Учебная программа «Удивительный мир общения»

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 2321

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


(пояснительная записка)
Программа рассчитана на учеников 7-х классов и предназначена для всех учащихся, но особенно нацелена на подростков застенчивых, тревожных, с заниженной самооценкой, с выраженными трудностями в сфере общения, то есть на детей, у которых особенно остры и тяжелы межличностные проблемы. В начале и в конце программы изучается уровень тревожности учащихся по методике «Уровень тревожности», разработанной А.Г.Грецовым на основе фрагмента опросника Тейлора «Методика измерения уровня тревожности». Также в конце программы изучается уровень комфортности учащихся и социальной пользы данной программы по методике Джона Кейли РЭП-тест (репертуарный).
Структура программы
Тренинг состоит из четырех блоков: «Я. Самопознание» (7 часов); «Я и другие» (14 часов); «Мысли и чувства» (5 часов); «Преодоление трудных ситуаций» (8 часов).
Занятия первого блока посвящены самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентации в нем, знакомству с чертами личности, формированию возможностей распознавать личностные качества, умению принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.
Компонентом второго блока является обучение взаимодействию с людьми и развитие социальных навыков общего плана. В данный раздел включены психотехнические приемы, позволяющие уверенно излагать свою позицию, проявлять настойчивость в отстаивании собственных прав, защищать свои интересы, противостоять давлению, принимать критику, обращаться за помощью, делать шаги к примирению.
Занятия третьего блока направлены на формирование навыков восприятия, распознавания, отражения эмоций, расширение арсенала способов эмоционального самовыражения.
В четвертом блоке содержатся техники совладения с трудными ситуациями. Участникам тренинга дается не готовый рецепт поведения в критических ситуациях, а алгоритм поведения, расширяющий их возможности в дополнение к способам, уже имеющимся в их опыте. Основная задача тренинга – не замена, а расширение способов поведения в трудных ситуациях, обеспечивающее осознанное принятие решений.
Каждое занятие включает в себя упражнения на разминку и внимание, которые снимают психологическое напряжение и способствуют комфортности восприятия предлагаемой информации.


Структура занятия.
Занятие тренинга, в зависимости от темы, включает несколько этапов:
1. Создание единого психологического пространства, а также обратной связи.
2. Выяснение знаний и представлений учащихся по новой теме.
3. Проведение дискуссий, игры, интервьюирования для создания ситуаций рефлексии.
4. Сообщение новой информации и обобщение имевшейся.
5. Решение конкретных задач, овладение знаниями, навыками, умениями, а также достижение иных развивающих целей.
6. Отработка навыков.
7. Разминочные и релаксационные упражнения для снятия психологической напряженности и подведение итогов занятий.


Методы ведения занятий по программе:
1. Дискуссионные и проблемно-диалогические методы: «Незаконченные предложения», «Чужие проблемы».
2. Ролевые методы. Для формирования зрелой личности необходимо примерить к себе различные модели поведения, чтобы найти свои.
3. «Мозговой штурм».
4. Методы предъявления и обыгрывания психологической информации. Используются, чтобы дать возможность учащимся через обсуждение типичных проблем других подростков примерить их проблемы на себя.
5. Психологические упражнения снятия напряжения. Разминка, упражнения на внимание, релаксационные упражнения.
6. «Рабочие листы». Метод представляет собой описание последовательности этапов-шагов, которые надо сделать, и вопросов, на которые надо ответить, чтобы решить поставленную задачу.
7. «Алгоритм-лабиринт». Участникам предоставляются письменное описание ситуации и список возможных действий. Задача участников – выбрать наилучшее решение проблемы.


Ограничения и противопоказания на участие в освоении программы.
Психолог не может использовать информацию о ребенке вне группы, полученную на занятии. За ребенком сохраняется право не участвовать в играх, тренингах. Участие на занятиях по программе в группах на добровольной основе обучающихся. Ограничения и противопоказания на участие в освоении программы отсутствуют.
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы.
Информационно-методическое обеспечение
В процессе работы педагог-психолог подбирает диагностический материал, который прослеживает динамику развития формирующих компонентов на занятиях в группе, а также изучения отношения учащихся к проводимым занятиям по психологии. Педагог-психолог оформляет дидактический материал, необходимый для проведения полноценных занятий. По результату диагностики реализации программы педагог-психолог составляет аналитический отчет и информирует с педагогами и родителей детей.
Кадры
Уроки психологии должен преподавать педагог-психолог, обладающий квалифицированными знаниями по психологии. Педагог-психолог должен владеть активными формами работы, уметь организовывать дискуссии, обсуждения, работу в группах, применять элементы психологического тренинга, также способным создать атмосферу доверия и раскрепощенности, в которой учащиеся смогут свободно высказывать свое мнение, разыгрывать ситуации, ролевые игры, выполнять упражнения.
Материально-техническое оснащение
Для проведения занятий необходимы канцелярские принадлежности, карточки с заданиями и конфликтными ситуациями, стулья для учащихся, столы для совместной работы.
Занятия должны проходить в помещении, где достаточно места для рассадки детей для проведения группового тренинга.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 34 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут (1 час=40 минутам).
Ожидаемые результаты реализации программы
При освоении программы учащиеся сформируют следующие знания, умения, навыки:
- умения конструктивно справляться с конфликтом;
- умения в разрешении сложных жизненных ситуаций;
- навыки выражения позитивных и негативных чувств;
- навыки регулирования конфликтов;
- знания о технологиях эффективной коммуникации;
- знания о ролевых играх и дискуссиях в обсуждении неоднозначных проблем и вопросов как личного, так и общего характера.
При освоении программы учащиеся сформируют высокий уровень уверенности в общении с другими и эмоциональной устойчивости к коммуникативному стрессу.
Организация контроля за реализацией программы
Реализация программы контролируется педагогом-психологом, а также руководителем методического отдела Регионального социопсихологического центра.
Контроль над освоением программы учащимися осуществляется в течение всего периода обучения.
На первом и последнем занятии диагностируется уровень тревожности учащихся по методике «Уровень тревожности», разработанной Грецовым А.Г. на основе фрагмента опросника Тейлора «Методика измерения уровня тревожности». Также в конце программы изучается уровень комфортности учащихся и социальной пользы данной программы по методике Джона Кейли РЭП-тест (репертуарный). Практикуется на последнем занятии сбор отзывов о занятиях по программе участников группы. В итоге психологом анализируются и обобщаются результаты диагностики и отзывов участников группы и формируется аналитическая справка с рефлексивным отчетом, которая предоставляется на педагогическом совете.
В течение реализации программы психолог наблюдает за поведением участников группы и в случае неуравновешенного поведения подростка приглашает на индивидуальную консультацию с целью корректировки поведения в группе.
Программа может корректироваться и дорабатываться по следующим причинам:
- обновление содержания программы;
- усовершенствование методики и технологии;
- смена места проведения занятий;
- изменение требований к программе и др.
Список используемой литературы.
1. Алиева М.А. и др. Я сам строю свою жизнь. Под ред. Е.Г. Трошихиной, Санкт-Петербург, 2007 год.
2. Вершинина О.А. Групповые занятия и тренинги со старшеклассниками: развитие внимания, воображения, логического мышления, Волгоград, 2008 год.
3. Грецов А. Тренинг уверенного поведения для старшеклассников и студентов, Питер, 2008 год.
4. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. – Новосибирск, 1997 год.
5. Кипнис М. Тренинг коммуникации, М., 2007 год.
6. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. – М.,1997 год.
7. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий, Санкт-Петербург, 2007 год.
8. Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой, Санкт-Петербург, 2007 год.
9. Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей, Санкт-Петербург, 2008 год.
10. Шапиро Д. Конфликт и общение: Путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов, 1997 год.
11. Юдина И.Г. Когда не знаешь, как себя вести… Тренинг устойчивости подростков к коммуникативному стрессу: Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007 год.
Автор материала: Зайцева Наталья Александровна



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Формирование эмоциональной устойчивости учащихся 7-х классов к коммуникативному стрессу. Проект психолога и педагога.
  • Обучающая программа «Введение в психологию» для учащихся 9-х классов
  • Программа «Удивительный мир общения» для учеников. 7-Х КЛАССЫ
  • Психолого-педагогическая развивающая программа «В поисках призвания»
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Верушкина Светлана Александровна. Дополнительная программа «Разноцветный мир»
  • Мотивационно - личностное развитие 10 классов
  • Громыко Светлана Владимировна. Программа кружка «Волшебный песок»
  • Каримова Гульнара Фанисовна. ПРОГРАММА развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста через пескотерапию «Волшебная песочница»
  • Карелина Елена Николаевна. План-конспект тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы развивающих занятий по развитию социально-эмоциональной сферы Тема: «Давай дружить»
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Программа формирования регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе
  • Лапина Светлана Валерьевна. Дополнительная общеобразовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей 4-5 лет
  • Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися
  • Зумбадзе Этери Амирановна. Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания «Вдох-выдох»
  • Марина Корнильева. Конспект занятия с элементами тренинга «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ» (с использованием инновационных технологий)
  • Программа по коррекции и развитию внимания
  • Самоукина Н. - Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги.
  • Программа психокоррекционной помощи подросткам с ограниченными возможностями здоровья «группы риска»
  • Алимова Яна Владимировна. ПРОГРАММА по театрализованной деятельности детской театральной студии «Не маска, а живое лицо»
  • Ромек В. - Тренинг уверенности в межличностных отношениях
  • Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2 –3 классы). Введение.
  • Попович Любовь Владимировна. ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развивай — ка»
  • Программа психологической коррекции эмоциональной сферы подростков 14 - 16 лет с интеллектуальными нарушениями. "Планета эмоций"
  • Бытотова Алёна Николаевна. Тренинг для педагогов дошкольного образования «Снятие негативных эмоциональных состояний
  • Коррекционно-развивающая программа повышения самооценки, уверенности и снижение тревожности у детей 2-х классов
  • Буракова Наталья Валерьевна. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Монотипия»
  • Надежда Ивановна Богатель. Разработка рабочей программы по реализации образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».
  • Анн Людмила. - Психологический тренинг с подростками
  • Кожевникова Татьяна Ивановна. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки»
  • Развитие познавательных способностей учащихся. 2-3 КЛАССЫ
  • Программа по профилактике употребления наркотиков, алкоголя, табака.
  • Программа «Психология общения» для учащихся. 4 КЛАССЫ
  • Программа индивидуальной профилактической работы, психолого – педагогического сопровождения, несовершеннолетнего «группы риска» "Преодоление"
  • Гордеева Ирина Александровна. Рабочая программа для детей 5-8 лет «Занимательный английский!»
  • Командин Евгений Николаевич. Конспект психологического занятия с элементами тренинга Тема: «Внутренний мир педагога»
  • Остович Ольга Юрьевна. Психологический тренинг «Принятие себя, принятие другого»
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Остович Ольга Юрьевна. Конспект психологического тренинга для педагогов «Кухня эмоциональных ресурсов. Открой в себе — себя!»
  • Раздел четвёртый. Общение и взаимодействие для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Развитие познавательных способностей учащихся 2 класса
  • Рай Лесли - Упражнения: схемы и стратегии
  • Пирогова Татьяна Васильевна. Общая структура образовательной программы в ДОУ.
  • Проектная деятельность «Путь к успеху» 11 класс
  • Мравян Оксана Юрьевна. Рабочая программа дополнительного образования «Знайка» в средней группе
  • Структура занятий по развитию ребёнка в домашних условиях
  • Костова Марина Александровна. Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Художественно-эстетической направленности «Очумелые ручки»
  • Елена Бурова. Рабочая программа по образовательной области 'Здоровье'
  • Венера Шаймарданова. Коррекционно-развивающая программа «Ничуть не страшно»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь