СТРУВЕ


СТРУВЕ
Петр Бернгардович (26 янв. 1870 – 26 февр. 1944) – рус. экономист, философ, публицист и обществ.-политич. деятель. Окончил юридич. фак-т Петерб. ун-та. Один из гл. представителей т.н. легального марксизма. Автор Манифеста I съезда РСДРП, один из переводчиков 1-го т. "Капитала" Маркса. С нач. 1900-х гг. отходит от марксизма. В 1901 эмигрировал в Германию, где издавал еженедельник "Освобождение" кадетского направления. В 1905 вернулся в Россию, развернул политич. и публицистич. деятельность; стал одним из лидеров кадетской партии. В 1907 С. был избран членом 2-й Гос. думы и стал редактором-издателем журн. "Рус. мысль". В 1917 был избран в АН, получил степень доктора Кембриджского ун-та. После победы Окт.революции С. активно боролся против Сов. власти на юге России. После краха белогвардейского движения эмигрировал за границу; в дальнейшем сблизился с монархистами. Умер в Париже.
До 1902 филос. позиция С. определялась им самим как "критический позитивизм". Плеханов критиковал C. в области философии за неокантианские тенденции и подмену диалектики эволюционизмом. После 1902 намечается переход С. к религ. мировоззрению: путь к экономич. и социальному перерождению России С. видит в воспитании христ. уважения к достоинству личности и отказе от революц. насилия. Идея науч. этики, по С., несостоятельна, поскольку основана на смешении сущего и должного: как будто "то, что есть, может обосновать то, что должно быть!" ("Проблемы идеализма". Сб. ст., М., 1902, с. 79). В общефилос. плане С. развивает идею индетерминизма: "...Если в опыте или науке нам открывается причинность как закон бытия, то самое бытие, как таковое, остается непознанным... Эта непознанность бытия как раз и означает невозможность отрицать беспричинное бытие..." (там же). Причину своего прежнего увлечения марксизмом С. видит в отсутствии "принципиальной философской ясности", выразившейся в допущении подчинения "долженствования бытию" (см. тамже, с. 85). В сб. "Вехи" (М., 1909) С. выступил со статьей "Интеллигенция и революция", в к-рой противопоставлял идее революц. переустройства общества концепцию политич. "воспитания и самовоспитания" (см. "Вехи", с. 170) и борьбы человека "...внутри себя во имя творческих задач..." (там же, с. 172).
Взгляды С. подвергались резкой критике В. И. Ленина, оценивавшего их как "...отражение марксизма в буржуазной литературе" (Соч., т. 13, с. 95). "Струвизм есть не только русское, а ...международное стремление теоретиков буржуазии... взять из марксизма все, что приемлемо для либеральной буржуазии, вплоть до борьбы за реформы, вплоть до классовой борьбы (без диктатуры пролетариата), вплоть до "общего" признания "социалистических идеалов" и смены капитализма "новым строем", и отбросить "только" живую душу марксизма, "только" его революционность" (там же, т. 21, с. 197–98).
Соч.: Критич. заметки к вопросу об экономич. развитии России, вып. 1, СПБ, 1894; К. Маркс, в кн.: Энциклопедии, словарь Брокгауз – Эфрон, т. 18 (а) [кн. 36], СПБ, 1896; Ф. Лассаль, там же, т. 17 (кн. 33), СПБ, 1896; Очерки из истории обществ. идей и отношений в Германии в 19 в., "Новое слово", 1897, кн. 7–8; Еще о свободе и необходимости, там же; Предисловие, в кн.: Бердяев Н., Субъективизм и индивидуализм в обществ. философии, СПБ, 1901; На разные темы. (1893–1901). Сб. ст., СПБ, 1902; Марксовская теория соц. развития, К., 1905; Размышления о рус. революции, С., 1921; Статьи о Л. Толстом, С., 1921; Пророк рус. духовного возрождения, "Русская мысль", 1921, [No] 10–12.
Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд. (см. Справочный том, ч. 2, с. 240–41); Плеханов Г. В., Избр. философ. произв., т. 2, М., 1956, с. 385, 395, 400; т. 3, М., 1957, с. 192, 363, 437; Месяцев П., Рус. экономисты за границей, "ПЗМ", 1923, No 11–12; История философии, т. 4, М., 1959; т. 5, М., 1961 (см. имен. указат.); Чагин Б. ?., Из истории борьбы В. И. Ленина за развитие марксистской философии, М., 1960; Frank S. L., Биография П. Б. Струве, Нью-Йорк, 1956.
Д. Ляликов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


СТРУВЕ
    СТРУВЕ Петр Бернгардович [26 января (7 февраля) 1870, Пермь — 26 ноября 1944, Париж] — русский политик, публицист, экономист, философ, историк.
    После окончания петербургской гимназии в 1889 поступил в Петербургский университет, где обучался до 1895. Уже в студенческие годы активно занялся политической деятельностью и примкнул к марксистскому движению в России. Проделал эволюцию от марксизма к либерализму. В 1906—17 преподавал историю хозяйства в Петербургском политехническом институте. Струве приветствовал Февральскую революцию. Летом 1917 был в числе активных сторонников генерала Корнилова. В это же время избран членом Академии наук по отделению политической экономии и статистики (исключен в 1938). Инициатор сборника “Из глубины” (1918). В эмиграции (с декабря 1918), будучи одним из политических и идейных вождей русского зарубежья, продолжал заниматься публицистической, научной и издательской деятельностью — редактор газет “Возрождение” (1925—27); “Россия” (1928), “Россия и славянство” (1928—32), читал курс социологии в Белградском университете. В многочисленных статьях изложил программу “религиозно-метафизического агностицизма” и “либерального консерватизма”.
    Вопросы теории познания рассматривал преимущественно с неокантианских позиций. Особое внимание уделял разработке таких проблем, как соотношение должного и сущего, свободы и необходимости. Для социальной философии Струве характерно различение понятий общества как стихийной, спонтанно возникающей системы взаимодействий и государства — единства, подчиненного высшей цели. Общее представление об историческом процессе также основано на дуализме стихийно-иррационального и телеологического начал общественно-исторической жизни. Критиковал социализм как утопическую попытку устранить указанный дуализм за счет рационализации жизни общества. В русле этих идей социалистическую революцию в России расценивал как проявление стихийно-почвеннической реакции масс на политику западнической европеизации.
    Оригинальным достижением Струве была разработка понятий “универсализм” и “сингуляризм”, в противовес монизму утверждал плюралистичность пространств и разновременных сингулярных явлений, позволяющих выявить статистические законы.
    Соч.: Patriotica. Политика, культура, религия, социализм. М,, 1997. Лит.: Кондакова И. А. Он не был бунтарем.— “Советская библиография”, 1991, №6; Колеров M. А., Плотников H. С. Творческий путь П. Б. Струве.- “ВФ”, 1992, ? 12; Pipes R. Struve. Liberal in the Right, 19(15^)944. Cambr. (Mass.)-L., 1980.
    С. И. Бажов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1259
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • «ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА»
  • «ПОД ЗНАМЕНЕМ МАРКСИЗМА»
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • Как
  • как
  • КАК БУДТО
  • красота как методологический принцип познания
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Монография как жанр научной литературы
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • Плюрализм как модель познания
  • представление как репрезентация
  • Разновидности научной статьи как жанра
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • СТРУВЕ
  • СТРУВЕ Петр Бернгардович
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь