|
Программа элективного курса по психологии ориентированная на изучение личностных особенностей, интересов и склонностей подростков – учащихся 9-х классов.Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 1122
Название: Программа элективного курса по психологии ориентированная на изучение личностных особенностей, интересов и склонностей подростков – учащихся 9-х классов.
Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Известно, что в 9 классах происходит дальнейшее развитие общения, самопознания и рефлексии. Основное внимание подростков сфокусировано на сфере общения и самопознания личных особенностей, способностей, возможностей, потребностей. Программа курса «Познай себя и других » направлена на повышение социально-психологической компетентности обучающихся 9 классов общеобразовательных школ и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении.
Концептуальная основа программы заключается в том, чтобы формировать социально- психологическую компетентность обучающихся для грамотного поиска профессии, образовательного маршрута и его оптимального выбора. Направить учащихся на практическое применение знаний о профессиях. Особенность программы состоит в том, что занятия проходят в форме урока. Однако занятия не являются традиционными уроками, так как проходят в непринужденной для детей атмосфере за счет использования групповых и интерактивных методов обучения, активизирующих методик. Программа рассчитана на 17 академических часов, по 1 часу в неделю. Занятия проходят в форме урока-диалога с применением притч, игровых упражнений, диагностических методик, мини-лекций, групповых дискуссий, психодрамы. Примерно половина занятий посвящена лучшему пониманию себя, другая – развитию умений и навыков, необходимых при выборе профессии и продвижению по профессиональному пути. Оценка достижений учащихся происходит: во-первых, по итогам групповой рефлексии, во-вторых, по результатам психологического тестирования, в-третьих, по анализу образовательного продукта. Цели и задачи для ученика Образовательные: развитие понятийного аппарата. Развивающие: развитие навыков понимания окружающих (взаимопонимания), развитие навыков эмпатии. Воспитательные: воспитание эмоциональной культуры школьников. Цели и задачи для учителя Образовательные: развитие понятийного аппарата. Развивающие: развитие навыков понимания окружающих (взаимопонимания), развитие навыков эмпатии. Воспитательные: воспитание эмоциональной культуры школьников. Опорные понятия, термины: эмоции, мимика, стенические и астенические, положительные и отрицательные, смешанные эмоции. Новые понятия: эмоции, мимика. Формы контроля: устный опрос, выполнение заданий «Понимаете ли вы язык мимики?», «Угадай эмоцию». Домашнее задание: сделать подборку фотографий с изображением эмоций, выражаемых человеком. Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества) Организацион-ный момент Ритуал приветствия. Определение темы занятия. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся. Подготовка класса к работе. Показать условным сигналом свою готовность к работе. Чтение притчи «Расстроенный инструмент» и разбор ее смысла: определяем тему, цели и задачи занятия. Мы знаем, что наши эмоции заразительны. Т.е. то, как мы себя чувствуем, влияет и на людей, которые нас окружают. С другой стороны, эмоции других людей, влияют на наше состояние. Эти факты ученые из разных областей науки подтвердили уже не раз. Но почему-то мы, зная об этом, иногда, а порой и очень часто, не желаем признавать выше озвученные факты и действуем, будто это не так. Выражать положительное отношение к процессу познания (Л.УУД). Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать (Р.УУД, П.УУД). Готовность работать, понимание необходимости изучения данной темы в контексте личностного роста и развития социальной компетентности. Основная часть Мини-лекция: В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо. Эмоции (от лат.) – возбуждаю, волную. Виды эмоций: - стенические (повышающие жизнедеятельность организма) и астенические (ослабляющие); - положительные (приятные) и отрицательные (неприятные); - смешанные эмоции (например, получение удовольствия от страха в «комнате ужасов»). Способы, при помощи которых человек выражает эмоции – это речь и мимика. Мимика – внешнее выражение психических состояний, проявляющееся в выразительных движениях мышц лица. В мимике и пантомимике находят своё отражение характерологические особенности того или иного человека. Неумение осознавать собственные эмоции и управлять ими (как отрицательными, так и положительными) делает человека беззащитным перед стрессами, страхами, чувством вины. Если вы не знаете, какая эмоция руководит вами, вы не можете контролировать себя. Невозможность понимать и оценивать эмоции других людей создаёт серьёзные сложности в общении и взаимопонимании. Такая эмоциональная компетентность часто служит причиной стрессов. Вопросы для обсуждения: - Какие функции выполняют эмоции? - Представьте, что человек не может испытывать эмоции. Опишите, какой будет его жизнь. - С какими трудностями столкнётся человек, если он не умеет понимать свои эмоции и эмоции других людей? - Какие способы управления эмоциями вы знаете? Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний. Мини-лекция. Вопросы для обсуждения. Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)- Р.УУД, П.УУД. Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений (П.УУД). Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы (Л.УУД, К.УУД – умение слушать). Знать: понятие «эмоции», «мимика», типы эмоций. Уметь: различать типы эмоций. Основная часть Тест «Понимаете ли вы язык мимики?». Предлагаю проверить себя: На плакате двенадцать выражений лица, в которых закодировано двенадцать эмоциональных состояний. Попытайтесь их расшифровать, а после я открою правильные ответы. Ключ: 1) Безразличие; 2) Враждебность; 3) Веселье; 4) Грусть; 5) Сильная злость; 6) Застенчивая радость; 7) Злость; 8) Плохое самочувствие; 9) Бурная радость; 10) Глубокая печаль; 11) Скепсис; 12) Скорбь. Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Тест «Понимаете ли вы язык мимики?». Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом (П.УУД-анализ, К.УУД – построение взаимоотношений). Уметь: определять эмоции и эмоциональные состояния по мимике, обозначать их словесно. Основная часть Работа в парах. Выполнение упражнения «Угадай эмоцию». Каждой паре предлагается семь фотографий с изображением различных эмоциональных состояний, необходимо рассмотреть фотографии и попробовать определить эмоции человека по мимике. Ключ: 1) Удивление, любопытство; 2) Недоброжелатель-ность, сосредоточенность, настороженность; 3) Задумчивость, озадаченность; 4) Грусть, обидчивость, подозрительность; 5) Превосходство; 6) Презрение; 7) Любопытство, удивление. Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Работа в парах. Упражнение «Угадай эмоцию». Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. Проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности – К.УУД. Уметь: определять эмоции и эмоциональные состояния по мимике, обозначать их словесно; применять навыки сотрудничества. Основная часть Упражнение «Десять комнат». Представьте, что мы живём в доме, в котором есть десять комнат. Восемь из них имеют названия: «Радость», «Страх», «Гнев», «Агрессия», «Надежда», «Одиночество», «Удивление», «Печаль», а две комнаты не имеют названия. - Придумайте символ или рисунок для каждой двери, подумайте, с чем ассоциируются у вас эти эмоции и чувства, что вызывает эти эмоции и чувства? - Какой могла бы быть вывеска на двери? - Придумайте названия и рисунки для двух оставшихся комнат, это могут быть чувства и эмоции, которые имеют для вас значение. Ответьте на вопросы: -В какую комнату вы чаще открываете дверь? -А где наоборот бываете редким гостем? -В каких комнатах теряете силы? -А где набираетесь сил, чувствуете себя увереннее? -В каких комнатах вам приятно находиться? -В какие комнаты вы не любите заглядывать? -Почему? -Что почувствовали, работая над этим упражнениям? О чём задумались? Рефлексия собственных чувств и эмоций. Упражнение «Десять комнат». Вопросы для обсуждения. Анализировать и характеризовать собственные эмоциональные состояния и чувства (Л.УУД) Осознание собственных чувств и эмоций. Заключительная часть - Рефлексия (подведение итогов занятия). - Упражнение «Живая анкета»: -Ваши впечатления? -Чему научились? Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Упражнение «Живая анкета». Домашнее задание: сделать подборку фотографий с изображением эмоций, выражаемых человеком. Оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач- Л.УУД. Анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека – Л.УУД. Самооценка собственной деятельности. Автор материала: Беспрозванная Татьяна Владимировна Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|