|
«Подготовка к школе: занятия с психологом». Программа дополнительного образованияКатегория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 4710
Название: «Подготовка к школе: занятия с психологом». Программа дополнительного образования
Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Возраст обучающихся – 5-7 лет. Срок реализации 8 месяцев (сентябрь – апрель)
Пояснительная записка Настоящая программа направленна на профилактику проявлений различных форм школьной дезадаптации и на создание предпосылок для успешного овладения учебной деятельностью. Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к оказанию действенной психологической помощи в развитии детей дошкольного возраста и подготовки детей к дальнейшему обучению в школе. Цель программы – всестороннее развитие познавательной деятельности детей, важных для школьного обучения базовых умений на которых будут формироваться навыки чтения, письма, счета, способствовать формированию внутренней позиции школьника. Задачи программы: • развитие познавательных психических проце ссов – восприятия, памяти, внимания, воображения; • развитие мыслительной деятельность ребенка; • развитие мелкой моторики и зрительно-двигательных координаций; • развитие произвольности психической деятельности и поведения; • формирование умений осуществлять звуковой анализ и синтез; • учить правильно выполнять задания по словесному указанию взрослого; • обучать умению анализировать и копировать образец; • формировать умение различать пространственные отношения между объектами. Особенность данной программы заключается в том, что для всех детей создаются равные условия, одинаковая среда, обогащающая их психическое развитие и обеспечивающая развитие психологических качеств и интеллектуальных умений необходимых для успешного обучения в школе. Программа рассчитана на 8 месяцев обучения, для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет), 1 раз в неделю, по 30 мину. Занятия проходят в групповой форме. Ожидаемые результаты программы и методы контроля. По итогам обучения по программе ожидается, следующие результаты: • совершенствуются познавательные способности детей, • развиты мыслительные умения, • развита мелкая мускулатура рук, • научатся подчинять свои действия заданной системе требований, • осуществлять звуковой анализ и синтез, • действовать в соответствии с инструкцией взрослого, • научатся анализировать и копировать образец, • научатся различать пространственные отношения объектов. Для оценки эффективности занятий можно использовать такие показатели, как поведение детей на занятиях: отмечаются такие особенности при выполнении заданий как активность, заинтересованность, эмоциональное состояние, произвольность поведения, умение удержать инструкции. По итогам обучения по программе проводится фронтальная диагностика психологической готовности детей к школьному обучению. Учебно-тематический план № Название темы Количество часов Теория Практика Всего 1 Развитие фонетико-фонематического восприятия и звукового анализа 15 мин 70 мин 1час 25 мин 2 Развитие мышления 20 мин 80 мин 1час 40 мин 3 Развитие внимания 10 мин 60 мин 1час 10 мин 4 Развитие памяти 10 мин 60 мин 1час 10 мин 5 Развитие пространственных представлений 10 мин 30 мин 40 мин 6 Развитие умения анализировать и копировать образец 10 мин 60 мин 1час 10 мин 7 Развитие психомоторики 10 мин 30 мин 1 час 40 мин 8 Развитие восприятия 10 мин 30 мин 40 мин 9 Развитие произвольности поведения, психической деятельности 15 мин 90 мин 1 час 45 мин 10 Развитие воображения 10 мин 30 мин 40 мин Итого 2 часа 9 часов 11 часов Содержание программы. Тема. 1. Развитие фонетико-фонематического восприятия и звукового анализа. Сообщение тем занятия. Подача инструкции к выполнению заданий. Практическая работа. Чистое произнесение сложных согласных звуков часто смешиваемых артикуляционно (скороговорки). Выделение отдельных звуков речи в словах. Различение звуков речи и слов близких по акустическим и артикуляционным признакам. Тема. 2. Развитие мышления. Сообщение тем занятия. Подача инструкции к выполнению заданий. Практическая работа. Развитие вербального мышления (обобщения, конкретизации), критичности мыслительной деятельности – подбираем слова относящиеся к определенному понятию (овощи, транспорт…), нахождение и объяснение ошибок в фразах и на изображениях («Нелепицы»), определение лишнего предмета, подбор обобщающего слова к набору слов. Развитие зрительного анализа, способности к синтезу, операции сравнения – рассмотрение картинок и выполнение предложенного задания («Звери спрятались от волка», «Какую игрушку сняли»), игры с разрезанными картинками. Развитие операции абстрагирования – на примере формы и размер а («Разложи конфеты», «Положи игрушки в коробки») нахождение отличий («Найди отличия») Наглядно образного мышления, критичности мыслительной деятельности - нахождение и объяснение ошибок в фразах и на изображениях («Нелепицы»), игры с перепутанными линиями («Помоги Ежику попасть в домик», «Помогу червячку»), рассмотрение картинок и выполнение предложенного задания («Подбери заплатку», «Что перепутал художник»). Тема. 3. Развитие внимания. Сообщение тем занятия. Подача инструкции к выполнению заданий. Практическая работа. Развитие устойчивости внимания – расставление значков в фигурах (в течении 2 мин), игры с перепутанными линиями, штриховка фигур линиями. Развитие распределения внимания – выполнение одновременно нескольких заданий («Слушай сказку и вычеркивай»). Развитие объема внимания – рассмотрение картинок с изображением предметов, дальнейшее воспроизведение их по памяти. Тема. 4. Развитие памяти. Сообщение тем занятия. Подача инструкции к выполнению заданий. Практическая работа. Развитие слуховой памяти – сложение слогов в слова, повторение цепочки слов («Повтори и добавь», «Ряды слов», «У кого ряд длиннее»), воспроизведение второго слова в паре по памяти («Пары слов»); зрительной – изображение фигур с образца по памяти («Запомни точно», «Нарисуй по памяти», «Запомни и нарисуй»), поиск на рисунках предметов по памяти («Запомни и найди»), запоминание последовательности картинок. Тема. 5. Развитие пространственных представлений. Сообщение тем занятия. Подача инструкции к выполнению заданий. Практическая работа. Развитие умения различать пространственные отношения между объектами – рассмотрение рисунков выполнение заданий на определение предметов в пространстве («Что где находится», «Куда ускакал зайчик»), рисование предметов с противоположным пространственном направлении («Нарисуй наоборот»), раскрашивание фигур и рисование значков соответственно пространственному расположению («Раскрась домики и клеточки», «Внутри, справа, слев а, внизу»), графическое изображение узоров. Тема. 6. Развитие умения анализировать и копировать образец. Сообщение тем занятия. Подача инструкции к выполнению заданий. Практическая работа. Развитие умения работать в соответствии с образцом - соединение точек, дорисовывание узора до конца строки, штриховка изображения. Срисовывание фигуры с образца, дорисовывание половины изображения предметов. Тема. 7. Развитие мелкой моторики. Сообщение тем занятия. Подача инструкции к выполнению заданий. Практическая работа. Развитие микромоторики (дифференциация мышечных усилий) – штриховка фигур линиями, раскраска изображений с разной силой нажатия на карандаш, рисование узоров, изображений предметов, графическое рисование узоров, соединение точек по образцу. Тема. 8. Развитие восприятия. Сообщение тем занятия. Подача инструкции к выполнению заданий. Практическая работа. Развитие зрительного восприятия - выделение отдельных частей предметов, сравнение предметов, нахож дение сходных и различных элементов – рассмотрении рисунков, выполнение предложенного задания («Где спрятались кошечки», «Что в школьном портфеле», «Что сначала, что потом»…). Развитие слухового темно-ритмического восприятия – повторении серии ударов карандашом о стол. Тема. 9. Развитие произвольности поведения, психической деятельности. Сообщение тем занятия. Подача инструкции к выполнению заданий. Практическая работа. Подвижные игры («Огонь-вода», «Иголка-нитка», «Карлики и великаны»…), изображение графических узоров («Графический диктант»). Тема. 10. Развитие воображения. Сообщение тем занятия. Подача инструкции к выполнению заданий. Практическая работа. Дорисовывание незаконченных изображений. Рисование предметов на основе различных фигур. Методическое обеспечение. Занятия с детьми проходят в групповой форме. В каждое занятие включены несколько заданий разных типов, которые на протяжении работы периодически повторяются в разном виде, направленные на р азвитие тех или иных психических процессов. На занятиях используются различные методы обучения – словесные, наглядные, практические. Такие приемы как игра, письменные и устные задания. Также активно используются методы мотивации поведения и деятельности – одобрение, похвала, игровые эмоциональные ситуации, что вызывает положительное отношение к обучению у детей, и тем самым способствует формированию внутренней позиции школьника. По своей структуре занятие состоит из вводной части, основной и заключительной. Задача вводной части является создание у детей положительного эмоционального настроя, раскрепощения, создание атмосферы доверия и тепла. Используются игры и упражнений для привлечения внимания детей и направленные на развитие самоконтроля. Основная часть включает в себя игры и упражнения направленные на развитие психических процессов дошкольников. Сначала детям подаётся инструкция (объяснение, разъяснение) к выполнению заданий, демонстрируется наглядный материал (если присутствует в задании). Далее дети выполняют упражнения и предложенные игры. На каждом занятии проводятся динамические паузы. В заключительной части подводятся итоги, обсуждаются трудности упражнений. Завершается занятие ритуалом прощания. Для успешной реализации программы, важно следующие условия: • регулярное проведение и посещение детьми занятий, • чтобы каждый ребенок правильно понимал, что ему нужно делать, • обсуждение ответов, по возможности с участием каждого ребенка, • чтобы каждый ребенок качественно выполнял каждое из предложенных заданий, • при индивидуальном выполнении детьми ряда заданий в рабочих тетрадях осуществление контроль за правильностью их выполнения, • соблюдение время предоставления тестового материала, где это обусловлено инструкцией, • чтобы каждый ребенок учился доводить начатое задание до конца. Материально-техническое оснащение: • просторное, светлое помещение; • стол и стул для педагога; • пространство для по движных игр; • столы, стулья для обучающихся; • доска, мел; • наглядные материалы. Список литературы 1. Локалова Н.П., Локалова Д.П. Готовимся к школе. – М.: Генезис, 2014. 2. «Цветик – семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет, под ред. Н.Ю.Куражевой. – СПб.: Речь, 2014. 3. Ермолаева М.В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников. – М.: МПСИ, 2006. 4. Ильина М.Н. Подготовка к школе. – СПб.: Питер, 2008. 5. Чистякова М. И. Психогимнастика.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 6. Безруких М.М. Ступеньки к школе. – М.: Дрофа. 2010. Список литературы рекомендуемый детям и их родителям 1. Панфилова М.А. Лесная школе: коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002. 2. Безруких М.М. Ступеньки к школе. – М.: Дрофа. 2010. 3. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Тетради для детей. – М.: Дрофа. 2010. 4. Зегебарт Г.М. Учение без мучения. – М.: Г енезис, 2013. 5. Школа для дошколят. Развиваем внимание: Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЭН 6. Школа для дошколят. Развиваем мышление: Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЭН 7. Школа для дошколят. Развиваем память: Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЭН 8. Школа для дошколят. Тренируем руку: Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЭН Автор материала: Чванова Юлия Ивановна Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|