Программа «Психология общения» для учащихся. 4 КЛАССЫ

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 2416

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Пояснительная записка.
Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет его полноценное общение с окружением. Большую часть времени ребенок проводит в школе, в классе, а значит, становление его личности будет непосредственно происходить в межличностных отношениях с одноклассниками. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру.
Программа «Психология общения» ориентирована на учащихся 4 классов. Именно тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничество в классе выходит для ребят этого возраста на первый план. Отношения с друзьями становятся в этот период более значимыми, нежели в первые два школьных года, меньше завися от оценок учителя и школьных успехов. Формула «Кого любит учитель, того и я люблю» утрачивает свою актуальность. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями: «Я хороший, если у меня есть друзья, если меня уважают в классе».
В каждом классе существуют нигде официально не зарегистрированные системы личностных взаимоотношений между учащимися. Эти отношения характеризуются, прежде всего, избирательностью. Ученики дифференцированно относятся к своим одноклассникам. К одним они испытывают большую симпатию, к другим – меньшую, к третьим – безразличны, а четвертые вообще вызывают отрицательное отношение. Но как бы то ни было, с каждым одноклассником происходит взаимодействие, общение. И именно умение общаться дает ребенку возможность выстраивать желаемые взаимоотношения и избегать конфликтных ситуаций.
Под умением общаться понимается не только наличие языковых навыков как средства общения, но и сформированность умения продуктивного взаимодействия, наличия развитых коммуникативных умений и навыков. В процессе общения ребенок получает ответы на вопросы, узнает новую информацию, принимает социальный опыт, учится подчиняться правилам, изучает и усваивает социальные нормы, реализует свои планы и желания.
Успешное развитие межличностного общения в рамках программы идет параллельно развитию взаимопонимания между участниками общения. То, в какой мере ученики умеют понимать и отражать свои чувства, настроение друг друга, воспринимать и понимать других, а через них и самих себя, будет во многом определять процесс общения, качество отношений и способы, с помощью которых они будут осуществлять совместную деятельность.
Научить ребенка общаться, значит научить понимать и познавать другого человека, а через него и самого себя (перцептивная сторона общения). Перцепция в данном случае характеризует искусственное выделение фрагмента целостного процесса познания и направлена на попытку объяснить уникальное явление понимания людьми друг друга.
Цель программы: познакомить учащихся с правилами и приемами эффективного взаимодействия и научить применять их на практике.
Задачи программы:
- развивать навыки общения;
- развивать навыки сотрудничества;
- развивать способность осознавать и выражать свои чувства;
- повышать уровень самооценки учащихся;
- повышать положительный эмоциональный уровень класса;
- развивать способность к самоанализу и рефлексии;
- развивать творческую активность учащихся.
Ожидаемые результаты:
- овладение учащимися умениями и навыками эффективного взаимодействия;
- улучшение социально-психологического климата класса;
- повышение социального статуса отдельных учащихся.
Содержание программы:
В соответствии с поставленными целями и задачами было разработано 20 занятий продолжительностью 45 минут каждое. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю по следующей схеме:
1. Введение в тему (актуализация индивидуального опыта).
2. Развертывание темы (эмоциональное включение в тему занятия).
3. Индивидуализация темы (расширение самопознания);
4. Завершение темы (углубление самопознания, снятие излишнего эмоционального напряжения, релаксация).
Для решения основных целей программы были использованы различные приемы и методы: психогимнастика, ролевая игра, дискуссия, эмоционально-гимнастические методы, релаксационные методы, когнитивные методы. Основное содержание занятий составляют полифункциональные упражнения и игры, с помощью которых можно решать сразу несколько задач.
Программа состоит из семи блоков, каждый из которых имеет свои отдельные задачи. Первый блок - «Введение в мир психологии». Это первые занятия, на которых устанавливается дружелюбная атмосфера между ребятами, объясняются особенности уроков психологии и устанавливаются правила работы на таких занятиях. Вторая тема – «Мои чувства» - помогает детям научиться понимать и контролировать свое эмоциональное состояние. Тема «Познай самого себя и других» дает ребятам возможность исследовать себя, узнать, что все люди имеют как хорошие качества, так и те или иные недостатки. На этих занятиях развивается рефлексия и толерантность учащихся. Темы «Я и мои друзья» и «Дружба девочек и мальчиков» одна из самых интересных для ребят этого возраста. Именно на этих занятиях впервые затрагиваются понятие дружбы, тема взаимоотношений, конфликтов. Что такое настоящая дружба и умеют ли ребята дружить – ответы на эти вопросы учащиеся ищут совместно с педагогом. Далее идут занятия на тему сотрудничества. Ребятам дается само понятие сотрудничества, принципы эффективного сотрудничества, в игровой форме отрабатываются навыки эффективного взаимодействия. Последняя тема «Мое настоящее и будущее» дает детям возможность отрефлексировать изменения, произошедшие с ними за учебный год, окунуться в свой внутренний мир, оказать психологическую поддержку ребятам, нуждающимся в ней. И завершают программу два заключительных занятия, основная цель которых – установка на веру в себя и в свой успех.
Учебно-тематический план
№ Тема занятия Задачи, решаемые на каждом занятии Упражнения, игры,
психотехники. Кол.
часов
1. Введение в мир психологии
- Дать основное понятие науки психологии;
- Установить принципы работы на занятиях;
- Повышение самооценки - Вводная беседа «Что такое психология?»;
- Упр. «Правила работы на занятиях»;
- Упр. «Ласковое имя»;
- Упр. «Мое настроение»;
- Игра «Атомы и молекулы»;
- Упр. «Комплименты»;
- Рис. «Это Я» 1 час
Мое настроение
- Повышение эмоционального фона в классе;
- Повышение самооценки;
- Сплочение классного коллектива;
- Определить понятие «эмоции»;
- Научить осознавать свои эмоциональные состояния - Беседа «Что такое настроение»;
- Упр. «Я дома, в школе, с друзьями»;
- Упр. «На что похоже мое настроение»;
- Рисуночный тест «Узнай о себе все»;
- Игра «Молекулы»;
- Упр. «Мои эмоции»;
- Упр. «Тренируем эмоции»;
- Упр. «Рисуем настроение» 1 час
3. Кто Я? Какой Я? - Повышение самооценки;
- Развитие рефлексии;
- Развитие взаимопонимания;
-Развитие доброжелательного отношения к себе и к другим - Упр. «Кто Я?»;
- Упр. «Какой Я?»;
- Рис. «Какой я сейчас»;
- Физ. мин. «Мороженое»;
- Упр. «Мое имя»;
- Рис. «Я в виде растений»;
- Упр. «Герб»;
- Упр. «Чем я отличаюсь от остальных» - мини-сочинение 2 часа
4. Радость.
Удовольствие.
Интерес.
Счастье. - Определить понятия положительных эмоций;
- Способствовать адекватному самовыражению;
- Способствовать рефлексии эмоциональных состояний;
- Подчеркнуть ответственность человека за свои чувства и мысли - Упр. «Радость – это…»
- Упр. «Моя ладошка»
- Упр. «Мои желания»;
- Упр. «Мои счастливые моменты в жизни»;
- Рис. «Счастье»;
- Упр. «Моя звезда»;
- Методика «Волшебная страна чувств» 2 часа
5. Грусть.
Обида. - Способствовать рефлексии эмоциональных состояний;
- Определить понятия отрицательных эмоциональных переживаний;
- Научить отличать отрицательные эмоции от положительных. - Упр. «Если я камушек»;
- Рис. «Дом. Дерево. Человек»;
- Упр. «Я внутри и снаружи»;
- Рис. «Я обиделся»;
- Рис. «Мне грустно»;
- Упр. «Мои колючки»;
- Упр. «Имена чувств»;
- Упр. «Работа с плакатом» (одиночество) 2 часа
6. Страх.




- Определить понятие «страх», «тревога», «одиночество»;
- Помочь подросткам в преодолении страхов;
- Помочь детям обрести уверенность в себе и понять, что вера в себя необходима для развития человека - Тест «Страхи в домиках»;
- Рисуночная терапия «Несуществующее животное»;
- Рис. «Мой страх»;
- Упр. «Одиночество»;
- Упр. «Способы преодоления страха»;
- Коллективный рисунок «Я ничего не боюсь» 2 часа
7. День психологии

- Научить детей работать сплоченной, дружной командой;
- Умение высказывать свое мнение;
- Воспитывать дух соревнования;
- Повышение самооценки;
- Умение работать в парах, группах, командой. - Задания на внимание;
- Упр. на память;
- Упр. на воображение и фантазию;
- Упр. на мышление;
- Коллективные рисунки;
- «Почта доверия»;
- «Психологическая газета»;
- Рефлексия 1 час
8. Я и мир вокруг меня

- Развитие социально-коммуникативных навыков;
- Повышение самооценки;
- Сплочение класса;
- Формирование у подростка умения увидеть в другом человеке его достоинства - Упр. «Я и мой мир»;
- Упр. «20 желаний»;
- Упр. «Пожелание»;
- Упр. «Сад цветов»;
- Коллаж «Формула любви» или «Формула успеха» 1 час
9. Я и мои друзья
Правила дружбы - Развитие коммуникативных навыков;
- Помочь детям осознать качества настоящего друга;
- Повышение самооценки;
- Сплочение коллектива в классе;
- Обсудить проблемы подростковой дружбы - Упр. «Групповая дискуссия»;
- Упр. «Солнце, тучка, дождик»;
- Упр. «Кто такой настоящий друг?»;
- Игра «Мы - команда»;
- Методика «Социометрия»;
- Игра «Измерим друг друга»;
- Упр. «Телеграмма»;
- Упр. «Выбираем друзей»;
- Рис. «Школа зверей» 2 часа
10. Я и моя школа
- Помочь детям осознать особенности позиции ученика;
- Повышение самооценки;
- Сплочение классного коллектива;
- Развивать умение высказывать свое мнение;
- Развивать навыки общения - Упр. «Школа – это…»
- Упр. «Неоконченные предложения»;
- Рис. «Школа на планете «Наоборот»;
- Анкета «Психологический климат в классе»;
- Методика «Мотивация учения» 1 час
11. Я и моя семья
- Определить эмоциональное состояние ребенка по рисунку семьи;
- Изучить индивидуальные особенности «Образа мира»;
- Выявить уровень самооценки;
- Изучить взаимоотношения «родитель-ребенок» - Анкета «Мои взаимоотношения»;
- Анкета «Близкие ребенку люди»;
- Рис. «Моя семья в виде растений»;
- Игра «Фруктовый салат»;
- Анкета «Ласковые слова»;
- Рисуночный тест «Выходной день в моей семье»;
- Сочинение – размышление «За что я люблю своих родителей», «Радости моего дома» или «Мой дом – моя крепость?!» 1 час
12. Мои способности - Развитие внимания;
- Развитие памяти;
- Развитие мышления;
- Развитие речи, активного и пассивного словаря;
- Сплочение коллектива в классе;
- Повышение эмоционального фона в классе - М. «Корректурная проба»;
- М. Мюнстерберга;
- Упр. «Исключение понятий»;
- М. «Выделение существенных признаков»;
- Тест «Кольца»;
- Игра «Цветок, дерево, фрукт»;
- М. «Исключение лишнего»; 2 часа
13. Мой внутренний мир - Развитие воображения, фантазии;
- Сплочение классного коллектива;
- Повышение самооценки;
- Подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека; - Упр. «Мой рисунок- это чудо»;
- Упр. «Если я камушек»;
- Игра «Скрепка»;
- Тест «Конструктивный человек из геометрических фигур»;
- Упр. «Моя вселенная»;
- Упр. «Точки» 2 часа
14. Дружба девочек и мальчиков


- Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу;
- Определить – что такое дружба девочек и мальчиков;
- Сплочение классного коллектива - Упр. «Я – девочка»;
- Упр. «Я – мальчик»;
- Анкета «Я»;
- Упр. «Мои проблемы»;
- Почта доверия;
- Упр. «Письмо»;
- Коллаж на тему «Дружба» 2 часа



15. Я – уникальная и неповторимая личность - Учит детей внимательно относиться к себе и к другим, уважать и принимать себя;
- Повышение самооценки;
- Умение находить в других положительные качества - Упр. «Мое имя»;
- Упр. «Мои пожелания» (психологу, учителю, одноклассникам, родителям);
- Упр. «Солнышко»;
- Методика «Дерево»;
- Тест на самооценку (Дембо –Рубинштейн);
- Метод символических заданий 1 час
16. Мы – дружный класс - Сплочение коллектива;
- Научить детей общаться при помощи жестов и мимики;
- Развитие навыков координации совместных действий - Упр. «Цвет моего настроения»;
- Игра «Деление на команды»;
- Упр. «Снежки»;
- Упр. «Выстраивание»;
- Упр. «Вавилонская башня»;
- Упр. «Мое впечатление»;
- Игра «Покажи и объясни»; 1 час
17. Познай самого себя и других - Научить детей определять достоинства и недостатки себя и других людей, понимать причины их поступков;
- Закрепить знания учащихся о положительных и отрицательных качествах характера человека;
- Развитие интереса к себе - Шуточный тест «Нарисуй свой характер»;
- Тест «Какие у тебя друзья?»;
- Упр. «Лесенка»;
- Упр. «Мои качества»;
- Рис. «Какой я сейчас»;
- Рис «Я и мой мир»;
- Игра «Я и ты» 1 час
18 Мои ценности - Научить детей находить в себе положительные стороны, качества;
- Научить детей в конфликтах идти на компромисс;
- Повышение самооценки. - Упр. «Мои ценности»;
- Упр. «Мои качества»;
- Упр. «Я хочу, я могу,
я умею»;
-Игра «Волшебный магазин»;
- Рис. «Самое главное» 2 часа
19 Мое настоящее и будущее - Изучить интересы детей;
- Определить склонность к будущей профессии;
- Провести беседу и анализ полученных результатов;
- Дать советы и рекомендации по выбору профессии - Коллаж на тему «Мое будущее. Моя цель в жизни»
- Игра «Я сейчас и я потом»;
- Оформление психологической газеты;
- Методика «ДДО»;
- Анкета «Мои интересы» 2 часа
20 Итоговое занятие «Всем спасибо» - Повышение эмоционального фона в классе;
- Развитие эмпатии;
- Сплочение коллектива в классе;
- Развитие рефлексии - Упр. «Мои пожелания классу;
- «Пожелания учителю»;
- «Пожелания психологу»;
- «Хоти сказать спасибо!»;
- Рис. или мини – сочинение «Я и психология» 1 час
Итого: 30 часов
Используемая литература:
1. Битянова М.Н. Работа психолога в начальных классах. – М., 2004.
2. Богатырева Т.Л. Практическому психологу – цикл занятий с подростками 10-12 лет – М., 2007
3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007
4. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008
5. Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары. Авт.-сост. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2009
6. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007
7. Лукьянова М.И. Моя профессия – детский психолог. – М.: АРКТИ, 2007
8. Неделя психологии в школе / Т.Азарова, М. Битянова, Т. Беглова и др. – М.: Чистые пруды, 2005
9. Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам / Юлия Зарипова – М.: Чистые пруды, 2007. Вып. 4 (16)
10. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2000
11. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов на Дону: Феникс, 2008
12. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. – М.: Генезис, 2004
Автор материала: Журавлева Марина Юрьевна педагог-психолог МБОУ СОШ № 73 г. Ижевска



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Журавлева Марина Юрьевна. Психологическое занятие на тему «Дружба»
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Раздел третий. Личностные особенности для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Смолина Ольга Юрьевна. Конспект «Тренинг на сплочение детского коллектива «Путешествие на планету дружба».
  • Макарова Диана Викторовна. Занятие по «Психологии общения» для подготовительной группы «Все люди отличаются друг от друга своими качествами»
  • Журавлева Марина Юрьевна. Занятие по созданию дружеской атмосферы - Девчонки + Мальчишки
  • Харина Наталья Григорьевна. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ТЕМА: «Что, где, когда?»
  • Тематический план групповых занятий, развитие детей испытывающих трудности адаптации
  • Раздел четвёртый. Общение и взаимодействие для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Программа элективного курса по психологии ориентированная на изучение личностных особенностей, интересов и склонностей подростков – учащихся 9-х классов.
  • Тематический план деятельности детей в группе
  • Коррекционно-развивающая программа повышения самооценки, уверенности и снижение тревожности у детей 2-х классов
  • Богданова Ольга Станиславна. ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
  • Пурыгина Ольга Юрьевна. Социометрическая игра-тест для педагогов «Дерево дружбы»
  • Мотивационно - личностное развитие 10 классов
  • Макарова Ирина Петровна. Игровой тренинг на сплочение педагогического коллектива «Мы разные, но мы вместе!»
  • Кузьмина Татьяна Александровна. Семинар-практикум для педагогов «Учим детей общаться»
  • Соболева Ольга Альбертовна. «Психологическая разгрузка для педагогов»
  • Раздел пятый. Потребности. Мотивы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Практические занятия программы психокоррекционной помощи подросткам
  • Журавлева Марина Юрьевна. Диагностика уровня духовно-нравственного воспитания младших школьников
  • Программа индивидуальной профилактической работы, психолого – педагогического сопровождения, несовершеннолетнего «группы риска» "Преодоление"
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Занятие во второй младшей группе на тему 'Колобок'.
  • Формирование адекватной самооценки - диагностика. ЗАНЯТИЕ 11
  • Обучающая программа «Введение в психологию» для учащихся 9-х классов
  • Гаенко Марина Викторовна. Конспект ООД для подготовительной группы «Путешествие на Остров Эмоций»
  • Марина Корнильева. Конспект занятия с элементами тренинга «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ» (с использованием инновационных технологий)
  • Учебная программа «Удивительный мир общения»
  • Развитие самоутверждения и повышение самооценки
  • Ткаченко С.Н.. Развитие эмоционального мироощущения ребенка.
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Резникова-Милованова Лариса Евгеньевна. Сценарий праздника «Моя семья – моя радость»
  • Арутюнян А. В.. Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в страну знаний» с элементами песочной терапии
  • Остович Ольга Юрьевна. Конспект психологического тренинга для педагогов «Кухня эмоциональных ресурсов. Открой в себе — себя!»
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Организация групповой работы занятий "Детское общество"
  • Замятина Александра Владимировна. Презентация - Путешествие в волшебный город
  • Касимова Разиля Газизулловна. Игры, направленные на сплочение группы
  • Шайдуллина Алсу Руздановна. Инновационный потенциал игр, направленных на социально-коммуникативное развитие
  • Алексей Козлов. Что такое самооценка. Признаки низкой самооценки
  • Раздел второй. Психические процессы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Развитие коммуникативных навыков, тактильных ощущений; повышение самооценки; развитие эмоциональной сферы
  • Ванцесова Светлана Евгеньевна. Конспект физкультурного занятия «Путешествие в страну Дружбы».
  • Дубровская Татьяна Владимировна. Конспект занятия в подготовительной группе «История России»
  • Лазарева Анастасия Викторовна. Тренинг личностного развития для детей старшего дошкольного возраста «Мой внутренний мир»
  • Формирование самооценки и отношения к себе. ЗАНЯТИЕ 7
  • Захарова Наталья Григорьевна. Консультация для родителей «Совместные игры с ребенком».



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь