Мельникова Римма Ивановна. Практико-ориентированный семинар на тему: «Если ситуация не соответствует ожиданиям».

Категория: По направлениям » Для психолога в школе | Просмотров: 2110

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


Мельникова Римма Ивановна, педагог-психолог ГКОУ «Азаровский детский дом-школа им. Попова В.Т.»

Задачи:

Учить педагогов трансформировать негативные переживания в положительные эмоциональные состояния.
Формировать умение находить плюсы в ситуации, которая не соответствует нашим ожиданиям;
Способствовать преодолению ситуации фрустрации путем нахождения ресурсов внутри себя;
Развивать рефлексию (самосознание).

I. Упражнение: «Продолжи фразу»

Цель: подведение участников к теме тренингового занятия, развитие рефлексии.
Инструкция: Продолжите фразу: «Эмоциональное выгорание происходит, когда…»
Участники высказываются по кругу.

II. Упражнение «Седьмая роза»

Цель: развитие кооперации на основе фантазии, жизненного опыта и интуиции членов группы.
Время: 10 минут
Описание
Участникам дается набор слов — так сказать, основа истории, которую они должны придумать, используя приведенные ниже слова в заданном порядке.
Ведущий записывает эти слова на видном месте, например на доске:

Учитель
Холостяк
Смерть
Похороны
Отчаяние
Психиатр
Гипноз
Семь роз
Выбрасывать
Выздоровление
Успех
Петлица
Засохший

Участники разбиваются на пары. Их задача — придумать историю, которая будет называться «Седьмая роза».
Ведущий дает следующие указания: ключевые слова имеют важное значение для героя истории и для хода описываемых событий. История описывает очень сложную проблему, которая разрешилась совершенно неожиданным образом, когда герой нашел свой выход из создавшейся ситуации.
У команд есть 45 минут, чтобы создать свою версию истории.
Все варианты читаются вслух, и авторы дают свое описание процессу работы.

Иногда игроки хотят услышать оригинальную историю. Это небольшой рассказ американского автора Кена Уайтмора «Седьмая роза».
Основа истории такова.
Герой — мужчина 38 лет, учитель, не имеющий друзей. Его мать умирает. Герой, не осознавая этого, сильно зависел от матери. После ее похорон у него наступил внутренний кризис. Все пошло вкривь и вкось — и работа, и личная жизнь. Чувство вины, вынужденное занятие делами умершей матери. Посещение психиатра. Психиатр пробует гипноз.

Он дает пациенту семь роз. На протяжении одной недели герой должен выбрасывать по одной розе ежедневно.
Каждый раз, когда он выбрасывал розу, чувство вины становилось все слабее.
С седьмой розой все душевные проблемы исчезли. Он следует всем наставлениям своего психиатра и преуспевает — становится профессором. Но в петлице его пиджака с тех пор всегда можно было видеть засохшую розу.

Вступительная беседа

Ведущий. Сегодня мы с вами поработаем над тем, как найти положительные стороны в ситуациях, которые не соответствуют нашим ожиданиям. Давайте немного поговорим о том, как часто мы получаем не то, что ожидаем. У кого-то это происходит часто, у кого-то — не очень. Может ли кто-либо привести пример того, как это бывает? (Участники по желанию приводят примеры; в случае отсутствия примера ведущий приводит его сам.)

Буквально вчера я шла домой, предвкушая как будет прекрасно после тяжелого рабочего дня принять горячую, расслабляющую ванну. И что вы думаете? Именно в это время доблестные работники ЖКХ отключили горячее водоснабжение в нашем доме. Согласитесь, это было крайне неприятно. Человек устроен так, что ожидания являются неотъемлемой частью его жизни. Думаю, они заслуживают того, чтобы уделить им особое внимание.

III. Упражнение «Фрукт на любой вкус»

Ведущий. Для начала обратимся к нашему воображению. Представьте себе, пожалуйста, тот фрукт, который вам бы хотелось сейчас получить. Если хотите, можете закрыть глаза. Постарайтесь представить его как можно лучше: какой он на ощупь, какого цвета, вкуса, каков его аромат (участники выполняют задание на визуализацию). Каждый представил тот фрукт, который желал бы получить. А теперь можно открыть глаза.

Моя знакомая фея Плодородия может исполнить желание, стоит только попросить ее об этом, сказав: «Фея, мне бы очень хотелось получить...» — и назвать тот фрукт, который вы себе представили. Давайте каждый по очереди скажет фее о своем желании. (Участники по очереди называют фрукт, однако ведущий раздает совершенно другие фрукты, создавая ситуацию фрустрации, и с юмором комментирует свои действия.)

Наша фея — дама пожилая, и слух ее все время подводит. Несмотря на то что она очень старалась как можно лучше выполнить просьбу, каждый получил не то, что хотел.

Однако у нас всегда есть возможность как-то сформулировать свое отношение к тому, что мы имеем сейчас. Давайте попробуем это сделать, продолжив фразу: «Я не получил манго, зато у меня есть лимон, который может стать прекрасным до-полнением к вечернему чаепитию». (Участники, используя шаблон, говорят о своем отношении к данной ситуации.)

IV. Упражнение «Рисунок с закрытыми глазами».

Цель: показать участникам, что в ситуации неполной информации результат может не соответствовать ожиданиям.
Время: 15 минут
Описание:
Участники по очереди подходят с закрытыми глазами к листу бумаги и выполняют рисунок на заданную тему. Тему рисунка участники выбирают самостоятельно, обговаривают детали рисунка.
Обсуждение

Какие эмоции возникали в процессе рисования и когда увидели конечный результат? Чьи дополнения к общему рисунку оказались наиболее уместны? Соответствует ли данный рисунок вашим ожиданиям и что вы чувствуете по данному поводу?

Вывод

«Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем», — говорил Пифагор. Быть в настоящем — значит полноце нно воспринимать происходящее с нами и вокруг нас. Сегодняшнее занятие поспособствовало тому, что-бы мы сосредоточились именно на настоящем, на том, что у нас есть в данный момент.

Плоды в ваших руках не соответствовали вашим ожиданиям.
Однако вы сумели увидеть положительное в этой ситуации (ведущий приводит несколько примеров ответов участников). Наши дети не всегда оправдывают наши ожидания, но у нас всегда есть возможность посмотреть на них с другой стороны. И опыт, который вы сегодня приобрели, и фрукты в ваших руках останутся с вами.

Обсуждение

Наше небольшое занятие подходит к концу. В завершение мне бы хотелось, чтобы каждый поделился своими впечатлениями, что ему понравилось, какие чувства вызвало занятие. Может быть, кто-то открыл для себя что-то новое. (Ведущий получает обратную связь от участников, безоценочно резюмируя ответы.)
Я благодарю всех за работу. Всего вам доброго.

Комментарий
Несоответствие наших ожиданий реальной действитель ности связано с переживанием негативных эмоций. Реакции на фрустрирующие воздействия разнообразны: от активного агрессивного поведения до пассивного замкнутого сопротивления. Стоит обратить внимание, что это упражнение целенаправленно вводит людей в состояние фрустрации.

Материалы к упражнению «Седьмая роза»

Учитель
Холостяк
Смерть
Похороны
Отчаяние
Психиатр
Гипноз
Семь роз
Выбрасывать
Выздоровление
Успех
Петлица
Засохший



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Упражнение для развития умения формулировать свои мыли и внимательно слушать: «Уникальные слова»
  • Обучение адекватным способам взаимодействия – взаимопомощи. ЗАНЯТИЕ 19
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • Меринова Наталья Павловна. Психологический тренинг повышения родительской эффективности
  • Упражнение для обучения умению догадываться, о чем хочет сказать собеседник (клиент): «Завершение предложения»
  • Уманец Дарья Сергеевна. Тренинг «Я, ты, он, она»
  • Занятие по профориентации для старшеклассников «Планирование»
  • Выявление ориентаций, расширение представления о себе. ЗАНЯТИЕ 20
  • Неретина Лариса Александровна. Конспект развивающего занятия «Школа радости»
  • Гребнева Вера Юрьевна. Развитие творческого мышления в начальной школе
  • Развитие устойчивости, распределения внимания, логического мышления. ЗАНЯТИЕ 7
  • Развитие временной ориентации. ЗАНЯТИЕ 18
  • Чиж Наталья Алексеевна. Развивающее занятие для детей дошкольников
  • Игра «Социометрия».
  • Тренинг развития навыков ведения конструктивного диалога в конфликте
  • Тренинг развития навыков целеполагания у подростков. Часть 2
  • Баринова Валентина Михайловна. Конспект занятия с элементами тренинга жизнь со знаком «+»
  • «Администратор гостиницы».
  • Упражнение, помогающее выделить поведение, которое наиболее нуждается в исправлении, что ведет к изменениям в поведении в целом.
  • Разминочное упражнение: «Ладошки».
  • Условия для знакомства детей в микро-группе. ЗАНЯТИЕ 1
  • Групповое занятие профилактики зависимого поведения
  • Тест "Боги и Богини"
  • Доронина Алла Николаевна. Арт-терапевтическое занятие для педагогов
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг оценки поведения в конфликтной ситуации. ЗАНЯТИЕ 2
  • Гребнева Вера Юрьевна. Психологический тренинг по предупреждению конфликтов. ЗАНЯТИЕ 1
  • Упражнение для снятия пространственного барьера между участниками тренинга «Передай апельсин»
  • Развитие концентрации, распределения внимания, зрительной памяти. ЗАНЯТИЕ 16
  • Штин Ирина Алексеевна. Занятие психолога «Я и мои одноклассники»
  • Развитие самоутверждения и повышение самооценки
  • Упражнение-игра развивает умение действовать в быстро меняющейся ситуации коммуникации и служит хорошей разминкой «Бездомный кролик»
  • Упражнение для развития умения уверенно действовать в быстро меняющейся ситуации и чувствительности к партнерам по общению «Кошки мышки»
  • Формирование самооценки и отношения к себе. ЗАНЯТИЕ 7
  • Малых Светлана Владимировна. Занятие у психолога "Подросток и конфликт"
  • Контакт группа. Занятие 4: "Я доверяю тебе?" (тренинг)
  • Кольцова Ирина Александровна. Лекционно-практическое занятие «Семейное счастье, в чём оно?»
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Завершение". ЗАНЯТИЕ 5
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг «Мои изменения». ЗАНЯТИЕ 3
  • Развитие внимания и позитивного мышления
  • Развитие языка жестов, мимики. ЗАНЯТИЕ 2
  • Развитие концентрации, объёма и распределения внимания. ЗАНЯТИЕ 2
  • Развитие концентрации, устойчивости и объёма внимания. ЗАНЯТИЕ 8
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Упражнение «Танец».
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Богданова Анастасия Валерьевна. Тренинговое занятие на развитие эмпатии 'Я среди людей'
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь