Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 4622

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Человек может стать человеком только путем воспитания.
Он — то, что делает из него воспитание.
Иммануил Кант
Семья занимает центральное место в воспитании каждого ребенка и играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Анализируя причины плохого поведения и низкой успеваемости каждого «трудного» ребенка, мы, наверняка, найдем их в семье, хотя не всегда легко это сделать. Работая в сельской общеобразовательной школе 3 года педагогом-психологом, я пришла к выводу, что нужно искать новые формы работы с детьми группы риска и родителями учащихся.
Для методического семинара я подготовила краткую характеристику выборки детей группы риска. Так как в школе есть только один психолог, время и возможности занятий существенно ограничены, приходится комплектовать группы, учитывая только возрастной параметр. Вследствие этого возникли многочисленные сложности психологического характера, т.е. психологическая адаптация представителей разных школьных коллективов, а также остро встал вопрос о поведении на уроках. С начала учебного года четыре ученика поставлены на внутришкольный контроль. На них заведены специальные карты учета несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, куда занесены все необходимые анкетные данные и информация об асоциальном и неадекватном поведении, как в школе, так и в общественных местах. Двое учащихся, оставленные на повторный год обучения, поставлены на внешкольный профилактический учет, т.к. по предшествующим результатам обучения имеют по шесть-семь неудовлетворительных оценок, систематически опаздывает на уроки или пропускает их по неуважительной причине, часто создает конфликтные ситуации с учителями-предметниками и одноклассниками.
Нужно отметить, что, несмотря на все минусы семейного воспитания асоциальных учащихся, необходимо создавать условия для стабильного психолого-педагогического взаимодействия школы и семьи. Это взаимодействие состоит в создании нормальных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни ребенка, стремящегося к достойной жизни. Основная задача психолога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, психологическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения участников учебно-воспитательного процесса – классного руководителя, психолога и родителей – направлены на напоминание родителям о необходимости показывать своим детям достойные жизненные примеры, формировать духовные ценности, и способствовать становлению личности. Самую большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей. Взаимодействие школы и семьи должно быть индивидуальными, и поэтому психолог должен действовать в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д. В воспитании неуместны общие рекомендации, инструкции, методические разработки и распоряжения. Рекомендации, данные одной семье, нельзя апробировать на другой семье. В данных ситуациях нужно научиться избегать нотаций и советов, которые никто не будет слушать.
Самыми эффективными формами работы с родителями учащихся с социально-негативным поведением являются диагностика (предварительная, тематическая и итоговая), консультации, беседы, родительские чтения и родительские тренинги. Для того чтобы эти формы работы были действительно эффективны, их нужно проводить в системе.
Одна из важнейших форм взаимодействия с родителями учащихся - это индивидуальная консультация. На индивидуальную консультацию я приглашаю родителей не только в экстремальных случаях, когда произошел какой-то инцидент, но и постоянно и регулярно в течение учебного года. Готовясь к консультации, я определяю круг вопросов, которые должны быть обсуждены, не злоупотребляя временем родителей и рационально используя свое собственное. Эти консультации часто носят изучающий характер и способствуют созданию хорошего контакта как между родителями и психологом, так и между родителями и школьным коллективом в целом. Родителям предоставляется возможность рассказать о тех проблемах, которые возникают у ребенка дома, при общении в семье и с друзьями.
Когда в школу приходит новый ребенок с социально-негативным поведением, я приглашаю родителей на беседу, мы обсуждаем следующие вопросы:
1. Особенности здоровья ребенка;
2. Увлечения, интересы;
3. Предпочтения в семейном общении;
4. Поведенческие реакции;
5. Особенности характера;
6. Мотивация учения;
7. Учебные предпочтения;
8. Интересы вне учебной деятельности;
9. Моральные ценности семьи.


Однако, следует учесть, что родители ребенка с социально-негативным поведением должны стать активными помощниками психолога и учительского коллектива в течение адаптационного периода. Поэтому необходимо также обсудить вопросы:
1. Какое мнение сложилось у родителей о предыдущем классе и педагогах?
2. Какое мнение о школе у родителей уже сложилось?
3. Как оценивают родители положение ребенка в собственной семье?
4. Что ребенку можно делать в семье, а чего нельзя?
5. Какая помощь нужна родителям от школы?
6. Как они понимают воспитательную систему класса?
7. Какие поручения в классе мог бы выполнять их ребенок?
Каждая индивидуальная консультация обычно заканчивается рекомендациями, которые должны быть тактичными и краткими. Сотрудничество принесет свои плоды, когда родители - люди, без которых ребенок не представляет свою жизнь – найдут в себе желание и силы каждый день быть настоящими родителями.
В индивидуальных консультациях по необходимости участвует не только классный руководитель, но и учителя-предметники, социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних.
Кроме индивидуальных консультаций в школе существует более формальная и официальная форма работы с учащимися группы риска и их родителями. В течение года ученики раз в четверть приглашаются вместе с родителями на профилактические советы, где в присутствии заместителя директора по воспитательной работе Кощуковой С.Н., родителей, учителей обсуждаются наболевшие вопросы, которыми чаще всего являются дисциплинарные правонарушения. В этом случае на заседание профилактического совета приглашается инспектор по делам несовершеннолетних.
Огромное значение в воспитательной работе имеет такое традиционное и проверенное средство, как тематическая беседа. Использовать беседу необходимо, чтобы создать доверительную атмосферу общения между родителями и психологом, и выявить истинные причины конфликтных ситуаций в семье, в школе, при общении асоциального ребенка с взрослыми, одноклассниками и друзьями. Результаты беседы не должны становиться известными, если родители или ребенок не хотят этого. В ходе беседы психолог должен больше слушать и слышать, а не давать рекомендации или учить родителей.
Тематика бесед для родителей учащихся 7-10 классов:
1. Внеучебные интересы Вашего ребенка.
2. Характер подростка и его проявления.
3. О культуре взаимоотношений в семье.
4. О грубости и хамстве в общении.
5. Ваши дети после уроков.
6. Об обязанности и ответственности.
7. Ребенок и компания. Проблемы общения.
8. Как бороться с ленью и неорганизованностью?
9. Компьютер в жизни подростка.


Родительские чтения являются забытой сегодня, но очень полезной и необходимой формой работы с семьей. Они дают возможность родителям хотя бы обзорно, в цитатах, познакомиться с классической психолого-педагогической литературой по определенной проблеме, выразить свое отношение, подготовить родителей к восприятию изменений, которые происходят с их детьми в подростковом возрасте. Самое удобное время для этого вида работы с родительской общественностью - 25-30 минут на родительском собрании. Конечно же, в каждодневной рутине психологу трудно найти время для подготовки к родительским чтениям, штудировать литературу, разрабатывать вопросы для обсуждения. Однако этот вид воспитательной работы помогает родителям пересмотреть свои взгляды на воспитание, познакомиться с традициями воспитания, по-новому взглянуть на собственного ребенка и изменить свое отношение к нему.
Особенно интересными мне кажутся следующие темы:
1. Законы семейной жизни по книгам К.Д.Ушинского
2. Как стать интересным для собственного ребенка? (по материалам периодической печати)
3. Нравственная культура человека (по книгам А.Меня).
Так же, с целью профилактики и просвещения всех родителей мною организован клуб родительского всеобуча «Мамина и папина школа», ведь, как известно, предупредить проще и легче, чем лечить и исправлять. Занятия в клубе проводятся по классам с 1 по 11, на каждый класс рассчитано 7-8 тем в течение года. Родители с радостью встретили эту идею и посещают занятия с удовольствием.
Автор материала: Болотова Эльвира Игоревна



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Альбина Гаврикова. Разработка содержания мероприятия с родителями «Адаптация ребенка в дошкольном образовательном учреждении» в возрастной младшей группе
  • Программа педагога-психолога по профилактике жестокого обращения с детьми
  • Любовь Геннадьевна Скоробогатова. Памятка педагогам «Формы работы ДОУ с семьей»
  • Клейменова Инна Владимировна. Формы работы с родителями в адаптационный период детей в условиях ДОУ
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • Шадрина Светлана Александровна. Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе — залог успешной адаптации»
  • Ирина Владимировна Марухнич. Конспект Семинара с родителями
  • Верещагина Ольга Дмитриевна. Совместная работа с родителями, в целях нравственного воспитания дошкольников средней группы
  • Силяева Алла Михайловна. Родительское собрание «Наказание в воспитании детей».
  • Дроздова Евгения Григорьевна. Консультация для родителей «Важность семейных традиций в воспитательной деятельности»
  • Социально-психологическое сопровождение семьи в рамках родительского клуба в соответствии с требованиями профстандарта
  • Светлана Анатольевна Грищенко. Консультация для родителей «История моей семьи»
  • Семенова Елена Николаевнв. «Родительский клуб как активная форма взаимодействия с родителями»
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Гумерова Людмила Викторовна. Перспективный план работы с родителями детей средней группы
  • Мнацаканян Ашхен Арминаковна. Работа дефектолога с родителями
  • Малахова Мария Станиславовна. Круглый стол «Знаете ли Вы своего ребенка?» как средство повышения педагогической культуры родителей средней группы» с использованием интерактивных форм и методов работы.
  • Абдулова Джюме Сиражутдиновна. Перспективный план работы с родителями подготовительной группы
  • Красильникова Сауле Тлектесовна. Статья: «Общение воспитателя с родителями» «Секреты взаимоотношений»
  • Селькова Надежда Евгеньевна. Совместный проект воспитателя с детьми и их родителями старший дошкольный возраст
  • NataliStarikova. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
  • Плетников В.В. Опыт психологического консультирования в ситуациях родительского запроса на изменение поведения ребенка
  • Нагорная Ольга Анатольевна. Статья «Значимость работы с родителями по благоустройству и озеленению территории в учебно-воспитательном процессе ДОУ».
  • Ольга Шарова. Консультация для учителей-логопедов «Логопедические игры с родителями»
  • Отношение к психологу
  • Булаева Екатерина Николаевна. Консультация для родителей: «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению»
  • Маркелова Ирина Анатольевна. Взаимодействие с родителями по формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни
  • Алимтаева Жулдыз Сабитовна. Консультация На тему: «Семья и детский сад в формировании здорового ребенка».
  • Горбачева Тамара Николаевна Какаулина Светлана Николаевна. Психологические основы взаимодействия воспитателя с семьей
  • Варячич-Райко Л.Ф. Работа с родителями как важный аспект психотерапевтической работы с детьми
  • Мравян Оксана Юрьевна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Вы и Ваш ребенок»
  • Васильева Алина Владимировна. Психодиагностика и коррекция отношений между родителями и детьми
  • Хузина Венера Радиковна. Консультация для родителей «Готовьте ребенка к школе»
  • Галеева Румия Равиловна. Родителям о воспитании культуры детей.
  • Рекомендации родителям по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания в детском саду
  • Наталья Александровна Захарова. Нетрадиционные формы работы с родителями
  • Селищева Татьяна Викторовна. Консультация для родителей дошкольников «Как организовать подготовку ребенка к школе?»
  • Татьяна Михайловна Базарова. Повышение коммуникативной компетентности родителей в общении с детьми дошкольного возраста
  • Канева Юлия Васильевна. ПРОЕКТ 'Активное взаимодействие с родителями'
  • Ольга Шарова. Консультация для логопедов
  • Каргополова Лидия Васильевна. Сотрудничество с родителями как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду
  • Ципа Наталья Анатольевна. Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье
  • Тутынина Татьяна Юрьевна. Коррекция родительской позиции отцов как условие эмоционального благополучия дошкольников
  • Коршикова Марина Георгиевна. Формы работы с родителями в детском саду
  • Гандабеско Татьяна. Активные формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников в рамках ФГОС
  • Шипигина Марина Геннадьевна. Нравственное воспитание в детском саду и семье.
  • Плигина Светлана Александровна. «Наглядная информация, как эффективный способ взаимодействия педагога с семьей»
  • Ирина Петракова. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Растить детей трудолюбивыми»
  • Торхова Ольга Николаевна. Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе. Основные проблемы и их разрешение»
  • Енина Татьяна Викторовна. Конспект родительского собрания в форме игры 'Знаю ли я своего ребенка?'



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь