Эмоциональное здоровье обучающихся начальных классов

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 1109

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Младший школьный возраст является значимым периодом жизни, влияющим на становление эмоционального мира личности. Критические эмоциональные оценки деятельности ученика порождают у школьников состояния эмоционального перенапряжения, что в дальнейшем проявляется в том или ином образе жизни и стиле поведения. На мой взгляд, целесообразно основной целью в начальной школе, ставить именно становление эмоционального здоровья младшего школьника.
Термин «эмоциональное здоровье» был впервые применён Л.В. Тарабакиной (д.п.н., профессор) и определяется ей как составная часть психологического здоровья человека; эмоциональное здоровье позволяет сохранять целостное эмоциональное отношение к себе и к миру, преобразовывать отрицательные эмоции и порождать положительно окрашенные переживания…» Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. От них во многом зависит наше отношение к людям, оценка собственных действий и поступков. Они могут оказывать совершенно противоположные действия: с одном стороны, активизировать поведение и деятельность, повышать продуктивность, с другой - тормозить, рассогласовывать деятельность, подавлять или угнетать. Эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а следовательно, сказываются на нашем здоровье.
Для того, чтобы узнать какие эмоции испытывают обучающиеся начальных классов в школе, дома и кругу друзей (сверстников), было проведено исследование на тему «Эмоциональное состояние младших школьников», и получены следующие результаты: для 80% детей в школе и дома свойственны благоприятные состояния (радость, веселье, спокойствие). Однако остальная часть учащихся отмечает, что нередко испытывает такие состояния, как грусть, печаль, страх, обида. Ко второму классу на первом месте по-прежнему остаются состояния радости, спокойствия, но часть детей выделяет такие присущие им состояния, как грусть, обида.
Состояния агрессии и страха, как отмечают учащиеся, им свойственны редко. У младших школьников, обучающихся в третьем и четвертом классах с большим преимуществом лидируют состояния радости и спокойствия, далее состояния располагаются в следующей последовательности: грусть, агрессия, обида, страх. Проанализировав результаты можно сделать вывод, что причины возникновения неблагоприятных эмоциональных состояний лежат как в сфере отношений «ребенок—учитель» (у 37% детей), так и в системе отношений «ребенок-сверстник» (у 18% школьников) и «ребенок—родители» (у 45% учащихся).
Опрос детей на тему «Мой личный способ изменить плохое настроение»
• Подойдите и посмотрите на себя в зеркало. Пусть это будет всего несколько секунд, но даже этого вполне достаточно. С улыбкой скажите себе что-нибудь приятное и жизнерадостное. «Ты молодец, ты просто умница! Я тебя обожаю!» Попробуйте, и вы сами убедитесь, как это поднимет вам настроение.
• Подумать о том, что (или кто) приносит тебе радость, улучшает настроение (мороженое, игра на компьютере, родной человек, летний отдых и т.п.).
• Отвлечься, заняться другим делом. Например, заняться спортом, поговорить с друзьями, вымыть посуду, почитать книгу, пойти поспать и т.п.
• Для того, чтобы твое настроение улучшилось, попробуй выразить то, что с тобой происходит. Например, нарисовать с помощью линий, символов, различных цветов и т.п. свое настроение на бумаге.
• Хороший способ - вести дневник, где можно записывать события, произошедшие за день, мысли и чувства по поводу этих событий. Тогда ты заметишь, почему изменяется твое настроение и поведение.


Когда поймешь причины плохого настроения и неуверенности в себе, тебе будет легче изменить свое поведение, ты поймешь, с чем тебе надо «работать».
• Думайте о хорошем, и Вы, вероятно, станете чувствовать себя счастливыми.
• Шоколад поднимает настроение.
• Делайте комплименты и вы получите вознаграждение.
• Потопайте ногами (Вы дадите физический выход своей отрицательной энергии, вместе с ней уйдет и злость.)
• Выскажите свои чувства. (Расскажите кому-нибудь о своем плохом настроении: родственникам, подруге, другу, собаке, кошке, кукле.)
• Спойте бодрую песенку, спляшите быстрый танец.
• Набейте злостью шарик. (Надуйте шарик, завяжите и бросьте его в воздух - с ним ваше плохое настроение улетит далеко.)
• Заведите журнал благодарности. Записывайте все, что вы сделали хорошее в жизни и что хорошее получили от неё. В минуты, когда вам необходимо поднять настроение, вы сможете обратиться к своим записям.
• Проведите время с друзьями и семьей. Наиболее остро чувство любви и счастья человек испытывает находясь в кругу близких людей.
• Плохое настроение, это повод побаловать себя. Сделайте что-нибудь для себя, просто потому, что вы заслужили это.
• Запишите на листе бумаги красными чернилами или маркером всё плохое, что вас тревожит, все поводы, которые привели к плохому настроению, всё чем вы не довольны в жизни, скомкайте этот листок бумаги и бросьте в реку. На следующий день вам станет легче.
• Обнимите кого-нибудь, физический контакт усиливает положительные эмоции, вы осознаете, что не одиноки во вселенной.


Почаще улыбайтесь. Радостные эмоции помогают любить жизнь, повышают силу жизненных процессов: дыхание становится глубоким, пульс ровным, проходит усталость. Врачи говорят: «Оптимисты быстрее выздоравливают».
Ведь общее стремление к поддержанию в себе и окружающем мире положительного эмоционального состояния — это залог здоровья, бодрости, красоты и счастья. Будьте оптимистами и не забывайте, что ключи к здоровью находятся в ваших руках.
Быть весёлым – значит быть здоровым
Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на эмоциональную сферу ребенка. Основными факторами, влияющими на эмоциональные нарушения, являются: природные особенности (тип темперамента), социальные факторы (тип семейного воспитания, отношение учителя, отношения окружающих. Таким детям требуется доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, подвижные упражнения, музыка, а самое главное – внимание к ребенку Понять. Принять. Помочь. Именно такими я вижу воспитательные цели как семьи, так школы. Под пониманием я подразумеваю умение видеть ребёнка изнутри, умение взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей и ребёнка. Принятие означает, безусловно, положительное отношение к ребёнку, независимо от того радует он взрослых в данный момент или нет, признание его уникальности. Помощь заключается в праве ребёнка на решение тех или иных проблем. А роль взрослого поддержать его при этом. Помочь значит свести к минимуму риск, сгладить, а не подчеркнуть различия. Помочь значит суметь отыскать в человеке источник его собственных сил и затем действовать в соответствии с ним.
Вывод: Таким образом, эмоциональное здоровье – это именно та категория, без которой трудно понять происхождение способностей преодолевать трудности, преобразовывать негативные эмоции, сохранять стабильность своей жизни. В школьные годы становление эмоционального опыта напрямую зависит от организации учебно-воспитательного процесса. Поэтому каждый ребенок вправе рассчитывать на школу и семью как на место, где его научат быть победителем, верить в себя. Целью воспитательной системы в начальных классах можно определить как сохранение и укрепление эмоционального здоровья детей. Задачами является обучение младших школьников техникам “жизнетворчества”, то есть таких значимых изменений в себе, как расширение спектра эмоциональных реакций, понимание своих эмоций и свободное их выражение; как:
1. понимание эмоций других людей, принятие их;
2. эмоциональное реагирование на эмоции других людей, способствующее взаимопониманию;
3. осознание неадекватности некоторых своих эмоциональных реакций;
4. коррекция и творческое преобразование негативных эмоций.


Если ребёнок, очарованный красотой полей, мерцанием звёзд, бесконечной песнью кузнечиков и запахом полевых цветов, слагает песню, значит, он находится на вершине этой гармонии тела и духа”.
Литература:
1. Ш.А. Амонашвили “Как живете, дети?”
2. Новолодская Е. Г. Уроки здоровья // Нач. шк., №5, 2001.
3. Н.В.Самоукина “Игры в школе и дома”, - М.; Новая школа, 1993.
4. Л.В. Тарабакина “Эмоциональное здоровье школьника в образовательном пространстве” - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
5. Щелчкова Л. А. Наша программа здоровья // Нач. шк., №10, 2007
Автор материала: Журавлева Марина Юрьевна



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лебедева Наталья Павловна. Презентация 'УГОЛКИ НАСТРОЕНИЯ – ЧТО ЭТО'
  • Сигаева Нэля Викторовна. Развитие творческого воображения и эмоционального благополучия детей (из опыта работы)
  • Рогова Наталья Николаевна. Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Багаева Алена Игоревна. «Мир Эмоций»
  • Бакеева Альфия Анваровна. Проект по формированию здорового образа жизни для детей среднего возраста 'Движение+Движение=Здоровье'
  • Врубляускас Анна Юрьевна. «Мы выбираем жизнь!» — профилактика депрессивного состояния среди педагогов»
  • Сысоева Зинаида Викторовна. Эмоциональное развитие ребенка в условиях семьи
  • Гаенко Марина Викторовна. Конспект ООД для подготовительной группы «Путешествие на Остров Эмоций»
  • Шило Наталья Александровна. Дидактическая игра «Определи настроение пейзажа»
  • Сидоркина Наталья Анатольевна. Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Программа «Психология общения» для учащихся. 4 КЛАССЫ
  • Абакарова Нюрсият Дагировна. Комплекс игр для развитие эмоциональной сферы
  • Раевская Оксана Витальевна. Методы диагностики эмоциональной сферы
  • Сергей Неллин. Как выйти из депрессии и быстро поднять себе настроение
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье учеников и личностные особенности учителя
  • Татьяна Васильева. Как улучшить свое настроение и избавиться от лени?
  • Программа элективного курса по психологии ориентированная на изучение личностных особенностей, интересов и склонностей подростков – учащихся 9-х классов.
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Ткаченко С.Н.. Развитие эмоционального мироощущения ребенка.
  • Олеся Строкач. Родительское собрание с использованием ИКТ на тему: 'Эмоциональное развитие детей'
  • Соковнина М.С., Соболева Е.С. Профилактика эмоционального выгорания педагогов и психологов через формирование адекватной оценки результативности профессиональной деятельности
  • Ковалева Светлана Николаевна. Эмоционально-психологический климат группы (из опыта работы)
  • Кулагина Евгения Владимировна. Как научить ребёнка здороваться
  • Саватеева Светлана Павловна. Психологическое занятие для педагогов Тема: «Долой плохое настроение, усталость и негативизм!»
  • Главный Редактор. Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области 'Музыка' в соответствии с требованиями ФГТ
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Екатерина Сологубова. Эмоциональное выгорание или как остаться самим собой
  • Первякова Елена Владимировна. «Я и мое настроение». Тренинг для развития эмоций у детей старшего дошкольного возраста.
  • Копыл Ирина Викторовна. Развитие эмоциональной лексики в процессе речевой коммуникации детей.
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Дворянкина Светлана Михайловна. Консультации для родителей 'Здоровый образ жизни ваших детей'
  • Марина Таргакова. Психология обиды — М. Таргакова
  • Лободенко Наталья Леонидовна. Тренинг регуляции эмоционального состояния
  • Поморцева Ольга Александровна. Семинар-практикум с педагогами «Саморегуляция эмоционального состояния как профилактика эмоционального выгорания»
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Панарина Надежда Александровна. Влияние театрализованной деятельности на эмоциональное развитие детей
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Калин Ольга. Конспект открытого занятия «Путешествие на острова разных настроений»
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Человеческий мозг распознает эмоции за 0,2 секунды
  • Дубкова Татьяна Ивановна. Развитие эмоционального интеллекта и лидерства
  • Перевозникова Наталья Николаевна. Статья: «Безопасное поведение детей на дороге и в транспорте».
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Полюби себя. Настроение и самооценка девушек и женщин.
  • Как сделать учёбу в школе комфортной для ребенка
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Шамаева Юлия Сергеевна. Консультация для родителей: «Зарядка всей семьей».



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь