Формы знания и общество


Формы знания и общество
        «ФОРМЫ ЗНАНИЯ И ОБЩЕСТВО» («Die Wissens-formen and die Gesellschaft») — фундаментальный труд M. Шелера, изданный в 1926 в Лейпциге; рус. пер.: Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. Шелер — один из основоположников аксиологии, социологии познания и философской антропологии. Он испытал влияние феноменологии и философии жизни, впоследствии — сторонник персонализма. Различал объективные ценности и эмпирические переменные (относительные ценности, исторически-конкретные формы ценностей), связывал перспективы человечества с возрастанием нравственных ценностей в сознании индивида. Считал, что они могут противостоять кризису буржуазной культуры с доминированием в ней прагматической рациональности и расчета. Шелер стремился преодолеть субъект-объектную схему научного познания и исходить из полноты переживания жизни. Он подчеркивал связь познания с образованием как становлением интерпретирующего субъекта.
        В работе «Ф. з. и о.» он рассматривает образование не как учебную подготовку к какой-либо деятельности, а как категорию бытия, приобщение к образцам и символическому универсуму. Социология познания Шелера, показывает значимость исторических условий в поддержании или подавлении жизненных, духовных и религиозных ценностей. Эта работа рассматривалась Шелером как найденный выход из дилеммы позитивистски-прагматической или духовно-романтической установок.
        Шелер выделяет три типа знания: научное, метафизическое и ценностное. Формы знания отличаются не применяемыми методами и не различиями предметов. Они характеризуют разные бытийные отношения, определяемые интересом познающего. При этом в трактовке интереса он, прежде всего, стремится преодолеть позитивистски-прагматический подход. Шелер критикует позитивистскую типологию форм знания О. Конта, в которой религиозно-мифологическое знание сменяется метафизическим, а затем научным. По мнению Шелера, трактование этих форм знания как исторических стадий развития знания — ошибочно. Они никогда не отрицают друг друга, а продолжают сосуществовать как онтологически заданные самим существом человеческого духа «формы познания». Религиозное знание запрашивается стремлением к спасению, к постижению высшего смысла. Любовь к Богу секуляризируется в формы человеческой любви, симпатии, т.е. в ценностные формы познания. Метафизика начинается с удивления (Аристотель), поддерживается вопросом о сущности явлений; позитивно-научное знание имеет своей целью господство над природой и обществом. Всем этим формам знания соответствует и свой тип человека. Естествознание исторически связано с обществами, в которых господствующие классы вели свое происхождение от городского бюргерства, ставшего буржуазией. Homo religiosus имеют свою социальную среду, церкви и секты. Ученые образуют научные сообщества. В соответствии со своей аксиологией, Шелер наделяет «три высших рода знания» знания своими функциями: знание ради господства или достижений (позитивные науки); знание ради образования (метафизическое) и знание жизненного мира (ценностное). В с е эти три формы связаны с эмоциональными установками, обусловленными общественным процессом. Каждый исторический класс характеризуется не только идеологией, но и «эмоциональным априори», объясняющим код поведения и действия.
        Социология знания Шелера выясняет эмоциональные предпосылки интереса к науке в Новое время, показывая, что эмоциональный порыв нового класса буржуазии объединяет прежде разрозненные интеллектуальные ориентации. Шелер считает, что теоретический образ мира и практический мир с его политическими, экономическими и социальными интересами совпадают не потому, что связаны каузальной зависимостью, а потому, что определены структурой этоса и потребностей. Рождение науки из духа буржуазного этоса, из духа культуры и практики получило у него серьезное обоснование. Если первые два типа знания раскрываются в актах познания, то ценностное знание раскрывается в наивысшей форме — в акте любви. Шелер рассматривал любовь как спонтанное восхождение к высшим ценностям посредством раскрытия высшей ценности личности. Суть любви состоит, по его мнению, не в стремлении к более ценному предмету, а к повышению его ценности, благодаря чему достигается сущностное видение предмета, созерцание высших ценностей. Любовь как форма ценностного познания — это не ориентация на высшую ценность, а направленность сознания на высшее бытие ценности. Все сказанное приводит Шелера к дифференциации нравственного познания, желания и этики. Данная Шелером типология форм знания оказала влияние на позиции таких нем. философов, как Э. Ротхакер, К.-О. Апель и Ю. Хабермас.
        В.Г. Федотова

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 2108
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИСТОЧНИК ЗНАНИЯ”
  • “КНИГА ЗНАНИЯ”
  • “ТРАКТАТ О ПРИНЦИПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ”
  • «ТРАКТАТ О НАЧАЛАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • археология знания
  • АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • бог как источник и гарант познания
  • вера в теории познания и философии науки
  • гендерные исследования знания
  • знание-как и знание-что
  • ЗНАНИЯ СОЦИОЛОГИЯ
  • красота как методологический принцип познания
  • легитимация знания
  • МАТЕМАТИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • Наука и социология знания
  • Плюрализм как модель познания
  • Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • Предположения и опровержения. Рост научного знания
  • Производство знания
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • Социология психологического знания (sociology of psychological knowledge)
  • Трактат о принципах человеческого знания
  • Фоновые знания
  • Фоновые знания (в социолингвистике)
  • Фоновые Языковые Знания
  • ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ДУХА: ВКЛАД В ПСИХОАНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь