Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 2681

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Психодиагностика в работе психолога начальной школы может занимать одну их ведущих позиций. С помощью данных психологической диагностики удобно общаться как с педагогами, непосредственно работающими с учениками, так и с администрацией школы, и с родителями. Использование цифр и обобщенных данных помогает в легко доступной форме представить педагогу психологические феномены, происходящие в классе. Для администрации – это наглядное отображение сути работы психолога. Для родителей, которые иногда не видят психологических трудностей своих детей, данные психологической диагностики помогают определить план действий помощи ребенку.
Одним из весьма удобных инструментов психологической диагностики – корректурная проба. Данная методика может быть использована для исследования различных свойств внимания. Авторы данной статьи использовали ее для определения скорости переработки информации и концентрации внимания. Скорость переработки информации – это, по сути, темп работы ребенка. Весьма важная характеристика, которую в своей работе должен учитывать педагог. Скорость переработки информации вычисляется по количеству просмотренных ребенком знаков пробы.
Однако, ученик может работать медленно и правильно или наоборот – быстро, но допуская множество ошибок. Поэтому необходимо учитывать не только скорость выполнения задания, но и внимательность - концентрацию внимания, то есть количество допускаемых ошибок.
Диагностика свойств внимания может быть использована в разных случаях и для разных целей. Психодиагностика внимания первоклассников при поступлении в школу. Если ставить целью отслеживание процесса адаптации к школе, то необходимо проводить диагностические процедуры как минимум дважды: при поступлении учеников в первый класс и после некоторого времени после начала учебного процесса.
Использование диагностики скорости переработки информации помогает сразу определить медлительных и «скоростных» детей. Такая информация будет весьма полезна педагогу в начале учебного года, ведь медлительные дети могут попасть в группу отстающих учеников. И далеко не всегда это будет связано именно с недостатком знаний и умений. Для медлительного ребенка ограничение времени на выполнение задание служит дополнительным стрессовым фактором. А стресса в жизни первоклассников и без этого много.
А тот, кто быстро выполняет школьные задания, может быстро потерять интерес к учебному процессу из-за скуки. Данные о том, кто именно работает медленно, а кто быстро, помогут педагогу подготовить дополнительные задания и вести урок в необходимом темпе.
Однако не всегда высокая скорость выполнения задания сочетается с малым количеством ошибок. Дополнительные задания весьма пригодятся, если ученик быстро выполняет задание и допускает при этом минимум ошибок, то есть имеет высокую концентрацию внимания. Однако быстрому и невнимательному ребенку лучше предоставить возможность дополнительной проверки уже сделанного.
При проведении повторной пробы на внимание возможно выявить учеников, плохо адаптирующихся к школе: снижение скорости работы, увеличение ошибок по сравнению с первой пробой; ухудшение как одного их этих параметров, так и обоих.
Диагностика внимания на начало учебного года помогает отследить, с чем именно пришли ученики, выявить не только медлительных и невнимательных отдельных учеников, но и сравнить классы между собой, еще до того как на учеников начнет воздействовать учитель. Ведь возможна ситуация, когда один класс несколько слабее других.
Представление обобщенной картины по классу и параллели для педагогов и администрации.
Обобщенная статистическая картина по каждому классу может быть представлена педагогам в графическом или цифровом виде. Тут на помощь школьному психологу придут методы статистической и математической обработки данных. Использование критерия Манна-Уитни позволит определить имеются ли достоверные и значимые различия между классами как по скорости переработки информации, так и по количеству допускаемых ошибок. На первый взгляд классы могут отличаться друг от друга по результатам диагностики внимания, однако использование статистического критерия позволит точно определить, значимы ли имеющиеся различия или это просто первое впечатление школьного психолога.
Определение минимального и максимального значения покажут самых медлительных и невнимательных в классе и параллели.
Ниже будут показаны образцы результатов диагностики по параметру скорости. Такую форму представления результатов можно использовать не только для диагностики внимания, но и для прочих исследований.
Пример графического сравнения классов по скорости переработки информации представлен на Рис.1
Рисунок 1.

Такая форма представления результатов диагностики может дублироваться таблицей с цифрами. Например, такой как на Таблице 1.
Для разделения всех учеников на уровни (по скорости - ниже среднего, средняя и выше среднего) авторы данной статьи использовали функцию «персентиль» в программе Excel. То есть определялось среднее значение скорости переработки информации для конкретной параллели: 50% учеников просмотрели именно столько знаков – в данном примере это 440 знаков. Затем определялись самые быстрые: 25% учеников, просмотревших более 467 знаков; и самые медлительные: 25% учеников с наименьшим количеством просмотренных знаков (в данном примере менее 360). При проведении подобной диагностики внимания в другой параллели среднее значение скорости переработки информации может отличаться.
Таблица 1.

кол-во просмотренных знаков кол-во человек
1а 1б 1в
ниже сред =467 4 5 3

Возможно разбиение учеников и на большее количество уровней. Например, на 5 уровней: очень низкая скорость, низкая, средняя, высокая и очень высокая скорость.
В Табл. 1 представлены абсолютные данные, то есть количество человек, выполнявших задание с определенной скоростью. Для удобства можно перевести эти цифры в процент от принимавших в диагностике человек. Сравнение именно процентов между собой будет более корректно, особенно в случае, когда количество учеников в классах сильно варьируется. Ведь 10 человек из 25 или из 40 – это большая разница.
При такой обработке результатов мы не имеем возможности говорить о возрастной норме. Мы лишь получаем картину по классу и параллели. Чтобы сделать выводы о недостаточном развитии ребенка, необходимо использование методик, имеющих таблицы возрастных норм. В таком случае не потребуется самостоятельно разбивать массив данных на уровни, так как авторами методики они будут определены.
Работа психолога с конкретным учеником
Бывают случаи, когда учитель видит сложности ученика – невнимательность или медлительность, но не может повлиять на родителей, чтобы они обратили на эти сложности свое внимание или пошли за помощью к психологу. В таком случае бывает удобно разговаривать с родителями на языке цифр. Если ребенок работает медленно и попадает в уровень «ниже среднего», это объективные данные, а не просто слова и суждения учителя. С результатов диагностики весьма удобно начинать работу с родителями такого ребенка.
К тому же проба на внимание является одной из самых легких в проведении и обработке результатов. Поэтому с нее удобно начинать индивидуальную работу с учеником начальной школы. Во-первых, сложности ученика в учебе могут быть связаны непосредственно с развитием его внимания; во-вторых, результаты диагностики внимания могут подсказать направление дальнейшей более глубокой диагностики. Например, в случае, когда ребенок работает в крайне низком темпе, причина этому может оказаться в недостаточном развитии его мышления.
Таким образом, методики диагностики свойств внимания могут быть весьма полезны в работе школьного психолога. Данные о скорости работы и внимательности учеников будут полезны:
• самому психологу для определения дальнейшего пути помощи конкретному ученику и отслеживания процесса адаптации к школе у первоклассников,
• педагогу, работающему с классом,
• родителям, чтобы лучше понимать, что происходит с их ребенком, особенно при поступлении в школу.


Автор данной статьи освещает работу психолога начальной школы, однако диагностика внимания может проводиться не только в младших классах. Дерзайте, используйте методики диагностики внимания – это весьма удобный инструмент работы школьного психолога.
Автор материала: Красноборова Варвара Сергеевна



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • Использование информационно–компьютерных технологий в работе школьного психолога
  • Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС НОО
  • Кожевникова Наталья Викторовна. «Диагностика внимания» — структурированный пакет для диагностики внимания детей дошкольного возраста с использованием интерактивного дисплея ActivInspie.
  • Мониторинг результатов диагностики адаптации первоклассников и пятиклассников к школе
  • Галат Оксана Анатольевна. Занятие психолога «Волшебная шкатулка памяти и внимания»
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 1-ых классов в адаптационный период
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье учеников и личностные особенности учителя
  • Развитие познавательных способностей учащихся. 2-3 КЛАССЫ
  • Белоусова З. И., Мищик Л. И. Психодиагностика в начальной школе. Методическое пособие для практического психолога и учителя начальной школы.
  • Касенова София Маратовна. Тема: Организация психологической деятельности в школе.
  • Проективная методика «Дерево». Тест на определение самооценки ребенка
  • Отношение к психологу
  • Памятка для родителей будущих первоклассников. Буклеты психолога, практические советы родителям.
  • Срисовывание картинки изображающей домик (Гуткина Н. И.)
  • Георгий Почепцов. Это не информационная экономика, а экономика внимания
  • Комплексная методика «Определение когнитивной готовности детей к обучению в школе».
  • Тимофеева Софья. Развитие внимания у детей 3-4 лет на комплексных занятиях в детском клубе (саду)
  • Программа по коррекции и развитию внимания
  • Быкова Светлана Евгеньевна. Задания диагностики
  • Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2 –3 классы). Введение.
  • Грибкова Н. Н. и Орлова Н.В. Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста
  • Дещинская Нина Николаевна. Рекомендации для родителей на тему «Развитие у дошкольников внимания и памяти, как предпосылка успешного обучения в школе»
  • Редактор. Воспитание внимания детей на занятии
  • Гендерные различия адаптационных способностей в младшем школьном возрасте
  • Наталья Коноплина. Человеческая память. Причины ухудшения памяти
  • Абдуллина Юлдуз Сайяховна. «Воспитание самостоятельности в хозяйственно-бытовом труде у детей среднего возраста»
  • Анализ особенности адаптации первоклассников в школе
  • Абдуллина Юлдуз Сайяховна. Воспитание самостоятельности в хозяйственно-бытовом труде у детей среднего возраста
  • Елена Казанова. Ликбез для родителей: готов ли ребенок к школе в 6, 5 лет?
  • Плетников В.В. Опыт психологического консультирования в ситуациях родительского запроса на изменение поведения ребенка
  • Ткачёва М.В. Алгебра и начала математического анализа. Тематические тесты. 11 класс. (базовый и профильный уровни)
  • Ускорение динамики коллективного внимания
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Редактор. Тесты к школе
  • Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Хамзина Алсу. Использование психотерапии в работе педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду
  • Нестерова Оксана Николаевна. Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми с ТНР подготовительной к школе группы комбинированной направленности
  • Нелюбина Олеся Александровна. Информационные технологии в системе работы учителя-логопеда
  • Гамзина Е.Н. Решение проблем симбиоза в практике педагога-психолога
  • Шапарь В.Б. - Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми
  • Тест Струпа. Методика словесно-цветовой интерференции. Диагностика степени гибкости в смене способов переработки информации.
  • Тест Струпа. Методика словесно-цветовой интерференции. Диагностика степени гибкости в смене способов переработки информации.
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.
  • Колесникова Е.В. Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 6-7 лет



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь