Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 1369

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Как сказала одна из учителей в нашей школе: «перестаем видеть деревья за лесом». Зачастую учителя перестают видеть индивидуальность каждого отдельного ученика. Это можно понять – у каждого учителя, особенно в среднем и старшем звене, настолько много учеников, что не хватает ни времени, ни сил разбираться в психологических особенностях каждого.
Однако бывает и другая ситуация, когда учитель четко отслеживает душевное состояние ученика, видит его беспокойство. Но не знает причин.
В обеих описанных ситуациях необходимо участие школьного психолога. И инструмент, которым он может пользоваться – диагностика тревожности.
Возможны разные варианты.
1. Индивидуальная диагностика ученика по запросу родителей и/или учителя.
В ситуации, когда учитель или родитель замечают у ребенка проявления излишней школьной тревожности, они могут обратиться к школьному психологу. Возможно предположить, что большую роль здесь играют именно родители, которые могут обратить внимание на душевное состояние своего ребенка. Учитель же, хотя и заметит тревожность ученика, может не учитывать ее и не обращаться к школьному психологу потому, что зачастую тревожные дети не являются проблемными. Они исправно выполняет домашние задания, старательны на уроках. Но при этом неизвестно, сколько душевных сил для этого требуется.
2. Исследование тревожности всей параллели учеников.
Такие мониторинги наиболее целесообразно проводить на переломных для учеников моментах: при поступлении в школу, выходе из младшей школы (конец 4 класса), на начало обучения в средней школе (5 класс), перед выпускными экзаменами.
Исследование школьной тревожности при поступлении в 1 класс дает представление о возможностях каждого конкретного ученика адаптироваться к обучению в школе. Это стартовая информация для учителя. На данном этапе учитель еще никак не влиял на уровень школьной тревожности.
В 4-5 классах уже возможно более детальное исследование тревожности. Во-первых, оценка общего уровня тревожности и его динамики по каждому аспекту школьной жизни. Для этих целей удобно использовать тест школьной тревожности Филлипса. В нашем опыте при сопоставлении данных по классам между собой мы видели, что картина в разных классах отличается. Так в 5А наибольшее число учеников с повышенным уровнем тревожности отмечается в факторе «проблемы и страхи в отношениях с учителями» (Приложение 1). Тогда как в 5Б классе наибольшую тревогу вызывают ситуации проверки знаний, а также больше страха самовыражения. Учителя в 5Б классе не знали этого. Хотя в ходе индивидуальных консультаций с учениками было выяснено, что в классе принято высмеивать учеников у доски. Учителя не придавали этому значения. А данные диагностики тревожности показали, что на это надо обратить внимание, ведь много учеников из-за насмешек сильно переживают.
Представление информации об уровне тревожности по каждому фактору при использования теста школьной тревожности Филипса в виде диаграммы позволяет наглядно продемонстрировать различия между классами (Приложение 1).
Особый повод для размышлений учителя – это большое количество учеников в классе начальной школы с высоким уровнем тревожности по фактору «проблемы и страхи в отношениях с учителями», особенно когда по данным диагностики в 1 классе таких показателей не было.
Однако фактор «низкая сопротивляемость стрессу» показался нам не очень информативным. Он позволяет выделить детей, которые физически плохо переносят стресс и повышенных школьные нагрузки, что весьма важно. Однако мы наряду с тестом школьной тревожности активно используем методику цветовых предпочтений Люшера. Она позволяет увидеть эмоциональное состояние каждого ученика на каждом уроке, а также оценить уровень физиологической энергии и работоспособности, что полезно знать учителю для лучшего понимания состояния учеников.
Зачастую у школьного психолога не остается сил и времени для работы с выпускными классами. Однако диагностика школьной тревожности в 11 классе может быть весьма полезной. Как нам кажется, учителя иногда забывают о таком явлении, как оптимальный уровень тревожности. Некоторые учителя считают, что высокая тревожность в 11 классе – это хорошо, так как подстегивает ученика еще лучше готовиться к выпускным экзаменам. При такой позиции учитель намеренно накаляет учеников. Однако такой подход сложно назвать гуманным: кто может сказать, на каком моменте такого излишне эмоционально напряженного существования ресурсы ученика иссякнут, и он сломается? К тому же в 1988 году Кочубей Б. И., Новикова Е. В. выяснили связь между успеваемостью и уровнем школьной тревожности.

Рис. 1
Как видно из Рис.1, высокий уровень тревожности далеко не залог отличной учебы. Есть оптимальный уровень тревожности, имея который ученик может чувствовать себя достаточно эмоционально комфортно и при этом иметь хорошую успеваемость.
Исследование школьной тревожности плотно вошло в график работы школьных психологов. Это удобный инструмент отслеживания эмоционального состояния и адаптированности учеников на протяжении всей школьной жизни ребенка с 1 по 11 класс.
Приложение 1

Педагог-психолог, МАОУ Гимназия №70, г. Екатеринбург: Красноборова В.С.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Светлана Клименко. Пропедевтика школьной тревожности
  • Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 1-ых классов в адаптационный период
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Мониторинг результатов диагностики адаптации первоклассников и пятиклассников к школе
  • Чуксина Екатерина Сергеевна. Сказкотерапия как метод коррекции школьной тревожности у старших дошкольников 6-7 лет
  • Полевая Алёна Сергеевна. Причины и особенности проявления тревожности в старшем дошкольном возрасте
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Протченко Алла Витальевна. Влияние создания мультфильмов на снятие тревожности в дошкольном возрасте.
  • Определение тревожности методом наблюдения (А.И.Захаров)
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье учеников и личностные особенности учителя
  • Никонова Алина Владимировна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Педагогические средства коррекции повышенной тревожности детей среднего дошкольного возраста»
  • Васюкова Анастасия Александровна. Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе ребенком 5-6 лет с повышенным уровнем тревожности
  • Петрина Наталья Вадимовна. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Ахвердиев Тофик Акберович. Психологическая диагностика школьников
  • Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности
  • Сухорослова Анна Николаевна. Коррекция тревожности в дошкольном возрасте
  • Потапович Юлия Владимировна. ТРЕВОЖНЫЙ РЕБЕНОК
  • Сухорослова Анна Николаевна, Душкина Татьяна Евгеньевна. Коррекция тревожности в старшем дошкольном возрасте.
  • Кузяшина Светлана Петровна. Рекомендации родителям по снижению тревожности в период карантина (самоизоляции)
  • Притча «Ученик-пьяница»
  • Притча «Лучший день в неделе»
  • Притча «Три вида учеников»
  • Белоусова З. И., Мищик Л. И. Психодиагностика в начальной школе. Методическое пособие для практического психолога и учителя начальной школы.
  • Абакарова Нюрсият Дагировна. Комплекс игр для развитие эмоциональной сферы
  • Анкета тревожности ребенка
  • Редактор. ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
  • Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. ПРОГРАММА 'Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста'
  • Коррекционно-развивающая программа повышения самооценки, уверенности и снижение тревожности у детей 2-х классов
  • Жаркова Л.Г. К здоровью ученика через здоровье учителя
  • Детский сад. Консультация для воспитателей «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе»
  • Адаптация первоклассников к школьному оцениванию
  • Притча «Два учителя»
  • Редактор. Сочинения на тему - Мой любимый учитель
  • Зачем нужен школьный психолог?
  • Альбина Исангазина. ПРОЕКТ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ. ТЕМА: «СКОРО В ШКОЛУ»
  • Притча «Профессор для школы»
  • Притча «Страх перед неизвестным»
  • Бирюкова Мария Евгеньевна. Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога «Путешествие в волшебную Страну Звуков»
  • Глубокова Евгения Александровна. Формирование познавательной компетентности как условие успешной школьной адаптации
  • Притча «Единственное, что нельзя накопить»
  • Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровья
  • Притча «Повторяй!»
  • Оценка уровня тревожности и предрасположенности к неврозу родителей ребенка (А.И.Захаров)
  • Елена Жаренко. Сочинение на тему: 'Учитель в наше время'
  • Шаповалов А.В., Ященко И.В. Вертикальная математика для всех. Готовимся к задаче С6 ЕГЭ с 6-го класса
  • Рогова Наталья Николаевна. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
  • Притча «Это моё»
  • Алымова Екатерина Александровна. Преемственность в работе детского сада и школы (из опыта работы)
  • Меркулова Т.В. и др. Учимся учиться и действовать. 2 класс. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. Рабочая тетрадь в 2 частях



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь