Программа психокоррекционной помощи подросткам с ограниченными возможностями здоровья «группы риска»

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 2270

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Пояснительная записка

Важной задачей любого образовательного учреждения является разностороннее развитие каждого ребенка и его социальная адаптация в обществе. Опыт нашей работы свидетельствует о том, что социальная адаптация воспитанников с ограниченными возможностями здоровья практически всегда определяется не только глубиной психического недоразвития, но и их особенностями поведения. В настоящее время отмечается продолжающийся рост числа детей, которые в силу тех или иных отклонений психофизического и социального характера нуждаются в комплексном психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении. В последние годы выделена особая категория школьников, которая получила определение «дети риска». Это обучающиеся, которые отличаются асоциальным поведением, то есть противоречащим принятым в обществе правовым или нравственным нормам, которое проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, гиперсексуальности, ранней алкоголизации, токсикомании.

В соответствии с Конституцией РФ и Законом «Об образовании» «государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов». Наиболее актуальной считается проблема взаимодействия с детьми, имеющими трудности в обучении, общении и поведении в обществе. В Концепции модернизации российского образования подчеркнуто, что дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением.

Одной из сложнейших проблем в психолого-педагогической практике является организация работы детей с ограниченными возможностями здоровья «группы риска». Отсутствие должного внимания к этому вопросу ведет к конфликту на уровнях «подросток-учитель», «подросток-воспитатель», «подросток-подросток». Один из путей решения этой проблемы – психолого-педагогическое сопровождение воспитанников «группы риска».

Идеи поиска оптимальных условий развития личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья стала центральной задачей при разработке данной программы. Предложенная программа тренинговых занятий предназначена для развития навыков конструктивного общения и коррекции эмоциональных проблем подростков с ограниченными возможностями здоровья «группы риска».

Результаты, ожидаемые от реализации программы.

Реализация программы позволит:

Преодолеть трудности в общении и социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья;
Помочь исправить дефекты психического и личностного развития;
Снизить влияние различных страхов, стрессов, депрессии, проявление агрессии, эмоционального неблагополучия;
Развить эмоционально-волевую сферу подростков с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с этим была разработана программа, направленная на преодоление данных недостатков.

Цели, задачи и общая характеристика программы

Программа направлена на достижение двух целей: помочь преодолеть проблемы в обучении и общении подростков с ограниченными возможностями здоровья, а также создать благоприятные условия для формирования самосознания личности. Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:

Развитие техники вербальной и невербальной коммуникации.
Организация общения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, укрепление их взаимоотношений.
Преодоление трудностей в учении:
а) в осмыслении и усвоении материала;
б) в его запоминании;
в) в установлении связей между понятиями;
г) в установлении контакта с собеседником, в понимании его и выражении собственных мыслей.

Развитие личностной свободы и раскованности подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация программы идет в процессе занятий-тренингов. Занятия включают в себя комплекс интеллектуальных и коммуникативных заданий-игр, расположенных в порядке возрастающей сложности и в ряде случаев тематически связанных друг с другом, а также релаксационные упражнения. Занятия рассчитаны на группу 6-10 чел. Длительность одного занятия 40 мин. Частота проведения – 1-2 раза в неделю. Общее количество занятий не является фиксированным и зависит от исходного уровня познавательной деятельности воспитанников и темпа их продвижения в выполнении игровых заданий.

Данная программа носит вариативный характер. С одной стороны, ее можно использовать для категории подростков с обозначенными трудностями, но внешне бесконфликтными. Невротичные, неуверенные в себе, они боятся отвечать у доски, испытывают страх перед публичным ответом. У данной категории подростков в поведении нередко проявляются признаки так называемой дидактогении (нарушения психогенного характера, вызванные непедагогическими поступками учителей, в частности словом). В развивающей группе эта проблема преодолевается продуктивной организацией общения на уровне «подросток-ведущий» и «подросток-подросток». В ходе общения идет работа над развитием познавательных процессов, в частности мышления. С другой стороны, программу можно реализовать в работе с категорией конфликтных подростков. Проблемы, возникающие у этих ребят - дисциплина, поведение на уроках, расторможенность, низкая концентрация внимания, отвлекаемость, медлительность. Для такой категории подростков необходимо чаще акцентировать внимание на принимаемых в группе правилах, использовать игры с правилами, упражнения на концентрацию внимания, задержку дыхания.

До реализации программы целесообразно предварительно провести диагностику воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и индивидуальное консультирование воспитателей. В процессе диагностики важно отметить: общий уровень интеллектуального развития, развитие познавательных процессов, самооценка, наличие отрицательных переживаний, связанных с общением. Диагностируется также стиль воспитания в группе.

Апробация программы на 6-7 классах показала ее эффективность. Она позволяет преодолеть реальные трудности подростков с ограниченными возможностями здоровья в обучении и общении: проблемы в усвоении материала, развитии мыслительных операций. Кроме того, особое внимание коррекционная программа уделяет развитию эмоционально-волевой сферы (принятие и выполнение системы правил на занятиях: правила поведения, игры с правилами; упражнения на концентрацию, релаксацию и др.). В процессе занятий налаживается доверительное общение, идет снятие психологических «зажимов» в общении, укрепляются взаимоотношения ребят.

Значительно возрастает эффективность программы если, во-первых, педагоги будут заинтересованы в продвижении подростков с трудностями в обучении и общении; во-вторых, использовать в процессе обучения разнообразные коррекционные приемы; в-третьих, включать подростков во внеучебную значимую для них деятельность.

Занятия способствуют установлению благоприятного психологического климата в группе и школьном коллективе. Также поддерживается связь с учителями-предметниками, при создании упражнений используются знания ребят по русскому языку, математике, чтению и другим учебным предметам.

Содержание программы построено по определенному принципу. На каждом занятии выдвигается тема, но это не значит, что работа идет только в соответствии с ней. Тема - это лишь ориентир, указывающий доминирующее направление работы, при которой идет решение и других задач, т.е. на каждом занятии осуществляется комплексная работа над развитием и познавательных процессов, и общения, и эмоционально-волевой сферы.

Например, в указанных в программе упражнениях на развитие мышления - «Поиск общего» (нахождение общих признаков для двух случайных слов: «тарелка» и «лодка»), ставится цель: назвать как можно больше общих признаков. Одновременно педагог-психолог просит участников дать возможность высказаться каждому, не перебивать (здесь включаются правила, принятые в группе, нацеленные на формирование и развитие эмоционально-волевой сферы). Ведущий (педагог-психолог) берет ракушку, которая передается по очереди каждому сидящему в круге. Получающий её должен дать ответ, четко объяснив своё решение (в данном случае ведущий работает и над развитием речи, указывает на то, что проблемы в общении и обучении часто возникают из-за неумения излагать свои мысли). Затем педагог-психолог просит более четко повторить непонятные для группы высказывания, побуждает подростков выразить свое мнение по поводу ответов каждого. При этом идет постоянное наблюдение за тем, чтобы неуверенные, невротизированные подростки стремились к активным ответам, а подростки, имеющие поведенческие нарушения, не отходили от принятых в группе правил.

Для более эффективной работы с данными категориями подростков целесообразно введение системы красных и черных жетонов. Красные жетоны - реакция ведущего и группы на особые оригинальные ответы, выполненные участниками упражнения. Это стимул к более активной работе неуверенных в себе, не замечаемых в классном коллективе подростков. Черные жетоны - реакция на особо грубые нарушения правил, принятых в группе. Получение, как красных, так и черных жетонов обязательно мотивируется педагогом-психологом. По поводу того, кто получает красный жетон, он задает каждому участнику вопросы: «Чей ответ тебе больше понравился? Кто сегодня был самым оригинальным?». После того как все высказали свои мнения, принимается коллективное решение. Использование черных жетонов целесообразно только в самых крайних случаях, когда ведущему необходимо оказать определенное дисциплинарное воздействие на группу. Слишком частое применение черных жетонов может дать обратный эффект: безразличную реакцию подростков. Получение жетонов разумно фиксировать в тетради ведущего. На заключительном занятии целесообразно особо отметить того участника, который получил большее количество красных жетонов.

Приведенная в качестве примера комплексная работа используется и при выполнении других упражнений. Ее эффективность зависит от творчества педагога-психолога.

Содержание программы

В этом разделе приводится 11 занятий с конкретными заданиями. Занятия, рассчитанные на 40 мин, имеют игровую форму. Именно игра, по словам Л.С. Выготского, «подчиняет все поведение известным условным правилам, учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли». Предложенные игры связаны с разрешением довольно сложных задач. В процессе игры подростки с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с новыми ситуациями, требующими от них новых реакций, быстрой перестройки деятельности, внутренней организация сложных форм опыта. Каждое занятие завершается домашним заданием, цель которого - включить в совместную деятельность воспитателей и подростков.

Автор материала: Шевченко Татьяна Васильевна



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тамбовцева Ольга Николаевна. Проект «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении»
  • Корнеева Анна Николаевна. Безбарьерная среда, как условие эффективной реализации ФГОС с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.
  • Людмила Леонидовна Стремоухова. Создание адаптивной среды для укрепления здоровья и социальной абилитации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
  • Зубова Валентина Сергеевна. Методическое пособие по игровой деятельности для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
  • Куркова Наталья Игоревна. «Компьютерные игры на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
  • Сабельникова Ирина Сергеевна. Использование педагогической технологии «Круг» на занятиях в группах кратковременного пребывания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
  • Каргина Лариса Владимировна. «Возможности использования степ — аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Бикмурзина Татьяна Танатаровна. Опыт работы с детьми-инвалидами дошкольного возраста
  • Папикян Наталья Юрьевна. «Педагогический проект в системе работы с детьми с ОВЗ в дошкольной образовательной организации»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Искра Виктория Васильевна. Статья 'Творческие возможности детей с ограниченными возможностями здоровья'
  • Хлыстова Серафима Валентиновна. Консультация для родителей 'Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях'
  • Сверчинская Анастасия Игоревна. Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ
  • Настасья Тарасова. ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Условия успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе сверстников.
  • Кувшинова Татьяна Викторовна. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА В ГРУППЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Мартынова Анна Михайловна. Применение песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
  • Клеймёнова Светлана Гаригиновна. Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей
  • Сенченко Анна Юрьевна. Использование теневого театра в системе педагогической работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья.
  • Фатхуллина Нафиса Нафисовна. Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики рук «Мы вам сказочку расскажем…» как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Полухина Елена Николаевна. Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада общеразвивающего типа
  • Проблемы адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья
  • Тимофеева Л.М., Филина А.А.,. Проблемы и перспективы реализации ФГОС ОВЗ (ЗПР)
  • Матанян Лариса Серёжаевна. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
  • Прокофьева Лия Вячеславовна. ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ
  • Степанова Марина Юрьевна. Организация условий формирования коммуникативного компонента у детей с ОВЗ в рамках их социальной адаптации
  • Лаврентьева Маргарита Владимировна. Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье
  • Шевлякова Елена Иосифовна. Полифункциональная среда сенсорной комнаты – дополнительный инструмент в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
  • Костромина Надежда Сергеевна. «Интегрированное и инклюзивное образование как фактор обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Гаева Оксана Николаевна. Формирование речеязыковой компетенции у старших дошкольников с нарушениями речи в условиях введения ФГОС.
  • Фомина Наталия Анатольевна. Доклад по теме: «Условия успешной инклюзии ребенка с ОВЗ в общеразвивающей группе»
  • Медведева Юлия Игоревна. Теоретический анализ возможности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, проблема подготовки к обучению в школе.
  • Жукова Наталья Григорьевна Товпеко Елена Ивановна. Влияние арт-терапии на социализацию детей с ОВЗ
  • Ефремова Оксана Васильевна. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности в старшей дошкольной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья тема «Город Мастеров»
  • Дудкина Елена Викторовна Николаева Галина Петровна Димидова Алена Владимировна. Взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Жолобова Оксана Сергеевна. Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО
  • Мирон Татьяна Викторовна. Сенсорная комната, как средство релаксации для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Кувшинова Татьяна Викторовна Забеленкова Тамара Владимировна. Взаимодействие с семьей по социализации и адаптации детей в обществе
  • Виктория Васильевна Искра. Программа развития коррекционной школы для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностям здоровья VIII вида.
  • Бархаткина Ирина Валерьевна. Методическая разработка в области естественных наук для детей с ограниченными возможностями здоровья «Наука вокруг нас»
  • Зыкова Н. В. Методическая разработка ООД коррекционно-развивающей направленности в старшей дошкольной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья «Витаминки»
  • Быкова Светлана Валерьевна, Петушкевич Евгения Геннадьевна. «Использование игры как метода развития детей с ОВЗ»
  • Аккуратнова Татьяна Николаевна. Система комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации
  • Юлия Крупская. Нравственное воспитание детей с ОВЗ
  • Шишкова Елена Валерьевна. Коррекционно-развивающее занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья «Трудности дороги к знанию»
  • Бобылева Лариса Леонидовна. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ОСОБОГО РЕБЕНКА
  • Бочкарева Ирина Валерьевна. Социализация детей с нарушением речи в условиях современного образовательного процесса в детском доме.
  • Корытова Галина Александровна. Проект «Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники у детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Земскова Елена Валерьевна. «Создание условий для эмоционального комфорта и благополучия воспитанников с особыми образовательными потребностями»
  • Рангаева Александра Анатольевна. Особенности коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь