Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 949

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Цели: стабилизация психоэмоционального состояния, интеграция знаний учеников о человеческих эмоциях и повышение их эмоциональной компетентности.
Задачи:
• дать определение понятия «эмоция»;
• ознакомиться с общими вехами в «истории развития» человеческих эмоций;
• изучить основные функции эмоций;
• ознакомиться с основными классификациями эмоций;
• научиться «разграничивать» эмоции, понимать градацию эмоциональных состояний в ходе практического занятия (практикума).


Форма проведения: групповая (возможно и индивидуальная).
Метод проведения: информирование с элементами практикума.
Целевая аудитория: учащиеся 8-11 классов.
Материально-техническое обеспечение: интерактивная доска, маркер, карточки из приложения 1 и 2 к занятию, наглядные пособия из приложения 3 к занятию.
Занятие подготовила и провела педагог-психолог ОГКОУ «Магаданский областной детский дом № 2» Уманец Д.С.
Беседа подготовлена на основе теоретических материалов см. Список литературы.
Ход беседы
Педагог-психолог: здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о человеческих эмоциях. Наверняка вам кажется, что вы уже все знаете об эмоциях, но я сегодня предлагаю вам не просто скучную лекцию или беседу на тему «Что я знаю об эмоциях», а краткий практикум с новой интересной информацией о человеческих эмоциях.
Эмоции, в строгом значении слова - это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства. Поэтому понятие эмоция уже, чем понятие чувство. В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий.
Происхождение эмоций: (вопрос по пройденной теме: что такое потребности и какие потребности являются базовыми, основополагающими?). По мере эволюции наших предков период взросления и обучения молодых особей становился все более длительными требовался все больший и больший срок, чтобы научиться добывать пищу, заботиться о себе. Для того чтобы ребенок выжил, между ним и человеком, заботившимся о нем (обычно это мать), должна была возникнуть тесная взаимная привязанность (младенец просто не выжил бы, если бы его мать не испытывала мощной потребности держать его на руках. Ребенок во всем зависит от матери: она удовлетворяет его потребности в пище, тепле, уходе, защищает его от опасности.). Мы не знаем, каким образом она возникла и как трансформировалась в ходе эволюции, но, основываясь на данных современных исследований, можно с уверенностью утверждать, что цементирующим фактором взаимной привязанности матери и ребенка являются эмоции.
Функции эмоций: (наглядное пособие № 1) являясь субъективной формой выражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Эмоциональная жизнь человека наполнена многообразным содержанием. Эмоции выражают оценочное отношение к отдельным условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности, например, страх, гнев, к конкретным достижениям в ней радость, огорчение, к сложившимся или возможным ситуациям и т.п. Отношение к отражаемым явлениям как главное свойство эмоций представлено в их качественных характеристиках. К ним относятся знак: положительный, отрицательный и модальность: удивление, радость, отвращение, негодование, тревога, печаль и т.д. В динамике протекания самих эмоций длительность, интенсивность и др. и их внешнего выражения эмоциональной экспрессии в мимике, речи, пантомимике.
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Второй важнейшей функцией эмоций является экспрессивная и коммуникативная, она же является важнейшим фактором регуляции процессов познания. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Часть эмоционально-экспрессивных выражений является врожденной, некоторые, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний.
Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечетливают в памяти. Например, эмоция «успех-неуспех» обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности.
Мобилизирующая (побудительная) функция. То есть прямое побуждение к действию, определенные эмоции побуждают человека совершать то или иное действие (поступок), добиваться того или иного предмета с той целью,чтобы испытать те яркие эмоции, которые «запускает» это действие.
Функция «запуск стереотипных реакций». Как правило, срабатывает в критических (экстренных ситуация), когда нет времени на размышление (например, эмоция страх побуждает бегство (спасение) и т.д.). Дополнительные функции эмоций: отражательная (определении пользы и вреда события), регулятивная (снятие избытка эмоционального напряжения), переключательная (переоценка мотивов).
! Важно: интерактивная работа в ходе информирования, то есть ребята должны давать (предлагать) свои примеры эмоциональных проявлений в ходе беседы о той или иной функции эмоций.
Классификация эмоций.
I. По качественным параметрам.
1. По знаку (положительные и отрицательные).
2. По влиянию на деятельность человека (стенические и астенические).
Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Под влияние таких эмоций индивиду становится трудно промолчать, остаться бездействующим, проявляется готовность горы свернуть. И наоборот, иногда переживания вызывают своеобразную скованность, пассивность тогда идет речь об астенических эмоциях.
3. По рангу, по сложности/простоте (высшие и низшие).
Высшие (сложные) эмоции возникают в связи с удовлетворением общественных потребностей. Они появились в результате общественной (трудовой) деятельности. Например, эмоции нравственные (моральные) (чувства симпатии/антипатии, сочувствие, чувство долга), интеллектуальные (понимание), эстетические (проявляются при реакции на прекрасное).
Низшие (простые) эмоции вытекают из органических потребностей (неудовольствие от употребления горького продукта, раздражение от резких звуков и т.д.)
II. По силе длительности:
1. Настроение.
2. Страсть.
3. Аффект (физиологический).


Важно: интерактивная работа в ходе информирования, то есть ребята должны давать (предлагать) свои примеры эмоциональных проявлений в ходе беседы о той или иной функции эмоций. В заключении стоит сказать, что эмоции – одно из важнейших и необходимых для человека проявлений. Эмоции на протяжении всего существования человечества видоизменялись, интегрировались. Человечество не может жить без эмоциональных проявлений, эмоции – это язык человечества, ведь мы запросто можем понять грустный человек или веселый, даже если он иностранец. Человечество объединено эмоциями.
В завершении информирования необходимо провести обсуждение, выяснить все ли понятно, наметить дальнейшие перспективы работы и т.д.
Педагог-психолог отвечает на вопросы воспитанников.
Практикум.
Задание 1 «Шкала эмоций».
Участникам ведущий раздает карточки из приложения 1 к занятию и они выполняют следующие задания по инструкциям.
Инструкция к первому этапу: Ваша задача разделить по группам все карточки так, чтобы в группе были соответствующие состояния по шкале эмоций и сама эмоция.
Инструкция ко второму этапу: распределить в порядке возрастания эмоциональные состояния.
Задание 2 «О себе и других».
Ведущий раздает участникам карточки из приложения 2 к занятию и зачитывает инструкцию.
Инструкция: распределить все предложенные эмоции на две группы: «Эмоция о себе», «Эмоция о ближнем».
Список литературы:
1. Изард, К.Э. Психология эмоций / пер. с англ., - Спб. – 2009. – 464 с.
Приложение 1
Шкала эмоциональных проявлений Эмоция
Внимательный Концентрированный Собранный Интерес
Наслаждающийся Счастливый Радостный Радость
Удивленный Изумленный Пораженный Удивление
Унылый Печальный Сломленный Горе
Возбужденный Гневный Безумный Гнев
Чувствующий неприязнь Чувствующий отвращение Чувствующий омерзение Отвращение
Презрительный Пренебрегающий Надменный Презрение
Пугающий Страшный Сеющий панику Страх
Застенчивый Робкий Стыдливый Стыд
Сожалеющий Виноватый Раскаивающийся Вина


Приложение 2
Доверие Страх Брезгливость
Жалость Любовь Радость
Скука Досада Печаль
Гнев Грусть Ярость


Приложение 3

Автор материала: Уманец Дарья Сергеевна



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Гаенко Марина Викторовна. Конспект ООД для подготовительной группы «Путешествие на Остров Эмоций»
  • Багаева Алена Игоревна. «Мир Эмоций»
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Золотухина Наталья. Коррекционно – развивающее занятие на развитие понимания эмоциональных состояний. Тема «В мире эмоций»
  • Киреева Буляк Рашитовна. Конспект занятия с детьми старшей группы по эмоциональному развитию «Сказочные гномы»
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Борисенко Светлана Владимировна. Конспект НОД в средней группе «Путешествие в Сказочную страну эмоций»
  • Поморцева Ольга Александровна. Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога «Наши эмоции».
  • Сидоркина Наталья Анатольевна. Эмоции человека и особенности эмоционального развития детей
  • Никитина Вера Александровна. Электронное интерактивное дидактическое мультимедийное пособие «Калейдоскоп эмоций»
  • Хмелева Анна Сергеевна. НОД в подготовительной группе по эмоциональному развитию «Путешествие в мир эмоций»
  • Борзило Лилия Вениаминовна. Развивающая игра 'Путешествие в мир эмоций' Для детей 5-7 лет
  • Данилова Светлана Андреевна. Конспект НОД «Такие разные эмоции»
  • Садыкова Татьяна Мухаметовна. Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Путешествие в страну эмоций»
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Петухова Анна Анатольевна. Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Сказочный мир эмоций»
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Рогова Наталья Николаевна. Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.
  • Программа элективного курса по психологии ориентированная на изучение личностных особенностей, интересов и склонностей подростков – учащихся 9-х классов.
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Бояршинова Валентина Александровна. ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема: «В городе эмоций»
  • Бояршинова Валентина Александровна. План — конспект родительского собрания-практикума «РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ОБЩЕНИИ»
  • Эмоция; emotion
  • Тренинг развитие навыков целеполагания у подростков. Часть 1
  • Павлова Валентина Михайловна. Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности «Поиск эмоций»
  • Олеся Строкач. Родительское собрание с использованием ИКТ на тему: 'Эмоциональное развитие детей'
  • Разрядка; discharge
  • Человеческий мозг распознает эмоции за 0,2 секунды
  • Писарева Татьяна Станиславовна. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольника с общим недоразвитием речи
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Экман Пол - Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь
  • Главный Редактор. Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области 'Музыка' в соответствии с требованиями ФГТ
  • Программа психологической коррекции эмоциональной сферы подростков 14 - 16 лет с интеллектуальными нарушениями. "Планета эмоций"
  • Степаненко Наталья Михайловна. Статья 'Мир эмоций дошкольника. Как сделать его ярче?'
  • Вилюнас В.К. Психология эмоций. Тексты.
  • Фазы развития стрессовых нарушений по Косицкому Григорию Ивановичу
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Сигаева Нэля Викторовна. Развитие творческого воображения и эмоционального благополучия детей (из опыта работы)
  • Ботокс лишает эмоций
  • Марач Олеся Владимировна. Познавательно-исследовательская игра в старшей группе «Мир эмоций: Удивление»
  • Раевская Оксана Витальевна. Методы диагностики эмоциональной сферы
  • Коробкова Оксана Владиславна. Конспект открытого занятия педагога-психолога в старшей группе «Путешествие в страну эмоций».



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь