|
Тренинг развитие навыков целеполагания у подростков. Часть 1Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 5612
Название: Тренинг развитие навыков целеполагания у подростков. Часть 1
Формат: HTML Язык: Русский Цель: развитие навыков целеполагания у подростков.
Задачи: • дать определение понятия «целеполагание»; • ознакомиться с особенностями процесса целеполагания у подростков; • изучить этапы постановки цели; • развить навык целеполагания в ходе практического занятия (практикума). Форма проведения: групповая (возможно и индивидуальная). Метод проведения: информирование с элементами практикума. Продолжительность: 40 – 60 минут. Целевая аудитория: учащиеся 8-11 классов. Материально-техническое обеспечение: интерактивная доска, маркер, наглядное пособие – эпиграф к занятию (Сенека), листы и ручки (цветные карандаши) по количеству участников. Занятие подготовила и провела педагог-психолог ОГКОУ «Магаданский областной детский дом № 2» Уманец Д.С. Беседа подготовлена на основе теоретических материалов см. Список литературы. Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Сенека. Ход занятия. I этап «Информирование» Педагог-психолог: здравствуйте ребята, каждый из вас в той или иной степени сталкивался в жизни с таким моментом, когда необходимо поставить перед собой цель и достичь ее, постарайтесь привести примеры из своей жизни, в чем это могло проявляться (воспитанники делятся примерами). В целом, можно сказать, что каждый из нас часто или редко прибегает в жизни к такой деятельности как целеполагание. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ - это определение, построение цели, обдумывание образа желаемого будущего. (Словарь по профориентации и психологической поддержке). Постановка цели – необходимое условие осуществления деятельности человека, важнейшей характеристикой которой является наличие цели как осознанного образа будущего, который организует действия человека. Механизм возникновения умения человека формулировать цели своего действия - сначала человек вынужден формулировать цели по требованию другого человека, потом он начинает их формулировать для себя; сначала человек обнаруживает, что действия других людей регулируются их целями, потом начинает подчинять свои действия определенной цели. (Воспитанники приводят примеры из жизни о действиях (целях), которые выполняли по требованию или самостоятельно). Л.С. Выготский утверждал, что в переходном возрасте происходит становление целевой воли, которая надстраивается над более ранним механизмом воли – аффектом. Целеполагание подростков рассматривается как целостный сложно организованный процесс представленный: • прогнозированием результатов деятельности, включающим целепорождение (образ цели) и целеобразование (мысленное моделирование цели и стратегии (методы и средства) ее достижения); • деятельностью по достижению результатов – целереализацией (доведение мысленной модели до уровня ее практического использования) и целеосуществлением; • опытом рефлексии, представленным целерефлексией (анализ модели и деятельности по ее реализации, определение ошибок) и целекоррекцией (проектирование путей коррекции и их реализация). Постановка целей Существенной частью любой деятельности является определение целей работы. Этапы целеполагания: (для практического обсуждения необходимо использовать цель «Сдать экзамен на «5») 1. Формулировка цели: «Я хочу…», «Мне необходимо…». Один из самых важных этапов, когда верная формулировка обуславливает 50% выполнения поставленной цели. Здесь важно оценить насколько вам необходимо достижение той или иной цели, понять реальность осуществления цели и т.д. Существуют предположения, что формулировка цели должна звучать в утвердительной форме и обязательно должна быть не только вербализирована, но и записана. (Воспитанники приводят примеры возможных формулировок); 2. Определение задач. Поскольку цель – это стремление к чему-то общему и практически невозможно достичь цели «за один шаг», то очень логичным становиться обозначить путь к цели различными задачами (подцелями). Это позволяет повысить эффективность процесса достижения цели. (Воспитанники приводят примеры постановки задач к цели); 3. Анализ ресурсов. Чтобы еще повысить эффективность процесса достижения цели, необходимо провести анализ ресурсов, иными словами, понять, что «я уже имею» для достижения цели, чего не хватает. Это позволит избежать лишних затрат (материальных, эмоциональных, энергетических). (Воспитанники приводят примеры постановки задач к цели); 4. Реализация действий для достижения цели. Этот этап можно считать заключительным, здесь человек уже непосредственно приступает к выполнению действий, которые помогут ему достигнуть цели (здесь же используются данные второго этапа «Определение задач»). В целом, можно сказать, что этап целеполагания и достижения цели делиться на 4 основных этапа, хотя вполне подлежит корректировке (например, можно дополнить этапом «Анализ совершенных действия», «Анализ процесса достижения цели» и т.д.). Основное, что необходимо помнить на этапе целеполагания: Понимай необходимость и реальность желаемой цели! В большей степени рассчитывай на себя, но учить просить помощи у других! Верь в достижение цели и свои силы! В завершении информирования необходимо провести обсуждение, выяснить все ли понятно. Педагог-психолог отвечает на вопросы участников. II этап «Практикум» Задание 1 «Постановка цели» Педагог-психолог: (для задания понадобятся листы и ручки по количеству участников) ребята, вы получили необходимую информацию, чтобы попробовать самостоятельно выполнить процесс целеполагание, для этого предлагаю вам самостоятельно разработать план по реализации цели (на любую тематику) согласно 4 основным этапам, которые мы с вами рассмотрели. Задание выполняйте на листе. После завершения задания необходимо провести обсуждение (что получилось/не получилось, в чем трудность выполнения задания, какой из этапов самый сложный/простой и т.д.) Задание 2 «Ладонь» Педагог-психолог: (для задания понадобятся листы и ручки (цветные карандаши) по количеству участников) ребята, возможно вы когда-нибудь слышали о том, что цель можно достигнуть быстрее, если ее нарисовать или создать коллаж «Мои желания» или «Моя мечта». (воспитанники отвечают). Давайте и мы с вами попробуем создать проект будущей цели (образец в приложении 1 к тренингу). (воспитанники выполняют это задание у себя на листках, а ведущий на доске). Для начала каждый из вас должен нарисовать на листе свою руку (достаточно обвести собственную ладонь). Затем в центре руки («на ладони») напишите цель (можно мечту, желание). Теперь на каждом «пальце» напишите, что вам необходимо для достижения этой цели. И в последнюю очередь напишите на каждом «пальце», кто может вам помочь достигнуть этой цели. После завершения задания необходимо провести обсуждение (для чего необходимо это задание, может ли оно помочь в реальности и т.д.) Педагог-психолог: ребята, наш тренинг подошел к концу, хочется пожелать вам, чтобы в вашей жизни было как можно больше поставленных целей и, конечно, ровно такое количество достигнутых. Завершающий этап тренинга: рефлексия (обсуждение тренинга). Участники вместе с педагогом-психологом садятся в круг, каждый из участников (в том числе ведущий тренинга) начинает высказываться по очереди, делится своими эмоциями, отмечает «+» и «-» проведенного тренинга, вносит свои пожелания и предложения. Список литературы: 1. Кулиров, А.Н. Эффективное целеполагание, - М. – Изд-во «ЛУЧ». – 2005. – 201 с. 2. Иванов, К.С. Практикум по целеполагания: методическое пособие, - Спб. – 2007. – 164 с.; Приложение 1 Образец «Проект будущей цели» (задание «Ладонь») Необходимые ресурсы, помощники Цель Автор материала: Уманец Дарья Сергеевна Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|