Один молодой человек собрался жениться, а тестем его должен был стать некий священнослужитель, донимавший всех своим благочестием и буквализмом.
Юноша пришел к своему суфийскому наставнику и спросил, как можно направить старика на Путь Понимания.
- Он будет направлен, - сказал мудрец.
- Но каким образом? - спросил юноша.
- Вопрос был задан, ответ разовьется, дальнейшие вопросы непозволительны, - ответил суфий.
- В таком случае, как мне вести себя с тестем, если это, конечно, законный вопрос? - спросил жених.
- Просто терпи, - сказал суфий.
После свадебной церемонии жених с невестой вошли в свой новый дом, а за ними следовал отец невесты, неся на спине огромный, кожаный футляр. На крышке были выдавлены слова: "Священное писание".
Молодожены задвинули футляр на полку, где он неизменно с тех пор и находился.
Прошло несколько месяцев и дела молодого человека пошли из рук вон плохо: он потерял работу, его сбережения вскоре иссякли, и он подумывал обратиться за помощью к своему богатому тестю, надеясь взять у него взаймы денег на открытие собственного дела и выплату растущих долгов.
- Обратись к тестю, чего бы это ни стоило, - посоветовал суфий.
И вот, юноша отправил тестю письмо, описав ему свое положение, и вскоре ученый тесть прибыл к ним в сопровождении местного судьи и еще двоих ученых философов.
Когда все расположились в гостиной, старик заговорил дрожащим голосом:
- В этом бедственном положении ты оказался из-за вашего вопиющего пренебрежения Шариатом, Священным Законом.
Произнеся это, он указал на футляр и велел снять его с полки и открыть.
- Но с чего вы взяли, что мы пренебрегаем Священным Законом? - запротестовал молодой человек.
- Потому что вы не читаете Священное Писание, - провозгласил священнослужитель. И, разумеется, когда футляр открыли, он оказался полон золотых монет.
Тогда молодой человек возразил:
- Разве не сказано, что знание лучше чтения?
И поведал собравшимся, что знает Коран наизусть.
Тут заговорил судья:
- Меня пригласили вынести решение относительно благочестия этих молодых людей. Что касается вашего зятя, я разумеется не нахожу за ним никакой вины.
- Да, это так, - сказал старик, - вы правы и я искренне раскаиваюсь перед этим молодым человеком, который из скромности никогда не выпячивал свою эрудицию, тем самым, показав, что он ученее меня, как в поведении, так и в знаниях. Я признаю, что проиграл и отныне не пожалею сил, чтобы выучить Коран наизусть.
Оба присутствовавших при этом ученых стали наперебой восклицать: "Как превосходно его смирение, как восхитительно его намерение усовершенствовать свою эрудицию!"
- Но разве не было сказано, - опять заговорил судья, - что смирение, проявленное на людях, перестает быть смирением, и становится элементом драмы.
- Однако что может быть лучше, чем следовать примеру того, кто не просто читает Коран, но взял на себя труд выучить его наизусть? - настаивал священнослужитель.
- Так как публичная драма разрушительно действует на тех, кто намерен достичь чего-то реального, то ответ вы получите с глазу на глаз, - сказал судья.
И то, что судья поведал схоласту, побудило старика воскликнуть:
- Вот то, что поможет мне уйти от книжной мудрости. Отныне я буду следовать учению суфиев - людей практики и бытия.
Так, священнослужитель стал суфием, который своей жизнью освещал, и всё еще освещает мысли и дела Людей Пути.
Судья же тогда, с глазу на глаз, сказал ему вот что:
- Вы и ваши интеллектуальные друзья читаете Коран. Молодой человек знает Коран наизусть. Но ваша дочь, его жена, думает и живет согласно Корану, хотя не умеет ни читать, ни писать, ни диспутировать, ни декламировать наизусть.