|
Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов 'Я другой'. ЗАНЯТИЕ 4Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 1575
Автор: Гребнева Вера Юрьевна
Название: Тренинг по предупреждению конфликтов "Я другой". ЗАНЯТИЕ 4 Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Тренинг по предупреждению конфликтов "Я другой"
ЗАНЯТИЕ 4 Цель и задачи: анализ и осознание каждым членом группы тех качественных изменений, которые произошли в процессе работы. Наглядные материалы: Мяч, карточки с именами персонажей, музыкальное сопровождение, карточки с ролями, теоретический материал к занятию. Первый этап: Приветствие друг друга, повторение правил тренинга («Здесь и теперь», искренность и открытость, принцип «Я», принцип активности, принцип конфиденциальности, правило «Говорите по существу», правило "ноль-ноль" (о пунктуальности), отказ от использования «ярлыков», контроль поведения, принцип ответственности, правило «Стоп», толерантность) (Приложение № 1), создание рабочей атмосферы. Упражнение 1. «Поздороваться частями тела» Цель: повышение эмоционального фона, установление тактильного контакта, психосексуальная разгрузка. Порядок выполнения и инструкция. Ведущий говорит: «Ну что ж, словами мы с вами поздоровались, а теперь поздороваемся частями тела». Здесь лучше всего использовать игровой момент. Поэтому предупредите участников, что необходимо поздороваться со всеми участниками, и сделать это следует как можно быстрее. Например: ладонь—локоть—плечо-стопа— колено—бедро—спина—живот—ухо—нос. Мини-лекция к занятию Приложение № 10 Упражнение 2. «Что в нем нового?» Цель упражнения: развитие наблюдательности. Внимательно посмотрите друг на друга. Постарайтесь увидеть каждого, обратив внимание на то, как выглядит сегодня этот человек, в каком он состоянии, как он себя проявляет. Для этого у нас будет 3 мин. А сейчас вы будете бросать мяч друг другу, сообщая при этом человеку, которому адресован мяч, что нового по сравнению со вчерашним днем вы в нем увидели. Будьте внимательны и старайтесь никого не пропустить". Упражнение 3. «Зеркало» Цель упражнения: развитие осознания "языка" собственного тела и телодвижений; развитие эмпатии и рефлексии. Участники делятся на пары и встают лицом друг к другу. Один - ведущий, другой – ведомый. Ведущий начинает делать медленные движения руками, ногами, туловищем под музыку. Ведомый отражает движения партнера - как зеркальный образ. Через 5 минут меняются ролями. По окончании задания участники делятся своими ощущениями. На упражнение отводится 15 минут. Упражнение 4. «Найди пару» Цель упражнения: развитие прогностических возможностей и интуиции; формирование у членов группы установки на взаимопонимание. Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров и т.д. (Приложение № 11) Каждый участник должен отыскать свою "вторую половину", опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: "Что у меня написано на листе?". Отвечать на вопросы можно только словами "да" и "нет". Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом. На упражнение отводится 10-15 минут. Основной этап: Реализация поставленных целей занятия, развитие навыков предотвращения конфликтов. Упражнение 5. «Работа с ассоциативным рядом "конфликт". Порядок работы: Участники рассаживаются в круг и получают инструкцию ведущего: «В фокусе нашего внимания - конфликт. Когда мы говорим это слово, у нас возникает ряд ассоциаций, чувств. Мы слышали о конфликте, знаем, как он выглядит в поведении людей. Сейчас мы исследуем, как конфликт отражается на внутреннем состоянии человека. Пусть каждый скажет, с чем ассоциируется слово "конфликт". Какой образ подсказывает ваше воображение?". После первого ряда произвольных ассоциаций можно произвести следующее: если конфликт - это мебель, то какая?.. если конфликт - это посуда, то какая?.. если это одежда... В ходе обсуждения ведущий задает вопрос: "Для чего мы делали это упражнение?" Важно заметить, что ассоциации были выражением определенного эмоционального состояния, вызванного словом" конфликт". Для того чтобы управлять своим эмоциональным состоянием в ситуации конкретного конфликта, надо хотя бы определять характер этих эмоций, их глубину и степень влияния на поведение. Ролевая игра 6. «Пиратский бриг» Цель: исследование параметров взаимодействия в условиях жесткого ролевого диктата. Участники путем жеребьевки разбирают роли: 1) капитана - вправе обрывать речь любого; 2) старшего помощника - вправе обрывать речь любого, кроме капитана; 3) штурмана - кроме капитана и старпома; 4) боцмана-подхалима - всех, кроме первых трех; 5) матроса-шута - всех, кроме капитана; 6) матроса-марионетки - всех, кроме капитана и недовольных матросов (кочегаров); 7) недовольных матросов (кочегаров) - всех, кроме капитана и старпома; 8) юнги - их обрывают все, они - никого. (Приложение № 12) Нарушивший правила, переводится в юнги, юнга, нарушивший правила, выбрасывается за борт. Задача: договориться о том, как будут грабить испанский галеон с золотом, и кому и как будет распределяться добыча. В ходе предварительного анализа участников просят определить возможные причины дискомфорта в ролевом общении. Чаще всего выясняется, что доминантным людям достаточно сложно выполнять роли, предполагающие подчинение. Наоборот, людям доброжелательным и демократичным в общении бывает сложно выполнять роли капитана и боцмана. В итоге анализа группа приходит к пониманию того, что качество исполнения деловых ролей связано с личностными установками и ценностями человека – субъекта личностного общения. В ходе упражнения выявляются т.н. «пусковые кнопки» неконтролируемого, конфликтного общения. Оказывается, что они соотносимы с понятиями «личностная дистанция», «самооценка», направленность личности (на деятельность, на общение, на себя) и т.п. Третий этап: Завершение тренинга, снятие эмоциональной усталости, снижение нервно-мышечной напряженности. Упражнение 7. «Прорвись в круг» Цель упражнения: стимуляция групповой сплоченности; снятие эмоционального напряжения. Члены группы берутся за руки и образуют замкнутый круг. Предварительно ведущий, по итогам прошедших занятий, определяет для себя, кто из членов группы чувствует себя меньше всего включенным в группу и предлагает ему первым включиться в исполнение упражнения, т. е. прорвать круг и проникнуть в него. То же самое может проделать каждый участник. Упражнение 8. «Единство» Цель упражнения: выработка интеллектуального единства на прогностическом уровне; формирование эмоционально-волевого единства группы. Участники рассаживаются в круг. Каждый сжимает руку в кулак, и по команде ведущего все "выбрасывают" пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга, выбрали одно и то же число. Участникам запрещается переговариваться. Игра продолжается до тех пор, пока группа не достигнет своей цели. Упражнение 9. «Комплименты» Цель упражнения: отработка навыков эмпатии и новых способов поведения; формирование умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга. Дается задание: "Вы можете, свободно передвигаясь по комнате подходить к любому члену группы и обмениваться комплиментами, добрыми пожеланиями, похвалами. Возможно, этот человек чем-то помог вам в процессе тренинга, поблагодарите его. Таким образом, обойдите всех участников тренинга". Для этого упражнения целесообразно использовать лирическую музыку. На упражнение отводится 15-20 минут. Рефлексия проделанной работы. В конце участники делятся мнениями о том, что с каждым из них происходило: общее впечатление о занятиях; что открыли в себе с помощью группы. Автор материала: Гребнева Вера Юрьевна Приложения. Тренинг по предупреждению конфликтов.doc Приложения. Тренинг по предупреждению конфликтов Приложение № 1 Принципы тренинга 1. «Здесь и теперь». Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа. 2. Искренность и открытость. Самое главное в группе — честность и открытость. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с собой настоящим. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе. 3. Принцип Я. Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осу-ществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: «я чувствую...», «мне кажется...» Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач психокоррекции — научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. 4. Активность. В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Большинство упражнений подразумевает включение всех участников. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право выска-заться по завершении упражнения. 5. Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно оставаться внутри группы — естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. 6. Отказ от использования «ярлыков». Участники группы должны стремиться к пониманию, а не к оценке. Оценки — это ярлыки, которыми можно охарактеризовать человека в целом. Вместо того чтобы глобально оценивать личность человека, лучше говорить об отдельных ее аспектах, о поведении. Тогда можно избежать оскорблений и унижения достоинства другого человека. 7. Контроль поведения. Этот принцип выражается в формулах: «Обо всем можно говорить, но не все можно делать»; «Нельзя бесконтрольно проявлять свои эмоции, прежде всего агрессивные и сексуальные». Во время специальных групповых занятий иногда позволяется или поощряется реализация своих чувств, но только при условии контроля. Например: выражение подавляемых чувств при помощи приемов, практикуемых в энкаутер-группах (нанесение ударов кулаками по подушке, заменяющей человека, спровоцировавшего агрессию, поглаживание и укачивание члена группы, который нуждается в жалости и утешении, и т.п.). 8. Ответственность. Каждый участник группы берет на себя ответственность за других членов группы. Он принимает обязательство не пропускать занятия и не бросать группу. Но если напряжение будет расти и желание покинуть группу перевесит желание освободиться от своих проблем, то участник группы должен сообщить о своем решении, а не исчезать без предупреждения. 9. Правило «Стоп». Каждый участник имеет право без каких-либо объяснений остановить любой разговор, касающийся его личности. Остальные члены группы обязаны уважительно отнестись к его просьбе. Это право дает участникам уверенность и чувство самозащиты против давления группы. Обладание этим правом приводит к тому, что к нему прибегают очень редко. 10. Толерантность. Клиенты должны с терпимостью относиться ко всем откровенным суждениям других участников группы, хотя содержание этих суждений может не соответствовать их собственным убеждениям и их собственной морали. 11. Закон "ноль-ноль" (о пунктуальности). Все участники должны собираться до установленного времени. 12. Говорите по существу. Иногда учащиеся отклоняются от обсуждаемой темы. Вместо того, чтобы одергивать участника, руководитель дискуссии в этом случае может сказать: "Я не совсем понимаю, как это связано с нашей темой. Не мог бы ты пояснить, что имеется в виду?" 13. Приложение № 10 Мини-лекция к занятию 4 К основным способам и приемам изменения своего поведения в предконфктной ситуации можно отнести следующие: - умение прекратить пли сгладить обостряющийся спор можно различными приёмами свести проблему к шутке; перевести разговор на другую тему; уступить, если проблема спора не особенно важна и др. Признаками высокого эмоционального накала могут быть мимика, покраснение лица, жесты, содержание, темп и тембр речи; - учитывать, что сообщаемая партнером информация может теряться и искажаться. Только из-за этого ваши с партнером позиции по проблеме могут значительно различаться. Именно это, а не действительные противоречия между людьми, может способствовать возникновению предконфликтиой ситуации; - децентрация — понятие противоположное по значению «эгоцентризму», способность видеть и обсуждать проблему с различных точек зрения; - сообщать партнеру, что он не прав, вовсе не обязательно при свидетелях, тем более настаивать на публичном признании неправоты и т.п. Необходимо быть твердым по отношению к проблеме и мягким по отношению к людям; - осознать, что тревожность и агрессивность сказываются как на восприятии ситуации, так и на характере взаимоотношений человека с окружающими, повышая конфликтность. Снижать собственную тревожность и агрессивность можно, используя аутогенную тренировку, физические упражнения, организуя полноценный отдых, поддерживая благоприятный социально- психологический климат в семье и т. п.; - контроль за собственным психическим состоянием, изменяющимся в течение суток, позволяет иногда существенно повлиять на свое восприятие и оценку складывающейся ситуации, учесть его с целью предупреждения собственной раздраженности; - окружающие так же, как и мы, обладают своими интересами и имеют право отстаивать их. В основу взаимодействия с ними должно быть положено сотрудничество, которое позволит учесть потребности обеих сторон; - улыбка — важный невербальный компонент общения. Она выполняет целый ряд позитивных функций и может приводить к уменьшению негативных эмоций, если они есть; - нужно рассчитывать не только на лучший, но и на худший вариант развития событий, быть готовым к нему и не завышать свой прогноз в отношении возможных поступков окружающих. Негативные эмоции - один из основных факторов, способствующих возникновению конфликтов. Они часто являются реакцией человека на заметное и значимое несовпадение реального хода развития событий с тем, на который он рассчитывал; - искренняя заинтересованность проявляется в стремлении понять проблемы партнера по общению, в желании помочь ему хотя бы советом, тем более что в условиях сложной и трудной жизни люди часто нуждаются в сочувствии; - в предупреждении конфликтов трудно переоценить роль здорового чувства юмора, которое способно разрядить ситуацию и снять собственное напряжение. Приложение № 11 Карточки с именами персонажей для упражнения «Найди пару» Крокодил Гена и Чебурашка Ильф и Петров Чип и Дейл Бони и Клайд Винипух и Пятачок Малыш и Карлосон Красавица и Чудовище Приложение № 12 Карточки с ролями для ролевой игры «Пиратский бриг» капитан - вправе обрывать речь любого старший помощник - вправе обрывать речь любого, кроме капитана штурман - вправе обрывать речь любого кроме капитана и старпома боцман-подхалим - вправе обрывать речь всех, кроме капитана и старпома и штурмана матрос-шут - всех, кроме капитана матрос-шут - всех, кроме капитана матрос-марионетка - вправе обрывать речь всех, кроме капитана и недовольных матросов (кочегаров) недовольные матросы (кочегаров) - вправе обрывать речь всех, кроме капитана и старпома недовольные матросы (кочегаров) - вправе обрывать речь всех, кроме капитана и старпома юнги - их обрывают все, они - никого. юнги - их обрывают все, они - никого. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|