|
Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов 'Завершение'. ЗАНЯТИЕ 5Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 3331
Автор: Гребнева Вера Юрьевна
Название: Тренинг по предупреждению конфликтов "Завершение". ЗАНЯТИЕ 5 Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ЗАНЯТИЕ 5
Цель и задачи: анализ собственного пройденного пути и оценка результатов достижения своей цели, выражение добрых чувств к каждому члену группы. Наглядные материалы: мяч, теоретический материал к занятию. Первый этап: Приветствие друг друга, повторение правил тренинга («Здесь и теперь», искренность и открытость, принцип «Я», принцип активности, принцип конфиденциальности, правило «Говорите по существу», правило "ноль-ноль" (о пунктуальности), отказ от использования «ярлыков», контроль поведения, принцип ответственности, правило «Стоп», толерантность) (Приложение № 1), создание рабочей атмосферы. Упражнение 1. «Его сильная сторона» Цель упражнения: разминка, выработка умения говорить и выслушивать комплименты. Начнем сегодняшний день с игры. Бросая по очереди, друг другу этот мяч, будем говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросает мяч. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого". Упражнение 2. «Я тебя понимаю» Цель упражнения: формирование умения давать обратную связь; выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям. Каждый член группы выбирает себе партнера и затем в течение 3-4 мин. в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен или подтвердить правильность предположений, или опровергнуть их. Работа может происходить как в парах, так и в общем круге. Упражнение 3. «Фраза по кругу» Цель: повышение эмоционального фона, развитие наблюдательности. Выберем какую-нибудь простую фразу, например: «В саду падали яблоки». Теперь, начиная с первого игрока, справа от экрана, начинаем произносить эту фразу все по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удивительной, безразличной и т.д.). Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры, и так продолжается, пока не останется несколько (3—4) победителей. Итак, по удару гонга, все участники игры, начиная с того, кто сидит справа от экрана, произносят одну и ту же простую фразу, но с разной интонацией. Повторять интонации нельзя. Тот, кто не может придумать новую интонацию, выбывает из игры. Игра может продолжаться до тех пор, пока не останется 3—4 победителя. Может быть, она закончится и раньше, если никто из участников не сможет придумать ничего нового. Внимание, начали! Спасибо, поздравляем победителей. Упражнение 4. «Всеобщее внимание» Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет, каких средств. Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих. Начали! Подсчитываем, в заключение, кто привлек внимание большего числа участников игры. Мини-лекция к занятию (Закрепление материала) Приложение № 4, № 6, № 10 Основной этап: Реализация поставленных целей занятия, развитие навыков предотвращения конфликтов. Упражнение. 5. «Скульптура» Цель: Работа в группах. Учащиеся делятся на группы по три человека и выбирают "скульптора". Он строит скульптурную группу "конфликт" и занимает свое место в ней. Попробуйте описать свои ощущения в ходе упражнения. Где в теле у "скульптур" чувствовалось напряжение? Какие чувства и ассоциации появились в той или иной позе? Обращается внимание на связь эмоциональной и физической напряженности. Ролевая игра 6. «Разыграем конфликт» Цель упражнения: закрепление полученного на тренинге опыта. Каждый участник по очереди рассказывает про конфликт, свидетелем или участником которого он был когда-то. Этот рассказ должен послужить сценарием дальнейшей ролевой игры, в которой должны принимать участие присутствующие. Рассказчик может быть не только сценаристом и режиссером ролевой игры, делать несколько дублей и т.д. Участникам представляется максимум свободы. Со стороны ведущего должно быть лишь одно условие: каждый конфликт должен закончиться благополучно, компромиссом. На упражнение отводится 40-50 минут. Третий этап: Завершение тренинга, снятие эмоциональной усталости, снижение нервно-мышечной напряженности. Упражнение 7. «Перетаскивание стульев» Цель упражнения: продемонстрировать участникам важность таких качеств как энергичность, физическое здоровье. Организатор должен быть весьма энергичным человеком. Давайте проверим, кто из вас наиболее энергичен. Для этого разобьемся на пары. Сначала будет перетаскивать стулья первая пара. Каждому из двух соперников надо будет перетащить свои пять стульев из одного угла в другой, диагонально противоположный. После того, как будут выявлены все победители первого круга - они должны будут встретиться между собой. И так до тех пор пока не останется один победитель. Упражнение 8. «Доверяющее падение» Цель упражнения: формирование навыков психомоторного взаимодействия; сокращение коммуникативной дистанции между членами группы. Участники образуют большой круг. Один человек встает в центр круга. Он должен упасть на руки кому-либо из круга, для этого нужно закрыть глаза, расслабиться и падать назад. Каждый должен иметь возможность падать и ловить. По окончании задания группа обсуждает впечатления от выполненного упражнения. Упражнение 9. «Последняя встреча» Представьте себе, что занятия уже закончились, и вы расстаетесь. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть, вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть человек, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Или вы хотите поблагодарить кого-либо? Сделайте это "здесь и теперь". Цель упражнения: совершенствование коммуникативной культуры, стимулирование активности участников. Подведение итогов работы В конце курса подводятся итоги по пройденному на занятиях. Ведущий еще раз обобщает теоретический материал, даваемый им по ходу тренинга. Разбирает вместе с участниками группы их впечатления от проведенных занятий, отвечает на возникшие у них вопросы, подводит итоги совместной работы. Анкета оценки эффективности программы предупреждения конфликтов. (Приложение № 13) Автор материала: Гребнева Вера Юрьевна Приложения. Тренинг по предупреждению конфликтов.doc Приложения. Тренинг по предупреждению конфликтов Приложение № 1 Принципы тренинга 1. «Здесь и теперь». Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа. 2. Искренность и открытость. Самое главное в группе — честность и открытость. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с собой настоящим. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе. 3. Принцип Я. Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осу-ществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: «я чувствую...», «мне кажется...» Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач психокоррекции — научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. 4. Активность. В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Большинство упражнений подразумевает включение всех участников. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право выска-заться по завершении упражнения. 5. Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно оставаться внутри группы — естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. 6. Отказ от использования «ярлыков». Участники группы должны стремиться к пониманию, а не к оценке. Оценки — это ярлыки, которыми можно охарактеризовать человека в целом. Вместо того чтобы глобально оценивать личность человека, лучше говорить об отдельных ее аспектах, о поведении. Тогда можно избежать оскорблений и унижения достоинства другого человека. 7. Контроль поведения. Этот принцип выражается в формулах: «Обо всем можно говорить, но не все можно делать»; «Нельзя бесконтрольно проявлять свои эмоции, прежде всего агрессивные и сексуальные». Во время специальных групповых занятий иногда позволяется или поощряется реализация своих чувств, но только при условии контроля. Например: выражение подавляемых чувств при помощи приемов, практикуемых в энкаутер-группах (нанесение ударов кулаками по подушке, заменяющей человека, спровоцировавшего агрессию, поглаживание и укачивание члена группы, который нуждается в жалости и утешении, и т.п.). 8. Ответственность. Каждый участник группы берет на себя ответственность за других членов группы. Он принимает обязательство не пропускать занятия и не бросать группу. Но если напряжение будет расти и желание покинуть группу перевесит желание освободиться от своих проблем, то участник группы должен сообщить о своем решении, а не исчезать без предупреждения. 9. Правило «Стоп». Каждый участник имеет право без каких-либо объяснений остановить любой разговор, касающийся его личности. Остальные члены группы обязаны уважительно отнестись к его просьбе. Это право дает участникам уверенность и чувство самозащиты против давления группы. Обладание этим правом приводит к тому, что к нему прибегают очень редко. 10. Толерантность. Клиенты должны с терпимостью относиться ко всем откровенным суждениям других участников группы, хотя содержание этих суждений может не соответствовать их собственным убеждениям и их собственной морали. 11. Закон "ноль-ноль" (о пунктуальности). Все участники должны собираться до установленного времени. 12. Говорите по существу. Иногда учащиеся отклоняются от обсуждаемой темы. Вместо того, чтобы одергивать участника, руководитель дискуссии в этом случае может сказать: "Я не совсем понимаю, как это связано с нашей темой. Не мог бы ты пояснить, что имеется в виду?" Приложение № 4 Наглядный материал Пять способов регулирования конфликтов К. Томаса 1. Соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. 2. Приспособление, означающие в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. 3. Компромисс 4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. 5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обоих сторон. При избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха, при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. Приложение № 6 Мини-лекция к занятию 2 Предупреждение конфликта — это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону человеческих отношений. Есть несколько соотношений, основных балансов, сознательное или несознательное нарушение которых может привести к конфликтам: - баланс ролей (если человек принимает отводимую ему роль, то ролевого конфликта не происходит); - баланс взаимозависимости в решениях и действиях - каждому че-ловеку изначально внутренне присуще стремление к свободе и независимости. Каждый, в идеале, стремится делать то, что он хочет и когда хочет. Однако свобода каждого из нас не может обеспечиваться за счет свободы тех, с кем мы взаимодействуем. Поэтому, если человек считает свою зависимость от нас большей, чем он может допустить, это может служить причиной конфликтного поведения с его стороны); - баланс взаимных услуг - нарушение чревато напряженностью во взаимоотношениях людей и возможным конфликтом. Если человек оказал другому услугу, а в ответ не получил с течением времени услуги примерно такой же ценности, то, баланс услуг нарушается; - баланс ущерба - если человеку нанесен существенный ущерб, то он испытывает желание причинить ответный ущерб тем людям, по чьей вине пострадал. Другими словами, человеку свойственно чувство мести. Поэтому важным социально-психологическим условием профилактики конфликтов является нанесение ущерба окружающим в процессе взаимодействия с ними. Нанесение ущерба нарушает сбалансированность межличностного или межгруппового взаимодействия и может стать основой конфликта); - сбалансированность самооценки и внешней оценки. Большое зна-чение при профилактике конфликтов имеет их регулирование. В США и многих других государствах в целях предупреждения конфликтов принято включать в договоры между фирмами, а также частными лицами специальные параграфы, в которых оговаривается поведение сторон при возникновении споpoв. Приложение № 10 Мини-лекция к занятию 4 К основным способам и приемам изменения своего поведения в предконфктной ситуации можно отнести следующие: - умение прекратить пли сгладить обостряющийся спор можно различными приёмами свести проблему к шутке; перевести разговор на другую тему; уступить, если проблема спора не особенно важна и др. Признаками высокого эмоционального накала могут быть мимика, покраснение лица, жесты, содержание, темп и тембр речи; - учитывать, что сообщаемая партнером информация может теряться и искажаться. Только из-за этого ваши с партнером позиции по проблеме могут значительно различаться. Именно это, а не действительные противоречия между людьми, может способствовать возникновению предконфликтиой ситуации; - децентрация — понятие противоположное по значению «эгоцентризму», способность видеть и обсуждать проблему с различных точек зрения; - сообщать партнеру, что он не прав, вовсе не обязательно при свидетелях, тем более настаивать на публичном признании неправоты и т.п. Необходимо быть твердым по отношению к проблеме и мягким по отношению к людям; - осознать, что тревожность и агрессивность сказываются как на восприятии ситуации, так и на характере взаимоотношений человека с окружающими, повышая конфликтность. Снижать собственную тревожность и агрессивность можно, используя аутогенную тренировку, физические упражнения, организуя полноценный отдых, поддерживая благоприятный социально- психологический климат в семье и т. п.; - контроль за собственным психическим состоянием, изменяющимся в течение суток, позволяет иногда существенно повлиять на свое восприятие и оценку складывающейся ситуации, учесть его с целью предупреждения собственной раздраженности; - окружающие так же, как и мы, обладают своими интересами и имеют право отстаивать их. В основу взаимодействия с ними должно быть положено сотрудничество, которое позволит учесть потребности обеих сторон; - улыбка — важный невербальный компонент общения. Она выполняет целый ряд позитивных функций и может приводить к уменьшению негативных эмоций, если они есть; - нужно рассчитывать не только на лучший, но и на худший вариант развития событий, быть готовым к нему и не завышать свой прогноз в отношении возможных поступков окружающих. Негативные эмоции - один из основных факторов, способствующих возникновению конфликтов. Они часто являются реакцией человека на заметное и значимое несовпадение реального хода развития событий с тем, на который он рассчитывал; - искренняя заинтересованность проявляется в стремлении понять проблемы партнера по общению, в желании помочь ему хотя бы советом, тем более что в условиях сложной и трудной жизни люди часто нуждаются в сочувствии; - в предупреждении конфликтов трудно переоценить роль здорового чувства юмора, которое способно разрядить ситуацию и снять собственное напряжение. Приложение № 13 Образец анкеты Анкета оценки эффективности программы предупреждения конфликтов Вам предлагается ответить на вопросы о пройденных занятиях. Постарайтесь ответить на все вопросы, отвечайте искреннее. Помните, что нет «правильных» или «неправильных» ответов. 1. Какое влияние на Вашу жизнь оказал занятия 2. Какие основные моменты работы группы можете назвать 3. Что конкретно узнали о себе в группе: А) об уровни конфликтности Б) о типах поведения в конфликтной ситуации В) о стиле взаимодействия с людьми 4. Способствовали ли занятия изменению Вашего поведение в конфликтных ситуациях? 5. С какими проблемами столкнулись, когда пытались применить в жизни способы решения проблем, найденные на занятиях? 6. Оказали ли занятия влияние на выбор Вами оптимальных способов поведения в конфликте? 7. Какое влияние оказало Ваше участие в занятиях на близких для Вас людей? 8. Что в поведении ведущего помогало Вам лучше осознать нерациональность своего поведения в конфликтах, понять себя и искать решения своих проблем? 9. Что в поведении ведущего мешало Вам добиваться своих целей? 10. Какие отрицательные последствия Вы связываете с участием в программе? 11. Какой фразой смогли бы высказать то, что значит для Вас участие в данной программе? Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|