|
Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожностьКатегория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 1364
Автор: Красноборова В.С.
Название: Зачем психологу измерять школьную тревожность Формат: HTML Язык: Русский Как сказала одна из учителей в нашей школе: «перестаем видеть деревья за лесом». Зачастую учителя перестают видеть индивидуальность каждого отдельного ученика. Это можно понять – у каждого учителя, особенно в среднем и старшем звене, настолько много учеников, что не хватает ни времени, ни сил разбираться в психологических особенностях каждого.
Однако бывает и другая ситуация, когда учитель четко отслеживает душевное состояние ученика, видит его беспокойство. Но не знает причин. В обеих описанных ситуациях необходимо участие школьного психолога. И инструмент, которым он может пользоваться – диагностика тревожности. Возможны разные варианты. 1. Индивидуальная диагностика ученика по запросу родителей и/или учителя. В ситуации, когда учитель или родитель замечают у ребенка проявления излишней школьной тревожности, они могут обратиться к школьному психологу. Возможно предположить, что большую роль здесь играют именно родители, которые могут обратить внимание на душевное состояние своего ребенка. Учитель же, хотя и заметит тревожность ученика, может не учитывать ее и не обращаться к школьному психологу потому, что зачастую тревожные дети не являются проблемными. Они исправно выполняет домашние задания, старательны на уроках. Но при этом неизвестно, сколько душевных сил для этого требуется. 2. Исследование тревожности всей параллели учеников. Такие мониторинги наиболее целесообразно проводить на переломных для учеников моментах: при поступлении в школу, выходе из младшей школы (конец 4 класса), на начало обучения в средней школе (5 класс), перед выпускными экзаменами. Исследование школьной тревожности при поступлении в 1 класс дает представление о возможностях каждого конкретного ученика адаптироваться к обучению в школе. Это стартовая информация для учителя. На данном этапе учитель еще никак не влиял на уровень школьной тревожности. В 4-5 классах уже возможно более детальное исследование тревожности. Во-первых, оценка общего уровня тревожности и его динамики по каждому аспекту школьной жизни. Для этих целей удобно использовать тест школьной тревожности Филлипса. В нашем опыте при сопоставлении данных по классам между собой мы видели, что картина в разных классах отличается. Так в 5А наибольшее число учеников с повышенным уровнем тревожности отмечается в факторе «проблемы и страхи в отношениях с учителями» (Приложение 1). Тогда как в 5Б классе наибольшую тревогу вызывают ситуации проверки знаний, а также больше страха самовыражения. Учителя в 5Б классе не знали этого. Хотя в ходе индивидуальных консультаций с учениками было выяснено, что в классе принято высмеивать учеников у доски. Учителя не придавали этому значения. А данные диагностики тревожности показали, что на это надо обратить внимание, ведь много учеников из-за насмешек сильно переживают. Представление информации об уровне тревожности по каждому фактору при использования теста школьной тревожности Филипса в виде диаграммы позволяет наглядно продемонстрировать различия между классами (Приложение 1). Особый повод для размышлений учителя – это большое количество учеников в классе начальной школы с высоким уровнем тревожности по фактору «проблемы и страхи в отношениях с учителями», особенно когда по данным диагностики в 1 классе таких показателей не было. Однако фактор «низкая сопротивляемость стрессу» показался нам не очень информативным. Он позволяет выделить детей, которые физически плохо переносят стресс и повышенных школьные нагрузки, что весьма важно. Однако мы наряду с тестом школьной тревожности активно используем методику цветовых предпочтений Люшера. Она позволяет увидеть эмоциональное состояние каждого ученика на каждом уроке, а также оценить уровень физиологической энергии и работоспособности, что полезно знать учителю для лучшего понимания состояния учеников. Зачастую у школьного психолога не остается сил и времени для работы с выпускными классами. Однако диагностика школьной тревожности в 11 классе может быть весьма полезной. Как нам кажется, учителя иногда забывают о таком явлении, как оптимальный уровень тревожности. Некоторые учителя считают, что высокая тревожность в 11 классе – это хорошо, так как подстегивает ученика еще лучше готовиться к выпускным экзаменам. При такой позиции учитель намеренно накаляет учеников. Однако такой подход сложно назвать гуманным: кто может сказать, на каком моменте такого излишне эмоционально напряженного существования ресурсы ученика иссякнут, и он сломается? К тому же в 1988 году Кочубей Б. И., Новикова Е. В. выяснили связь между успеваемостью и уровнем школьной тревожности. Рис. 1 Как видно из Рис.1, высокий уровень тревожности далеко не залог отличной учебы. Есть оптимальный уровень тревожности, имея который ученик может чувствовать себя достаточно эмоционально комфортно и при этом иметь хорошую успеваемость. Исследование школьной тревожности плотно вошло в график работы школьных психологов. Это удобный инструмент отслеживания эмоционального состояния и адаптированности учеников на протяжении всей школьной жизни ребенка с 1 по 11 класс. Приложение 1 Педагог-психолог, МАОУ Гимназия №70, г. Екатеринбург: Красноборова В.С. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|