Программа эмоционально-личностного развития старших дошкольников с использованием модулей «Тропы здоровья»

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 1232

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Пояснительная записка: Данная программа осуществляет реализацию задач, поставленных в учебном году, и имеет основной целью закрепление уже имеющихся у детей навыков. Программа предназначена для работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп (5—7 лет).
Личностное и умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром. В процессе жизни у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, а также идет усвоение способов общения. Однако опыт работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, и способы общения без специального обучения в должной степени не формируются, поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы.
Данная программа направлена на работу с «предметными чувствами». Она помогает ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций и отношений, помогает ребенку прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Накапливая определенные моменты проживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния. По выражению Ж.Лабрюйера, «в тоне голоса, в глазах и в выражении лица говорящего имеется не меньше красноречия, чем в самих словах».
Ценностью данной программы является использование «Тропы здоровья» в развитии эмоционально-личностной сферы ребенка:
- через непосредственный сенсорный, тактильный и телесный контакт с модулями «Тропы здоровья»;
- через использование модулей в играх и упражнениях.
Общаясь с элементами природы (кора, еловые иголки, шишки, опил, песок, вода, искусственный муравейник, зона отдыха), ребенок становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, она своей яркостью воздействует на его чувства, помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус.
Именно в этом возрасте у детей появляется способность к осмыслению причинно-следственных связей и к абстрактному мышлению, что необходимо для понимания существующих в природе взаимосвязей. Содержание программы и методика работы учитывают психологические и физиологические особенности этого возраста. Весь материал дается в доступной и привлекательной для детей форме.
Использование на занятиях таких технологий, как «Аромотерапия», Акватерапия», «Изотерапия» способствует:
- формированию осознанного представления о необходимости заботиться о своем здоровье через механизм лечебного воздействия природных запахов, приносящих успокоение, которые обладают мощным эмоциональным воздействием, изменяют энергетику и биоритмы человека;
- укреплению психологического и физического здоровья;
- развитию эмпатийных качеств - чувства близости к природе и сопереживанию всему живому;
- удовлетворению глубинной потребности общения с природой, которая дает удивительную целительную энергию от растений, птиц, воды, солнца, воздуха;
- развитию познавательных возможностей дошкольников;
- развитию сенсорных качеств каждого ребенка.
Занятия по данной Программе позволяют проводить профилактику психосоматических заболеваний и коррекцию эмоционально-личностной сферы детей в игровой форме.
Цель: психологическая поддержка и развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников.
Задачи:Способствовать снятию психоэмоционального напряжения. Развивать функцию произвольности.Способствовать снижению уровня тревожности.Развивать сенсорные способности детей. Способствовать развитию кругозора.Развивать воображение, мышление, творческий потенциал.Способствовать профилактике психосоматических заболеваний детей. Программа построена с учетом следующих принципов:
1. Доступность.
2. Гуманистичность.
3. Прогностичность.
4. Деятельность.
5. Интеграция.
6. Системность.
При реализации программы используются следующие методы и приемы:
- психогимнастика;
- рисование пальцем (тематическое и свободное);
- психологические игры;
- игры с использованием модулей «Тропы здоровья»;
- имитационные игры;
- беседы и проблемные ситуации;
- релаксация;
- техники и приемы саморегуляции.
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз
1 фаза. Мимические и пантомимические этюды.
Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
2 фаза. Этюды и, игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребенка.
3 фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом.
Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.
Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
4 фаза. Психомышечная тренировка.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.
Календарно-тематическое планирование:
1. «Дюймовочка»Овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: продолжать развивать у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.
Способствовать развитию сенсорных способностей детей.
2. «Котята отправляются в путешествие»Способствовать формированию у детей умения любить окружающих.Активизировать доброжелательное отношение детей со сверстниками.
Способствовать развитию самоуважения у детей.
3. «Прогулка в летний лес»Развивать у детей навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе.
Продолжать обучать детей рефлексивным умениям.
4. «Прогулка в летний лес» (продолжение)Способствовать самопознанию детей, осознанию своих характерных особенностей.Продолжать обучать детей положительному самоотношению и принятию других людей
5. «Цирк»Способствовать снятию психоэмоционального напряжения.Развивать функцию произвольности.
6. «Колобки»Тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции.Отреагирование внутренних негативных переживаний, имевших место ранее.
7. «Зоопарк»Развивать гуманное эмоционально –– доброжелательное и бережное отношение к окружающему миру.
8. «Звездочеты»Способствовать снижению уровня тревожности.Развивать рефлексию эмоциональных состояний.Способствовать формированию стратегии достижения успеха.
9. «Путешествие в изумрудный город»Продолжать формировать потребность в саморазвитии.
Способствовать гармонизации эмоционального состояния детей.
10. Волшебные цветыЗакрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.
Автор материала: Ивановская Ирина Аркадьевна



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Дубкова Татьяна Ивановна. Развитие эмоционального интеллекта и лидерства
  • Дмитриева Валентина Николаевна. Тренинг личностного роста для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Преодоление плохого настроения»
  • Гаенко Марина Викторовна. Конспект ООД для подготовительной группы «Путешествие на Остров Эмоций»
  • Борзило Лилия Вениаминовна. Конспект коррекционного занятия познавательной и эмоционально – волевой сферы у детей 6-7 лет «В гостях у Шишиморы».
  • Екатерина Игоревна Назаренко. Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников с использованием ИКТ. Тема: «Большой мир маленького человека»
  • Хмелева Анна Сергеевна. НОД в подготовительной группе по эмоциональному развитию «Путешествие в мир эмоций»
  • Елена Кривошеева. Конспект занятия на день открытых дверей по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы детей
  • Абакарова Нюрсият Дагировна. Комплекс игр для развитие эмоциональной сферы
  • Борисенко Светлана Владимировна. Конспект НОД в средней группе «Путешествие в Сказочную страну эмоций»
  • Никонова Юлия Васильевна. Сценарий праздника «День Матери»
  • Программа психологической коррекции эмоциональной сферы подростков 14 - 16 лет с интеллектуальными нарушениями. "Планета эмоций"
  • Олеся Строкач. Родительское собрание с использованием ИКТ на тему: 'Эмоциональное развитие детей'
  • Мастяева Елена Викторовна. Конспект занятия психолога с детьми с ЗПР в детском саду
  • Бурова Оксана Николаевна. НОД на тему: «Использование инновационно – оздоровительных технологий в работе с детьми логопатами» (в старшей группе)
  • Паршуто Е.Н., Любимовой Е.А. Капустян Т.В.. Конспект интегрированного развлечения Тема: игра – путешествие «В гости к загадочным животным»
  • Захаркина Светлана Александровна. План-конспект психокоррекционного занятия по развитию личности. Для детей 5-6лет с диагнозом ТНР и ОНР. Тема: «Мы сегодня не грустим»
  • Коршикова Марина Георгиевна. Конспект НОД по развитию речи в средней группе 'Сказочное путешествие'
  • Коробицына Анжелика Сергеевна. Конспект открытого занятия младшей группы «Путешествие в мир транспорта»
  • Богданова Надежда Борисовна. Конспект досуга по социально-нравственному развитию в подготовительной группе «За пером Жар-Птицы».
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Киреева Буляк Рашитовна. Конспект занятия с детьми старшей группы по эмоциональному развитию «Сказочные гномы»
  • Назаренко Ольга Юрьевна. Развлечение для детей в 1 младшей группе общеразвивающей направленности «Путешествие с разноцветными флажками»
  • Ковалева Светлана Николаевна. Конспект развивающей игровой встречи педагога-психолога с элементами психогимнастики, использованием психотехнических игр, здоровьесберегающих технологий: «Путешествие в Сказочный лес»
  • Белова Татьяна Викторовна. Конспект развлечения «День семьи, любви и верности» в старшей и подготовительной группе
  • Шафирова Татьяна Сергеевна. Физкультурный досуг с детьми подготовительной группы с применением оздоровительных методик здоровья «Путешествие в осенний лес»
  • Евлампиева Ольга Владимировна. Конспект НОД Викторина на тему: «Россия — Родина моя» по патриотическому воспитанию в подготовительной группе
  • Реботунова Анна Александровна. Конспект по речевому развитию с использованием театрализованной деятельности по сказке «Колобок» в младшей группе
  • Полкунова Вера Михайловна. Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе ознакомлении с произведениями художественной литературы
  • Чернецкова Наталия Викторовна. Коррекционно-развивающее занятие «Смелые мышата».
  • Марушко Светлана Николаевна. Конспект занятия в подготовительной группе с ОНР «Путешествие в сказочный, зимний лес».
  • Михайлова Наталья Петровна. Квест – игра «В поисках красок»
  • Коробкова Оксана Владиславна. Конспект открытого занятия педагога-психолога в старшей группе «Путешествие в страну эмоций».
  • Яхина Галина Александровна. План-конспект проведения экскурсии с детьми подготовительной к школе группы «Весна пришла, Весне дорогу…»
  • Анна Иосифовна Торохина. НОД по развитию математических представлений для детей старшего возраста Тема: «Волшебное путешествие по королевству Шарля Перро»
  • Образовательная программа по адаптации для детей с нарушением зрения. Презентация №1
  • Фомина Светлана Евгеньевна. Презентация опыта работы по теме: Использование сказкотерапии в работе по формированию эмоционально-волевой сферы дошкольников.
  • Наливайко Татьяна Григорьевна. Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
  • Спиридонова Анастасия Эдуардовна. Конспект занятия в старшей группе по теме: «Здравствуй, лето»
  • Менщикова Марина Александровна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе «Путешествие в сказочный лес».
  • Кошелева Юлия. Конспект НОД «Секрет волшебных слов»
  • Рыбакина Лариса Борисовна. Развлечение для детей первой младшей группы «На цветочной полянке»
  • Чадаева Валентина Юрьевна. Театрализованная деятельность как метод преодоления нарушений коммуникативной сферы
  • Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися
  • Кузнецова Людмила Владимировна. Технологическая карта организованной образовательной деятельности (ООД) «Путешествие в сказочную страну детства»
  • Шумакова Ирина Александровна. Конспект занятия по познавательному развитию Игра – путешествие «Лесные тайны» (приметы ранней весны) В подготовительной группе для детей с ТНР
  • Цыбунова Ольга Владимировна. Новогодний утренник «Рукавичка».
  • Арбузанова Светлана Михайловна. Проект 'Мы за здоровый образ жизни'
  • Дятлова Светлана Леонидовна. Конспект комплексного корекционно – развивающего занятия для детей с ОВЗ «Вместе – мы сила!»
  • Кузнецова Венера. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Хамидуллина Флера Закареевна. Развлечение «В гостях у Лесовичка» для детей средней группы.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь