Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 3604

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Цель программы: Повышение эффективности психолого-педагогической работы с детьми из групп риска путём оказания социально-психологической и педагогической помощи.
Направления работы:
А) совершенствование системы социально-психологической поддержки детей из малообеспеченных семей,
Б) помощь детям и подросткам с девиантным поведением,
В) помощь в социализации и адаптации, обучение эффективным средствам и способам самореализации.
Категории детей, нуждающихся в помощи (входящие в группы риска):
1. Дети, имеющие проблемы адаптации:
а) дети со слабым здоровьем;
б) тревожные;
в) с низкой самооценкой;
г) с проблемами в общении (социально отверженные);
д) с проблемами в самореализации;
е) с трудностями в обучении
2. Девиантные дети (отдельно дети с проявлением агрессии и без проявлений агрессии):
а) безнадзорные (побег из дома и пропуски уроков);
б) дети с вредными привычками (алкоголизм, наркомания, курение);
в) дети с проявлениями клептомании;
г) дети с плохой обучаемостью;
д) злостные нарушители дисциплины
3. Социально незащищённые дети:
а) малообеспеченные дети;
б) дети из неполных смей;
в) дети из неблагополучных семей;
г) дети из семей с неадекватным стилем детско-родительских отношений
ЗАДАЧИ:
I. Выявление проблем, диагностика:
1.1. изучение личностного потенциала детей;
1.2. изучение состояния здоровья детей;
1.3. изучение условий развития (социальная ситуация развития)
II. Профилактика попадания ребёнка в группу риска, профилактика социально-опасных для ребёнка последствий:
2.1. информационное обеспечение адекватного образа жизни;
2.2. обогащение социального опыта детей;
2.3. развитие самосознания, помощь в открытии ребёнком своих возможностей;
2.4. обучение наиболее эффективным средствам самореализации;
2.5. обогащение культурного багажа, расширение кругозора;
2.6. обучение этике поведения;
2.7. профилактика безнадзорности;
2.8. устранение или смягчение факторов, имеющих отрицательное влияние на детей;
2.9. витаминизация и фитотерапия;
2.10. материальная поддержка малообеспеченных семей;
2.11. обучение социально – психологическим формам поведения и саногенному мышлению
III. Коррекция нежелательных форм поведения и психологических проблем у детей:
3.1. повышение адаптационных возможностей:
3.1.1. снижение тревожности;
3.1.2. повышение самооценки;
3.1.3. развитие потенциала ребёнка;
3.1.4. помощь в приобретении положительного социального опыта;
3.1.5. обогащение социальных ролей;
3.1.6. укрепление здоровья детей;
3.1.7. развитие творческих способностей;
3.1.8. построение новых жизненных перспектив;
3.1.9. развитие позитивного образа «Я»;
3.1.10. развитие критичного мышления;
3.1.11. формирование эффективных способов саморегуляции;
3.2. замена отрицательной референтной группы на социально положительную.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
1. Диагностика:
1.1. наблюдение;
1.2. тестирование;
1.3. беседы с детьми;
1.4. беседы с педагогами и родителями;
1.5. анкетирование
2. Профилактика:
2.1. лекции и беседы специалистов для детей, родителей и педагогов;
2.2. организация встреч с интересными людьми;
2.3. организация тренинговых занятий;
2.4. организация досуговых форм;
2.5. смена обстановки, погружение в новую, педагогически обогащённую ситуацию;
2.6. проведение медицинских мероприятий по оздоровлению
3. Коррекция:
3.1. организация досуговых мероприятий, экскурсий;
3.2. организация кружков, студий и секций;
3.3. кураторство семьи;
3.4. организация самодеятельности и творчества – конкурсов, концертов, агитационных акций, выставок;
3.5. организация новых форм общения (школьные СМИ, неформальные встречи, походы и пикники, вечерние «огоньки» и т.д.);
3.6. организация социально-психологических тренингов;
3.7. аутотренинг;
3.8. мероприятия по типу КТД.
Методологическая основа проекта:
1. личностно-ориентированная педагогика;
2. гуманистические принципы психологической помощи ребёнку.
Методологическое оснащение программы:
Новизна программы состоит в том, что она:
• состоит из 3-х основных блоков работы, ориентированных на различные категории детей (группы риска);
• является системой пролонгированных практик учащихся, представляющих образовательно-воспитательную программу в осенне-зимне-весенне-летние каникулы;
• представляет систему мероприятий развития личности ребёнка, так как организован по принципу погружения детей в психологически благоприятную среду, создания оптимальной социальной ситуации развития, благодаря которой становится возможно формирование у детей новых форм поведения, нового образа жизни;
• представляет собой форму сотрудничества с медицинскими, социальными и воспитательными учреждениями.


Принципы программы:
1. Добровольное участие сторон (родителей и детей) в программе.
2. Соблюдение прав детей.
3. Организация и проведение мероприятий проекта в соответствии с нормативно- правовой базой охраны труда, жизни и безопасности участников проекта.
4. Соблюдение педагогической и психологической этики.


Критерии оценки эффективности работы в рамках программы:
1. расширение круга общения детей;
2. повышение уровня адаптации, снижение тревожности;
3. повышение социального статуса детей;
4. расширение вариативности социального поведения;
5. снижение частоты заболеваний, количества дней, пропущенных по состоянию здоровья;
6. уменьшение количества конфликтных ситуаций;
7. уменьшение количества пропусков уроков по неуважительной причине;
8. повышение успеваемости;
9. повышение социальной активности, проявление творческих способностей;
10. улучшение общей атмосферы в семье, удовлетворительные отзывы родителей.


Данная программа рекомендована педагогам для работы с детьми в возрасте от 9-ти до 18-ти лет, что соответствует 2-11 классам. Программа рассчитана на 2014-2016уч.гг.
Деятельность программы будет осуществляться в виде индивидуальных или групповых занятий для каждого возраста. Занятия в группах будут проходить по приведённому ниже плану, но будут различаться содержательно, с учётом специфики группы, поэтому для каждой группы будут приглашаться специалисты. Будет проводиться диагностическая и профилактическая работа социального педагога и психолога в семьях этих детей.
ПЛАН РАБОТЫ:
№ МЕРОПРИЯТИЕ
С Е Н Т Я Б Р Ь
1. Тренинг «Кто я? Какой я?»
2. Диагностика межличностных отношений
В группе
3. Диагностика эмоциональных процессов
4. Тренинг «Общение в жизни человека»
5. Диагностика познавательных процессов

О К Т Я Б Р Ь
1. Тренинг «Личность»
2. Тренинг «Мой круг общения»
3. Тренинг «Зачем нужно знать себя?»
4. Диагностика психологической атмосферы в группе (классе)

Н О Я Б Р Ь
1. Психология общения «Я уникальная и неповторимая личность»
2. Психология общения «Письмо. Самооценка»
3. Психология общения «Эмоции и чувства»
4. Тренинг «Я глазами других»

Д Е К А Б Р Ь
1. Диагностика агрессии у подростков
2. Тренинг «Предотвращение конфликтов»
3. Тренинг «Барьеры общения»
4. Тренинг «Почему люди ссорятся»
Я Н В А Р Ь
1. Тренинг «Ярмарка достоинств»
2. Тренинг «Характер. Темперамент»
3. Тренинг «Пойми меня»
4. Тренинг «Груз привычек»

Ф Е В Р А Л Ь
1. Тренинг «Обиды»
2. Тренинг «Позитивное отношение к окружающим»
3. Диагностика самооценки и самопознания
4. Диагностика познавательных процессов

М А Р Т
1. Тренинг «Поощрения и наказания в семье»
2. Диагностика способностей
3. Тренинг «Индивидуальность»

А П Р Е Л Ь
1. Тренинг «Жизненные цели»
2. Психология общения «Поговорим о дружбе»
3. Тренинг «Тревожность»
4. Диагностика «Профессиональное самоопределение подростков»
М А Й
1. Итоговая диагностика познавательных и эмоциональных процессов
2. Диагностика подготовки к будущим экзаменам




Литература для педагогов:
1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.
2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Издательство «Ось-89», 2000. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990. Зюзько М.В. Пять шагов к себе. М.,1992.
3. Кан-КаликВ.А. Грамматика общения «Роспедагентство» 1995.
4. Коротаева Е.В. Игровые модули общения: учебные материалы к тренингу. Екатеринбург, 1995.
Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М.: КСП, Ин-т психологии РАН, 1997.
5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы.-М.: Новая школа,1993.
6. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.: НПУ «Профиздат», 1991.
7. Психология. Словарь/Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-2-е изд.,испр. И доп.-М.,:Политиздат,1990.
8. Родионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. – Ярославль: Академия развития, 2001.


Литература для обучащихся:
1. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей… / Пер.с англ. Д.С.Лободенко – Мн.: ООО «СЛК», 1997.
2. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1997.
3. Крейли Э. Учимся владеть чувствами. СПб.: Комплект, 1995.
4. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения / Пер. с нем. М.: Генезис, 2003.
5. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Класс, 2001.


Литература для родителей:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, Сфера, 2003.
2. Десять ключей успешного воспитания / Первое сентября. – 2003, №21.
3. Лаврентьева С.В. Семейная игротека. СПб.: Птер, 2001.
4. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М., 2001.
5. Психология современного подростка / Под.ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1990.
6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. 4 части / Пер. с нем. М.: Генезис, 1998.
7. Сайт «Эти-дети», детская психология, воспитание детей.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа № 73. Составитель: педагог-психолог МБОУ СОШ № 73: Журавлева Марина Юрьевна



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Мотивационно - личностное развитие 10 классов
  • Программа педагога-психолога по профилактике жестокого обращения с детьми
  • Потапова Людмила Александровна. Тренинг партнерского общения.
  • Развитие познавательных способностей учащихся. 2-3 КЛАССЫ
  • План работы социально-психологической службы "Школа развития"
  • Бытотова Алёна Николаевна. Тренинг для педагогов дошкольного образования «Снятие негативных эмоциональных состояний
  • Лазарева Анастасия Викторовна. Тренинг личностного развития для детей старшего дошкольного возраста «Мой внутренний мир»
  • Ильина Елена Сергеевна. Из опыта внедрения приёмов создания и ведения социально-психологических тренингов в моей практике.
  • Зубарева Елена Валерьевна. Психологический тренинг для родителей младшей группы «Мы идём в детский сад!»
  • Психологическая помощь учащимся 11, 9 классов в подготовке к экзаменам
  • Козлова Тамара Ромилловна. Психокоррекционная программа в сфере общения и поведения детей старшего дошкольного возраста
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психодрама и тренинг поведения
  • Исаева Ирина Юрьевна. Тренинг для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Тренинг регуляции эмоционального состояния
  • Психолого-педагогические условия для сохранения и укрепления психологического здоровья школьников. Обобщение опыта педагога-психолога по формированию здоровьесберегающей среды в МКОУ Новочановской СОШ
  • Павленко Ирина Викторовна. Мастер-класс «Игровой двигательный тренинг, как здоровьесберегающая технология»
  • Программа по профилактике употребления наркотиков, алкоголя, табака.
  • Ромек В. - Тренинг уверенности в межличностных отношениях
  • Учебная программа «Удивительный мир общения»
  • Морозова Анастасия Михайловна. Социально-педагогическая работа с детьми группы риска в условиях дошкольного образовательного учреждения
  • Михайлова Галина Николаевна. Психологический тренинг для родителей в ДОУ «Контроль над собой».
  • Остович Ольга Юрьевна. Психологический тренинг «Принятие себя, принятие другого»
  • Лапшова Людмила Владимировна и Ваганова Светлана Федоровна. СОЦИАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ «ДРУГ ДРУГУ НАВСТРЕЧУ»
  • Артамонова Юлия Геннадьевна. Игровой тренинг с детьми и родителями «На встречу друг другу»
  • Социально-психологическое сопровождение семьи в рамках родительского клуба в соответствии с требованиями профстандарта
  • Копытин А.И. Арт-терапевтический тренинг творческой коммуникации
  • Сухинина Татьяна Викторовна. Видеопрезентация проекта «Разноцветное лето!» (отчёт по плану работы на летний период педагога-психолога)
  • Формирование эмоциональной устойчивости учащихся 7-х классов к коммуникативному стрессу. Проект психолога и педагога.
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников
  • План сопровождения выпускников к итоговой аттестации
  • Раздел пятый. Потребности. Мотивы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися
  • Екатерина Комиссарова. Организация психолого-педагогической работы с одаренными детьми
  • Психологическая подготовка учащихся 4 классов к переходу в среднюю школу
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Программа адаптации и психологическое сопровождение первоклассников. Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников
  • Вачков И. В. - Основы технологии группового тренинга. Психотехники
  • Горностаева Татьяна Викторовна. Соколова Ирина Николаевна. Тренинг с родителями «Играем вместе»
  • Фертова Маргарита Герройдовна. Творческие игры и театрализованные упражнения в процессе общения с детьми.
  • Пахальян В. Э. - Групповой психологический тренинг
  • Курик Светлана Владимировна Топоева Ирина Владимировна. Организация нетрадиционных форм взаимодействия педагога с родителями в области подготовки детей к школе
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Обучающая программа «Введение в психологию» для учащихся 9-х классов
  • Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 1-ых классов в адаптационный период
  • Дмитриева Валентина Николаевна. Тренинг личностного роста для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Преодоление плохого настроения»
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Степанова Марина Юрьевна. Организация условий формирования коммуникативного компонента у детей с ОВЗ в рамках их социальной адаптации
  • Удавицкая Наталья Сергеевна. Организация образовательной деятельности детей подготовительной группы 'Тайны Малахитовой шкатулки'
  • Богданова Ольга Станиславна. ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь