|
Новопольцева Ромэна Васильевна. Сценарий занятия «На пороге профессионального выбора»Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 741
Автор: Новопольцева Ромэна Васильевна
Название: Сценарий занятия «На пороге профессионального выбора» Формат: Смешанный Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Новопольцева Ромэна Васильевна. Сценарий занятия «На пороге профессионального выбора»
Пояснительная записка Проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения выпускников в современном обществе становится все более актуальной. Важнейшим аспектом профориентации нашего лицея является профессиональное сопровождение обучающихся с учетом их способностей и интересов, а также потребностей общества. В лицее, на основе работы Г.В. Резапкиной «Формирование профессионального самоопределения обучающихся», разработана программа профориентационных занятий «Беседы о самоопределении». Проблема выбора профессии существовала всегда. Одним из факторов, осложняющих выбор профессионального пути, является недостаток информации о себе и профессии. На уроках самоопределения обучающиеся лучше узнают себя благодаря прохождению специальных заданий и упражнений, снижая тем самым вероятность ошибки, связанной с неверной самооценкой, иногда заниженной, а чаще – завышенной. Представления обучающихся о профессии тоже могут быть оторваны от реальности. Чтобы избежать возможного разочарования, детям предоставляется возможность как можно больше узнать о будущей профессии: не только её содержание, но и условия труда, медицинские противопоказания, пути получения профессии. На занятиях используется индивидуальный подход, и каждый ученик получает личные результаты исследований, что очень важно, так как часто молодые люди, повинуясь «стадному» инстинкту, выбирают профессию «за компанию», забывая, что нет двух совершенно одинаковых людей, что выбирается образ жизни на долгие годы жизни. Данное занятие проводится в начале учебного года педагогом – психологом как вводное в серии профориентационных занятий или классным руководителем в форме классного часа. Может быть использовано для обучающихся 8-11 классов (с незначительными изменениями). Конспект занятия по теме: «На пороге профессионального выбора» Цели: 1. Развитие представлений о профессиональных интересах; 2. Определение типа будущей профессии. Задачи: 1. Обозначить проблему выбора профессии. 2. Ознакомить с классификацией профессий. 3. Выявить интерес к определённой профессиональной группе. 4. Определить тип будущей профессии. Материалы: профессиональная карта обучающегося; опросники и бланки к методикам «Дифференциально – диагностический опросник», «Опросник профессиональных предпочтений», «Одно из двух»; компьютер, медиапроектор (при наличии). На занятии проводится групповая диагностика профессиональных интересов и склонностей с помощью 2 методик: «Дифференциально-диагностического опросника» (Е.А.Климова), «Одно из двух» (модификация методики Дж.Холланда), которые уточняют и конкретизируют профессиональные намерения учащихся. Бланки методик сконструированы таким образом, что учащиеся тут же самостоятельно подсчитывают результаты и знакомятся с интерпретацией. В ходе мотивационной беседы, которая не должна превышать 15 минут, учащиеся узнают о целях предстоящей работы и её значимости для них на данном этапе жизни. Слайд №1 Работа занимает примерно третью часть жизни. Обидно потратить столько времени на дело, не приносящее ни удовольствия, ни пользы. Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой потенциал, избежать разочарования, обеспечить себя и свою семью. Любая работа, даже самая интересная и любимая, требует напряжения и самоотдачи. Чтобы стать профессионалом, надо, во-первых, правильно выбрать профессию. Какой выбор можно считать правильным? Выбор, сделанный с учетом своих возможностей — интеллектуальных, физических, психологических. Однако этого недостаточно. Ваши возможности могут полностью соответствовать требованиям профессии. Но если эта профессия не пользуется спросом на рынке труда, то ваши замечательные способности окажутся невостребованными. По данным социологических исследований, более половины выпускников высших учебных заведений работают не по специальности. Это — потерянные годы и выброшенные на ветер деньги. Между тем, работодатели все меньше обращают внимание на высшее образование, качество которого снижается. И ребята, выбравшие профессию, руководствуясь своими способностями и требованиями рынка труда, а не соображениями престижа, быстрее добиваются успеха. Выбор профессии — это ваше личное дело. Вы принимаете решение и несете за него ответственность. Задача взрослых – помочь вам получить достоверную информацию о ваших профессиональных интересах и склонностях, специфике профессий и возможности их получения и вашего трудоустройства. Мотивы выбора профессии у всех разные. Для одних главное — гарантированное трудоустройство, для других — высокая зарплата, кто-то получает удовольствие от самой работы. Что важно для тебя? Сегодня мы приблизимся к решению этого вопроса. В течении занятии вы будете поэтапно заполнять предложенную вам профессиональную карту. Слайд №2 Обучающимся в начале занятия выдаются профессиональные карты, объясняется их содержание(Приложение 1). В конце урока, получив результат, те из вас, кто уже выбрал профессию, смогут подтвердить свой выбор или усомниться в нем, а те, кто еще не выбрал будущую профессиональную деятельность, смогут рассмотреть несколько вариантов. Правильно выбрать профессию легко: для этого надо, чтобы совпали три условия. Слайд №3 Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ). Слайд №4 Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ). В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО). В жизни всё намного сложнее: хочется одно, «можется» другое, а надо – третье. Эти условия можно представить в виде окружностей Слайд №5: 1 вариант. Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются, это означает, он хочет делать то, чего делать не может, в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают. 2 вариант. Требования рынка, возможности и желания человека могут пересекаться. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что найти компромисс между тремя условиями профессиональной успешности реально. По мере освоения профессии может расти интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда. 3 вариант. Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека — редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие. Вы, наверное, обращали внимание, как быстро и безошибочно библиотекарь находит нужную читателю книгу. Найти книгу помогает классификация — правила размещения книг. На уроках биологии вы изучаете классификацию животных и растений, на уроках химии – классификацию химических элементов. Классификация — это осмысленный порядок вещей. Классификация профессий строится по своим законам. В разных странах действуют классификации, которые объединяют профессии по разным признакам: месту работы, степени самостоятельности, скорости продвижения по службе и т. д. У нас в стране чаще всего используется классификация профессий Е.А. Климова Слайд №6: Человек-Человек. К этой группе относятся профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием, лечением, защитой людей. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми. • Назовите профессии этой группы (врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод). Человек-Техника. К этой группе относятся профессии, связанные с проектированием, производством и обслуживанием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Эти профессии требуют от человека практических навыков, технических способностей, точности, хорошего здоровья. • Назовите профессии этой группы (инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, испытатель двигателей и др.). Человек-Природа. К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Людей этих профессий объединяет деятельная, а не созерцательная любовь к природе. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем. • Назовите профессии этой группы (агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и др.) Человек-Знак. К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда для этих профессий является информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. • Назовите профессии этой группы (экономист, бухгалтер, лингвист, математик, программист, документовед и др.) Человек-Искусство. К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие. • Назовите профессии этой группы (художник, писатель, актер, режиссер, музыкант и др.) Многие профессии трудно отнести к одному предмету труда. Например, секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми. Хороший учитель кроме профессиональных знаний и умения общаться должен обладать артистизмом. Какой вид деятельности кажется вам наиболее привлекательным? Сейчас мы проведём исследование, которое ответит на этот вопрос. Далее проводится диагностика профессиональных интересов по методике «ДДО» Е.А.Климова Слайд №7. (Приложение 2). Примечание. Когда ребята подсчитают число баллов, скажите, что каждый столбец – это группа определённой профессиональной деятельности. (Слайд №8). Чем больше баллов, тем выше интерес к этому виду деятельности. Попросите поднять руки тех, у кого больше всего баллов в первом, втором и т.д. столбце, только затем раскрывая их значение. Далее детям раздаются примеры профессиональной деятельности группы, представляющей для обучающегося наибольший интерес (Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5). Поинтересуйтесь, у кого результаты совпали с собственными представлениями о себе. Важно спросить, у кого результаты методики не совпали с личными интересами, и пояснить, что это – еще более ценный результат, потому что он открывает новые возможности и варианты, расширяет представление о себе. В каждом классе есть ребята, проявляющие одинаковый интерес к нескольким группам профессий. Хотя по одной методике нельзя делать определенных выводов, на этих ребят следует обратить внимание, потому что, скорее всего, они ещё даже не задумывались о выборе будущей профессии. Групповая консультация не может помочь всем – есть более сложные случаи, которые могут рассматриваться только в ходе индивидуальной консультации психолога. Результаты работы по данной методике могут учитываться при комплектовании профильных классов. Профессиональная успешность во многом зависит от того, насколько человек и работа подходят друг другу. Прочитайте следующие утверждения и подумайте, какая деятельность вам ближе всего. Дети продолжают работать с профессиокартой, заполняя таблицу «ОПП» (Опросник профессиональных предпочтений) - 1 этап. Методика представлена в Приложении 6. Эти утверждения относятся к шести профессиональным типам личности, иногда ярко выраженным. Но чаще всего в человеке сочетаются два или три профессионального типа. Например, хороший учитель должен иметь потребность помогать людям, быть хорошим организатором и обладать артистическими способностями. Американский ученый Дж.Холланд считает, что успех в профессиональной деятельности и удовлетворенность своим трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личности и профессии. Его методика поможет вам определить свой профессиональный тип. Дети продолжают работать с профессиокартой, заполняя таблицу «ОПП» (Опросник профессиональных предпочтений) - 2 этап, используя методику Дж. Холланда в модификации Г. В. Резапкиной «Одно из двух» (Приложение 7). В данной методике объединены две самые известные и теоретически обоснованные типологии, которые не противоречат, а дополняют друг друга. По Е. А. Климову, каждый человек согласно своему интересу выбирает определённую группу профессий. По Дж. Холланду, профессиональный успех, удовлетворенность своим трудом зависят от профессионального типа личности (реалистический, интеллектуальный, социальный, офисный, предпринимательский, артистический) (Слайд №9). 1. Реалистический тип. Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны — их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверенны в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям. Близкие типы: интеллектуальный и офисный. Противоположный тип — социальный. 2. Интеллектуальный тип. Людей этого типа отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу и условия, дающие свободу для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Близкие типы: реалистический и артистический. Противоположный тип: предпринимательский. 3. Социальный тип. Люди этого типа предпочитают профессиональную деятельность, связанную с частыми контактами с другими людьми: обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди социального типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте. Близкие типы: артистический и предпринимательский. Противоположный тип: реалистический. 4. Офисный тип. Люди этого типа склонны к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками), отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко определенную деятельность. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений. Близкие типы: реалистический и предпринимательский. Противоположный тип: артистический. 5. Предпринимательский тип. Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, самостоятельно принимают решения, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей. Близкие типы: офисный и социальный. Противоположный тип: исследовательский. 6. Артистический тип. Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они обладают обостренным восприятием и талантом общения, избегают жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством. Близкие типы: интеллектуальный и социальный. Противоположный тип: офисный. В методике попарно сравниваются 60 профессий, относящихся к разным типам. Примечание. Учащимся важно внимание учителя к результатам их работы, им интересно узнать результаты других и рассказать о своих. Спросите, кто по этому тесту относится к каждому профессиональному типу. Поинтересуйтесь, совпадают ли полученные результаты с собственными представлениями о себе, мнением одноклассников. Шесть типов – это шесть вершин шестиугольника (Слайд №10). Эта методика не только помогает понять, чем следует заниматься, но и предупреждает, какой вид деятельности лучше не выбирать. Например, О (офисный тип) и А (артистический тип), И (исследовательский тип) и П (предпринимательский тип), С (социальный тип) и Р (реалистический тип) расположены на противоположных углах шестиугольника. Это означает, человеку с артистическими склонностями будет сложно адаптироваться в офисной среде, и наоборот. • Встречались ли вам взрослые, профессия которых не совпадает с их профессиональным типом? В чем это выражается? В чистом виде эти профессиональные типы встречаются редко – правильнее говорить о преобладающем типе личности. Выбирая профессию, необходимо учитывать свой профессиональный тип. Если профессия не соответствует вашему типу личности, работа будет даваться вам ценой значительного нервно-психического напряжения. Упражнение «Профессиональный девиз». Прочитайте высказывания и подумайте, к какому профессиональному типу личности можно отнести каждое из них: Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать. Шенк Научная работа не подходит человеку, который обеими ногами стоит на земле и обеими руками тянется к долларам. М. Ларни Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач. В. Бехтерев Офис может работать без шефа, но не без секретаря. Дж. Фонда Специальность налетчика куда менее заманчива, чем смежные с ней профессии политика или биржевого спекулянта. О. Генри Только поэты и женщины умеют обращаться с деньгами так, как деньги того заслуживают. А. Боннар • С какими высказываниями вы согласны, а с какими – нет? Почему? Предложите свой девиз. (Слайд №11). Призвание — высший уровень профессиональной пригодности – это не только абсолютное совпадение требований профессии и личностных, физиологических, интеллектуальных особенностей человека, но и ярко выраженный интерес к этому виду деятельности, граничащий с любовью. Наше занятие мне хотелось бы закончить небольшим отрывком из биографии Л.Утёсова. …Находясь на гастролях в Риге, Леонид Утесов зашел к местному портному. «Мне нужно два костюма. Только быстро, по-стахановски, чтобы первый был готов через неделю!» «Я ваших стахановских методов не знаю, — отвечал портной, — приходите через три дня и забирайте оба!» Утесов опешил от такой дерзости. «Вы, наверное, не поняли. Мне нужны очень хорошие костюмы. Как тот, который на мне». Портной презрительно осмотрел костюм и спросил: «Кто вам его шил?» «Его шил сам Затирка (знаменитый портной — примеч. авт.)», — гордо отвечал артист. «Я не спрашиваю, как его фамилия, я спрашиваю, кто он по профессии?» — парировал портной. Утесов был в восторге от остроумия портного. А через три дня — от новых костюмов. (Слайд №12). На следующем занятии результаты (для закрепления) раздаются детям в виде индивидуальных буклетов или вручаются родителям на родительском собрании. Презентация психолога "Формирование профессионального самоопределения обучающихся в условиях профориентационной работы в общеобразовательных учебных заведениях Республики Коми" Автор педагог – психолог МОУ «УТЛ им. Г.В. Рассохина» г. Ухта 2012: Новопольцева Ромэна Васильевна Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|