|
“СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ”“СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ” “СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах” — сочинение П. А. Флоренского. В основном было написано в годы его второго студенчества в Московской духовной академии (1904—08). Первая редакция под названием “Столп и утверждение Истины (Письма к Другу)” появилась в сборнике “Вопросы религии” (в. 2. M., 1908). Вторая редакция издана в виде книги “О Духовной Истине. Опыт православной теодицеи” (в. 1—2. M., 1913). Третья редакция “О духовной Истине” была защищена как магистерская диссертация, в нее не вошли главы “София”, “Дружба”, “Ревность” и все разъяснительные разделы. Четвертая редакция вышла под заглавием “Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи” (M., 1914). Последним прижизненным фототипическим изданием является берлинское издание 1929. Книгу следует считать юношеским произведением Флоренского. “Столп и утверждение Истины” содержит разделы: “К читателю”, 12 “писем” (“Два мира”, “Сомнение”, “Триединство”, “Свет Истины”, “Утешитель”, “Противоречие”, “Грех”, “Геенна”, “Тварь”, “София”, “Дружба”, “Ревность”) и “Послесловие”, а также “Разъяснение и доказательство некоторых частностей, в тексте предполагавшихся уже доказанными”, и 1056 примечаний. В разделе “К читателю” Флоренский определяет общее направление книги: утвердить “живой религиозный опыт, как единственный законный способ познания догматов” (Соч., т. 1(1). M., 1990, с. 3). Русское слово “истина” происходит от слова “естина” (“есть” означает “дышать”, “жить”, “быть”). В таком понимании истины коренятся истоки русского онтологизма — характерной особенности русской философии. “Живая истина” невместима в рассудок, которому доступно лишь самотождественное. Путь рассудка ведет в “скептический ад”; для искания абсолютной Истины “необходимо оказаться вне рассудка” (там же, с. 42). Истина есть антиномия, т. е. суждение само-противоречивое. Истина есть интуициядискурсия (там же, с. 43). Антиномия у Флоренского пронизывает отношения Бога и мира, духа и плоти, девства и брака и т. д. Для обретения Истины необходим “свободный подвиг веры. Флоренский понимает Истину как “самодоказательный Субъект” (там же, с. 44), а познание Истины как “реальное вхождение в недра Божественного Триединства, а не только идеальное касание к внешней форме Его”, которое “возможно только через пресуществление человека через обожение его, через стяжание любви” (там же, с. 74). Любовь у Флоренского — гносеологическая категория: познание Истины мыслимо только в любви. В понимании Флоренского София — Премудрость Божия есть прежде всего Христос (там же, с. 350). София есть “триединая идея основы-разума-святости”: “Под углом зрения Ипостаси Отчей София есть идеальная субстанция, основа твари, мощь и сила бытия ее; если мы обратимся к Ипостаси Слова, то София — разум твари, смысл, истина или правда ее; и, наконец, с точки зрения Ипостаси Духа мы имеем в Софии духовность твари, святость, чистоту и непорочность ее, т. е. красоту” (там же, с. 349). София есть и Церковь в ее небесном и земном аспектах, т. е. “совокупность всех личностей, уже начавших подвиг восстановления” (там же, с. 350). Стихия церковности — стихия братской, агапической общины. Предел дробления общины — не “человеческий атом”, но “общинная молекула: “пара друзей” (там же, с. 419). Флоренский понимает дружбу онтологически — это “созерцание Себя через Друга в Боге” (там же, с. 438). Антиномия дружбы — нераздельность и неслиянность друзей: “Друг — это Я, которое не-Я” (там же, с. 439). Дружба чревата ревностью. Природа любви личностная, и ревность есть ревностное утверждение “вечного акта избрания любимого” (там же, с. 472) во всей его неповторимой “единственности”. Церковь есть не только иерархия (католицизм), не только буква Св. Писания (протестантизм), но — “новая жизнь, жизнь в Духе” (там же, с. 7), недоступная рассудку, — “Столп и утверждение Истины”. В ревности осуществляется стремление к “Столпу и утверждению Истины”, стремление к Церкви. Теодицея Флоренского нашла себе основание в Церкви. Лит.: Pawei Florenskij. Der Pfeiler und die Grundfeste der Wahrheit.— Ostliches Christentum. Dokumente, hrsg. von N. Bubnof und H. Ehrenberg. Munch., 1924, S. 28-193; Pavel Florenskij. La colonna e il fondamento, a cura di E. Zolla. Mil., 1974; Pere Paul Fiorensky. La colonne et le fondement de la verite, trad. du russe par Constantin Andronikof. Lausanne, 1975; Pave! Fiorensky. The Pillar and Ground of the Truth, transi, and annot. by Boris Jakim. Princeton (N.J.), 1997. Игумен Андроник (Трубачев), С. M. Половинки” Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|