|
Программа «Психология общения» для учащихся. 4 КЛАССЫКатегория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 2416
Название: Программа «Психология общения» для учащихся. 4 КЛАССЫ
Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Пояснительная записка.
Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет его полноценное общение с окружением. Большую часть времени ребенок проводит в школе, в классе, а значит, становление его личности будет непосредственно происходить в межличностных отношениях с одноклассниками. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру. Программа «Психология общения» ориентирована на учащихся 4 классов. Именно тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничество в классе выходит для ребят этого возраста на первый план. Отношения с друзьями становятся в этот период более значимыми, нежели в первые два школьных года, меньше завися от оценок учителя и школьных успехов. Формула «Кого любит учитель, того и я люблю» утрачивает свою актуальность. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями: «Я хороший, если у меня есть друзья, если меня уважают в классе». В каждом классе существуют нигде официально не зарегистрированные системы личностных взаимоотношений между учащимися. Эти отношения характеризуются, прежде всего, избирательностью. Ученики дифференцированно относятся к своим одноклассникам. К одним они испытывают большую симпатию, к другим – меньшую, к третьим – безразличны, а четвертые вообще вызывают отрицательное отношение. Но как бы то ни было, с каждым одноклассником происходит взаимодействие, общение. И именно умение общаться дает ребенку возможность выстраивать желаемые взаимоотношения и избегать конфликтных ситуаций. Под умением общаться понимается не только наличие языковых навыков как средства общения, но и сформированность умения продуктивного взаимодействия, наличия развитых коммуникативных умений и навыков. В процессе общения ребенок получает ответы на вопросы, узнает новую информацию, принимает социальный опыт, учится подчиняться правилам, изучает и усваивает социальные нормы, реализует свои планы и желания. Успешное развитие межличностного общения в рамках программы идет параллельно развитию взаимопонимания между участниками общения. То, в какой мере ученики умеют понимать и отражать свои чувства, настроение друг друга, воспринимать и понимать других, а через них и самих себя, будет во многом определять процесс общения, качество отношений и способы, с помощью которых они будут осуществлять совместную деятельность. Научить ребенка общаться, значит научить понимать и познавать другого человека, а через него и самого себя (перцептивная сторона общения). Перцепция в данном случае характеризует искусственное выделение фрагмента целостного процесса познания и направлена на попытку объяснить уникальное явление понимания людьми друг друга. Цель программы: познакомить учащихся с правилами и приемами эффективного взаимодействия и научить применять их на практике. Задачи программы: - развивать навыки общения; - развивать навыки сотрудничества; - развивать способность осознавать и выражать свои чувства; - повышать уровень самооценки учащихся; - повышать положительный эмоциональный уровень класса; - развивать способность к самоанализу и рефлексии; - развивать творческую активность учащихся. Ожидаемые результаты: - овладение учащимися умениями и навыками эффективного взаимодействия; - улучшение социально-психологического климата класса; - повышение социального статуса отдельных учащихся. Содержание программы: В соответствии с поставленными целями и задачами было разработано 20 занятий продолжительностью 45 минут каждое. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю по следующей схеме: 1. Введение в тему (актуализация индивидуального опыта). 2. Развертывание темы (эмоциональное включение в тему занятия). 3. Индивидуализация темы (расширение самопознания); 4. Завершение темы (углубление самопознания, снятие излишнего эмоционального напряжения, релаксация). Для решения основных целей программы были использованы различные приемы и методы: психогимнастика, ролевая игра, дискуссия, эмоционально-гимнастические методы, релаксационные методы, когнитивные методы. Основное содержание занятий составляют полифункциональные упражнения и игры, с помощью которых можно решать сразу несколько задач. Программа состоит из семи блоков, каждый из которых имеет свои отдельные задачи. Первый блок - «Введение в мир психологии». Это первые занятия, на которых устанавливается дружелюбная атмосфера между ребятами, объясняются особенности уроков психологии и устанавливаются правила работы на таких занятиях. Вторая тема – «Мои чувства» - помогает детям научиться понимать и контролировать свое эмоциональное состояние. Тема «Познай самого себя и других» дает ребятам возможность исследовать себя, узнать, что все люди имеют как хорошие качества, так и те или иные недостатки. На этих занятиях развивается рефлексия и толерантность учащихся. Темы «Я и мои друзья» и «Дружба девочек и мальчиков» одна из самых интересных для ребят этого возраста. Именно на этих занятиях впервые затрагиваются понятие дружбы, тема взаимоотношений, конфликтов. Что такое настоящая дружба и умеют ли ребята дружить – ответы на эти вопросы учащиеся ищут совместно с педагогом. Далее идут занятия на тему сотрудничества. Ребятам дается само понятие сотрудничества, принципы эффективного сотрудничества, в игровой форме отрабатываются навыки эффективного взаимодействия. Последняя тема «Мое настоящее и будущее» дает детям возможность отрефлексировать изменения, произошедшие с ними за учебный год, окунуться в свой внутренний мир, оказать психологическую поддержку ребятам, нуждающимся в ней. И завершают программу два заключительных занятия, основная цель которых – установка на веру в себя и в свой успех. Учебно-тематический план № Тема занятия Задачи, решаемые на каждом занятии Упражнения, игры, психотехники. Кол. часов 1. Введение в мир психологии - Дать основное понятие науки психологии; - Установить принципы работы на занятиях; - Повышение самооценки - Вводная беседа «Что такое психология?»; - Упр. «Правила работы на занятиях»; - Упр. «Ласковое имя»; - Упр. «Мое настроение»; - Игра «Атомы и молекулы»; - Упр. «Комплименты»; - Рис. «Это Я» 1 час Мое настроение - Повышение эмоционального фона в классе; - Повышение самооценки; - Сплочение классного коллектива; - Определить понятие «эмоции»; - Научить осознавать свои эмоциональные состояния - Беседа «Что такое настроение»; - Упр. «Я дома, в школе, с друзьями»; - Упр. «На что похоже мое настроение»; - Рисуночный тест «Узнай о себе все»; - Игра «Молекулы»; - Упр. «Мои эмоции»; - Упр. «Тренируем эмоции»; - Упр. «Рисуем настроение» 1 час 3. Кто Я? Какой Я? - Повышение самооценки; - Развитие рефлексии; - Развитие взаимопонимания; -Развитие доброжелательного отношения к себе и к другим - Упр. «Кто Я?»; - Упр. «Какой Я?»; - Рис. «Какой я сейчас»; - Физ. мин. «Мороженое»; - Упр. «Мое имя»; - Рис. «Я в виде растений»; - Упр. «Герб»; - Упр. «Чем я отличаюсь от остальных» - мини-сочинение 2 часа 4. Радость. Удовольствие. Интерес. Счастье. - Определить понятия положительных эмоций; - Способствовать адекватному самовыражению; - Способствовать рефлексии эмоциональных состояний; - Подчеркнуть ответственность человека за свои чувства и мысли - Упр. «Радость – это…» - Упр. «Моя ладошка» - Упр. «Мои желания»; - Упр. «Мои счастливые моменты в жизни»; - Рис. «Счастье»; - Упр. «Моя звезда»; - Методика «Волшебная страна чувств» 2 часа 5. Грусть. Обида. - Способствовать рефлексии эмоциональных состояний; - Определить понятия отрицательных эмоциональных переживаний; - Научить отличать отрицательные эмоции от положительных. - Упр. «Если я камушек»; - Рис. «Дом. Дерево. Человек»; - Упр. «Я внутри и снаружи»; - Рис. «Я обиделся»; - Рис. «Мне грустно»; - Упр. «Мои колючки»; - Упр. «Имена чувств»; - Упр. «Работа с плакатом» (одиночество) 2 часа 6. Страх. - Определить понятие «страх», «тревога», «одиночество»; - Помочь подросткам в преодолении страхов; - Помочь детям обрести уверенность в себе и понять, что вера в себя необходима для развития человека - Тест «Страхи в домиках»; - Рисуночная терапия «Несуществующее животное»; - Рис. «Мой страх»; - Упр. «Одиночество»; - Упр. «Способы преодоления страха»; - Коллективный рисунок «Я ничего не боюсь» 2 часа 7. День психологии - Научить детей работать сплоченной, дружной командой; - Умение высказывать свое мнение; - Воспитывать дух соревнования; - Повышение самооценки; - Умение работать в парах, группах, командой. - Задания на внимание; - Упр. на память; - Упр. на воображение и фантазию; - Упр. на мышление; - Коллективные рисунки; - «Почта доверия»; - «Психологическая газета»; - Рефлексия 1 час 8. Я и мир вокруг меня - Развитие социально-коммуникативных навыков; - Повышение самооценки; - Сплочение класса; - Формирование у подростка умения увидеть в другом человеке его достоинства - Упр. «Я и мой мир»; - Упр. «20 желаний»; - Упр. «Пожелание»; - Упр. «Сад цветов»; - Коллаж «Формула любви» или «Формула успеха» 1 час 9. Я и мои друзья Правила дружбы - Развитие коммуникативных навыков; - Помочь детям осознать качества настоящего друга; - Повышение самооценки; - Сплочение коллектива в классе; - Обсудить проблемы подростковой дружбы - Упр. «Групповая дискуссия»; - Упр. «Солнце, тучка, дождик»; - Упр. «Кто такой настоящий друг?»; - Игра «Мы - команда»; - Методика «Социометрия»; - Игра «Измерим друг друга»; - Упр. «Телеграмма»; - Упр. «Выбираем друзей»; - Рис. «Школа зверей» 2 часа 10. Я и моя школа - Помочь детям осознать особенности позиции ученика; - Повышение самооценки; - Сплочение классного коллектива; - Развивать умение высказывать свое мнение; - Развивать навыки общения - Упр. «Школа – это…» - Упр. «Неоконченные предложения»; - Рис. «Школа на планете «Наоборот»; - Анкета «Психологический климат в классе»; - Методика «Мотивация учения» 1 час 11. Я и моя семья - Определить эмоциональное состояние ребенка по рисунку семьи; - Изучить индивидуальные особенности «Образа мира»; - Выявить уровень самооценки; - Изучить взаимоотношения «родитель-ребенок» - Анкета «Мои взаимоотношения»; - Анкета «Близкие ребенку люди»; - Рис. «Моя семья в виде растений»; - Игра «Фруктовый салат»; - Анкета «Ласковые слова»; - Рисуночный тест «Выходной день в моей семье»; - Сочинение – размышление «За что я люблю своих родителей», «Радости моего дома» или «Мой дом – моя крепость?!» 1 час 12. Мои способности - Развитие внимания; - Развитие памяти; - Развитие мышления; - Развитие речи, активного и пассивного словаря; - Сплочение коллектива в классе; - Повышение эмоционального фона в классе - М. «Корректурная проба»; - М. Мюнстерберга; - Упр. «Исключение понятий»; - М. «Выделение существенных признаков»; - Тест «Кольца»; - Игра «Цветок, дерево, фрукт»; - М. «Исключение лишнего»; 2 часа 13. Мой внутренний мир - Развитие воображения, фантазии; - Сплочение классного коллектива; - Повышение самооценки; - Подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека; - Упр. «Мой рисунок- это чудо»; - Упр. «Если я камушек»; - Игра «Скрепка»; - Тест «Конструктивный человек из геометрических фигур»; - Упр. «Моя вселенная»; - Упр. «Точки» 2 часа 14. Дружба девочек и мальчиков - Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу; - Определить – что такое дружба девочек и мальчиков; - Сплочение классного коллектива - Упр. «Я – девочка»; - Упр. «Я – мальчик»; - Анкета «Я»; - Упр. «Мои проблемы»; - Почта доверия; - Упр. «Письмо»; - Коллаж на тему «Дружба» 2 часа 15. Я – уникальная и неповторимая личность - Учит детей внимательно относиться к себе и к другим, уважать и принимать себя; - Повышение самооценки; - Умение находить в других положительные качества - Упр. «Мое имя»; - Упр. «Мои пожелания» (психологу, учителю, одноклассникам, родителям); - Упр. «Солнышко»; - Методика «Дерево»; - Тест на самооценку (Дембо –Рубинштейн); - Метод символических заданий 1 час 16. Мы – дружный класс - Сплочение коллектива; - Научить детей общаться при помощи жестов и мимики; - Развитие навыков координации совместных действий - Упр. «Цвет моего настроения»; - Игра «Деление на команды»; - Упр. «Снежки»; - Упр. «Выстраивание»; - Упр. «Вавилонская башня»; - Упр. «Мое впечатление»; - Игра «Покажи и объясни»; 1 час 17. Познай самого себя и других - Научить детей определять достоинства и недостатки себя и других людей, понимать причины их поступков; - Закрепить знания учащихся о положительных и отрицательных качествах характера человека; - Развитие интереса к себе - Шуточный тест «Нарисуй свой характер»; - Тест «Какие у тебя друзья?»; - Упр. «Лесенка»; - Упр. «Мои качества»; - Рис. «Какой я сейчас»; - Рис «Я и мой мир»; - Игра «Я и ты» 1 час 18 Мои ценности - Научить детей находить в себе положительные стороны, качества; - Научить детей в конфликтах идти на компромисс; - Повышение самооценки. - Упр. «Мои ценности»; - Упр. «Мои качества»; - Упр. «Я хочу, я могу, я умею»; -Игра «Волшебный магазин»; - Рис. «Самое главное» 2 часа 19 Мое настоящее и будущее - Изучить интересы детей; - Определить склонность к будущей профессии; - Провести беседу и анализ полученных результатов; - Дать советы и рекомендации по выбору профессии - Коллаж на тему «Мое будущее. Моя цель в жизни» - Игра «Я сейчас и я потом»; - Оформление психологической газеты; - Методика «ДДО»; - Анкета «Мои интересы» 2 часа 20 Итоговое занятие «Всем спасибо» - Повышение эмоционального фона в классе; - Развитие эмпатии; - Сплочение коллектива в классе; - Развитие рефлексии - Упр. «Мои пожелания классу; - «Пожелания учителю»; - «Пожелания психологу»; - «Хоти сказать спасибо!»; - Рис. или мини – сочинение «Я и психология» 1 час Итого: 30 часов Используемая литература: 1. Битянова М.Н. Работа психолога в начальных классах. – М., 2004. 2. Богатырева Т.Л. Практическому психологу – цикл занятий с подростками 10-12 лет – М., 2007 3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007 4. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008 5. Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары. Авт.-сост. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2009 6. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007 7. Лукьянова М.И. Моя профессия – детский психолог. – М.: АРКТИ, 2007 8. Неделя психологии в школе / Т.Азарова, М. Битянова, Т. Беглова и др. – М.: Чистые пруды, 2005 9. Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам / Юлия Зарипова – М.: Чистые пруды, 2007. Вып. 4 (16) 10. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2000 11. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов на Дону: Феникс, 2008 12. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. – М.: Генезис, 2004 Автор материала: Журавлева Марина Юрьевна педагог-психолог МБОУ СОШ № 73 г. Ижевска Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|