Коррекционная работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Из опыта работы.

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 5644

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


При анализе стартовой диагностики выявляется, что 25-30% первоклассников показывают низкий уровень сформированности УУД (универсальных учебных действий). Эту группу учащихся 1-х классов я условно называю «пограничниками»: они находятся на границе между нормой и отклонением в психо-физическом развитии. У них еще нет статуса ОВЗ, но им нужна помощь школы (психолого-педагогическое сопровождение) и поддержка родителей. И тогда этим детям, возможно и не потребуется статус ОВЗ. Поэтому сразу после диагностики провожу родительские собрания по результатам диагностики (в общих чертах, не затрагивая личности)и по проективной диагностике КРС (кинестетический рисунок семьи), которую родители интерпретируют под моим руководством сами. Это собрание называется «Мой дом – моя крепость?». В тренинговой работе ищем разницу между родительской поддержкой и натаскиванием или унижением, запугиванием. Завоевав (надеюсь) таким образом соратников в лице родителей, приступаю к коррекционной работе с «пограничниками»: формирую коррекционные группы по 8-10 человек. Получается 2-3 группы. Каждая группа будет заниматься 2 раза в неделю.
При работе с этими детьми учитываю высокую утомляемость и низкую работоспособность, недостаточную сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания; незрелость эмоционально-волевой сферы. Первый этап коррекционных занятий завершается к концу 1 полугодия. За этот период часть детей выравнивается. Это выявляется на промежуточной диагностике сформированности УУД.
Остальные продолжают занятия на 2 этапе коррекционных занятий, в конце которого подводится итог. Детям, которые не выровнялись, на школьной ПМПК рекомендуется пройти углубленное обследование на Республиканской ПМПК с целью изменения образовательного маршрута. Раньше почти в каждой параллели был класс с коррекционным обучением. Это дало возможность системного подхода к психо-коррекционной работе.
Коррекционная программа состоит из 2-х блоков:
• коррекция познавательной и эмоционально-волевой сферы;
• коррекция коммуникативных навыков.


Методика коррекции познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, её принципы:
1) Основной принцип коррекции – опосредование. Он выражается в том, что психокоррекционные упражнения воздействуют не на предмет коррекции, а на его причины. Если у ребенка страдает чтение из-за нарушенного внимания, то на занятиях развиваем функции внимания, а не натаскиваем в чтении. При нарушении письма развиваем образное мышление, объем внимания, пространственную ориентацию и.т..д. Это принципиальное отличие психологической коррекции от репетиторства: «Нельзя заставлять бегать человека с поломанной ногой – нужно сначала вылечить ногу».
Поэтому накануне коррекционных занятий необходима диагностика и анализ причин нарушения учебной деятельности. Наиболее распространенные причины:
недоразвитие всех форм образного мышления, нарушение пространственных представлений (например, трудности право-лево автоматизации), несформированность мнестических процессов (в т.ч. фонематической памяти) и функций внимания. Обобщая эти причины, составляю программу для конкретной группы детей.
2) Второй принцип коррекции – осуществление ее в деятельности, отличной от учебной. В ней затрагиваются до – и постпроизвольные этапы. Это игра. И главное в этой игре – участие. Благодаря этому снимаются установки: «трудно», «я не могу», «я плохой», «у меня не получится».
3) Воздействие на те или иные учебные функции осуществляется через его составляющие. Например, коррекция нарушения письма состоит из развития:
• произвольного внимания (особенно его объема и переключаемости);
• анализаторских способностей;
• умения удерживать в памяти эталон (зрительный, слуховой, моторно-кинестетический);
• процессов автоматизации;
• графических навыков и т.д.


Исходя из этого, любая коррекция учебных функций должна быть комплексной т.е. затрагивать как можно больше аспектов познавательной деятельности. Для коррекции психических функций опосредованно влияющих на основную цель (учебный навык) применяю психотехнические игры.
Структура коррекционного занятия.
Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение 1.5 месяцев в первом и 1,5 месяцев во втором полугодии. На одном занятии проводится 8-17 психотехнических игр, охватывающих все более высокий уровень опосредованного развития школьного навыка, функций. Специально подобранные, дополняющие друг друга игры несут определенную эмоциональную, поисково-реактивную и умственную нагрузку.
Каждая игра является скрыто – проблемной и требует от ребенка самостоятельного решения (хотя он этого не осознает). Игра, как правило, с данными условиями проводится не более трех раз подряд. Затем она усложняется путем добавления новых условий. Из занятия в занятие передается не менее 60 % пособий. Этот прием используется для снятия напряжения при снижении уровня притязаний. Срабатывает эффект переноса: «В прошлый раз я легко играл – значит и теперь будет не трудно».
Такая структура занятий обеспечивает быструю, активную и объемную динамику УУД (универсальных учебных действий). Главное - показать потенциальную возможность: хотя бы один раз достичь максимально возможного на данный момент. Функциональный вакуум заполняется ребенком самостоятельно в процессе школьных занятий при поддержке взрослых за индивидуальный для каждого ребенка срок: от 3-х дней до 2-х месяцев. Коррекционный эффект может быть отсрочен, но он обязательно будет.
Обзор и направленность психокоррекционных игр.
Используются хорошо известные в психологии психокоррекционные игры: таблицы Шульте, все виды лото, графические диктанты, танаграмм Пифагора, «Муха», «домики», разрезные картинки, пробы Хеда, «Робот», многочисленные игры с книгой, пиктограммы, шифровки и т.д. Обязательным условием для любой игры является возможность ее вариативности и усложнения.
В ходе занятий неуклонно развиваются функции внимания, ориентация во времени, пространстве, зрительно-моторная координация, право-лево – автоматика, количественные представления, различные виды памяти, особенно образная, мыслительные операции: обобщение, классификация, абстрагирование.
Успешность психокоррекционной работы с ребенком
(с 7 до 11 лет) зависит от всего комплекса установок, мотивации, потребностей, самооценки, невралгического статуса, лидерства – ведомости. Т.к. занятия проходят по типу коррекционно-познавательного тренинга, то психо-коррекционная группа (чаще — это группа первоклассников - «пограничников», коррекционный класс 7 вида или группа детей с ОВЗ с разницей в возрасте 1-2 года) является одновременно психотерапевтической группой личностного роста. Результатом коррекции является улучшение техники чтения на 30-70% при почти дословном пересказе (позитивная динамика мнестических процессов), увеличение интеллектуальной работоспособности и темпа учебной деятельности по всем предметам, совершенствование графических навыков. А главное – повышение самооценки и учебной мотивации.
Психокоррекция познавательной деятельности занимает 70-80% коррекционных занятий в начальной школе и 30-50% занятий для учащихся 5-8 классов.
Коррекция коммуникативных навыков:
Эти коррекционные занятия проводятся в виде мини-тренингов (в рамках 40 минут урока). Этого времени хватает на отработку коммуникативных навыков и форм эмоционального реагирования благодаря маленькой наполненности группы: в коррекционных группах и в коррекционных классах 8-12 человек.
Виды тренингов:
1. Коммуникативные тренинги для младших школьников и подростков с применением интерактивных игр и групповых дискуссий. В ходе этих занятий развиваются такие компоненты как:
• Развитие речи: способность говорить точно, кратко, по существу. богатство словарного запаса.
• Чувствительность к вербальной и невербальной экспрессии, собеседников – способность адекватно фиксировать нюансы переживаний, выражающиеся в речи, мимике, позах и т.д.
• Гибкость ролевых позиций в общении, способность динамично менять их в соответствии с поведением собеседников и с контекстом ситуации общения.
• Социальная наблюдательность.
• Социальная рефлексия, самосознание себя как субъекта общения.
• Умение принимать и в конструктивной форме давать обратную связь собеседникам.


Ассертивность – умение уверенно отстаивать свою позицию в конфликтных ситуациях, не переходя ни к агрессии, ни к пассивно-зависимому поведению.
Примерное содержание занятий:
1. Зачем мы сели в круг. Правила круга. Коммуникативные игры «поменяйтесь местами», «Саймон сказал», «Вагончики»
2. Знакомство. Самопрезентация по плану. Игры на контактность. «Моргалки», «Наша Таня»
3. «Мы с тобой одной крови» - развитие взаимопонимания. Игры «Черты сходства», «Пинг-понг», «Незаконченные предложения»
4. Мы – команда. Развитие сплоченности, чувства команды. Игры «Узелок», «Одна связка», «Совместный счет», «Аэропорт», «Фруктовый сад» и другие.
5. Наши сходства и различия. Формирование уважения права быть «иным». Психогеометрический тест. Любимый цвет. Игра «Построение круга».
6-7. Сплочение и доверие: Формирование доверительной обстановки, взаимного доверия, группового сплочения, умения координировать совместные действия. Упр. «Скалолаз», «Амеба», «Маятник», «Восковая свеча», «Парящая фигура» и т.п.
В ходе 7-8 занятий происходят удивительные изменения в группе: изменяются коммуникативные ритуалы, характер эмоционального реагирования, общая атмосфера в классном коллективе и отношение к учителю, уменьшается количество конфликтов.
Таким образом, благодаря системному психокоррекционному сопровождению, в СОШ №23 для детей, испытывающих трудности в обучении (первоклассники - «пограничники») и для детей с ОВЗ созданы условия для выравнивания и реабилитации.
Из 25-30% первоклассников - «пограничников» после коррекционных занятий большая часть их (75-80%) выравнивается и успешно усваивает учебную программу. Остальные (20-25%) получают статус ОВЗ и возможность изменения образовательного маршрута (обучение в коррекционном классе). С этими детьми продолжается проведение коррекционных занятий. За 15 лет из коррекционных классов в классы с традиционным обучением переведено более 50 учащихся.
Педагог-психолог МБОУ СОШ № 23 города Майкопа: Мартыненко Елена Сергеевна



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися
  • Программа по коррекции и развитию внимания
  • Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2 –3 классы). Введение.
  • Структура занятий по развитию ребёнка в домашних условиях
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Развитие познавательных способностей учащихся. 2-3 КЛАССЫ
  • Развитие познавательных способностей учащихся 2 класса
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Тематический план занятий программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся
  • Тематический план деятельности детей в группе
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Захарова Валерия Александровна. Коррекционно-развивающая работа с детьми ЗПР в ДОУ
  • Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей.
  • Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 1-ых классов в адаптационный период
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Тренинговые занятия с родителями первоклассников испытывающих трудности адаптации
  • Программа формирования регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе
  • Марко Надежда Тарасовна. Использование настольных игр в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога
  • Раздел пятый. Потребности. Мотивы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Павлова Ольга Николаевна. Повышение эффективности коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением за счёт использования специальной наглядности
  • Кунаковская Екатерина Владимировна. Роль сказок в профилактике и коррекции эмоциональных нарушений у дошкольников.
  • Ямгутдинова Елена Анатольевна. Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3-4 лет»
  • Программа психокоррекционной помощи подросткам с ограниченными возможностями здоровья «группы риска»
  • Малинина Виктория Александровна. Развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста
  • Программа адаптации и психологическое сопровождение первоклассников. Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников
  • Харитонова Татьяна Леонидовна. Конспект комплексного занятия с детьми 3–4 лет «Мишка в гости к нам пришел»
  • Макеева Зульфия Джумагалиевна. Использование дидактических игр в коррекционной работе воспитателя.
  • Программа психологической коррекции эмоциональной сферы подростков 14 - 16 лет с интеллектуальными нарушениями. "Планета эмоций"
  • Саватеева Светлана Павловна. Перспективный план коррекционно – развивающих занятий педагога – психолога по Программе «Цветик – Семицветик»
  • Моторина Татьяна Геннадьевна. Особенности проведения занятий по коррекции дисграфии для детей страдающих дефицитом внимания
  • Анализ эффективности результатов занятий психолога
  • Психологическая программа развития познавательных процессов и речи для будущих первоклассников
  • Юлия Василенко. Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе.
  • Рязанцева Юлия Евгеньевна. Статья «Маршрут коррекции речевого развития и мониторинг динамики коррекционно-логопедических занятий в группе НПОЗ»
  • Татьяна Гобрейчук. Обобщение педагогического опыта воспитателя Гобрейчук Татьяны Михайловны
  • Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников
  • Рубанова Людмила Борисовна. Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей у детей дошкольного возраста с ЭВС
  • Болдина Елена Александровна. Конспект занятий по игровому оборудованию «ПЕРТРА» для детей старшего дошкольного возраста
  • Н.М. Яковлева, Л.А. Степанова. «Современная практика использования дидактических игр для развития дошкольников с ОНР вне занятий»
  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Светлана Козлова. Презентация Логическая игра «Найди лишнее»
  • Нежейко Яна. Эссе — Нежейко Яна
  • Рябущенко Оксана Владимировна. Общее влияние игры на развитие мышления.
  • Дмитрина Ирина Александровна. Развитие и коррекция памяти детей
  • Афанасьева Юлия Алексеевна. «Инновационные методы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога»
  • Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников. 3 класс. Рабочая тетрадь в 2 частях
  • Медведева Ольга Николаевна. Посещение бассейна детьми в ДОУ.
  • Исакова Яна Сергеевна Иванова Марина Михайловна Нечаева Татьяна Владимировна. «Система коррекционно-развивающих занятий для детей пятого года жизни «Речевая радуга».
  • Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников. 2 класс. Рабочая тетрадь в 2 частях
  • Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников. 1 класс. Рабочая тетрадь в 2 частях



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь