Программа психолога элективного курса направленная на выбор профессионального пути

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 1212

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Пояснительная записка
Выбор профессионального пути. Ещё не повзрослев и не став самостоятельным, не имея опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе. Вопрос «Кем я буду?» задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное – не растеряться и сделать правильный шаг к выбору, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. От правильно сделанного выбора зависит успех, самореализация, психологическое и материальное благополучие в будущей жизни.
Интенсивное социально-экономическое развитие страны требует от молодых лю-дей конкурентно способностных качеств на рынке труда. А это значит, что каждому из школьников надо постигнуть премудрости профессионального самоуправления. Из-за некомпетентности в выборе профессии, зачастую молодые люди избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, внутренним убеждениям, что влечёт за собой разочарование, даже психические расстройства.
Всё вышесказанное делает целесообразным проведение профориентационного курса, так как он направлен на повышение уровня профессиональной зрелости, то есть способности сделать правильный профессиональный выбор, умение сопоставить профессиональное «хочу» и «могу», определение профиля обучения и планирование предполагаемого места работы.
Целью данного курса является активизация профессионального самоопределения учащихся и выбора профиля обучения.
Задачи курса:
1. Формирование представлений о многообразии мира профессий;
2. Раскрытие основных условий выбора профессии;
3. Оказание психолого-педагогической помощь учащимся в самопознании;
4. Создание условий накопления практического опыта посредством ролевых, де-ловых игр, тренинговых упражнений для успешной социализации;
5. Ознакомление учащихся с современным рынком труда и его требованиями к профессионализму.
Формы проведения занятий:
1. Мини-лекции и семинары с элементами дискуссий;
2. Профориентационные игры, упражнения;
3. Проведение психодиагностики с последующим обсуждением результатов;
4. Самостоятельное выполнение заданий, связанных с обработкой литературных источников и Интернет-ресурсов.
Предлагаемый курс представляет содержание предпрофильной подготовки уча-щихся 9 класса. Курс рассчитан на 17 часов и проводится 1 раз в две недели.
Требования к уровню освоения курса
Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, правила выбора профессии, понятие о профессиях и профессиональной деятельности, понятие об интересах, способностях, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же о психофизиологических ресурсах личности в связи с выбором профессии, понятие о темпераменте.
Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества, о современных формах и методах организации труда, о рынке труда.
Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии, анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности.
Тематический план курса «Твой выбор»
№ Тема Кол.
часов В том числе на: Примечание
Теоретическая часть Практическая часть
1. Психологическая суть выбора профессии. 1 0,5 0,5
2. Интересы и склонности в профессиональном выборе. 1 0,5 0,5
3. Возможности личности в профессиональной деятельности. 3 1 2
4. Мотивация при выборе профессии. 1 0,5 0,5
5. Анализ профессий. 2 1 1
6. Притязания человека и его профессиональная карьера. 1 1 -
7. Мир профессионального образования. 1 0,5 0,5
8. Современный выбор труда и его требования. 1 0,5 0,5
9. Выбор профессионально-образовательного пути. 2 1 1
10. Альтернативный выбор 1 0,5 0,5
11. Умения и навыки самопрезентации. 2 - 2
12. Коллективная рефлексия ситуации выбора профиля обучения. 1 - 1
Итого: 17 7 10
Содержание программы курса
1. Психологическая суть выбора профессии. (1 ч.)
Понятие «профессиональный путь». Профессиональный путь с психологической точки зрения, его структура. Понятие «профессия», «специальность» и «должность».
Практическая работа: составление «Информационной карты», просмотр выступления Г. Б. Резапкиной «Стратегии выбора профессии».
Диагностика: опросник ОПГ (В. Б. Успенский)
2. Интересы и склонности в профессиональном выборе. (1 ч.)
Изучение профессионального «хочу» (склонности, интересы).
Диагностика: Методика «Профиль» (модификация карты интересов). Опросник профессиональных склонностей Л. Йоваши (модификация Г. В. Резапкиной).
3. Возможности личности в профессиональной деятельности. (3 ч.)
Определение и изучение способностей учащихся. Разновидности способностей. Способности и деятельность. Темперамент и качества личности. Профессиональная направленность личности.
Диагностика: Тест интеллектуального потенциала (П. Ржичан). Опросник типа мышления. Опросник изучения темперамента Г. Айзенка. Методика «Семь качеств личности» (модификация А. Г. Грецов). Методика изучения профессиональной направленности личности Дж. Голанда (модификация А. А. Азбель).
4. Мотивация при выборе профессии. (1 ч.)
Понятие «мотивация». Мотивация и достижение успеха. Адекватность мотивации. Потребности личности.
Диагностика: Методика диагностики мотивации личности к достижению к успеха к избегания неудач Т. Элерса (модификация А. Г. Грецов). Методика изучения мотивации обучения Е. М. Бохорского.
5. Анализ профессий.(2 ч.)
Предмет труда в профессиональной деятельности. Цели профессионального труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность трудового про-цесса. Самостоятельность в трудовой деятельности. Ответственность в профессиональной деятельности. Качества современного профессионала. Условия профессионального труда. Профессиограмма и анализ профессий. Формула профессий.
Профориентационные игры: «Угадай профессию», «Компания».
Практическая работа: составить профессиограмму любой профессии.
6. Притязания человека и его профессиональная карьера. (1 ч.)
Притязания человека. Притязания и карьера. Скорость карьерного роста. Вертикальная и горизонтальная карьера. Имидж успешного профессионала. Профессиональные достижения.
Профориентационная игра: «Звёздный час».
Практическая работа: заполнение методики «Моя линия жизни», обсуждение.
7. Мир профессионального образования. (1 ч.)
Специализированные средние и высшие учебные заведения. Формы образования. Ступени высшего образования. Правила приёма в учебные учреждения.
Раздаточный материал: Опорная таблица сбора информации об учебном заведении.
8. Современный выбор труда и его требования. (1 ч.)
Труд в жизни человека и общества. Разделение труда. Содержание и характер трудовых функций. Предметы и средства труда. Условия труда. Современные требования к труду. Отросли труда. Требования к уровню образования. Потенциальная доходность
Практическая работа: просмотр выступление В. В. Алтухова «Рынок труда», обсуждение.
9. Выбор профессионально-образовательного пути. (2 ч.)
Из чего складывается выбор человека. Варианты и факторы выбора. Ошибки в выборе профессии. Готовность к выбору профессионального пути.
Профориентационные игры: «Медоворот», «Комплимент».
Раздаточный материал: «Ошибки выбора»
Диагностика: методика изучения статусов профессиональной идентичности
(А. А. Азбель), опросник «Будь готов!».
10. Альтернативный выбор. (1 ч.)
Изучение вариантов альтернативного выбора.
Диагностика: «Схема альтернативного выбора» Н. С. Пряжников.
11. Умения и навыки самопрезентации. (2 ч.)
Резюме. Структура резюме. Собеседование. Внешний вид при собеседовании.
Практическая работа: составление резюме и его презентация.
Профориентационная игра: «Приём на работу».
12. Коллективная рефлексия ситуации выбора профиля обучения. (1 ч.)
Реализация различных форм рефлексивного осмысления: дебаты, конференция, имитационная игра, «защита собственного выбора».
Литература
1. Бендюков М. А., Соломин И. Л., Ясюкова Л. А. Твой компас на рынке труда. СПб., 2002.
2. Грецов А. Г. Выбираем профессию. ПИТЕР, 2006.
3. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / под ред. Н. В. Афанасьевой. СПб: Речь. 2007.
4. Подросток в мире профессий: программы элективных курсов, материалы к занятиям / авт.- сост. М. Р. Григорьева. Волгоград: Учитель. 2009.
5. Пряжников Н. С. Методы активации профессионального и личного самоопределения: Учебно-методическое пособие. М: Изд-во МПСИ, 2002
6. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. М.: Московский психолого-социальный институт. 2003.
7. Савченко М. Ю. Профориетнация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. М: Вако, 2006.
8. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. общеобраз. учреждений / под ред. С. Н. Чистяковой. М: Просвещение, 2006.
9. Филимонова О. Г. Как научиться выбирать профессию?: Программа занятий для развития профессионального самоопределения учащихся 9-х классов. М: Чистые пруды, 2008.
10. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
Автор материала: Котова Олеся Анатольевна



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Деятельность Центра профессионального самоопределения школьников "Навигатор": из опыта работы
  • Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся. 8-9 КЛАССЫ
  • Психологическая помощь учащимся старших классов в профессиональном самоопределении 9 класс
  • Под ред. Чистяковой С.Н. Технология. Профессиональный успех. 10-11 классы
  • Хакимова Альбина Равилевна. Профессиональная ориентация дошкольников в проектной деятельности с использованием сюжетно-ролевых игр
  • Психолого-педагогическая развивающая программа «В поисках призвания»
  • Куличкова Татьяна Николаевна. Конспект НОД «Мир труда и профессий»
  • Кулагина Наталья Сергеевна. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников.
  • Тренинг развития навыков целеполагания у подростков. Часть 2
  • Самойлова Наталья Викторовна. Проект в средней группе по теме: «Все профессии нужны, все профессии важны».
  • Рядовая Наталия Ивановна. Открытое занятие по окружающему миру (средняя группа) «Путешествие в мир профессий»
  • Под ред. Чистяковой С.Н. Технология. Твоя профессиональная карьера. 8 (9) класс
  • Леонова Инесса Николаевна. Конкурс профессионального мастерства как средство профессиональной самореализации педагогов
  • Степанова Светлана Алексеевна. Конспект организованной образовательной деятельности по развитию познавательных способностей в старшей группе «Все профессии нужны, все профессии важны»
  • Дехтярь Марианна Семеновна. Содержание деятельности старшего воспитателя.
  • Проблема выбора профессии в старших классах
  • Психолог - профориентация школьника, выбор профессии
  • Кокина Ю.П., Шлендера П.Э. Экономика труда. Под редакцией
  • Курарару Людмила Анатольевна. Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Кем быть?
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Динамическая карта профессионального самоопределения
  • Кичкирева Татьяна Анатольевна. НООД для детей подготовительной группы «Мир труда и профессий»
  • Новопольцева Ромэна Васильевна. Сценарий занятия «На пороге профессионального выбора»
  • Ольга Литвинович. КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Влияние труда взрослых на развитие детей»
  • Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Методические рекомендации
  • Алла Майок. Презентация 'По ступенькам профессий'
  • Рубцова Екатерина Вячеславовна. Конструкт образовательной деятельности в старшей группе «Все профессии нужны, все профессии важны»
  • Под ред.. Бодалева А. А., Деркача А. А., Лаптева Л. Г. - Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом.
  • Базаров Т.Ю. Управление персоналом
  • Жулина Е.Г. Экономика труда
  • Нина Мохнарылова. Роль труда в развитии воспитания детей дошкольного возраста
  • Казакова Наталья Алексеевна. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны»
  • Соковнина М.С., Соболева Е.С. Профилактика эмоционального выгорания педагогов и психологов через формирование адекватной оценки результативности профессиональной деятельности
  • Соболева Е.С., Соковнина М.С. Внутриличностные механизмы профессионального выгорания специалистов помогающих профессий
  • Астапенко Юлия Валерьевна, Вишнякова Ольга Михайловна. Проект по формированию ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Профессиональная ориентационная зона «Кухня»»
  • Шомполова Анна Владимировна. Проект «Все профессии нужны, все профессии важны».
  • Козлова Елена Николаевна. Педагогическая статья «Создание в группе ситуации выбора детьми самостоятельной деятельности»
  • Гиль Светлана Александровна. Опрос детей по теме - Формирование интереса у дошкольников к людям разных профессий
  • Генкин Б.М. Экономика и социология труда
  • Безкоровайная Г.Т. и др. Planet of English. Учебник английского языка
  • Елена Куликова. Основы саморегуляции.
  • Баранчиков Е.В. География
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная диагностика, направленная на углубленное, целостное изучение состояния здоровья детей
  • Михнюк Т.Ф. Охрана труда
  • Ковалёва Любовь Михайловна. Перспективный план занятий по лексической теме «Профессии» для детей группы с ОНР 1-2-й год обучения
  • Редактор. Методика изготовления игрушек из природного материала
  • Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы.
  • Радько Елена Борисовна. Занятие по профориентации «Когда я буду взрослым»
  • Кадиева Фарида Устархановна. Конспект открытого занятия в старшей группе по теме «Все профессии нужны, все профессии важны».



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь