«Подготовка к школе: занятия с психологом». Программа дополнительного образования

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 4723

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Возраст обучающихся – 5-7 лет. Срок реализации 8 месяцев (сентябрь – апрель)
Пояснительная записка
Настоящая программа направленна на профилактику проявлений различных форм школьной дезадаптации и на создание предпосылок для успешного овладения учебной деятельностью.
Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к оказанию действенной психологической помощи в развитии детей дошкольного возраста и подготовки детей к дальнейшему обучению в школе.
Цель программы – всестороннее развитие познавательной деятельности детей, важных для школьного обучения базовых умений на которых будут формироваться навыки чтения, письма, счета, способствовать формированию внутренней позиции школьника.
Задачи программы:
• развитие познавательных психических проце ссов – восприятия, памяти, внимания, воображения;
• развитие мыслительной деятельность ребенка;
• развитие мелкой моторики и зрительно-двигательных координаций;
• развитие произвольности психической деятельности и поведения;
• формирование умений осуществлять звуковой анализ и синтез;
• учить правильно выполнять задания по словесному указанию взрослого;
• обучать умению анализировать и копировать образец;
• формировать умение различать пространственные отношения между объектами.


Особенность данной программы заключается в том, что для всех детей создаются равные условия, одинаковая среда, обогащающая их психическое развитие и обеспечивающая развитие психологических качеств и интеллектуальных умений необходимых для успешного обучения в школе.
Программа рассчитана на 8 месяцев обучения, для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет), 1 раз в неделю, по 30 мину. Занятия проходят в групповой форме.
Ожидаемые результаты программы и методы контроля.
По итогам обучения по программе ожидается, следующие результаты:
• совершенствуются познавательные способности детей,
• развиты мыслительные умения,
• развита мелкая мускулатура рук,
• научатся подчинять свои действия заданной системе требований,
• осуществлять звуковой анализ и синтез,
• действовать в соответствии с инструкцией взрослого,
• научатся анализировать и копировать образец,
• научатся различать пространственные отношения объектов.


Для оценки эффективности занятий можно использовать такие показатели, как поведение детей на занятиях: отмечаются такие особенности при выполнении заданий как активность, заинтересованность, эмоциональное состояние, произвольность поведения, умение удержать инструкции. По итогам обучения по программе проводится фронтальная диагностика психологической готовности детей к школьному обучению.
Учебно-тематический план
№ Название темы Количество часов
Теория Практика Всего
1 Развитие фонетико-фонематического восприятия и звукового анализа
15 мин
70 мин
1час 25 мин
2
Развитие мышления
20 мин
80 мин
1час 40 мин
3
Развитие внимания
10 мин
60 мин
1час 10 мин
4
Развитие памяти
10 мин
60 мин
1час 10 мин
5 Развитие пространственных представлений
10 мин
30 мин
40 мин
6 Развитие умения анализировать и копировать образец
10 мин
60 мин
1час 10 мин
7
Развитие психомоторики
10 мин
30 мин
1 час 40 мин
8
Развитие восприятия
10 мин
30 мин
40 мин
9 Развитие произвольности поведения, психической деятельности
15 мин
90 мин
1 час 45 мин
10
Развитие воображения
10 мин
30 мин
40 мин
Итого 2 часа 9 часов 11 часов


Содержание программы.
Тема. 1. Развитие фонетико-фонематического восприятия и звукового анализа.
Сообщение тем занятия. Подача инструкции к выполнению заданий.
Практическая работа. Чистое произнесение сложных согласных звуков часто смешиваемых артикуляционно (скороговорки). Выделение отдельных звуков речи в словах. Различение звуков речи и слов близких по акустическим и артикуляционным признакам.
Тема. 2. Развитие мышления.
Сообщение тем занятия. Подача инструкции к выполнению заданий.
Практическая работа. Развитие вербального мышления (обобщения, конкретизации), критичности мыслительной деятельности – подбираем слова относящиеся к определенному понятию (овощи, транспорт…), нахождение и объяснение ошибок в фразах и на изображениях («Нелепицы»), определение лишнего предмета, подбор обобщающего слова к набору слов. Развитие зрительного анализа, способности к синтезу, операции сравнения – рассмотрение картинок и выполнение предложенного задания («Звери спрятались от волка», «Какую игрушку сняли»), игры с разрезанными картинками. Развитие операции абстрагирования – на примере формы и размер а («Разложи конфеты», «Положи игрушки в коробки») нахождение отличий («Найди отличия») Наглядно образного мышления, критичности мыслительной деятельности - нахождение и объяснение ошибок в фразах и на изображениях («Нелепицы»), игры с перепутанными линиями («Помоги Ежику попасть в домик», «Помогу червячку»), рассмотрение картинок и выполнение предложенного задания («Подбери заплатку», «Что перепутал художник»).
Тема. 3. Развитие внимания.
Сообщение тем занятия. Подача инструкции к выполнению заданий.
Практическая работа. Развитие устойчивости внимания – расставление значков в фигурах (в течении 2 мин), игры с перепутанными линиями, штриховка фигур линиями. Развитие распределения внимания – выполнение одновременно нескольких заданий («Слушай сказку и вычеркивай»). Развитие объема внимания – рассмотрение картинок с изображением предметов, дальнейшее воспроизведение их по памяти.
Тема. 4. Развитие памяти.
Сообщение тем занятия. Подача инструкции к выполнению заданий.
Практическая работа. Развитие слуховой памяти – сложение слогов в слова, повторение цепочки слов («Повтори и добавь», «Ряды слов», «У кого ряд длиннее»), воспроизведение второго слова в паре по памяти («Пары слов»); зрительной – изображение фигур с образца по памяти («Запомни точно», «Нарисуй по памяти», «Запомни и нарисуй»), поиск на рисунках предметов по памяти («Запомни и найди»), запоминание последовательности картинок.
Тема. 5. Развитие пространственных представлений.
Сообщение тем занятия. Подача инструкции к выполнению заданий.
Практическая работа. Развитие умения различать пространственные отношения между объектами – рассмотрение рисунков выполнение заданий на определение предметов в пространстве («Что где находится», «Куда ускакал зайчик»), рисование предметов с противоположным пространственном направлении («Нарисуй наоборот»), раскрашивание фигур и рисование значков соответственно пространственному расположению («Раскрась домики и клеточки», «Внутри, справа, слев а, внизу»), графическое изображение узоров.
Тема. 6. Развитие умения анализировать и копировать образец.
Сообщение тем занятия. Подача инструкции к выполнению заданий.
Практическая работа. Развитие умения работать в соответствии с образцом - соединение точек, дорисовывание узора до конца строки, штриховка изображения. Срисовывание фигуры с образца, дорисовывание половины изображения предметов.
Тема. 7. Развитие мелкой моторики.
Сообщение тем занятия. Подача инструкции к выполнению заданий.
Практическая работа. Развитие микромоторики (дифференциация мышечных усилий) – штриховка фигур линиями, раскраска изображений с разной силой нажатия на карандаш, рисование узоров, изображений предметов, графическое рисование узоров, соединение точек по образцу.
Тема. 8. Развитие восприятия.
Сообщение тем занятия. Подача инструкции к выполнению заданий.
Практическая работа. Развитие зрительного восприятия - выделение отдельных частей предметов, сравнение предметов, нахож дение сходных и различных элементов – рассмотрении рисунков, выполнение предложенного задания («Где спрятались кошечки», «Что в школьном портфеле», «Что сначала, что потом»…). Развитие слухового темно-ритмического восприятия – повторении серии ударов карандашом о стол.
Тема. 9. Развитие произвольности поведения, психической деятельности.
Сообщение тем занятия. Подача инструкции к выполнению заданий.
Практическая работа. Подвижные игры («Огонь-вода», «Иголка-нитка», «Карлики и великаны»…), изображение графических узоров («Графический диктант»).
Тема. 10. Развитие воображения.
Сообщение тем занятия. Подача инструкции к выполнению заданий.
Практическая работа. Дорисовывание незаконченных изображений. Рисование предметов на основе различных фигур.
Методическое обеспечение.
Занятия с детьми проходят в групповой форме. В каждое занятие включены несколько заданий разных типов, которые на протяжении работы периодически повторяются в разном виде, направленные на р азвитие тех или иных психических процессов.
На занятиях используются различные методы обучения – словесные, наглядные, практические. Такие приемы как игра, письменные и устные задания. Также активно используются методы мотивации поведения и деятельности – одобрение, похвала, игровые эмоциональные ситуации, что вызывает положительное отношение к обучению у детей, и тем самым способствует формированию внутренней позиции школьника.
По своей структуре занятие состоит из вводной части, основной и заключительной. Задача вводной части является создание у детей положительного эмоционального настроя, раскрепощения, создание атмосферы доверия и тепла. Используются игры и упражнений для привлечения внимания детей и направленные на развитие самоконтроля.
Основная часть включает в себя игры и упражнения направленные на развитие психических процессов дошкольников. Сначала детям подаётся инструкция (объяснение, разъяснение) к выполнению заданий, демонстрируется наглядный материал (если присутствует в задании). Далее дети выполняют упражнения и предложенные игры.
На каждом занятии проводятся динамические паузы.
В заключительной части подводятся итоги, обсуждаются трудности упражнений. Завершается занятие ритуалом прощания.
Для успешной реализации программы, важно следующие условия:
• регулярное проведение и посещение детьми занятий,
• чтобы каждый ребенок правильно понимал, что ему нужно делать,
• обсуждение ответов, по возможности с участием каждого ребенка,
• чтобы каждый ребенок качественно выполнял каждое из предложенных заданий,
• при индивидуальном выполнении детьми ряда заданий в рабочих тетрадях осуществление контроль за правильностью их выполнения,
• соблюдение время предоставления тестового материала, где это обусловлено инструкцией,
• чтобы каждый ребенок учился доводить начатое задание до конца.


Материально-техническое оснащение:
• просторное, светлое помещение;
• стол и стул для педагога;
• пространство для по движных игр;
• столы, стулья для обучающихся;
• доска, мел;
• наглядные материалы.


Список литературы
1. Локалова Н.П., Локалова Д.П. Готовимся к школе. – М.: Генезис, 2014.
2. «Цветик – семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет, под ред. Н.Ю.Куражевой. – СПб.: Речь, 2014.
3. Ермолаева М.В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников. – М.: МПСИ, 2006.
4. Ильина М.Н. Подготовка к школе. – СПб.: Питер, 2008.
5. Чистякова М. И. Психогимнастика.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
6. Безруких М.М. Ступеньки к школе. – М.: Дрофа. 2010.


Список литературы рекомендуемый детям и их родителям
1. Панфилова М.А. Лесная школе: коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
2. Безруких М.М. Ступеньки к школе. – М.: Дрофа. 2010.
3. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Тетради для детей. – М.: Дрофа. 2010.
4. Зегебарт Г.М. Учение без мучения. – М.: Г енезис, 2013.
5. Школа для дошколят. Развиваем внимание: Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЭН
6. Школа для дошколят. Развиваем мышление: Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЭН
7. Школа для дошколят. Развиваем память: Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЭН
8. Школа для дошколят. Тренируем руку: Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЭН

Автор материала: Чванова Юлия Ивановна



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тематический план занятий программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся
  • Малинина Виктория Александровна. Развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста
  • Развитие познавательных способностей учащихся 2 класса
  • Тематический план деятельности детей в группе
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Конспект занятия учителя-логопеда Крупенченковой Т.В. Тема «Дифференциация В-Ф».
  • Калин Ольга. Конспект занятия детей подготовительной логопедической группы «Проделки Злой Волшебницы»
  • Критерии готовности к школе или как подготовить ребенка к школьному обучению
  • Виктория 3093945. Синтез занятия логопеда и педагога-психолога. Тема: Морские животные.
  • Бугаёва Наталья Юрьевна. Конспект занятия по развитию произношения для детей подготовительной группы «Звук Р».
  • Михайлова Ольга Алексеевна. Коррекционно-развивающее занятие в подготовительной группе для детей с ОНР «Сравни. Объясни»
  • Кожедуб Ирина Степановна. Конспект занятия по развитию познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Тема занятия: «Развиваем память и внимание»
  • Тарасова. Конспект психологического занятия с использованием национального компонента (подготовительная к школе группа) «ОСЕТИЯ – КРАЙ МОЙ РОДНОЙ»
  • Елена Кривошеева. Конспект занятия по развитию познавательных способностей детей 6-7 лет «Где живет синий слон?»
  • Коляйчева Ксения Юрьевна. План театрализованной программы
  • Галина Котова. Комбинированное занятие по произношению, развитию речи и грамоте. Тема: дифференциация звуков «З» - «Ж»
  • Савченко Ольга Васильевна. Математическое и сенсорное развитие детей дошкольного возраста 5-7 лет Тема: Развитие логики и внимания
  • Кукушкина Галина Николаевна. Конспект подгруппового занятия по формированию правильного звукопроизношения «Путешествие в волшебную страну»
  • Волкова Лилия Егоровна. Конспект занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет «Саша спешит в Школу»
  • Коллерова Оксана Владимировна. Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: Звуковой анализ слова «слон»
  • Васильева Алина Владимировна. Конспект образовательной деятельности подготовки детей к школьному обучению для детей старшего дошкольного возраста с использованием мультимодальных арт-технологий «Знакомство с Лесной школой»
  • Ткаченко Светлана Владимировна. ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
  • Булатникова Анна Геннадьевна. Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов хромотерапии. Тема «Путешествие в Радужную страну».
  • Жирнова Ольга Валерьевна. Сценарий открытого занятия с детьми 2-3 лет на тему «В зимнем лесу»
  • Светлана Евгеньевна Большакова. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию «Математическая игротека» для детей 4-7 лет
  • Раздел второй. Психические процессы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Елена Валериевна Гриднева. Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Спасаем домовенка Кузю»
  • Барсукова Ольга Викторовна. Сенсорное развитие детей через дидактические игры
  • Соколова Ольга Геннадьевна. Компенсация речевых дефектов у детей дошкольного возраста при общем недоразвитии речи.
  • Линяева Ольга Викторовна. Методическая разработка интегрированного занятия «Рукавичка» по мотивам рнс «Рукавичка»
  • Маханова Юлия Борисовна. Презентация «Школа для родителей будущих первоклассников»
  • Короткова Людмила Валентиновна Дидур Светлана Александровна. Открытое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте. Тема: «Звук Щ, буква Щ».
  • Болкунова Юлия Александровна. Конспект занятия Дифференциация звуков «Д-Д'».
  • Гайнутдинова Ольга Борисовна. Конспект занятия по развитию познавательных способностей детей старшего возраста по сказке «Маша медведь»
  • Баранова Лидия Викторовна. Конспект занятия. Тема: «Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов»
  • Карлсен Марианна Аксель-Владимировна. Конспект образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей группе – 1 год обучения. Тема: «Зимние забавы». Звуки «В — ВЬ».
  • Андреева Светлана Валерьевна, Никитина Юлия Юрьевна. Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков К-Г»
  • Программа формирования регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе
  • Волковская Екатерина Александровна. «Ум ребенка в пальчиках!»
  • Ямгутдинова Елена Анатольевна. Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3-4 лет»
  • Метельская Оксана Павловна. Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие»: ФЭМП Тема: «Решение задач» для подготовительной группы (6 лет)
  • Дроздецкая Юлия Михайловна. Конспект открытого занятия по логоритмике для детей речевой группы старшего и подготовительного к школе возраста «Каша из топора»
  • Самсонова Наталья Юрьевна. Конспект фронтального логопедического занятия Тема: ЗВУК «Ш»
  • Машкина Екатерина Васильевна. Совместное занятие с родителями Тема: «В мяч играем, речь развиваем»
  • Аносенко Анна Владимировна. Конспект СОД в средней группе «Игры с Зимушкой – зимой».
  • Развитие познавательных способностей учащихся. 2-3 КЛАССЫ
  • Уляшина Лия Анатольевна. Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности
  • Кунчий Марина Леонидовна. Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в логопедической группе
  • Сулим Юлия Сергеевна. Конспект занятия Дифференциация звуков «З-Ж».
  • Крючкова Елена Юрьевна. Викторина для детей старшей группы на развитие фонематического восприятия «Весёлая ярмарка»
  • Банку Джамиля Габдульхаковна. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через моторную деятельность



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь