Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная диагностика, направленная на углубленное, целостное изучение состояния здоровья детей

Категория: По направлениям » Трансактный анализ | Просмотров: 1424

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Целью комплексной психолого-педагогической и медико-социальной диагностики является обеспечение защиты интересов ребенка, его гармоничного развития, сохранения и укрепления здоровья, повышения адаптационных возможностей. Для выявления проблем в развитии ребенка, для определения его образовательных потребностей и возможностей осуществляется диагностика. Диагностическая деятельность выступает неотъемлемой составляющей сопровождения, и от ее качества во многом зависит успешность деятельности всей дальнейшей работы с ребенком. Для оказания эффективного педагогического воздействия на детей, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Такие знания можно получить, используя методы комплексной диагностики.
В нашем учреждении такая диагностика проводится с применением тестовых методик и программно-компьютерных средств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей - определение индивидуальных особенностей и склонностей личности ребенка: состояний личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения, воспитания, профессионального самоопределения, стиля социальных взаимоотношений, уровня адаптационных возможностей, способов реагирования в конфликтных ситуациях, склонности к зависимому поведению; диагностика когнитивных способностей: интеллектуальной и творческой одаренности, стилей деятельности и умственной работоспособности; выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Комплексная диагностика базируется на следующих принципах:
1. комплексный подход к диагностике (психологическое обследование представляет органическую часть данных, рассматриваемую вместе с данными других специалистов);
2. качественный анализ показателей, получаемых при применении диагностических заданий;
3. системный подход к построению исследования и рассмотрению его результатов;
4. динамический подход — построение диагностического обследования с учетом возрастных особенностей ребенка и особенностей его текущего состояния;
5. выявление потенциальных возможностей ребенка.


Первая диагностическая процедура является по своей сути вариантом социально- педагогической диагностики. При поступлении ребенка в детский дом тщательно изучается его личное дело, медицинская карта, анамнез, протокол ПМПК, а так же уже имеющиеся заключения специалистов, их рекомендации. На основании этих сведений проводиться психолого-педагогическая диагностика.
Следующая диагностическая процедура – это комплексное психолого - педагогическое и медико-социальное обследование ребенка. Педагогом-психологом проводится психологическая диагностика, врач определяет состояние здоровья ребенка, а педагоги (в том числе учитель-логопед и учитель -дефектолог) – обосновывают необходимость участия ребенка в тех или иных коррекционно-развивающих занятиях. Данный вид диагностики осуществляется каждым специалистом в режиме индивидуального обследования, результаты которого подробнейшим образом фиксируются в индивидуальной карте ребенка.
Перечисленный ниже диагностический инструментарий, используемый при обследовании, отвечает принципу комплексного подхода к изучению ребенка и обеспечивает всестороннее обследование особенностей развития основных составляющих психики – личности, интеллекта, деятельности и других ее свойств:
- Методика измерения готовности к школьному обучению (тест Керна-Йерасека)
- Цветные прогрессивные матрицы (тест Дж. Равена)
- Методика «Классификация предметов»
- Методика «Классификация объектов по двум признакам (таблица Когана)
- Методика «Разрезные картинки»
- Методика «Кубики Кооса»
- Методика опосредованного запоминания по А. Н. Леонтьеву
- Методика «Установление последовательности событий»
- Методика «Установление последовательности событий»
- Методика «Исключение предмета»
- Понимание переносного смысла метафор, поговорок, коротких рассказов со скрытым смыслом
- Методика «Парные картинки»
- Методика «Сравнение понятий»
- Методика «Нахождение недостающих деталей»
- Методика «Аналогии» (простые и сложные)
- Методика «Выделение существенных признаков»
- Методика «Понимание временных последовательностей»
- Методика «Непроизвольное запоминание»
- Методика «10 слов» Лурия
- Таблицы Шульте
Исследование личности и межличностных отношений:
- Методика Р. Жиля
- Методика изучения особенностей проявления воли
- Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга
- Опросник Баса-Дарки
- Шкала самооценки (Ч. Д. Спилбергера)
- Тест школьной тревожности Филипса
- Опросник ЕPI (Айзенка)
- Методика многофакторного исследования личности (Кеттел)
- Тест «Дом-Дерево-Человек» (Дж. Бук)
- Опросник акцентуации личности (по К. Леонгарду)
- Методика измерения уровня тревожности Тейлора
- Восьми цветовой тест М.Люшера
- Методика «Учебная мотивация»
Программно-компьютерные методики:
- Автоматизированный опросник на отношение к психоактивным веществам, предпочитаемые способы поведения в проблемных ситуациях
- Тест возрастающей трудности Равена
- Направленность личности (профориентационная анкета)
По итогам диагностики проводится ПМПК в учреждении, в ходе которого разрабатывается индивидуальная программа сопровождения ребенка. Таким образом, комплексный подход в организации диагностических процедур позволяет организовать образовательно-воспитательный процесс с позиции прогнозирования и стратегического планирования, разрабатывать научно-методическое обеспечение процесса сопровождения ребенка; активно разрабатывать и внедрять новые социально-педагогические технологии работы с ребенком и коррекционно-развивающие методики, позволяющие детям адаптироваться в образовательном учреждении и в ближайшем социальном окружении.
Автор материала ГОУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Синарский детский дом-школа» г. Каменск-Уральский: Ивановская Ирина Аркадьевна



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровья
  • Шапарь В.Б. - Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми
  • Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 1-ых классов в адаптационный период
  • Редактор. Развивающие методики
  • Собчик Л. Н. - МЦВ — метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство
  • Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания
  • Редактор. Методика 'Запомни рисунки'. Тест для детей
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Васильева Алина Владимировна. Психодиагностика и коррекция отношений между родителями и детьми
  • Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. "Росток". Условия и методика развития ребенка
  • Чернобровкин В. Н. Черпобровкина В. А. - Диагностика фрустрационных реакций педагогов. Проективная методика СФОП.
  • Габитова Юлия Сергеевна. Тактика проведения психолого – педагогического обследования ребёнка с ОВЗ.
  • Ижванова Е.М. Когнитивная методика на основе модели Э.Берна
  • Карандашев В. Н. - Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство.
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе
  • Под ред.. Бодалева А. А., Деркача А. А., Лаптева Л. Г. - Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом.
  • Чикер B.A. - Психологическая диагностика организации и персонала
  • Полина Евдокимова. Методика «Волшебное дерево желаний»
  • Елена Веремеенко. Буклет 'Методы психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольника'
  • Ткач Галина Ивановна. Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста По методике Л.Г. Петерсон
  • Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии
  • Абдувахидова Альфия Рифкатовна. Методика развития речи и ознакомление с природой Тема занятия «В гостях у бабушки»
  • Деш Оксана Владимировна. Консультация на тему: «Дыхательная гимнастика. Методика проведения»
  • Мравян Оксана Юрьевна. Методика Монтессори своими руками: организуем развивающую среду дома.
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Аннотация и содержание.
  • Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций
  • Осадченко Наталья Петровна. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В ДОУ
  • Толмачева Светлана Сергеевна, Надорова Татьяна Владимировна. Методика эффективного контроля усвоения детьми программы занятий в ДОУ
  • Исаева Ольга Сергеевна. Методика организации дидактических игр
  • Редактор. Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом
  • Комирко Татьяна. МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
  • Редактор. Методика изготовления игрушек из природного материала
  • Котова Я сдам ЕГЭ! Обществознание. Методика подготовки. Ключи и ответы.
  • Бутковская Светлана Иосифовна. Родительское собрание на тему «Формируем здоровую самооценку ребенка, или как воспитать уверенную личность с чувством собственного достоинства»
  • Цыбулько И.П., Васильевых И.П., Александров В.Н. Я сдам ЕГЭ! Русский язык. Методика подготовки. Ключи и ответы
  • Филимонова Любовь Ивановна. Методика проведения физкультурных занятий с детьми 2 – 3 лет
  • Проективная методика «Дерево». Тест на определение самооценки ребенка
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Ященко И.В., Шестаков С.А. Я сдам ЕГЭ! Математика. Методика подготовки. Ключи и ответы. Базовый уровень
  • Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами
  • Котова О.А., Лискова Т.Е. Я сдам ОГЭ! Обществознание. Методика подготовки. Ключи и ответы
  • Ященко И.В., Шестаков С.А. Я сдам ОГЭ! Математика. Методика подготовки. Ключи и ответы
  • Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе
  • Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций
  • Редактор. О свободе и дисциплине (Методика Монтессори) Из дневника Елизаветы Тихеевой
  • Ященко И.В., Шестаков С.А., Семенов А.В. Я сдам ЕГЭ! Математика. Методика подготовки. Ключи и ответы. Профильный уровень
  • Издательство «Творческий Центр Сфера». Игровая методика по формированию словарного запаса
  • Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь