У суфиев, в отличие от других мистиков или предполагаемых обладателей особого знания, репутация высокомерных. Такая репутация, как они поясняют сами, возникла, потому что люди не понимают их поведения.
- Человек, - говорят они, - который умеет получать огонь без трения одной деревяшки о другую и не скрывает своего умения, покажется высокомерным тем, кто этого не умеет.
Суфиев также считают в высшей степени щедрыми. Эта щедрость, говорят они, проявляется в вещах, которые имеют реальное значение. Щедрость суфиев в материальных вещах является лишь отражением их щедрости в вопросах мудрости.
Стремясь достичь высшей формы щедрости, люди, желающие изучать суфийский путь, часто практикуют щедрость в отношении материальных ценностей.
Как бы то ни было, есть одна занимательная история о трех щедрых аравийцах.
Однажды у арабов возник спор, кто же самый щедрый среди ныне живущих. Дискуссии шли целыми днями, и, в конце концов, число кандидатов, с общего согласия, было сведено до трех.
Поскольку сторонники этих трех человек дошли почти уже до рукопашной, для принятия окончательного решения был создан комитет. Комитет решил провести наглядное испытание: каждому из трех кандидатов послать письмо такого содержания: "Твой друг Вайс в большой нужде. Он просит тебя помочь ему материально".
Были выбраны три представителя, чтобы они разыскали этих людей, передали им послание и, вернувшись, рассказали о результатах.
Первый посланец прибыл к дому первого щедрого человека и сообщил ему то, что поручил комитет.
Первый щедрый человек сказал:
- Не беспокойте меня такими пустяками. Просто возьми из моей собственности все, что захочешь, и отдай моему другу Вайсу.
Когда посланник вернулся, собравшиеся люди решили, что уж наверняка не может быть большей щедрости, чем эта - и высокомерия тоже.
Но второй посланец, когда он передал свое письмо, получил от слуги второго щедрого человека следующий ответ:
- Мой хозяин действительно очень высокомерен, поэтому я не могу беспокоить его посланиями какого бы то ни было рода. Но я отдам тебе все, что у него есть, а также и дарственную на его недвижимое имущество.
Члены комитета, получив такой ответ, вообразили, что, без сомнения, это и есть самый щедрый человек в Аравии.
Однако они еще не рассмотрели результатов миссии третьего посланца.
Когда он прибыл к дому третьего щедрого человека, тот сказал ему:
- Упаковывай пока все мое имущество и возьми эту записку к ростовщику, чтобы получить деньги за всю мою недвижимость, и затем подожди здесь немного, пока к тебе не придет человек от меня.
С этими словами третий щедрый человек вы шел.
Когда посланник выполнил свою задачу, он обнаружил, что у двери его уже ждет рыночный агент.
Агент сказал:
- Если вы посланник от Вайса к его другу, то мне надо передать вам деньги за одного раба, только что проданного на рынке рабов.
Рабом был третий щедрый человек.
Рассказывают далее, что несколько месяцев спустя сам Вайс, который был членом судейского комитета, посетил некий дом, где обслуживавший его раб оказался его другом, третьим щедрым человеком.
Вайс сказал:
- Шутка может зайти слишком далеко! Не время ли тебе сейчас освободиться из рабства?
Третий щедрый человек, который был суфием, сказал:
- Шутка для одних может не быть шуткой для других. Кроме того, я, согласно с законом, зарабатываю свое освобождение по договоренности с моим Хозяином. Осталось каких-нибудь два-три года, и я опять буду свободен.