|
Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг «Мои изменения». ЗАНЯТИЕ 3Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 1583
Автор: Гребнева Вера Юрьевна
Название: Тренинг «Мои изменения». ЗАНЯТИЕ 3 Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ЗАНЯТИЕ 3
Цель и задачи: осознание каждым членом группы своих отрицательных черт, которые мешают им в разрешении конфликтных ситуаций, включение участников в процесс самосовершенствования. Наглядные материалы: Карточки с буквами, карточки с различными типами ситуаций, схема типов поведения в конфликтной ситуации. Первый этап: Приветствие друг друга, повторение правил тренинга («Здесь и теперь», искренность и открытость, принцип «Я», принцип активности, принцип конфиденциальности, правило «Говорите по существу», правило "ноль-ноль" (о пунктуальности), отказ от использования «ярлыков», контроль поведения, принцип ответственности, правило «Стоп», толерантность) (Приложение № 1), создание рабочей атмосферы. Упражнение 1. «Приветствие» В тренинга участники группы обмениваются мнениями и впечатлениями о предыдущем дне. Ведущий предлагает группе вопросы для обсуждения. Например: 1. "С каким настроением вы сегодня пришли на занятие?" 2. "Хотелось ли вам сегодня прийти в группу?" "Чего вы ждете от сегодняшнего занятия?" 3. "Чем вызваны. Упражнение 2. «Печатная машинка» Участникам загадывается слово или фраза. (Приложение № 8) Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши. Цель упражнения: разминка, выработка навыков сплоченных действий. Упражнение 3. «Говорю, что вижу» Сидя в круге, сейчас вы наблюдаете за поведением других и, по очереди, говорите, что вы видите относительно любого из участников. К примеру: “Коля сидит, положив ногу на ногу”, “Катя улыбается”. Ведущий следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения. После выполнения упражнения обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали участник. Цель упражнения: проигрывание ситуации безоценочных высказываний. Упражнение 4. «Умение дурачиться» Цель упражнения: выработка у участников группы умения вежливого отказа. В общении с приятелями испытайте свое умение чуть-чуть дурачиться. Например, вам предлагают: «Пойдем в кино?», а вы, напустив на себя важный вид, отвечаете: «Это надо всесторонне обдумать. Зайдите завтра». Если собеседник выразит вам свое негодование, то перестаньте паясничать и ответьте всерьез. Это маленькое актерство приучает вас владеть ситуацией. Так вы выигрываете небольшую паузу перед своим ответом в трудном диалоге. За время паузы собеседник проверяет себя: так ли уж ему требуется то, о чем он просит; у вас же за эти секунды складывается в голове наилучшая формулировка отказа, он прозвучит не обидно - приветливо и спокойно. Если эта проба у вас не получается, вы, скорее всего, не умеете ответить «нет», не обижая, а значит, вынуждены идти на поводу у других. Основной этап: Реализация поставленных целей, развитие навыков предотвращения конфликтов. Упражнение 5. «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы» Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. Ситуации можно предложить следующие: «Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти. Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас. Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы. Учитель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика». (Приложение № 9) Для каждого участника используется только одна ситуация. Можно разыграть данные ситуации в парах. На упражнение отводится 40-50 минут. Мини-лекция к занятию. Ведущий повторяет типы поведения в конфликтной ситуации (по Томасу): приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество и конкуренцию. (Приложение № 4) Цель упражнения: формирование адекватных реакций в различных ситуациях; "трансактный анализ" ответов и формирование необходимых "ролевых" пристроек. Третий этап: Завершение тренинга, снятие эмоциональной усталости, снижение нервно-мышечной напряженности. Упражнение 6. «Поругайся овощами» Цель: формирование умений выражать свои чувства, эмоции через определенные правила. Научить понимать шутку в различных ситуациях общения, объяснять свои чувства, развить коммуникативные навыки, научить выражать негативные эмоции конструктивными способами. Порядок выполнения и инструкция. «Иногда дети ссорятся и говорят друг другу обидные слова - ругаются. Сегодня я предлагаю вам поругаться необычными словами. Мы будем говорить не обидные слова, а названия овощей. В конце игры каждый участник говорит, какие чувства испытывал, когда его ругали «овощами». Упражнение 7. «Слепой – поводырь» Упражнение проводится в парах. В каждой паре выбирается "слепой" и "поводырь". Инструкция "поводырям": "Вы ведете своего партнера за собой. Глаза у него закрыты. Познакомьте его с окружающим миром". Участники в парах расходятся по комнате (возможен выход за пределы помещения). "Поводырь" ведет "слепого" за собой (или поддерживает его сзади), знакомит его с предметами окружающего мира, людьми, интерьером. Через десять минут участники меняются ролями. После участники рассказывают, как они себя чувствовали в роли "поводыря" и "слепого", было ли им удобно в этой роли, доверяли ли ни своему партнеру. Цель упражнения. Оно позволяет на собственном опыте почувствовать, что, значит, быть зависимым, кому-то из участников оно может напомнить отношения в семье, в классе, в дворовой компании. Упражнение 8. «Карлики и великаны» Все стоят в кругу. На команду: - все стоят, а на команду: - нужно присесть. Ведущий пытается запутать участников - приседает на команду . Цель – снятие напряжения. Упражнение 9. «Сигнал» Цель упражнения: улучшение атмосферы в группе. Участники стоят по кругу, достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. Упражнение 10. «Обратный отсчет» Цель: восстановление работоспособности, структурирование опыта, выравнивание эмоционального состояния. Порядок выполнения и инструкция. «Сядьте удобно. Закройте глаза и вспомните все в обратном порядке, начиная с того момента, как я закончу говорить. Вспомните все, как можно подробнее, что происходило на сегодняшнем тренинге, ничего не поясняя и не интерпретируя». Рефлексия проделанной работы. В конце участники делятся мнениями о том, что с каждым из них происходило. В частности, им предлагается рассказать о следующем: об общем впечатлении о занятиях; о том, что открыл в себе с помощью группы; о своих пожеланиях ведущему. Автор материала: Гребнева Вера Юрьевна Приложения. Тренинг по предупреждению конфликтов.doc Приложения. Тренинг по предупреждению конфликтов Приложение № 1 Принципы тренинга 1. «Здесь и теперь». Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа. 2. Искренность и открытость. Самое главное в группе — честность и открытость. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с собой настоящим. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе. 3. Принцип Я. Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осу-ществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: «я чувствую...», «мне кажется...» Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач психокоррекции — научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. 4. Активность. В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Большинство упражнений подразумевает включение всех участников. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право выска-заться по завершении упражнения. 5. Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно оставаться внутри группы — естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. 6. Отказ от использования «ярлыков». Участники группы должны стремиться к пониманию, а не к оценке. Оценки — это ярлыки, которыми можно охарактеризовать человека в целом. Вместо того чтобы глобально оценивать личность человека, лучше говорить об отдельных ее аспектах, о поведении. Тогда можно избежать оскорблений и унижения достоинства другого человека. 7. Контроль поведения. Этот принцип выражается в формулах: «Обо всем можно говорить, но не все можно делать»; «Нельзя бесконтрольно проявлять свои эмоции, прежде всего агрессивные и сексуальные». Во время специальных групповых занятий иногда позволяется или поощряется реализация своих чувств, но только при условии контроля. Например: выражение подавляемых чувств при помощи приемов, практикуемых в энкаутер-группах (нанесение ударов кулаками по подушке, заменяющей человека, спровоцировавшего агрессию, поглаживание и укачивание члена группы, который нуждается в жалости и утешении, и т.п.). 8. Ответственность. Каждый участник группы берет на себя ответственность за других членов группы. Он принимает обязательство не пропускать занятия и не бросать группу. Но если напряжение будет расти и желание покинуть группу перевесит желание освободиться от своих проблем, то участник группы должен сообщить о своем решении, а не исчезать без предупреждения. 9. Правило «Стоп». Каждый участник имеет право без каких-либо объяснений остановить любой разговор, касающийся его личности. Остальные члены группы обязаны уважительно отнестись к его просьбе. Это право дает участникам уверенность и чувство самозащиты против давления группы. Обладание этим правом приводит к тому, что к нему прибегают очень редко. 10. Толерантность. Клиенты должны с терпимостью относиться ко всем откровенным суждениям других участников группы, хотя содержание этих суждений может не соответствовать их собственным убеждениям и их собственной морали. 11. Закон "ноль-ноль" (о пунктуальности). Все участники должны собираться до установленного времени. 12. Говорите по существу. Иногда учащиеся отклоняются от обсуждаемой темы. Вместо того, чтобы одергивать участника, руководитель дискуссии в этом случае может сказать: "Я не совсем понимаю, как это связано с нашей темой. Не мог бы ты пояснить, что имеется в виду?" Приложение № 4 Наглядный материал Пять способов регулирования конфликтов К. Томаса 1. Соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. 2. Приспособление, означающие в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. 3. Компромисс 4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. 5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обоих сторон. При избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха, при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. Приложение № 8 Карточки с буквами для упражнения «Печатная машинка» Г О В О Р Ю С Л О В А П О Б Е Ж А Л И В Л Е С Д Р А К И Н Е Б У Д Т С П О Р Э Т О П Л О Х О Н Е О Б И Ж А Й М Е Н Я Приложение № 9 Карточки с различными типами ситуаций для упражнения «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы» Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти. Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас. Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы. Учитель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика. Список использованной литературы: 1. Бакли Р., Кейпл Дж. Теория и практика тренинга. СПб.: Питер, 2002. 2. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. СПб.: Питер, 2002. 3. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты поведения. СПб.: Питер, 2007. 4. Дмитриев А.В. Конфликтология: уч. пособие. М.: Гардарики, 2003. 5. Емельянова С.М. Практика по конфликтологии. СПб.: Питер, 2005. 6. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л., МГУ, 1990. 7. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструмент воздействия. СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002. 8. Жуков Ю.М., Петровская Л А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во Московского ун-та, 1990. 9. Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции. Ростов н/Д., Феникс, 2004. 10. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования групповой психотерапии. М.: Академ. Проект, 2003. 11. Кричевская Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М.: МГУ, 1991. 12. Лебедева М.М. Урегулирование социальных конфликтов // Политическая психология. Ростов-на-Дону, 1996. 13. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгина, СПб., 1994. 14. Психогимнастика в тренинге / Под. ред. Н.Ю. Хрящевой, СПб., Институт тренинга, 2006. 15. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. М.: Творческая педагогика, 1993. 16. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс - Универс, 1993. 17. Социальная конфликтология: уч. пособие. / Под ред. Морозова А.В., М.: изд. Центр «Академия», 2002. 18. Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе. М.: Институт психотерапии, 2005. 19. Тренинг межличностных взаимодействия / Под. ред. Бурнард Ф., СПб.: Питер, 2001. 20. Тренинг развития жизненных целей / Под ред. Е.Г. Трошихиной - СПб.: Речь, 2003. 21. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2003. 22. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. 23. Ялом И. Групповая психотерапия: теория и практика. / Пер с англ. – М.: Апрель Пресс, 2001. Автор-составитель: Гребнева Вера Юрьевна Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|