|
Кузьмина Татьяна Александровна. Семинар-практикум для педагогов «Учим детей общаться»Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 2059
Автор: Кузьмина Татьяна Александровна
Название: Семинар-практикум для педагогов «Учим детей общаться» Формат: HTML Язык: Русский Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросу развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Материалы: магнитофон с аудиозаписями, мягкое сердечко, тигр (маленькая игрушка), анкеты, ручки по количеству участников. Количество участников: 10-12 человек. Продолжительность: 30- 40 минут. Ход семинара-практикума: Ведущий: Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на нашей сегодняшней встрече. А начать мне бы ее хотелось с высказывания известного французского писателя Антуана де Сент – Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Умение эффективно общаться - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни своих целей и мечты. Коммуникация, общение – процесс социального взаимодействия, результатом которого является создание социальной общности при сохранении индивидуальности каждого участника; процесс созидания человеческих взаимоотношений. Процесс общения будет наиболее гармоничным при наличии богатого арсенала социально приемлемых способов коммуникативного поведения, коммуникативных навыков у его участников. Среди таких навыков можно назвать: знакомство, завязывание контакта, рассказ о себе, слушание другого, задавание вопросов, комплимент, похвала, выражение критики приемлемым способом, обращение с просьбой, оказание помощи, выражение, сочувствия, умение договариваться и уговаривать и т.д. Все это должно подкрепляться развитием мимики, пантомимики, выразительности речи, чувствовать пространство другого, понимать информацию, переданную невербальным способом и т.д. Чтобы развить у ребенка коммуникативные навыки помогут специальные игры и упражнения. Эти упражнения делятся на 6 групп: 1. «Я и мое тело». Упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение. Чем меньше мышечных зажимов на теле человека, тем свободнее и благополучнее он себя ощущает. Это упражнения развивающие пластику, снимающие мышечные зажимы, стимулирующие эмоциональное самовыражение. Сюда же входят ролевые игры (двигательное изображение какой-либо роли: «походи как лев, как котенок»). 2. «Я и мой язык». Игры и упражнения направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения (беседа «Как можно общаться без слов», «Испорченный телефон»). 3. «Я и мои эмоции». Игры и упражнения на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также на распознание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции. («Пиктограммы», «Рисуем эмоции пальцами», беседы об эмоциях). 4. «Я и Я». Развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям. («Портрет меня хорошего» для описания используются характеристики, черты, интересы и чувства, начинающиеся с местоимения «Я»). 5. «Я и моя семья». Осознание отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к ее членам, осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими члена семьи. (Рассматривание фотоальбома; рисунок «Семьи»). 6. «Я и другие». Игры, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу («Комплименты», «Назови ласково», «Связующая нить», «Сороконожка», проигрывание ситуаций и др.). А сейчас предлагаю Вам немножко подвигаться и поиграть. Игра «Сороконожка» Давайте построимся в ряд, друг за другом, и каждый из Вас возьмет за пояс впереди стоящего игрока. Получилась вот такая замечательная сороконожка. Я буду ведущим, который будет давать «сороконожке» различные задания. Главная ваша задача – сохранить «сороконожку» в целостности. Готовы? Сейчас я включу веселую музыку и мы начнем. Сороконожка двигается вперед; Сороконожка поднимает все свои правые ножки; Сороконожка прыгает; Сороконожка садится на корточки; Сороконожка встала и побежала; Сороконожка поднимает все свои левые ножки. Молодцы! Очень слажено у вас все получалось. Понравилась игра? Эта игра способствует сплочению детского коллектива, учит детей взаимодействовать со сверстниками. Игра «Комплименты» Цель данной игры – помочь детям увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими людьми. Игра начинается со слов: «Мне нравится в тебе…» И каждый из игроков, передавая сердечко по кругу, будет говорить своему соседу комплимент. Что вы почувствовали? Понравилось ли вам говорить комплименты? Замечательно! Игра «Охота на тигров» Цель игры: развитие коммуникативных навыков у детей. Для этой игры нам понадобится маленькая игрушка (тигр). Выберем водящего. Остальные игроки находятся в кругу. Водящий отворачивается к стене и громко считает до 10. Пока водящий считает, игроки, находящиеся в кругу, передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, игрок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает руки вперед. Остальные дети делают точно также. Водящий должен найти тигра. Если он угадает, то водящим становится тот, у кого была игрушка. Молодцы! Игра «Водокачка» Цель: развитие чувствительности к воздействиям партнера, формирование синхронности и согласованности движений. Стоя друг к другу лицом, взяться за руки. По очереди приседать, не размыкая рук. Правило: помогать поддерживать друг друга. Игра «Волны» Цель: формирование чувства общности, продуктивных способов невербального взаимодействия. Дети садятся в круг, а взрослый предлагает им вспомнить лето, когда они купались в речке… «Но лучше всего купаться в море, потому что в море волны и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие веселые и добрые! И они все похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Давайте встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети изображают волны вслед за ведущим, который следит за тем, чтобы волны были ласковыми. После такой тренировки педагог предлагает детям по очереди «искупаться в море». Дети встают в круг, в середине - купающийся. «Волны» по одному подбегают к нему и ласково «купают» его, совершая одинаковые движения. Когда все волны погладят купальщика, он превращается в волну, а в море «ныряет» следующий. Давайте и мы попробуем поиграть в эту замечательную игру?! Анкета «Обратная связь» Заполнение анкет: Рефлексия впечатлений. Что мне понравилось? Какие игры я буду использовать в работе с детьми? Мои пожелания. Упражнение «Доброе тепло». Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и «передадим доброе тепло» наших рук друг другу! ( слегка пожимая руку соседа). Ведущий: Спасибо всем за участие, искренность. Желаю вам всегда понимать себя и других. Удачи всем! Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|