|
Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 3600
Название: Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Цель программы: Повышение эффективности психолого-педагогической работы с детьми из групп риска путём оказания социально-психологической и педагогической помощи.
Направления работы: А) совершенствование системы социально-психологической поддержки детей из малообеспеченных семей, Б) помощь детям и подросткам с девиантным поведением, В) помощь в социализации и адаптации, обучение эффективным средствам и способам самореализации. Категории детей, нуждающихся в помощи (входящие в группы риска): 1. Дети, имеющие проблемы адаптации: а) дети со слабым здоровьем; б) тревожные; в) с низкой самооценкой; г) с проблемами в общении (социально отверженные); д) с проблемами в самореализации; е) с трудностями в обучении 2. Девиантные дети (отдельно дети с проявлением агрессии и без проявлений агрессии): а) безнадзорные (побег из дома и пропуски уроков); б) дети с вредными привычками (алкоголизм, наркомания, курение); в) дети с проявлениями клептомании; г) дети с плохой обучаемостью; д) злостные нарушители дисциплины 3. Социально незащищённые дети: а) малообеспеченные дети; б) дети из неполных смей; в) дети из неблагополучных семей; г) дети из семей с неадекватным стилем детско-родительских отношений ЗАДАЧИ: I. Выявление проблем, диагностика: 1.1. изучение личностного потенциала детей; 1.2. изучение состояния здоровья детей; 1.3. изучение условий развития (социальная ситуация развития) II. Профилактика попадания ребёнка в группу риска, профилактика социально-опасных для ребёнка последствий: 2.1. информационное обеспечение адекватного образа жизни; 2.2. обогащение социального опыта детей; 2.3. развитие самосознания, помощь в открытии ребёнком своих возможностей; 2.4. обучение наиболее эффективным средствам самореализации; 2.5. обогащение культурного багажа, расширение кругозора; 2.6. обучение этике поведения; 2.7. профилактика безнадзорности; 2.8. устранение или смягчение факторов, имеющих отрицательное влияние на детей; 2.9. витаминизация и фитотерапия; 2.10. материальная поддержка малообеспеченных семей; 2.11. обучение социально – психологическим формам поведения и саногенному мышлению III. Коррекция нежелательных форм поведения и психологических проблем у детей: 3.1. повышение адаптационных возможностей: 3.1.1. снижение тревожности; 3.1.2. повышение самооценки; 3.1.3. развитие потенциала ребёнка; 3.1.4. помощь в приобретении положительного социального опыта; 3.1.5. обогащение социальных ролей; 3.1.6. укрепление здоровья детей; 3.1.7. развитие творческих способностей; 3.1.8. построение новых жизненных перспектив; 3.1.9. развитие позитивного образа «Я»; 3.1.10. развитие критичного мышления; 3.1.11. формирование эффективных способов саморегуляции; 3.2. замена отрицательной референтной группы на социально положительную. ФОРМЫ РАБОТЫ: 1. Диагностика: 1.1. наблюдение; 1.2. тестирование; 1.3. беседы с детьми; 1.4. беседы с педагогами и родителями; 1.5. анкетирование 2. Профилактика: 2.1. лекции и беседы специалистов для детей, родителей и педагогов; 2.2. организация встреч с интересными людьми; 2.3. организация тренинговых занятий; 2.4. организация досуговых форм; 2.5. смена обстановки, погружение в новую, педагогически обогащённую ситуацию; 2.6. проведение медицинских мероприятий по оздоровлению 3. Коррекция: 3.1. организация досуговых мероприятий, экскурсий; 3.2. организация кружков, студий и секций; 3.3. кураторство семьи; 3.4. организация самодеятельности и творчества – конкурсов, концертов, агитационных акций, выставок; 3.5. организация новых форм общения (школьные СМИ, неформальные встречи, походы и пикники, вечерние «огоньки» и т.д.); 3.6. организация социально-психологических тренингов; 3.7. аутотренинг; 3.8. мероприятия по типу КТД. Методологическая основа проекта: 1. личностно-ориентированная педагогика; 2. гуманистические принципы психологической помощи ребёнку. Методологическое оснащение программы: Новизна программы состоит в том, что она: • состоит из 3-х основных блоков работы, ориентированных на различные категории детей (группы риска); • является системой пролонгированных практик учащихся, представляющих образовательно-воспитательную программу в осенне-зимне-весенне-летние каникулы; • представляет систему мероприятий развития личности ребёнка, так как организован по принципу погружения детей в психологически благоприятную среду, создания оптимальной социальной ситуации развития, благодаря которой становится возможно формирование у детей новых форм поведения, нового образа жизни; • представляет собой форму сотрудничества с медицинскими, социальными и воспитательными учреждениями. Принципы программы: 1. Добровольное участие сторон (родителей и детей) в программе. 2. Соблюдение прав детей. 3. Организация и проведение мероприятий проекта в соответствии с нормативно- правовой базой охраны труда, жизни и безопасности участников проекта. 4. Соблюдение педагогической и психологической этики. Критерии оценки эффективности работы в рамках программы: 1. расширение круга общения детей; 2. повышение уровня адаптации, снижение тревожности; 3. повышение социального статуса детей; 4. расширение вариативности социального поведения; 5. снижение частоты заболеваний, количества дней, пропущенных по состоянию здоровья; 6. уменьшение количества конфликтных ситуаций; 7. уменьшение количества пропусков уроков по неуважительной причине; 8. повышение успеваемости; 9. повышение социальной активности, проявление творческих способностей; 10. улучшение общей атмосферы в семье, удовлетворительные отзывы родителей. Данная программа рекомендована педагогам для работы с детьми в возрасте от 9-ти до 18-ти лет, что соответствует 2-11 классам. Программа рассчитана на 2014-2016уч.гг. Деятельность программы будет осуществляться в виде индивидуальных или групповых занятий для каждого возраста. Занятия в группах будут проходить по приведённому ниже плану, но будут различаться содержательно, с учётом специфики группы, поэтому для каждой группы будут приглашаться специалисты. Будет проводиться диагностическая и профилактическая работа социального педагога и психолога в семьях этих детей. ПЛАН РАБОТЫ: № МЕРОПРИЯТИЕ С Е Н Т Я Б Р Ь 1. Тренинг «Кто я? Какой я?» 2. Диагностика межличностных отношений В группе 3. Диагностика эмоциональных процессов 4. Тренинг «Общение в жизни человека» 5. Диагностика познавательных процессов О К Т Я Б Р Ь 1. Тренинг «Личность» 2. Тренинг «Мой круг общения» 3. Тренинг «Зачем нужно знать себя?» 4. Диагностика психологической атмосферы в группе (классе) Н О Я Б Р Ь 1. Психология общения «Я уникальная и неповторимая личность» 2. Психология общения «Письмо. Самооценка» 3. Психология общения «Эмоции и чувства» 4. Тренинг «Я глазами других» Д Е К А Б Р Ь 1. Диагностика агрессии у подростков 2. Тренинг «Предотвращение конфликтов» 3. Тренинг «Барьеры общения» 4. Тренинг «Почему люди ссорятся» Я Н В А Р Ь 1. Тренинг «Ярмарка достоинств» 2. Тренинг «Характер. Темперамент» 3. Тренинг «Пойми меня» 4. Тренинг «Груз привычек» Ф Е В Р А Л Ь 1. Тренинг «Обиды» 2. Тренинг «Позитивное отношение к окружающим» 3. Диагностика самооценки и самопознания 4. Диагностика познавательных процессов М А Р Т 1. Тренинг «Поощрения и наказания в семье» 2. Диагностика способностей 3. Тренинг «Индивидуальность» А П Р Е Л Ь 1. Тренинг «Жизненные цели» 2. Психология общения «Поговорим о дружбе» 3. Тренинг «Тревожность» 4. Диагностика «Профессиональное самоопределение подростков» М А Й 1. Итоговая диагностика познавательных и эмоциональных процессов 2. Диагностика подготовки к будущим экзаменам Литература для педагогов: 1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. 2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Издательство «Ось-89», 2000. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990. Зюзько М.В. Пять шагов к себе. М.,1992. 3. Кан-КаликВ.А. Грамматика общения «Роспедагентство» 1995. 4. Коротаева Е.В. Игровые модули общения: учебные материалы к тренингу. Екатеринбург, 1995. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М.: КСП, Ин-т психологии РАН, 1997. 5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы.-М.: Новая школа,1993. 6. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.: НПУ «Профиздат», 1991. 7. Психология. Словарь/Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-2-е изд.,испр. И доп.-М.,:Политиздат,1990. 8. Родионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. – Ярославль: Академия развития, 2001. Литература для обучащихся: 1. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей… / Пер.с англ. Д.С.Лободенко – Мн.: ООО «СЛК», 1997. 2. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1997. 3. Крейли Э. Учимся владеть чувствами. СПб.: Комплект, 1995. 4. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения / Пер. с нем. М.: Генезис, 2003. 5. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Класс, 2001. Литература для родителей: 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, Сфера, 2003. 2. Десять ключей успешного воспитания / Первое сентября. – 2003, №21. 3. Лаврентьева С.В. Семейная игротека. СПб.: Птер, 2001. 4. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М., 2001. 5. Психология современного подростка / Под.ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1990. 6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. 4 части / Пер. с нем. М.: Генезис, 1998. 7. Сайт «Эти-дети», детская психология, воспитание детей. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа № 73. Составитель: педагог-психолог МБОУ СОШ № 73: Журавлева Марина Юрьевна Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|