей происходит постепенный переход от непроизвольного запоминания и воспроизведения к произвольному, что создает основу для развития творческого воображения.
4 блок – Обучение умению быть учеником. Помочь будущим первоклассникам в формировании собственного эффективного стиля деятельности, а так же научить опираться на свои индивидуальные особенности и возможности. Сформировать мотивационную направленность у детей учиться. Сделать обучение более продуктивным, привлекательным и легким.
Учебно-тематический план
№ Тема Цели
и задачи занятий Кол-во
часов
1 блок Развитие перцептивных процессов: ощущения и восприятия. Формирование перцептивных процессов обеспечит накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию в новой обстановке, полноценное физическое и психическое развитие. 8
2 блок Развитие внимания и памяти 1.Развитие некоторых свойств внимания, необходимых для успешной учебы в школе: объем и распределение, концентрацию и устойчивость, переключаемость и наблюдательность.
2. Развитие зрительной, слуховой и двигательной памяти для быстрого освоения нового материала. 8
3 блок Развитие мышления и воображения. 1. Формирование словесно-логического мышления выражающееся через развитие речи.
2. Развитие творческого воображения. 8
4 блок Обучение умению быть учеником. 1. Развития мотивации к обучению.
2. Развитие саморегуляции.
3. Изучение правил и норм поведения ученика. 6
ИТОГО: 30


Методическое обеспечение программы
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
- по ходу занятия проводятся минутки отдыха.
В структуре каждого занятия выделяются основные этапы:
- приветствие;
- рефлексия предыдущего занятия;
- основное содержание;
- рефлексия текущего занятия;
- прощание.
Дидактический материал:
- Тетрадь для рисования. Серия «Рабочие тетради дошкольника» «Развиваем творческие способности. Часть 1, 2».
- Тетрадь для рисования. Серия «Рабочие тетради дошкольника» «Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. Часть 1, 2».
- Серия «Папка дошкольника» «Ребусы, игры, головоломки».
- бланки диагностических заданий.
Техническое оснащение занятий:
- краски, кисточки,
- цветная бумага,
- музыкальный центр,
- музыкальные диски с детской и релаксационной музыкой,
- бланки методик и анкет,
- дополнительные методические материалы к занятиям (распечатки картинок, рисунки, таблицы и пр.),
- конспекты занятий.
Список литературы:
1. Бурменская Г.В. Психологическое обследование детей дошкольного – младшего школьного возраста: Тексты и методическое пособие. – М.: УМК «Психология», 2003 год.
2. Газета "Школьный психолог" 2005-2006 гг.
3. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития.- М.: «Альфа», 1994г.
4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ.вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
5. Особенности психического развития детей 6-7-и летнего возраста под ред. Эльконина Д.Б.- М.: «Педагогика», 1989 г.
6. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших учебных и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.
7. Сальникова Н. Работа с детьми. Школа доверия.- СПб.:«Питер», 2002 г.
8. Семаго М.М., Семаго Н.Я., Ратинова Н.А., Ситковская О.Д.. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения. – М.:Айрис-пресс, 2005 год.
9. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
10. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2009.
11. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. – М.: АРКТИ. – 2008.
12. Хухлаева О.В., О.Е.Хухлаева, И.М.Первушина. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2009.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 73 г. Ижевска.
Автор материала: Журавлева Марина Юрьевна.
Место работы, должность: МОУ СОШ № 73, педагог-психолог



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тематический план занятий программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся
  • Малинина Виктория Александровна. Развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста
  • Тематический план деятельности детей в группе
  • Бунчеева Любовь Валентиновна. Развитие внимания и воображения, дошкольников по средствам развивающих игр.
  • Савченко Ольга Васильевна. Математическое и сенсорное развитие детей дошкольного возраста 5-7 лет Тема: Развитие логики и внимания
  • Хасаншина Ольга Азатовна. Развитие познавательной личности детей 5 – 6 лет
  • Развитие познавательных способностей учащихся 2 класса
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Баталова Ирина Владимировна. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Елена Кривошеева. Конспект занятия по развитию познавательных способностей детей 6-7 лет «Где живет синий слон?»
  • Кольвейвина Анастасия Владимировна. Использование здоровьеформирующих технологий на занятиях и в повседневной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения
  • Чернова Алла Андреевна. Развитие зрительной памяти и воображения детей с задержкой психического развития.
  • Васильева Алина Владимировна. Конспект образовательной деятельности подготовки детей к школьному обучению для детей старшего дошкольного возраста с использованием мультимодальных арт-технологий «Знакомство с Лесной школой»
  • Калиничева В.В.. Родительское собрание «Развиваемся, играя!»
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Развитие познавательных способностей учащихся. 2-3 КЛАССЫ
  • Карпушева Наталья Николаевна. Образовательный проект «А не станем мы скрывать, стихи мы любим рисовать»
  • Дмитрина Ирина Александровна. Развитие и коррекция памяти детей
  • Алимова Яна Владимировна. ПРОГРАММА по театрализованной деятельности детской театральной студии «Не маска, а живое лицо»
  • Коляйчева Ксения Юрьевна. План театрализованной программы
  • Харитонова Татьяна Леонидовна. Конспект комплексного занятия с детьми 3–4 лет «Мишка в гости к нам пришел»
  • Маханова Юлия Борисовна. Презентация «Школа для родителей будущих первоклассников»
  • Гайнутдинова Ольга Борисовна. Конспект занятия по развитию познавательных способностей детей старшего возраста по сказке «Маша медведь»
  • Лукьянченко Ольга Алексеевна. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «СУНДУК СО СКАЗКАМИ»
  • Наталия Лермонтова. Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
  • Каталкина Римма Львовна. Методическая разработка 'Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста'
  • Жирнова Ольга Валерьевна. Сценарий открытого занятия с детьми 2-3 лет на тему «В зимнем лесу»
  • «Подготовка к школе: занятия с психологом». Программа дополнительного образования
  • Ксения Олеговна Кукарцева. Конспект НОД «Помогая другим – развиваюсь сам»
  • Ерофеева Елена Николаевна. «Развитие логического мышления дошкольников через игру в шахматные шашки»
  • Никитина Анна Валерьевна. Техника «плотного раскрашивания» в работе педагога-психолога ДОО
  • Ирина Дорошина. Психологические основы формирования словаря детей дошкольного возраста
  • Байбулатова Гулия Вакилевна. Развивающий коврик «СКАЗКИ»
  • Шишманян Анаид Ншановна. Физическое развитие младших дошкольников
  • Слепухина Мария Сергеевна. Конспект по художественному эстетическому развитию (нетрадиционное рисование — ниткография) Тема: «Фентези»
  • Тимофеева Софья. Развитие внимания у детей 3-4 лет на комплексных занятиях в детском клубе (саду)
  • Галина Васильевна Смирнова. Развивающие тренажёры
  • Ямгутдинова Елена Анатольевна. Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3-4 лет»
  • Раздел пятый. Потребности. Мотивы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Раздел второй. Психические процессы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Дидактическая игра «Волшебные палочки»
  • Ушакова О.С. Развитие речи детей 3—5 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации
  • Треничева Оксана Александровна. Педагогическая статья 'Особенности зрительной слуховой памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи в старшей группе'
  • Науменко Людмила Васильевна. Пособие «Выложи по образцу»
  • Курочкина Галина Валентиновна. Формирование и развитие психических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Вишнякова Наталья Николаевна. Конспект диагностического игрового занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Квест-игра «В поисках ключа»
  • Светлана Евгеньевна Большакова. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию «Математическая игротека» для детей 4-7 лет
  • Барабаш Марина Александровна. Мастер – класс на тему: «Гидрогель, как средство развития творческого воображения дошкольника»
  • Соколова Ольга Геннадьевна. Компенсация речевых дефектов у детей дошкольного возраста при общем недоразвитии речи.
  • Развитие переключения внимания, зрительной памяти, воображения. ЗАНЯТИЕ 15



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь