Психолого-педагогические условия для сохранения и укрепления психологического здоровья школьников. Обобщение опыта педагога-психолога по формированию здоровьесберегающей среды в МКОУ Новочановской СОШ

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 2333

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.

Цель моей работы: создание психолого – педагогических условий для сохранения и укрепления психологического здоровья школьников.

Для достижения цели мною решаются следующие задачи:

1. Создание банка психодиагностических методик, позволяющих отслеживать уровень психологического здоровья детей.

2. Изучение индивидуальных психологических особенностей детей и ученических коллективов.

По плану работы: Психолого-педагогическая диагностика поступающих в 1-й класс (совместно с учителем начальных классов и воспитателями ДОУ в филиалах) в мае; Психолого-педагогическая диагностика стартовых возможностей первоклассников (совместно с учителем начальных классов) - 3 – 4 неделя сентября; Психолого-педагогическая диагностика универсальных учебных действий первоклассников (совместно с учителем начальных классов) - ноябрь, январь, апрель; Мониторинг психологического здоровья (определение уровня самооценки, школьной тревожности и мотивации как показателей психологического здоровья); Психолого-педагогическая диагностика адаптации учащихся 1-х, 5-х и 10-х классов (совместно со специалистами сопровождения) - октябрь, апрель; Профилактическая и консультативная работа с учащимися, их родителям и педагогами по психологическому сопровождению ГИА и ЕГЭ — лекции, беседы: «Как справиться со стрессом», «Экзаменационная тревожность», «Уверенность на экзамене», «Контроль эмоций»; Подготовка информационных материалов для выпускников, оформление стенда для выпускника. Группо вая консультация для учителей выпускных классов «Создание благоприятной атмосферы в классе во время подготовки к экзаменам», «Стратегии педагогической работы с детьми группы риска», «Учет индивидуальных особенностей подростков при организации подготовки к ГИА/ЕГЭ». Подготовка информационных материалов для учителей (рекомендации, памятки). По результатам диагностик разрабатываются рекомендации для учителей, родителей, учеников. Составляются программы (коррекционные, развивающие; индивидуальные и групповые). Для администрации — справки.

3. Разрабатывание и апробирование индивидуальных программ для обучающихся с ОВЗ.

Реализация обязательных коррекционных занятий с учащейся надомного обучения; Реализация индивидуальной работы с учащимися, обучающимися по специальной коррекционной программе VII и VIII видов - оказание психологической помощи учащимся с ОВЗ.)

В нашей школе обучаются дети с разным уровнем здоровья, поэтому особое внимание уделяю сопровождению детей с ограниченн ыми возможностями здоровья. С этой целью проводится совместная работа со специалистами сопровождения по созданию индивидуального образовательной маршрута, подбору оптимальной модели инклюзии (с учетом рекомендаций ОЦДиК), созданию ситуации успешности. При необходимости осуществляю диспетчерскую деятельность: направляю ребенка на районную психолого – медико-педагогическую консультацию для определения дальнейшего образовательного маршрута. В нашей школе основной формой взаимодействия специалистов сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум, который позволяет выработать единую стратегию работы, реализовывать совместные программы.

4. Организация групповых профилактических занятий с обучающимися.

Пропаганда здорового образа жизни: Беседа-тренинг по профилактике употребления наркотических и психоактивных веществ и пропаганде ЗОЖ «Мы выбираем жизнь!» (8-11 кл.), с целью формирования навыков осознанного отказа принятия наркотических средств и ПАВ; занятие по формированию ЗОЖ, профилактике ПАВ, табакокурения, алкоголя с командой сост. учащихся из 8-7 кл. по подготовке к участию в конкурсе-олимпиаде. Пропаганда здорового образа жизни и ответственного отношения к своему здоровью - реализация работы с учащимися в рамках общешкольного мероприятия «День здоровья», «Декада толерантности», «Районной и областной недели психологии» - повышение уровня психологической культуры у учащихся; тематическое оформление информационного стенда. Необходимым условием обучения здоровому образу жизни считаю использование интерактивных видов деятельности. С этой целью провожу с учащимися психологические игры, тренинговые занятия, встречи. Во внеурочной деятельности веду занятия по программе О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе», цель которого – формирование навыков социальной адаптации младшего школьника, сохранение и укрепление психического здоровья. В рамках кружковой работы, изучаю и внедряю эффективные приемы и метод ы арт – терапии: технику « GLASS – ART», метод «мандала», арт-коллажирование. Практическое применение данного вида работы расширяет возможности социальной адаптации ребенка, гармонизируют психическое и эмоциональной состояние. Использую различные методики по расслаблению, оздоровлению: гимнастики для глаз, лица, ушей, Су-Джок, дыхательные, пальчиковые.

5. Повышение психолого-педагогическую компетентности участников образовательного процесса.

Оформление тематического стенда в кабинете психолога «Здоровьесберегающие технологии»; Подборка методических материалов в папке «Здоровьесберегающие технологии»; Создание электронной методической базы по здоровьесбережению на моей эл.страничке. Консультирование педагогов, оказание методической помощи, разработка рекомендаций по запросу. Уверена, психоэмоциональное здоровье педагога является одним из факторов успешности образовательной среды. По запросу администрации школы возможно проведение исследования по изучению степени удовлетворе нности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении.)

6. Участие в развитии и проектировании развивающей образовательной среды школы.

7. Создание оптимальных условий эффективной деятельности кабинета психолога.

На перспективу: В условиях сенсорной комнаты (Комнаты психологической разгрузки) будут реализовываться задачи направленные на сохранение здоровья обучающихся. Организованная особым образом окружающая среда в Комнате психологической разгрузки состоящая из множества различного рода стимуляторов, воздействующих на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие рецепторы, позволяет предотвращать формирование переутомления, снимать стрессы, сохраняя и восстанавливая психическое и эмоциональное равновесие учащихся, а так же создавать условия для эффективного решения проблем в развитии и обучении, поведении и социальной адаптации детей. Кроме этого, любое сенсорное восприятие обычно включает эмоциональную окраску, что создает положительные эмоц ии. Научно доказано, что через стимуляцию базовых органов – зрения, слуха, обоняния, осязания и других рецепторов, происходит активация мозга. Сочетание дыхательной гимнастики, физических упражнений, самомассажа, элементов самовнушения совместно с лечебно-оздоровительными мероприятиями дает возможность сохранить и повысить уровень здоровья.
Мною разрабатывается Программа работы (занятий) в Комнате психологической разгрузки, имеющая направленность на улучшение состояния здоровья и качества жизни детей в процессе учебной деятельности.

Цель программы – показать возможности здоровьесберегающих технологий в улучшении общего состояния здоровья и в процессе учебной деятельности.

Задачи: создавать условия для формирования мотивации здорового образа жизни; воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, культуру здоровья; научить детей использовать полученные на занятиях знания и умения в повседневной жизни.

2013-2014 уч.г.

Автор материала: Котлярова Алла Павловна



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся
  • План работы социально-психологической службы "Школа развития"
  • План сопровождения выпускников к итоговой аттестации
  • Потовая Елена Сергеевна. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ
  • Психолого-педагогическое сопровождение, необходимое условие обеспечения успешности учебного и воспитательного процесса
  • Перспективный план работы педагога – психолога
  • Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников
  • Таскаева Светлана Михайловна. Сохранение и укрепления здоровья детей раннего возраста в условиях ДОУ
  • Сухинина Татьяна Викторовна. Видеопрезентация проекта «Разноцветное лето!» (отчёт по плану работы на летний период педагога-психолога)
  • Мотивационно - личностное развитие 10 классов
  • Воронистая Наталья Анатольевна. «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми»
  • Смирнова Екатерина Валерьевна. ДНИ ЗДОРОВЬЯ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 1-ых классов в адаптационный период
  • Левкина Т.А.. «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками».
  • Лапшова Людмила Владимировна. «Организация психолого-педагогического сопровождения и интеграция разнообразных видов деятельности по профилактике психоэмоционального напряжения «Калейдоскоп настроений»
  • Полякова Татьяна Александровна. Инновационный проект «Использование здоровьесберегающих технологий как предпосылку здорового образа жизни»
  • Развитие познавательных способностей учащихся. 2-3 КЛАССЫ
  • Положение о работе школьного психолога
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Нос Евгения Александровна. Презентация «Здоровьесберегающие технологии»
  • Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровья
  • Психологическая подготовка учащихся 4 классов к переходу в среднюю школу
  • Людмила Леонидовна Стремоухова. Создание адаптивной среды для укрепления здоровья и социальной абилитации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
  • Бронникова Ольга Леонидовна. Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии в условиях МДОУ детского сада.
  • Ручьева Ирина Львовна. Проект «Поморская неделя здоровья»
  • План работы преемственности МБОУ и МБДОУ
  • Программа педагога-психолога по профилактике жестокого обращения с детьми
  • Юсупова Г.К, Горшенина М. А., Скударнова Е. В., Ахмадеева М. М. Педагогическая статья «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС»
  • Земскова Елена Валерьевна. «Создание условий для эмоционального комфорта и благополучия воспитанников с особыми образовательными потребностями»
  • Мустафина Гульфия. Создание модели взаимодействия педагогов — специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности.
  • Смирнова Юлия Александровна. Особенности организации психолого-педагогической работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ.
  • Четвергова Алена Федоровна. Сообщение из опыта работы с родителями. «Оснащение развивающей здоровьесберегающей среды «Детский сад-территория здоровья»
  • Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная диагностика, направленная на углубленное, целостное изучение состояния здоровья детей
  • Зубова Галина Геннадьевна. Психолого-педагогическое сопровождение в детском саду «Школы Сотрудничества»
  • Субочева Ирина Николаевна. Организация работы по сохранению и укреплению здоровья детей (из опыта работы)
  • Бонко Лариса Петровна. Занятие практикум для педагогов детского сада на тему: «Психолого-педагогическая профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагога дошкольника»
  • Обгенова Баира Анатольевна. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
  • Формирование отношения к здоровью как к ценности. Факторы, влияющие на здоровьесбережение на уроке
  • Боброва Ирина Ивановна. Здоровьесберегающие технологии на занятиях плаванием в детском саду
  • Милованова Ольга Петровна. Схемы контроля образовательной и совместной деятельности
  • Савченко Л.А.. Современные здоровьесберегающие технологии
  • Аликина Наталья Анатольевна. «Психолого-педагогическое сопровождение обеспечения эмоционального благополучия дошкольников в условиях ДОО»
  • Программа адаптации и психологическое сопровождение первоклассников. Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников
  • Кусенко Ольга Викторовна. Презентация к педсовету по здоровьесберегающей технологии.
  • Бабичева Елена Юрьевна. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ для детей младшего возраста
  • Корчина Лилия Александровна. Опыт работы по воспитанию здоровьеформирующей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к своему здоровью
  • Ольга Низамеева. Статья «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании детей»
  • Семенихина Наталья Васильевна. «Здоровые дети – здоровая нация»
  • Ясиновская Светлана Андреевна. Неделя здоровья «Здоровейка» в подготовительной группе детского сада
  • Могилина Оксана Викторовна. Здоровьесбережение детей в детском саду



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь