Индивидуально-типологические особенности подростка как основа его способности к самоорганизации

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 1239

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Индивидуально-типологические особенности личности подростка существенно влияют на его способность к самоорганизации. Дети отличаются друг от друга различными типами темперамента; особенностями акцентуаций характера, самой структуры личности.
На формирование индивидуально-типологических особенностей существенное влияние оказывают природные факторы, социальная среда, задатки, общий уровень предшествующего развития, занимаемая жизненная позиция, направленность личности, характер.
И поэтому успех развития, воспитания, обучения подростка возможен лишь при условии, если мы научим воспитанников использовать сильные стороны своих психофизиологических особенностей и компенсировать за их счёт возможные отрицательные проявления. Итак, как же влияют индивидуально-типологически е особенности личности на ее способность к самоорганизации?
Остановимся на особенностях нервной системы подростков
Основные свойства нервной системы, а именно, сила и слабость нервной системы, характеризуют функциональную выносливость, работоспособность подростка. Нервные клетки при сильной нервной системе «не устают», а при слабой нервной системе быстро истощаются. Это влияет на быстроту реакции, собранность, оперативность действий. Быстрая реакция определяется как лабильность нервной системы, а медленная – как инертность.
В чем будет заключаться тактика педагога при использовании данных об индивидуальных свойствах нервной системы каждого подростка?
Полезными для подростка со слабой нервной системой будут следующие рекомендации:
1. Помните, медлительность – свойство нервных процессов ребенка. Он не «копается», он действует в своем темпе, потому что иначе не может. Торопить, подгонять, ругать его просто нет смысла: начнется реакция торможения, действия ребенка заме длятся еще больше.
2. Нельзя проявлять спешку, раздражаться. Ровный, спокойный тон, уверенная поддержка: «Не волнуйся, успеешь, у тебя все получится».
3. Детям с инертными нервными процессами легче приспособиться к четкому порядку, определенному стереотипу выполнения всех повседневных дел. Если каждое действие, каждая задача имеют определенный порядок, разделены на элементы в понятной последовательности, то ребенок успешно с ними справится, увеличивая при этом темп.
4. Свойство подвижности у медлительных детей нужно развивать и тренировать.


Рекомендации по работе с подростками с сильным типом нервной системы:
1. Научить произвольно регулировать свою деятельность, должным образом её организовывать (помогут дневники «достижений», самоорганизации), убеждать в необходимости планировать и систематизировать свою деятельность, опираясь на волевые качества, которые нужно развивать.
2. Воспитывать способность проявлять волевое усилие, ориентируясь не на количественный резу льтат, а на качество выполнения работы. У Вас в отрядах есть дети, которые хотят успеть всё и сразу, но у них ничего не получается…
3. Помните, что на определенный отрезок времени дается лишь 1 задание (если больше, то оно предлагается в виде последовательной работы).
4. Распорядок дня должен быть четко распланирован (в нашем Центре есть установленный режим, способствующий правильной органи-зации учебной и досуговой деятельности).


Далее рассмотрим, какое влияние на самоорганизацию личности оказывают акцентуации характера.
Одной из особенностей подросткового периода является завершение формирования характера. Именно в подростковом возрасте чаще всего проявляются акцентуации характера, представляющие собой краткие варианты нормы. Понимание индивидуальных черт и особенностей характера воспитанника позволяет в значительной мере предвидеть его поведение и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки.
Чаще всего трудности в самоорганизации проявляются у следующих типов акцентуации характера.
Гипертимный тип
Основные черты: легкомыслие, нарушения режима, низкий уровень самоконтроля.
Тактика сопровождения: четкое аргументированное определение обязанностей, умение соединить доверие к подростку с контролем, чередование разных видов деятельности.
Примерные упражнения.
Упражнение «Планирование». На листе бумаги напишите все свои планы на день, затем подумайте и зачеркните то, что не сможете сделать. Еще раз пересмотрите пункты, которые остались. А теперь главное – все, что осталось, нужно выполнить.
Упражнение «Навести порядок в мыслях» - реализуется с помощью дневника, куда вносятся основные дела дня, перспективные дела. Вечером необходимо проверять, все ли из задуманного выполнено.
Нестойкий тип
Основные черты: слабость воли, ситуативность поведения, отсутствие способности к самоанализу, отсутствие мотивации действия. Для этого типа важно соблюдать принцип «Делу время, потехе час». Учить подростка доводить рабо ту до конца, формировать позитивную мотивацию к деятельности, осуществлять контроль.
Подросткам этого типа можно предложить упражнение «Постоянное хобби»: проанализировать и оценить по 5-балльной шкале все свои увлечения за 1 месяц; выбрать одно, которое станет постоянным на будущее. Стараться выполнять его.
Возбудимый тип
Основные черты: несбалансиро-ванность процессов возбуждения и торможения; низкий уровень самоконтроля; тактика сопровождения: формировать навыки саморегуляции; рекомендовать поэтапное выполнение задания с увеличением сложности.
Упражнение «Исполнитель желаний». Вы привыкли выполнять все свои желания, а теперь попытайтесь выполнить желания близких вам людей. Попытайтесь жить согласно требований других. Сначала выберите самого приятного вам человека и попытайтесь выполнить все его желания без условий с вашей стороны. Если не получается, сделайте еще попытку; если вышло – расширяйте круг людей, чьи желания вы будете удовлетворять.
Упражнение «Наблюда тель»: учитесь относиться ко всему, что с вами происходит, как восточный мудрец, т.е. всегда задавайте себе вопрос: «А как бы на моем месте поступил мудрый человек, что бы сказал, сделал?» Обдумывайте, умейте предвидеть результат.
Еще одной индивидуально-типологической особенностью является темперамент – наиболее устойчивые индивидуальные особен-ности, сохраняющиеся многие годы. Тип темперамента зависит от врожденных анатомофизиологических особенностей (тип нервной системы), от условий жизни и воспитания.
Обычно в человеке сочетаются черты всех 4-х типов темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), один из которых выражен сильнее, а другие слабее. Правильнее говорить о темпераментной структуре, которая включает в себе особенности всех типов.
Особо хотелось бы остановиться на типах темперамента, у которых возникают трудности с самоорганизацией:
Сангвиники – увлекаются, но быстро остывают, беспечны, поверхностны; не умеют добиваться результатов. Важно проявлят ь строгость, требовательность, контролировать действия и поступки сангвиника; систематически пробуждать интерес, чтобы смог до конца на одинаковом уровне довести начатое дело и с хорошим качеством, не допускать частой смены деятельности, стимулировать активность.
Холерик - это неусидчивый, со сниженной концентрацией внимания, вспыльчивый, раздражительный, инертный тип. Требует постоянного контроля поведения, но требования лучше предъявлять осторожно и деликатно. В экстремальных ситуациях, когда нужно сделать какую-нибудь работу в короткий срок, лучше всего положиться на него. Если сумеете внушить ему, что без него дело пропадет – он способен выложиться до конца.
Если у ребенка преобладают черты флегматического темперамента,
1. не следует отстранять его от той деятельности, которая требует приложения усилий,
2. нельзя резко обрывать ребенка,
3. необходимо предупреждать его за несколько минут о смене деятельности,
4. постоянно напоминать о сроках выполнения порученного дела, чтобы получить вовремя результат.


Система работы нашего учреждения (установленный распорядок дня, разнообразие видов деятельности, цели и задачи Программы «Развитие») побуждают и детей, и нас, взрослых, тщательно планировать свою работу, формируют привычку обдумывать свои действия, предвидеть их результат.
Уважаемые коллеги, в начале каждого периода мы с вами составляем календарно-тематический план работы.
Но предвидеть заранее, насколько насыщен будет каждый конкретный день данного периода, мы не можем. Поэтому проявляйте гибкость в сопровождении воспитанников, вносите в план своевременные коррективы, соразме-ряйте нагрузки с индивидуальными и возрастными особенностями детей. Подавайте детям пример своей собранностью и организованностью!
Автор материала: Раевская Оксана Витальевна



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Утверждение значимости отдельной личности. ЗАНЯТИЕ 10
  • В. Стукас., Э. Унтилова. Темперамент индивидный или личностный?
  • Раздел третий. Личностные особенности для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности
  • Методы развития самостоятельности у детей
  • Протасевич Ольга Николаевна. Консультация 'Медлительные дети'
  • Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности
  • Пономарёв Евгений Николаевич. «Способы и методы активизации высшей нервной деятельности умственно-отсталых детей («Особых детей») в процессе обучения на занятиях в ДДИ»
  • Юлия Луговая. Рекомендация родителям - какой вид спорта подходит вашему ребёнку
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Залуцкая Евгения Викторовна. ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА
  • Формирование видеть и адекватно оценивать человека. ЗАНЯТИЕ 12
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Кулагин Б. В. - Основы профессиональной психодиагностики
  • Невроз; neurosis
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Диагностика индивидуально-психологических особенностей ребенка
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Развитие умения видеть в себе и в других людях некоторые черты характера
  • Редактор. Правила поведения для ребенка
  • Программа индивидуальной профилактической работы, психолого – педагогического сопровождения, несовершеннолетнего «группы риска» "Преодоление"
  • Андрей Торнов. Ослабление нервной системы: скрытые причины
  • Уварова Виктория Ивановна. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка с нарушением зрения.
  • Мастяева Елена Викторовна. Работа с детьми с ОВЗ в детском саду
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Педагогический совет «Раскрытие индивидуальности педагога и сплочение педагогического коллектива»
  • Зайцева Ирина Юрьевна, Павлова Татьяна Ильинична. Проведение физкультурно-оздоровительной работы в режимных моментах в группе компенсирующей направленности (опыт работы) 'Будем здоровы!'
  • Цыганкова Юлия Сергеевна Умникова Екатерина Викторовна. «Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста»
  • Герасимова Ирина Анатольевна. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук»
  • Белокопытова Ирина Егоровна. Детство как объект здоровьесберегающих технологий
  • Гадание на бумаге с ручкой
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Буракова Наталья Валерьевна. Возрастные особенности формирования здорового образа жизни у дошкольников
  • Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.
  • Организация групповой работы занятий "Детское общество"
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Старочкина Татьяна Павловна. Консультация для родителей «О летнем отдыхе детей»
  • Помочь ребёнку увидеть черты характера. ЗАНЯТИЕ 13
  • И.А. Волоткович Е.Ю. Шипачева. Социальная история как способ коррекции девиантного поведения
  • Психолог - профориентация школьника, выбор профессии
  • Шишманян Анаид Ншановна. Физическое развитие младших дошкольников
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Р. Мендиус. Строение нейрона и синапса: их основные функции
  • Анализ особенности адаптации первоклассников в школе
  • Старовойтова Ольга Анатольевна. Моя педагогическая система «Просто о сложном».



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь