|
Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг: 'Анализ поведения в конфликтной ситуации'. ЗАНЯТИЕ 2Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 2812
Автор: Гребнева Вера Юрьевна
Название: Тренинг: "Анализ поведения в конфликтной ситуации". ЗАНЯТИЕ 2 Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ЗАНЯТИЕ 2
Цель и задачи: вооружение участников системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своего поведения в конфликтной ситуации; отработка навыков анализа своего поведения. Наглядные материалы: мяч, карточки с названиями эмоциональных состояний, листы для рисования, цветные карандаши, тест на уровень конфликтности, теоретический материал к занятию. Первый этап: Приветствие друг друга, повторение правил тренинга («Здесь и теперь», искренность и открытость, принцип «Я», принцип активности, принцип конфиденциальности, правило «Говорите по существу», правило "ноль-ноль" (о пунктуальности), отказ от использования «ярлыков», контроль поведения, принцип ответственности, правило «Стоп», толерантность) (Приложение № 1), создание рабочей атмосферы. Проведение теста на уровень конфликтности: «Самооценка рационального поведения в конфликте», «Самооценка конструктивного поведения в конфликте». (Приложение № 5) Упражнение 1. «Приветствие» Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: "Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно" или "Привет, ты как всегда энергичен и весел". Можно вспомнить о той индивидуальной черте, которую сам человек выделил при первом знакомстве. Ведущему следует обращать внимание на манеры установления контактов. На занятие отводится 10-15 минут. По его окончании ведущий разбирает типичные ошибки, допущенные участниками, и демонстрирует наиболее продуктивные способы приветствий. Цель упражнения: формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов; создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение. Мини-лекция к занятию Приложение № 6 Упражнение 2. «Изобрази состояние» Участники группы садятся полукругом. «Сейчас все из вас получат карточки, на которых написаны те или иные эмоциональные состояния или чувства. (Приложение № 7) Вы прочитаете то, что написано на карточках и постараются сделать это так, чтобы надпись не видели другие члены группы. Затем каждый обладатель карточки невербально изобразит это состояние или чувство». После каждого воспроизведения наблюдатели высказывают свои предположения относительно изображенного состояния или чувства, а тренер называет его. Затем можно задать вопрос: «На какие признаки вы ориентировались, определяя состояние?». Цель упражнения: дает возможность собрать «банк» пантомимических и жестикуляторных проявлений, характерных для того или иного состояния, можно обнаружить соотношение роли мимических, пантомимических и жестикуляторных движений при определении тех или иных состояний. Упражнение 3. «Хиппи» Инструкция: «Одно время во всем мире было очень популярно движение хиппи. Хиппи имели разнообразные традиции, привычки, обычаи, отличающие их от других людей. Одной из таких традиций было делать какие-нибудь надписи на своей одежде, часто отражающие жизненную позицию, девиз ее обладателя. Сейчас мы будем бросать этот мяч друг другу со словами: «Если бы ты был хиппи, то па твоей футболке было бы написано...», проговаривая текст, который, с вашей точки зрения, мог бы быть написан на футболке человека, которому вы бросаете мяч. Тот, кому брошен мяч, должен сказать, согласен ли надеть футболку с такой надписью или нет. Надо, чтобы каждый из нас получил футболку с какой-то надписью». Упражнение 4. «Я отправляю тебя» Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч. «Сейчас тот, кто начнет нашу работу, бросит мяч кому-нибудь из нас и скажет, где окажется тот, кому адресован мяч. При этом у нас не будет никаких ограничений: можно направлять своих партнеров в самые необычные, даже фантастические места — в холодильник, в Древнюю Грецию, на пальму и т. д. Поймав мяч, надо быстро назвать три предмета, которые вы возьмете с собой туда, куда вас направляют. При этом будем внимательны и постараемся не повторять те места, в которых уже „побывали" другие, и те предметы, которые уже назывались». Цель упражнения: проходит динамично и весело, оно способствует развитию воображения, гибкости, оригинальности мышления. Основной этап: Реализация поставленных целей тренинга, развитие навыков предотвращения конфликтов. Ролевая игра 5. "Сглаживание конфликтов" Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов. Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов), а третий - играет миротворца, арбитра. На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы: Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы? Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры? Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт? Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов. Упражнение 6. «Вместо ссоре – помирились» Цель: разрядить напряженную атмосферу в группе. Инструкция. «Разбейтесь на нары, повернитесь друг к другу спиной. Представьте себе, что вы поссорились. Вот-вот начнется драка. Пальцы сожмите в кулаки. Глубоко вдохните, сожмите челюсти, затаите дыхание, надуйте щеки. Надуйте щеки как можно сильнее. Затем быстро развернитесь к своему визави и пальцами "сдуйте" его надутые щеки. Смешно, весело, ругаться уже неохота. Ура! Можете обнять своего друга». Упражнение 7. «Нарисуй конфликт» Все участники садятся по кругу. Тренер раздает чистые листы бумаги. Инструкция: «Возьмите, пожалуйста, лист бумаги. Сейчас мы немного порисуем. Нарисуйте, как вы понимаете конфликт. Рисуйте так, как умеете, главное то, что вы нарисуете, а не качество рисунка». После того как участники нарисуют свои картинки, тренер просит передать их по кругу для того, чтобы все смогли ознакомиться с рисунками. Затем каждому участнику достается рисунок (но не его), тренер предлагает поделиться своими впечатлениями, которые появились у участников по поводу рисунка. После обсуждения рисунки возвращаются к авторам, они делятся впечатлениями об услышанном, о своем рисунке. Третий этап: Завершение, снятие эмоциональной усталости, снижение нервно-мышечной напряженности. Упражнение 8. «Поменяйся местами» Участники группы сидят по кругу. «Сейчас я скажу „раз", и мы все закроем глаза, а на счет „два" встанем и, не открывая глаз, поменяемся местами. Каждый должен найти себе новое место, при этом нельзя садиться на стулья, которые находятся сейчас слева и справа от вас. Во время выполнения задания я буду следить за безопасностью ваших перемещений». Упражнение требует от участников ориентации на тактильные и звуковые сигналы. Кроме развития взаимодействия сенсорных каналов, оно дает хороший групповой эффект, способствует сплочению группы и увеличению доверительности групповой атмосферы. Упражнение 9. «Счет» Все участники садятся по кругу. «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число. Например, если я говорю „четыре", то, как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу „спасибо". Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вы-рабатывать в прогрессе работы, ориентируясь на действия друг друга». Тренер несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 5—7, в середине — 1—2. В ходе выполнения упражнения тренер блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы. При обсуждении тренер может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение?», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у вас была тактика?», «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?» Обсуждение позволяет участникам группы осознать, что для выполнения общей задачи необходимо быстро ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других. Упражнение 10. «Подарок» «Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать („вручить") молча (не вербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча». Когда все получат подарки (круг замкнется), тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил. Кроме результатов, работающих на содержательный план, улучшается настроение участников. Рефлексия проделанной работы. В конце участники делятся мнениями о том, что с каждым из них происходило: общее впечатление, что открыли в себе с помощью группы. Оценка эффективности программы (с помощью теста «Самооценка рационального поведения в конфликте», «Самооценка конструктивного поведения в конфликте»). (Приложение № 5) Автор материала: Гребнева Вера Юрьевна Приложения. Тренинг по предупреждению конфликтов.doc Приложения. Тренинг по предупреждению конфликтов Приложение № 1 Принципы тренинга 1. «Здесь и теперь». Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа. 2. Искренность и открытость. Самое главное в группе — честность и открытость. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с собой настоящим. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе. 3. Принцип Я. Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осу-ществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: «я чувствую...», «мне кажется...» Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач психокоррекции — научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. 4. Активность. В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Большинство упражнений подразумевает включение всех участников. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право выска-заться по завершении упражнения. 5. Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно оставаться внутри группы — естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. 6. Отказ от использования «ярлыков». Участники группы должны стремиться к пониманию, а не к оценке. Оценки — это ярлыки, которыми можно охарактеризовать человека в целом. Вместо того чтобы глобально оценивать личность человека, лучше говорить об отдельных ее аспектах, о поведении. Тогда можно избежать оскорблений и унижения достоинства другого человека. 7. Контроль поведения. Этот принцип выражается в формулах: «Обо всем можно говорить, но не все можно делать»; «Нельзя бесконтрольно проявлять свои эмоции, прежде всего агрессивные и сексуальные». Во время специальных групповых занятий иногда позволяется или поощряется реализация своих чувств, но только при условии контроля. Например: выражение подавляемых чувств при помощи приемов, практикуемых в энкаутер-группах (нанесение ударов кулаками по подушке, заменяющей человека, спровоцировавшего агрессию, поглаживание и укачивание члена группы, который нуждается в жалости и утешении, и т.п.). 8. Ответственность. Каждый участник группы берет на себя ответственность за других членов группы. Он принимает обязательство не пропускать занятия и не бросать группу. Но если напряжение будет расти и желание покинуть группу перевесит желание освободиться от своих проблем, то участник группы должен сообщить о своем решении, а не исчезать без предупреждения. 9. Правило «Стоп». Каждый участник имеет право без каких-либо объяснений остановить любой разговор, касающийся его личности. Остальные члены группы обязаны уважительно отнестись к его просьбе. Это право дает участникам уверенность и чувство самозащиты против давления группы. Обладание этим правом приводит к тому, что к нему прибегают очень редко. 10. Толерантность. Клиенты должны с терпимостью относиться ко всем откровенным суждениям других участников группы, хотя содержание этих суждений может не соответствовать их собственным убеждениям и их собственной морали. 11. Закон "ноль-ноль" (о пунктуальности). Все участники должны собираться до установленного времени. 12. Говорите по существу. Иногда учащиеся отклоняются от обсуждаемой темы. Вместо того, чтобы одергивать участника, руководитель дискуссии в этом случае может сказать: "Я не совсем понимаю, как это связано с нашей темой. Не мог бы ты пояснить, что имеется в виду?" Приложение № 2 Карточки с названиями животных для упражнения «Угадай животное» Приложение № 3 Карточки с инструкциями для упражнения «Адские башни» Башня должна состоять из 18-ти уровней. Башня должна состоять из деталей голубого, синего, оранжевого, зелёного, белого, черного, жёлтого и бесцветного цвета. Верхний слой башни должен состоять из деталей белого, чёрного, бесцветного и жёлтого цвета. Количество деталей верхнего слоя башня может быть произвольным. Самый нижний слой башни должен быть синим. Основанием башни служит одна деталь. С 10-ого по 15-ый уровень башни должны быть оранжевого цвета. Верхний слой башни должен состоять из деталей чёрного, бесцветного и жёлтого цвета. Все слои башни кроме последнего состоят из одной детали. В башне должны быть детали чёрного цвета. В башне должны быть детали зелёного цвета. В башне должны быть детали жёлтого цвета. В башне должны быть детали бесцветного цвета. В башне должны быть детали оранжевого цвета. В башне должны быть детали синего цвета. В башне должны быть детали белого цвета. Приложение № 4 Наглядный материал Пять способов регулирования конфликтов К. Томаса 1. Соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. 2. Приспособление, означающие в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. 3. Компромисс 4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. 5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обоих сторон. При избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха, при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. Приложение № 5 Образец бланка ответов для тестов на самооценку поведения в конфликте Инструкция. Проанализируйте свои действия по 11 позициям в конфликтах, кот происходили с вашим участием, и оцените их по пятибалльной шкале по следующей матрице: оценка 1 означает полное соответствие вашего поведения по той или иной позиции, а 5 - для вас не характерно такое поведение. Позиция Оценка 1 Критически оцениваю партнера. 1 2 3 4 5 2 Приписываю ему низменные или плохие намерения. 1 2 3 4 5 3 Демонстрирую знаки превосходства. 1 2 3 4 5 4 Обвиняю и приписываю ответственность только партнеру. 1 2 3 4 5 5 Игнорирую интересы соперника. 1 2 3 4 5 6 Вижу все только со своей позиции. 1 2 3 4 5 7 Уменьшаю заслуги партнера. 1 2 3 4 5 8 Преувеличиваю свои заслуги. 1 2 3 4 5 9 Задеваю «больные точки» и уязвимые места партнера. 1 2 3 4 5 10 Предъявляю партнеру множество претензий. 1 2 3 4 5 11 Раздражаюсь, перехожу на крик. 1 2 3 4 5 Инструкция. Проанализируйте свои действия по пяти позициям «конструктивного поведения» в конфликтах, которые происходили с вашим участием, и оцените их по пятибалльной шкале по следующей матрице. Позиция Оценка Позиция «Открытость» ума. Вы настроены на понимание доводов и аргументов оппонента. 5 4 3 2 1 Вы никогда не стремитесь понять своего оппонента. Позитивное отношение к оппоненту. 5 4 3 2 1 Негативное отношение к оппоненту. Рациональное мышление. Вы контролируете свои эмоции. 5 4 3 2 1 Вы отдаетесь стихиям и эмоциям, Сотрудничество. Вы не делаете ставку на одно-сторонний выигрыш, ориентируетесь на равенство и сотрудничество. 5 4 3 2 1 Вы стремитесь к одностороннему выигрышу. Терпимость. Вы признаете право людей быть такими, какие они есть. Не совпадающая с вашей. 5 4 3 2 1 Вы нетерпимы к оппоненту, вас раздража-ют эмоции, его позиция или точка зрения. Приложение № 6 Мини-лекция к занятию 2 Предупреждение конфликта — это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону человеческих отношений. Есть несколько соотношений, основных балансов, сознательное или несознательное нарушение которых может привести к конфликтам: - баланс ролей (если человек принимает отводимую ему роль, то ролевого конфликта не происходит); - баланс взаимозависимости в решениях и действиях - каждому че-ловеку изначально внутренне присуще стремление к свободе и независимости. Каждый, в идеале, стремится делать то, что он хочет и когда хочет. Однако свобода каждого из нас не может обеспечиваться за счет свободы тех, с кем мы взаимодействуем. Поэтому, если человек считает свою зависимость от нас большей, чем он может допустить, это может служить причиной конфликтного поведения с его стороны); - баланс взаимных услуг - нарушение чревато напряженностью во взаимоотношениях людей и возможным конфликтом. Если человек оказал другому услугу, а в ответ не получил с течением времени услуги примерно такой же ценности, то, баланс услуг нарушается; - баланс ущерба - если человеку нанесен существенный ущерб, то он испытывает желание причинить ответный ущерб тем людям, по чьей вине пострадал. Другими словами, человеку свойственно чувство мести. Поэтому важным социально-психологическим условием профилактики конфликтов является нанесение ущерба окружающим в процессе взаимодействия с ними. Нанесение ущерба нарушает сбалансированность межличностного или межгруппового взаимодействия и может стать основой конфликта); - сбалансированность самооценки и внешней оценки. Большое зна-чение при профилактике конфликтов имеет их регулирование. В США и многих других государствах в целях предупреждения конфликтов принято включать в договоры между фирмами, а также частными лицами специальные параграфы, в которых оговаривается поведение сторон при возникновении споpoв. Приложение № 7 Карточки с названиями эмоциональных состояний для упражнения «Изобрази состояние» Радость Злость Огорчение Влюбленность Гнев Печаль Разочарование Зависть Сомнение Любопытство Грусть Испуг Брезгливость Скорбь Ужас Горе Недоверие Приложение № 8 Карточки с буквами для упражнения «Печатная машинка» Г О В О Р Ю С Л О В А П О Б Е Ж А Л И В Л Е С Д Р А К И Н Е Б У Д Т С П О Р Э Т О П Л О Х О Н Е О Б И Ж А Й М Е Н Я Приложение № 9 Карточки с различными типами ситуаций для упражнения «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы» Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти. Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас. Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы. Учитель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика. Приложение № 10 Мини-лекция к занятию 4 К основным способам и приемам изменения своего поведения в предконфктной ситуации можно отнести следующие: - умение прекратить пли сгладить обостряющийся спор можно различными приёмами свести проблему к шутке; перевести разговор на другую тему; уступить, если проблема спора не особенно важна и др. Признаками высокого эмоционального накала могут быть мимика, покраснение лица, жесты, содержание, темп и тембр речи; - учитывать, что сообщаемая партнером информация может теряться и искажаться. Только из-за этого ваши с партнером позиции по проблеме могут значительно различаться. Именно это, а не действительные противоречия между людьми, может способствовать возникновению предконфликтиой ситуации; - децентрация — понятие противоположное по значению «эгоцентризму», способность видеть и обсуждать проблему с различных точек зрения; - сообщать партнеру, что он не прав, вовсе не обязательно при свидетелях, тем более настаивать на публичном признании неправоты и т.п. Необходимо быть твердым по отношению к проблеме и мягким по отношению к людям; - осознать, что тревожность и агрессивность сказываются как на восприятии ситуации, так и на характере взаимоотношений человека с окружающими, повышая конфликтность. Снижать собственную тревожность и агрессивность можно, используя аутогенную тренировку, физические упражнения, организуя полноценный отдых, поддерживая благоприятный социально- психологический климат в семье и т. п.; - контроль за собственным психическим состоянием, изменяющимся в течение суток, позволяет иногда существенно повлиять на свое восприятие и оценку складывающейся ситуации, учесть его с целью предупреждения собственной раздраженности; - окружающие так же, как и мы, обладают своими интересами и имеют право отстаивать их. В основу взаимодействия с ними должно быть положено сотрудничество, которое позволит учесть потребности обеих сторон; - улыбка — важный невербальный компонент общения. Она выполняет целый ряд позитивных функций и может приводить к уменьшению негативных эмоций, если они есть; - нужно рассчитывать не только на лучший, но и на худший вариант развития событий, быть готовым к нему и не завышать свой прогноз в отношении возможных поступков окружающих. Негативные эмоции - один из основных факторов, способствующих возникновению конфликтов. Они часто являются реакцией человека на заметное и значимое несовпадение реального хода развития событий с тем, на который он рассчитывал; - искренняя заинтересованность проявляется в стремлении понять проблемы партнера по общению, в желании помочь ему хотя бы советом, тем более что в условиях сложной и трудной жизни люди часто нуждаются в сочувствии; - в предупреждении конфликтов трудно переоценить роль здорового чувства юмора, которое способно разрядить ситуацию и снять собственное напряжение. Приложение № 11 Карточки с именами персонажей для упражнения «Найди пару» Крокодил Гена и Чебурашка Ильф и Петров Чип и Дейл Бони и Клайд Винипух и Пятачок Малыш и Карлосон Красавица и Чудовище Приложение № 12 Карточки с ролями для ролевой игры «Пиратский бриг» капитан - вправе обрывать речь любого старший помощник - вправе обрывать речь любого, кроме капитана штурман - вправе обрывать речь любого кроме капитана и старпома боцман-подхалим - вправе обрывать речь всех, кроме капитана и старпома и штурмана матрос-шут - всех, кроме капитана матрос-шут - всех, кроме капитана матрос-марионетка - вправе обрывать речь всех, кроме капитана и недовольных матросов (кочегаров) недовольные матросы (кочегаров) - вправе обрывать речь всех, кроме капитана и старпома недовольные матросы (кочегаров) - вправе обрывать речь всех, кроме капитана и старпома юнги - их обрывают все, они - никого. юнги - их обрывают все, они - никого. Приложение № 13 Образец анкеты Анкета оценки эффективности программы предупреждения конфликтов Вам предлагается ответить на вопросы о пройденных занятиях. Постарайтесь ответить на все вопросы, отвечайте искреннее. Помните, что нет «правильных» или «неправильных» ответов. 1. Какое влияние на Вашу жизнь оказал занятия 2. Какие основные моменты работы группы можете назвать 3. Что конкретно узнали о себе в группе: А) об уровни конфликтности Б) о типах поведения в конфликтной ситуации В) о стиле взаимодействия с людьми 4. Способствовали ли занятия изменению Вашего поведение в конфликтных ситуациях? 5. С какими проблемами столкнулись, когда пытались применить в жизни способы решения проблем, найденные на занятиях? 6. Оказали ли занятия влияние на выбор Вами оптимальных способов поведения в конфликте? 7. Какое влияние оказало Ваше участие в занятиях на близких для Вас людей? 8. Что в поведении ведущего помогало Вам лучше осознать нерациональность своего поведения в конфликтах, понять себя и искать решения своих проблем? 9. Что в поведении ведущего мешало Вам добиваться своих целей? 10. Какие отрицательные последствия Вы связываете с участием в программе? 11. Какой фразой смогли бы высказать то, что значит для Вас участие в данной программе? Список использованной литературы: 1. Бакли Р., Кейпл Дж. Теория и практика тренинга. СПб.: Питер, 2002. 2. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. СПб.: Питер, 2002. 3. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты поведения. СПб.: Питер, 2007. 4. Дмитриев А.В. Конфликтология: уч. пособие. М.: Гардарики, 2003. 5. Емельянова С.М. Практика по конфликтологии. СПб.: Питер, 2005. 6. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л., МГУ, 1990. 7. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструмент воздействия. СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002. 8. Жуков Ю.М., Петровская Л А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во Московского ун-та, 1990. 9. Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции. Ростов н/Д., Феникс, 2004. 10. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования групповой психотерапии. М.: Академ. Проект, 2003. 11. Кричевская Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М.: МГУ, 1991. 12. Лебедева М.М. Урегулирование социальных конфликтов // Политическая психология. Ростов-на-Дону, 1996. 13. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгина, СПб., 1994. 14. Психогимнастика в тренинге / Под. ред. Н.Ю. Хрящевой, СПб., Институт тренинга, 2006. 15. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. М.: Творческая педагогика, 1993. 16. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс - Универс, 1993. 17. Социальная конфликтология: уч. пособие. / Под ред. Морозова А.В., М.: изд. Центр «Академия», 2002. 18. Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе. М.: Институт психотерапии, 2005. 19. Тренинг межличностных взаимодействия / Под. ред. Бурнард Ф., СПб.: Питер, 2001. 20. Тренинг развития жизненных целей / Под ред. Е.Г. Трошихиной - СПб.: Речь, 2003. 21. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2003. 22. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. 23. Ялом И. Групповая психотерапия: теория и практика. / Пер с англ. – М.: Апрель Пресс, 2001. Автор-составитель: Гребнева Вера Юрьевна Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|