|
Программа эмоционально-личностного развития старших дошкольников с использованием модулей «Тропы здоровья»Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 1232
Название: Программа эмоционально-личностного развития старших дошкольников с использованием модулей «Тропы здоровья»
Формат: HTML Язык: Русский Пояснительная записка: Данная программа осуществляет реализацию задач, поставленных в учебном году, и имеет основной целью закрепление уже имеющихся у детей навыков. Программа предназначена для работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп (5—7 лет).
Личностное и умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром. В процессе жизни у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, а также идет усвоение способов общения. Однако опыт работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, и способы общения без специального обучения в должной степени не формируются, поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы. Данная программа направлена на работу с «предметными чувствами». Она помогает ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций и отношений, помогает ребенку прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния. По выражению Ж.Лабрюйера, «в тоне голоса, в глазах и в выражении лица говорящего имеется не меньше красноречия, чем в самих словах». Ценностью данной программы является использование «Тропы здоровья» в развитии эмоционально-личностной сферы ребенка: - через непосредственный сенсорный, тактильный и телесный контакт с модулями «Тропы здоровья»; - через использование модулей в играх и упражнениях. Общаясь с элементами природы (кора, еловые иголки, шишки, опил, песок, вода, искусственный муравейник, зона отдыха), ребенок становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, она своей яркостью воздействует на его чувства, помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Именно в этом возрасте у детей появляется способность к осмыслению причинно-следственных связей и к абстрактному мышлению, что необходимо для понимания существующих в природе взаимосвязей. Содержание программы и методика работы учитывают психологические и физиологические особенности этого возраста. Весь материал дается в доступной и привлекательной для детей форме. Использование на занятиях таких технологий, как «Аромотерапия», Акватерапия», «Изотерапия» способствует: - формированию осознанного представления о необходимости заботиться о своем здоровье через механизм лечебного воздействия природных запахов, приносящих успокоение, которые обладают мощным эмоциональным воздействием, изменяют энергетику и биоритмы человека; - укреплению психологического и физического здоровья; - развитию эмпатийных качеств - чувства близости к природе и сопереживанию всему живому; - удовлетворению глубинной потребности общения с природой, которая дает удивительную целительную энергию от растений, птиц, воды, солнца, воздуха; - развитию познавательных возможностей дошкольников; - развитию сенсорных качеств каждого ребенка. Занятия по данной Программе позволяют проводить профилактику психосоматических заболеваний и коррекцию эмоционально-личностной сферы детей в игровой форме. Цель: психологическая поддержка и развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников. Задачи:Способствовать снятию психоэмоционального напряжения. Развивать функцию произвольности.Способствовать снижению уровня тревожности.Развивать сенсорные способности детей. Способствовать развитию кругозора.Развивать воображение, мышление, творческий потенциал.Способствовать профилактике психосоматических заболеваний детей. Программа построена с учетом следующих принципов: 1. Доступность. 2. Гуманистичность. 3. Прогностичность. 4. Деятельность. 5. Интеграция. 6. Системность. При реализации программы используются следующие методы и приемы: - психогимнастика; - рисование пальцем (тематическое и свободное); - психологические игры; - игры с использованием модулей «Тропы здоровья»; - имитационные игры; - беседы и проблемные ситуации; - релаксация; - техники и приемы саморегуляции. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз 1 фаза. Мимические и пантомимические этюды. Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой. 2 фаза. Этюды и, игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций. Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребенка. 3 фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ. Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций. 4 фаза. Психомышечная тренировка. Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера. Календарно-тематическое планирование: 1. «Дюймовочка»Овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: продолжать развивать у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать. Способствовать развитию сенсорных способностей детей. 2. «Котята отправляются в путешествие»Способствовать формированию у детей умения любить окружающих.Активизировать доброжелательное отношение детей со сверстниками. Способствовать развитию самоуважения у детей. 3. «Прогулка в летний лес»Развивать у детей навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе. Продолжать обучать детей рефлексивным умениям. 4. «Прогулка в летний лес» (продолжение)Способствовать самопознанию детей, осознанию своих характерных особенностей.Продолжать обучать детей положительному самоотношению и принятию других людей 5. «Цирк»Способствовать снятию психоэмоционального напряжения.Развивать функцию произвольности. 6. «Колобки»Тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции.Отреагирование внутренних негативных переживаний, имевших место ранее. 7. «Зоопарк»Развивать гуманное эмоционально –– доброжелательное и бережное отношение к окружающему миру. 8. «Звездочеты»Способствовать снижению уровня тревожности.Развивать рефлексию эмоциональных состояний.Способствовать формированию стратегии достижения успеха. 9. «Путешествие в изумрудный город»Продолжать формировать потребность в саморазвитии. Способствовать гармонизации эмоционального состояния детей. 10. Волшебные цветыЗакрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения. Автор материала: Ивановская Ирина Аркадьевна Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|