|
Книга судей ИзраилевыхКнига судей Израилевых I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ Содержание книги, в к-рой излагается история израил. народа во времена судей (см. Судьи), определило ее название. В годы бедствий Бог призывал судей, поручая им освобождать народ от чужеземных поработителей и вершить правосудие согл. Божьему Закону. Через них Бог совершал деяния на благо народа Израиля. II. АВТОР Автор книги не назван. Очевидно, в ее основу положен список судей, довольно избирательно дополненный либо подробными описаниями их дел, либо краткими заметками о времени их служения. По-видимому, это коллективный труд, в к-ром использованы древние предания, заимствованные из различных источников. III. СОДЕРЖАНИЕ 1) истор. период, о к-ром сообщается в К.С.И., охватывает прим. три столетия - 1300-1000 гг. до Р.Х. Этот период начался после смерти Иисуса Навина, когда была покорена земля обетованная, и закончился годами служения Самуила, когда Израиль сформировался как гос-во (см. Судьи, II,2); 2) в Суд 1:1 - 3:6 дан общий обзор, являющийся ключом к пониманию всей эпохи. Покорение земли обетованной не было завершено, здесь еще жили остатки языч. племен (Суд 1:21-36; 3:1-6). Они являли постоянную угрозу религии Израиля, вновь и вновь склоняя народ к идолослужению (см. Идол, идолослужение), означающему отпадение от Бога. Для времени судей характерны резкие перемены в отношении израильтян к Богу - послушание Ему сменялось забвением Его. Внешне это проявлялось в смене периодов независимости периодами угнетения народа (Суд 2:10-23), когда Бог "передавал" израильтян в руки язычников (Суд 3:8; 4:2; 10:7; ср. также 3:12; 6:1). Порабощение всегда заканчивалось "воплем Израиля к Господу" и "воздвижением" (см. Воздвижение, воздвигать, восставлять, поставлять) судьи (Суд 3:9; 3:15; 4:3; 6:6). В книге имеются фрагменты, выпадающие из основной канвы повествования: мощно звучащая песнь Деворы (Суд 5), рассказ о неудавшейся попытке Авимелеха, сына Гедеона, воцариться в Сихеме (Суд 9), рассказ об идолослужении Михи и о том, как колено Дана переняло это идолослужение (Суд 17; 18), сообщение о надругательстве над наложницей в Гиве и о наказании колена Вениамина (Суд 19-21). Все эти рассказы создают достаточно полную картину времени судей, полного бедствий и страданий израил. народа. IV. КОМПОЗИЦИЯ: А. Введение (1:1 - 3:6): 1. Вооруж. борьба после смерти Иисуса Навина (1:1-36). 2. Духовная характеристика времени судей (2:1 - 3:6). Б. Повествования о судьях (3:7 - 16:31): 1. Гофониил (3:7-11). 2. Аод (3:12-30). 3. Самегар (3:31). 4. Девора и Варак (4:1 - 5:31). 5: а) Гедеон (6:1 - 8:35); б) Авимелех (9:1-57). 6. Фола (10:1-2). 7. Иаир (10:3-5). 8. Иеффай (10:6 - 12:7). 9. Есевон (12:8-10). 10. Елон (12:11,12). 11. Авдон (12:13-15). 12. Самсон (13:1 - 16:31). В. Повествование о двух израил. коленах: 1. Колено Дана (17:1 - 18:31). 2. Вениамитяне (19:1 - 21:25). V. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ КНИГИ В книге рассказывается об истории Израиля (см. Израиль) как народа Божьего в переходный период. Народу Израиля, вступившему во владение землей обетованной, предстояло выдержать новые испытания: после сорокалетней изоляции в пустыне народу предстояло выработать правильное отношение к соседям-язычникам, к их идолослужению и культу плодородия (Суд 2:10 и след.). Но израильтяне не справились с этой задачей и все больше подпадали под влияние языческих племен (Суд 3:7,12; 4:1; 6:1,25 и след.); особенно ясно это видно на примерах Авимелеха (Суд 9) и Самсона (Суд 13-16). Отступничество израильтян от Божьих заповедей ярко проявилось и в историях, рассказанных о коленах Дана и Вениамина (Суд 17-21). Тем не менее, Израиль не отходил окончат. от своего Бога. Даже в периоды рабства израильский народ, отданный Богом в руки язычников, не мог полностью адаптироваться среди них, поскольку он жил по иным законам. Судей, как освободителей, всегда воздвигал и благословлял на борьбу с язычниками Бог. Бог, действуя через судей, руководил Своим народом. Освободительные войны израильтян принцип. отличались от войн язычников (Суд 7:7), ибо это были Божьи войны и Божьи победы. В К.С.И. Израиль представлен народом, который, в силу вступления в завет с Богом (см. Союз, завет), оказался чуждым всем прочим племенам, населявшим Ханаан. Его конфликты происходили от чужеродности, а сущест-вование зависело от послушания Богу и исповедания союза с Ним. К.С.И. может служить прекрасной иллюстрацией к первой заповеди; но она показывает также, что Израиль, в своей непокорности Богу, следовал не Божьим, а своим путем и отказался от этого пути лишь на время, в период становления своего гос-ва. Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994. Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Библейская энциклопедия Брокгауза Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|