Программа психологической коррекции эмоциональной сферы подростков 14 - 16 лет с интеллектуальными нарушениями. 'Планета эмоций'

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 5283

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Пояснительная записка
За последние годы увеличилось число детей имеющих отклонения в развитии, в том числе и детей имеющих умственную отсталость.
Умственная отсталость проявляется, прежде всего, в неравномерном развитии у ребенка различных сторон психической деятельности. Это проявляется в нарушении ориентировки в пространстве и времени, пассивном внимании, непроизвольном и малом обьеме запоминаемого материала, недостаточной сформированности мыслительных операций. Незрелость личности умственно отсталого ребенка, обусловлена спецификой развития его потребностей, интеллекта и проявляется в ряде особенностей его чувств.
В чувствах и эмоциях человек выражает личное отношение к предметам, явлениям, к процессу и содержанию познания. Как известно эмоции и чувства взаимосвязаны.
Эмоции возникают при удовлетворении или неудовлетворении органических потребностей при непосредственной реакции человека на предметы окружающей действительности. Чувства - это социальное отношение человека к собственной деятельности. Между чувствами и интеллектом человека складываются сложные взаимоотношения. Так, возникшее переживание может быть усиленно или подавлено разумом, может стать источником деятельности или ее тормозом.
Незрелость личности «особого» ребенка проявляется также в большом влиянии на оценочные суждения эгоцентрических эмоций. Поэтому наиболее высоко ребенок оценивает то, что ему приятно. Говоря о развитии чувств умственно отсталого ребенка Л.С.Выготский отмечал, что на начальных ступенях развития интеллекта обнаруживается более или менее непосредственная зависимость его от аффекта. Но по мере развития личности эти отношения меняются. Переход ребенка от низших форм эмоциональной жизни к высшим непосредственно связан с изменением отношения между интеллектом и аффектом. Умственно отсталые дети не регулируют с помощью интеллекта свои чувства соответственно конкретной ситуации. Это выражается например в том, что они не могут побороть чувство обиды на кого-либо даже тогда, когда понимают что его обидеть не хотели.
Все это говорит о необходимости проведения коррекционной работы с умственно отсталыми школьниками с целью развития эмоциональной сферы и формирования коммуникативных умений у умственно отсталых подростков. Программа «Планета эмоций» поможет детям, имеющим интеллектуальные нарушения, научиться лучше распознавать эмоции других людей и свои собственные, выражать эмоции социально приемлемым способом.
Цель программы
Коррекция и развитие эмоциональной сферы и формирование коммуникативных умений у подростков с нарушением интеллекта.
Задачи программы:
- расширение знаний детей об эмоциях,
- развитие у подростков умения адекватно выражать свои эмоции,
- стабилизация эмоционального состояния, оптимизация уровня тревожности и агрессии у подростков,
- формирование коммуникативных умений у детей.
Организационно - методические аспекты
1. Презентация возможности проведения коррекционной работы в комнате психологической разгрузки с воспитанниками УИТ VIII вида ( встреча с педагогами и формирование мотивации на совместную работу, представление комнаты психологической разгрузки, получение согласия на проведение коррекционной работы с воспитанниками)
2. Сбор анамнестических данных, психологическая диагностика подростков с целью выявления актуального уровня развития познавательной сферы и особенностей эмоционально – волевой серы с использованием проективных методик «Дом. Дерево.Человек», ТЦО, тест «Руки».
3. Программа расчитана на 14 занятий с периодичностью встреч 2 раза в неделю по 45 минут.


Количественный состав групп
Оптимальное количество участников 8 человек.
Качественный состав группы
Подростки 14 - 16 лет, воспитывающиеся в школе-интернате .
В группу подбираются дети с учетом степени тяжести заболевания и особенностей развития эмоциональной сферы, не имеющие противопоказаний для групповой работы.
Противопоказания
- обострение сопутствующих соматических и психических заболеваний,
- аллергическая и бронхиальная патология.
Принципы комплектования группы и организации работы
- Добровольного участия.
- Недирективнность позиции взрослого.
- Учет психофизических особенностей детей.
Ориентировочная структура занятия
1. Ритуал приветствия.
- Разминка
Цель: создание атмосферы доверия в группе, положительный настрой участников на работу.
2. Основная часть
Направлена на решение задач данной программы.
3. Заключительная часть
- Подведение итогов, получение обратной связи.
- Ритуал прощания.
Формы работы
При реализации программы используются следующие формы и методы работы:
- игры,
- упражнения,
- Арт-терапевтические техники,
- мышечная, дыхательная релаксация,
- этюды,
- беседы.
Требования к ведущему
1. Психологическая компетентность ( наличие психологического образования, опыта участия в тренингах и опыта ведущего групповой психологической работы)
2. Наличие знаний и опыта работы с умственно отсталыми детьми.
3. Языковая компетентность.
4. Открытость в выражении чувств.
Организация пространства и места работы
- Оборудованная специальная комната психологической разгрузки ( кресла по количеству участников, мячи-гиганты, мячи-ежики, тактильно-пузырьковая колонна, светящаяся сеть, ковер "Млечный путь")
- Альбомы, краски, карандаши, фломастеры.
- Бланки по числу участников.
- Карточки.
Оценка эффективности работы
Эффективность работы отслеживается по результатам анкетирования педагогов (экспертная оценка), наблюдений за воспитанниками на каждом занятии, психологической диагностики проводимой перед началом серии занятий и по их окончанию.
Предполагаемый результат
Умение понимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, снижение тревожности, формирование умения действовать в группе.


Тематический план

№ занятия Наименование темы Кол-во часов
1 "Первое путешествие на планету эмоций" 1
2 "Океан настроения" 1
3 "Озеро эмоций" 1
4 "Остров злости" 1
5 "Остров злости" (продолжение) 1
6 "Материк грусти и печали" 1
7 "Материк грусти и печали" (продолжение) 1
8 "Горы обиды" 1
9 "Горы обиды" (продолжение) 1
10 "Архипелаг радости" 1
11 "Архипелаг радости" (продолжение) 1
12 "Залив эмоций" 1
13 "Залив эмоций"(продолжение) 1
14 "Подводное царство". 1
Автор материала: Хлебтунова Анастасия Алексеевна



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Исаева Ирина Юрьевна. Тренинг для педагогов ДОУ «День психологической разгрузки»
  • Абакарова Нюрсият Дагировна. Комплекс игр для развитие эмоциональной сферы
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Олеся Строкач. Родительское собрание с использованием ИКТ на тему: 'Эмоциональное развитие детей'
  • Дубкова Татьяна Ивановна. Развитие эмоционального интеллекта и лидерства
  • Саватеева Светлана Павловна. Перспективный план коррекционно – развивающих занятий педагога – психолога по Программе «Цветик – Семицветик»
  • Коробкова Оксана Владиславна. Конспект открытого занятия педагога-психолога в старшей группе «Путешествие в страну эмоций».
  • Программа эмоционально-личностного развития старших дошкольников с использованием модулей «Тропы здоровья»
  • Тематический план деятельности детей в группе
  • Юлия Василенко. Программа коррекционной работы с детьми раннего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения .
  • Тематический план групповых занятий, развитие детей испытывающих трудности адаптации
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • ирина донскова. Развитие эмоциональной сферы у детей с общим недоразвитием речи
  • Касаткина Ирина Олеговна. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОНР
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Надымова Елена Александровна. Шедевры мировой живописи в развитии эмоциональной сферы дошкольников.
  • Дубровина Оксана Андреевна. Лэпбук как средство развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
  • Никитина Вера Александровна. Электронное интерактивное дидактическое мультимедийное пособие «Калейдоскоп эмоций»
  • Сидоркина Наталья Анатольевна. Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей
  • Виктория Васильевна Искра. Программа развития коррекционной школы для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностям здоровья VIII вида.
  • Лободенко Наталья Леонидовна. История в картинках, или арт-терапия в процессе коррекционной работы с детьми.
  • Поморцева Ольга Александровна. Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога «Наши эмоции».
  • Программа элективного курса по психологии ориентированная на изучение личностных особенностей, интересов и склонностей подростков – учащихся 9-х классов.
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. Проект «Интеграция компьютерных технологий в процесс коррекционной логопедической работы»
  • Степаненко Наталья Михайловна. Статья 'Мир эмоций дошкольника. Как сделать его ярче?'
  • Плехова Яна Александровна. Дидактическое пособие для развития социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста «Петрушка»
  • Ткаченко С.Н.. Развитие эмоционального мироощущения ребенка.
  • Бурова Елена Сергеевна. Развитие эмоциональной устойчивости дошкольного возраста в подвижных играх
  • Оржинская Неля Ивановна. Организация работы с детьми по познавательно – речевому развитию детей в летний период
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Борисенко Светлана Владимировна. Конспект НОД в средней группе «Путешествие в Сказочную страну эмоций»
  • Н.А. Сакович. Суицидальный риск у детей и подростков
  • Карелина Елена Николаевна. План-конспект тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы развивающих занятий по развитию социально-эмоциональной сферы Тема: «Давай дружить»
  • Борзило Лилия Вениаминовна. Развивающая игра 'Путешествие в мир эмоций' Для детей 5-7 лет
  • Афанасьева Юлия Алексеевна. «Инновационные методы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога»
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Психолого-педагогические условия для сохранения и укрепления психологического здоровья школьников. Обобщение опыта педагога-психолога по формированию здоровьесберегающей среды в МКОУ Новочановской СОШ
  • Программа «Удивительный мир общения» для учеников. 7-Х КЛАССЫ
  • Гусева Марина Владимировна. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «В мире эмоций»
  • Формирование эмоциональной устойчивости учащихся 7-х классов к коммуникативному стрессу. Проект психолога и педагога.
  • Мотивационно - личностное развитие 10 классов
  • Стенина Кристина Николаевна. Роль воспитателя в развитии эмоциональной сферы детей
  • Учебная программа «Удивительный мир общения»
  • Кузнецова Венера. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Раевская Оксана Витальевна. Методы диагностики эмоциональной сферы
  • Фомина Светлана Евгеньевна. Презентация опыта работы по теме: Использование сказкотерапии в работе по формированию эмоционально-волевой сферы дошкольников.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь