|
Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровьяКатегория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 994
Название: Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровья
Формат: HTML Язык: Русский Целью комплексной психолого-педагогической и медико-социальной диагностики является обеспечение защиты интересов ребенка, его гармоничного развития, сохранения и укрепления здоровья, повышения адаптационных возможностей. Для выявления проблем в развитии ребенка, для определения его образовательных потребностей и возможностей осуществляется диагностика. Диагностическая деятельность выступает неотъемлемой составляющей сопровождения, и от ее качества во многом зависит успешность деятельности всей дальнейшей работы с ребенком. Для оказания эффективного педагогического воздействия на детей, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Такие знания можно получить, используя методы комплексной диагностики.
В нашем учреждении такая диагностика проводится с применением тестовых методик и программно-компьютерных средств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей - определение индивидуальных особенностей и склонностей личности ребенка: состояний личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения, воспитания, профессионального самоопределения, стиля социальных взаимоотношений, уровня адаптационных возможностей, способов реагирования в конфликтных ситуациях, склонности к зависимому поведению; диагностика когнитивных способностей: интеллектуальной и творческой одаренности, стилей деятельности и умственной работоспособности; выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Комплексная диагностика базируется на следующих принципах: 1. комплексный подход к диагностике (психологическое обследование представляет органическую часть данных, рассматриваемую вместе с данными других специалистов); 2. качественный анализ показателей, получаемых при применении диагностических заданий; 3. системный подход к построению исследования и рассмотрению его результатов; 4. динамический подход — построение диагностического обследования с учетом возрастных особенностей ребенка и особенностей его текущего состояния; 5. выявление потенциальных возможностей ребенка. Первая диагностическая процедура является по своей сути вариантом социально- педагогической диагностики. При поступлении ребенка в детский дом тщательно изучается его личное дело, медицинская карта, анамнез, протокол ПМПК, а так же уже имеющиеся заключения специалистов, их рекомендации. На основании этих сведений проводиться психолого-педагогическая диагностика. Следующая диагностическая процедура – это комплексное психолого - педагогическое и медико-социальное обследование ребенка. Педагогом-психологом проводится психологическая диагностика, врач определяет состояние здоровья ребенка, а педагоги (в том числе учитель-логопед и учитель -дефектолог) – обосновывают необходимость участия ребенка в тех или иных коррекционно-развивающих занятиях. Данный вид диагностики осуществляется каждым специалистом в режиме индивидуального обследования, результаты которого подробнейшим образом фиксируются в индивидуальной карте ребенка. Перечисленный ниже диагностический инструментарий, используемый при обследовании, отвечает принципу комплексного подхода к изучению ребенка и обеспечивает всестороннее обследование особенностей развития основных составляющих психики – личности, интеллекта, деятельности и других ее свойств: - Методика измерения готовности к школьному обучению (тест Керна-Йерасека) - Цветные прогрессивные матрицы (тест Дж. Равена) - Методика «Классификация предметов» - Методика «Классификация объектов по двум признакам (таблица Когана) - Методика «Разрезные картинки» - Методика «Кубики Кооса» - Методика опосредованного запоминания по А. Н. Леонтьеву - Методика «Установление последовательности событий» - Методика «Установление последовательности событий» - Методика «Исключение предмета» - Понимание переносного смысла метафор, поговорок, коротких рассказов со скрытым смыслом - Методика «Парные картинки» - Методика «Сравнение понятий» - Методика «Нахождение недостающих деталей» - Методика «Аналогии» (простые и сложные) - Методика «Выделение существенных признаков» - Методика «Понимание временных последовательностей» - Методика «Непроизвольное запоминание» - Методика «10 слов» Лурия - Таблицы Шульте Исследование личности и межличностных отношений: - Методика Р. Жиля - Методика изучения особенностей проявления воли - Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга - Опросник Баса-Дарки - Шкала самооценки (Ч. Д. Спилбергера) - Тест школьной тревожности Филипса - Опросник ЕPI (Айзенка) - Методика многофакторного исследования личности (Кеттел) - Тест «Дом-Дерево-Человек» (Дж. Бук) - Опросник акцентуации личности (по К. Леонгарду) - Методика измерения уровня тревожности Тейлора - Восьми цветовой тест М.Люшера - Методика «Учебная мотивация» Программно-компьютерные методики: - Автоматизированный опросник на отношение к психоактивным веществам, предпочитаемые способы поведения в проблемных ситуациях - Тест возрастающей трудности Равена - Направленность личности (профориентационная анкета) По итогам диагностики проводится ПМПК в учреждении, в ходе которого разрабатывается индивидуальная программа сопровождения ребенка. Таким образом, комплексный подход в организации диагностических процедур позволяет организовать образовательно-воспитательный процесс с позиции прогнозирования и стратегического планирования, разрабатывать научно-методическое обеспечение процесса сопровождения ребенка; активно разрабатывать и внедрять новые социально-педагогические технологии работы с ребенком и коррекционно-развивающие методики, позволяющие детям адаптироваться в образовательном учреждении и в ближайшем социальном окружении. Автор материала ГОУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Синарский детский дом-школа» г. Каменск-Уральский: Ивановская Ирина Аркадьевна Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|