|
Социально-психологическое сопровождение семьи в рамках родительского клуба в соответствии с требованиями профстандартаКатегория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 1311
Название: Социально-психологическое сопровождение семьи в рамках родительского клуба в соответствии с требованиями профстандарта
Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Одним из пунктов в требованиях профессионального стандарта педагога-психолога подразумевает оказание помощи разным типам семей и их всесторонней поддержки с помощью различных технологий. К этому направлению относятся программы социально-психологического сопровождения семьи. Цели таких программ обычно касаются повышения компетентности родителей в вопросах воспитания, особенностей возрастного развития детей; привлечения ближайшего социального окружения для изменения отношений между членами семьи и оздоровления социально-психологической обстановки в семье; повышения ответственности родителей за воспитание и развитие своих детей.
Безусловно, главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, сохраняется в его индивидуальном опыте на протяжении всей последующей жизни. Семья для ребенка – это первый социальный институт, где близкие люди понимают и принимают его таким, каков он есть. Там ребенок получает азы знаний об окружающем мире и первые социально-культурные навыки. В семье складываются представления ребенка о мире, о честности и порядочности, закладываются базовые духовные ценности. Близкие люди учат его переживать такие чувства, как любовь, уважение, дружба, справедливость. Родители - это первоисточники и образцы для подражания. Поэтому совершенно ясно, что проблемы ребенка невозможно решать и рассматривать только как образовательные или поведенческие. Растущий ребенок зависит от социальной ситуации развития, своего референтного окружения, в которых ведущая роль принадлежит взрослым: родителям, педагогам. Поэтому создание условий для развития позитивных детско-родительских взаимоотношений важное условие положительной социализации ребенка. Задача создания эффективной системы психолого-педагогического сопровождения родителей всегда актуальна. В качестве одного из вариантов работы с семьями, мы предлагаем использовать такую форму просветительской деятельности, как родительский клуб. Родительский клуб – особая форма взаимодействия между педагогами и родителями, в рамках которой возможен взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующий повышению родительской компетентности по различным аспектам и эффективному функционированию семьи в целом. Главные социальные функции клуба – создание среды для общения и организация досуга. Помощь и поддержку в рамках клуба родители могут получить благодаря комплексному сопровождению специалистов различного профиля: педагогов, педагога-психолога и врача, а также с помощью обмена опытом с другими родителями. Родительский клуб гармонично входит в воспитательную систему образовательной организации. Его создание обусловлено необходимостью постоянного взаимодействия педагогического коллектива и родителей в связи с задачами современного образования и решает следующие цели: 1. Привлечение родителей к продуктивному взаимодействию с педагогами в интересах успешного развития и воспитания детей. 2. Обеспечение индивидуального подхода в развитии и воспитании каждого ребёнка в соответствии с его возможностями, возрастными особенностями и семейной ситуацией. 3. Создание психологического комфорта в семьях детей. В формате родительского клуба эффективно решаются такие задачи, как: • Обеспечить родителей достоверной научной информацией о возрастных и личностных особенностях детей, педагогическими и психологическими знаниями. • Способствовать овладению родителями продуктивными формами и методами воспитания, направленных на коррекцию детско-родительских отношений. • Создать условия для успешного преодоления возможных конфликтных ситуаций, как в семье, так и в детском коллективе. • Способствовать разграничению ответственности между педагогами и родителями в вопросах обучения и воспитания. • Оказание адресной педагогической и психологической помощи детям и их родителям. В работе родительского клуба используются различные формы работы: • Консультации. • Семинары, круглые столы. • Тренинги. • Лекции. Ежегодно составляется план работы родительского клуба по темам, которые наиболее интересны или актуальны на планируемый период. Хотя это не значит, что какие-то темы могут меняться в связи с изменением ситуации или по просьбе родителей, детей. Примерный план заседаний родительского клуба I. Пропаганда психологических знаний. 1. Ежеквартальные заседания совета родительского клуба по актуальным вопросам воспитания и обучения. 2. Ежемесячная смена информации в рубрике «Родителям» на сайте образовательного учреждения. 3. Интернет-консультации для родителей. 4. Разработка буклетов для родителей по заявленным проблемам и на каждое заседание родительского клуба. 5. Ежемесячная смена информации на стендах с информацией для родителей. 2. Работа с родителями. № Тематика заседаний Возрастная группа Форма проведения Ответственные 1. «Детский сад, дом – одна семья: детские страхи и пути их преодоления» - лекция с использованием ИКТ знакомит родителей с проблемой детских страхов и методами и приемами в преодолении их. Дошкольники Мини-лекторий Зам. директора по УВР, ст.воспитатель педагог-психолог 2. «Компьютерная зависимость» - круглый стол с использованием ИКТ позволяет обмен мнениями по данной проблеме и совместный выбор способов профилактики. Учащиеся 7-11 классов Круглый стол Зам.директора по УВР, кл.руководители, врач, педагог-психолог 3. «Построение психологического контакта между ребёнком и родителем» - лекция с элементами тренинга способствующее укреплению уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях; улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребёнком. Учащиеся 1-4 классов Мини-тренинг Зам. директора по УВР, кл.руководители, педагог-психолог 4. «Безусловное принятие и умение выделять позитивное» - лекция с элементами тренинга знакомить с понятием "принятие" ребенка, особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя; игровые упражнения способствуют актуализации способности выделять позитивное. Учащиеся 5-7 классов Мини-тренинг Зам.директора по УВР, кл.руководители, педагог-психолог 3. Практикум. № Тема Возрастная категория Форма Ответственные 1. «Знаем ли мы своих детей?». Поговорим об интересах и склонностях детей. Учащиеся 1 класс Круглый стол Зам. директора по УВР, кл.руководитель, педагог-психолог. 2. «Экспресс - методы снижения тревожности и создания ситуации успеха». Учащиеся 9-11 классы Семинар-практикум Зам. директора по УМР, кл. руководитель, врач, педагог-психолог. В заключении, хочется еще раз отметить, что форма родительского клуба представляет собой современную модель работы с семьей по укреплению связи между образовательным учреждением и семьей. В ходе неформального общения детей и взрослых создается некая межсемейная дружеская атмосфера, что помогает более эффективно формировать активную жизненную позицию участников процесса и делиться индивидуальным опытом в воспитании детей. Педагог-психолог МОУ «Детский сад № 177 Тракторозаводского района Волгограда», ЧОУ СОШ «Родник» Центрального района г. Волгограда: Сыпкова Светлана Павловна Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|