|
Кудайбергенова Фабиана Петровна. Школьный психолог про поиск смысла жизни.Категория: Тренинги, Для психолога в школе | Просмотров: 841
Автор: Кудайбергенова Фабиана Петровна
Название: Школьный психолог про поиск смысла жизни Формат: HTML Язык: Русский Ход занятия
1. Организационный момент Эпиграфом к занятию я взяла слова римского философа, поэта, государственного деятеля, одного из выдающегося оратора своего времени – Сенека «Кто живет без цели впереди, тот всегда блуждает. Так поставим перед собой цель – высшее благо, чтобы стремится к ней изо всех сил и иметь в виду в каждом деле, в каждом слове». Сегодняшняя жизнь, взорвавшаяся переменами, новым образом мыслей и действий, создающая множество экономических и психологических трудностей, требует от человека всех его нравственных и физических резервов для того, чтобы адаптироваться в новых условиях, и не просто выжить, а победить – прежде всего себя, а затем обстоятельства. Каждый, кто стремится полноценно прожить жизнь, добиться успехов в обществе, а главное, ощущать радость жизни, должен уметь управлять собой, противостоять обстоятельствам, изменять себя, если это необходимо. Вопрос о смысле жизни – одна и з традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный человека смысл жизни. Представлении о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия. Во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл. 2. Домашнее задание Поиск смысла жизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Сегодня, когда старые идеалы потускнели, а новые завоевывают свое место, эти проблемы стали едва ли не самыми важными. Но сказать с полной уверенностью, что многие люди нашли смысл жизни – мы не можем. Было бы радостно сознавать, что все его искали и ищут. Только каждый человек видит смысл жизни по – своему. Мне кажется, смысл жизни в любви к тем, кто тебя окружает, и к тому делу, которое ты делаешь. И чтобы любить людей, свою работу, надо любить повседневные мелочи, видеть в них радость, каждую минуту стараться улучшить что-нибудь вокруг себя и внутри себя. Ребята, на прошлом занятии вы получили задание найти высказывание о смысле жизни записать его и объяснить, как вы его поняли. Итак, кто первый выступит? (заслушиваются ответы учащихся). 3. Определяем понятия и ассоциации На доске запись «СМЫСЛ ЖИЗНИ» и от записи стрелочки в разные стороны. Задание: Какие ассоциации и понятия вызывают эти слова. Каждый ответ записывается. - мы сейчас записали много ассоциаций, и все они отличаются по своей значимости. Для того, чтобы определить их значимость, я предлагаю вам послушать притчу «Философия жизни» 4. Притча «Философия жизни» Профессор философии взял жестяную банку, заполнил ее доверху большими осколками камней, до 5 см. в диаметре и спроси л студентов, полная ли банка? «Конечно, полная», - ответили студенты. Тогда профессор взял ящик с мелкой галькой, насыпал ее сверху на камни и слегка потряс банку. Галька провалилась в свободное пространство между камнями. Студенты засмеялись. После этого профессор взял пакет с песком и высыпал песок в банку. Несомненно, песок тоже просочился в те щели, которые еще остались между камнями и галькой. - Эта банка, как жизнь человека, - сказал профессор, - сначала мы должны заполнить ее самыми крупными камнями, - это самые важные цели в нашей жизни, без которых мы не можем существовать: любовь, вера, семья, интересная профессия, воспитание детей. Галька – это менее важные цели, но необходимые для комфорта. Например, свой дом, машина, дача. Песок – повседневные заботы. Если мы сначала насыпаем в банку песок, места для камней и гальки не останется. Тогда наша жизнь будет состоять из повседневной суеты и мы достигнем самого важного и нужного. Необходимо учиться сосредотачивать наши усилия на важных вещах, без которых жизнь теряет смысл, например, воспитание детей. Иногда мы уделяем много времени зарабатыванию денег, уборке, стирке, готовке, общению с соседями, но при этом у нас не хватает времени на наших детей. Это значит, что мы заполняем свою банку песком, забыв о крупных камнях. Работа с карточками (каждому дается индивидуальная карточка) Задание: заполнить карточки. Каждый для себя распределяет цели жизни. Для этого заполните у себя на карточках таблицу, где разделились цели. Крупные Самые важные цели, без которых мы не можем существовать Средние Менее важные, но необходимые для комфорта Мелкие Наши повседневные заботы - Какие цели вы считаете крупными, самыми важными? - Когда вы впервые задумались над смыслом жизни? - Должен ли человек искать смысл жизни во всем, что он делает и для чего? - Что в жизни хотелось бы изменить, и что вы для этого делаете? Может ли смысл жизни изменятся со временем? 5. История про Сократа - Мы с вами сейчас говорим об очень важных и значимых вещах. Но с этой темой очень тесно переплетается еще одна, не менее важная и очень значимая. Человек за всю свою жизнь задает много вопросов, а один из главных – КТО Я? Я считаю, что для начала поиска смысла жизни надо узнать самого себя и предлагаю посмотреть небольшую сценку. Однажды Сократ прочитал одну фразу, которая его озадачила: «Познай самого себя». Он глубоко задумался над вопросом «Кто Я?». Он шел ничего не замечая , погрузился в размышления «Кто Я?». Не заметив, толкнул знатного вельможу. Тот в гневе вскрикнул: «Да кто ты такой, что так себя ведешь?». На что Сократ ответил, что я как раз и думаю над этим вопросом. 6. Работа с карточками - Знаем ли мы самого себя? - Сегодня мы начнем отвечать на еще один главный вопрос – кто я ? Кто Я? Это три человека: То, что думают обо мне другие То, что я думаю о себе самом То, кем я являюсь на самом деле - И сейчас мы все сыграем роль Сократа, и будем решать самую важную дилемму жизни «Кто Я?» Но сначала определим составляющие «Я»: Т.Е. то, что я думаю о себе самом - роли - что я умею делать - что я люблю - Мои положительные черты характера - Мои отрицательные черты характера То, что я думаю о себе самомТо, что думают обо мне другиеТо кем я являюсь на самом деле - роли - что я умею делать - что я люблю - Мои положительные черты характера - Мои отрицательные черты характера Положительные стороны Отрицательные стороны - Как выдумаете, кого было легче оценивать – одноклассников или себя? Почему? - В народе говорят «Со стороны виднее». Есть ли среди вас те, кто не доволен записью, сделанную одноклассниками ? - Кто считает, что оценивание одноклассниками было необъективным? (завысили оценку, написали лесть или неправду) докажите свою точку зрения. - Поднимите руки те ребята, кто согласен с мнением одноклассников? 7. Определение важных качеств характера На примере жизни успешных деловых людей мы определим, какие качества характера необходимо взращивать в себе для достижения своих самых крупных целей. Я зачитаю биографии известных людей, а вы должны подумать над тем, какие черты характера помогли им добиться успеха. Билл Гейтс – основатель «Майкрософт», мирового лидера в производстве программного обеспечения компьютерной техники. Самый богатый человек в мире, вошедший в историю, как самый молодой миллиардер. Он им стал в 25 лет. В школе он проявлял способности к математике, а когда в 1963 году в школе был открыт компьютерный класс, он так заинтересовался этим новшеством, что на пару со своим другом Поллом Алленом проводил все свободное время за компьютером. Биллу было 15 лет когда он написал программу оптимизации уличного движения и образовал компанию «Треф Дейта» по ее распространению. Так из обычного оператора ПК он стал программистом и бизнесменом, проявив качества менеджера. Шанель Коко – настоящее имя Габриель Шанель, В ыдающийся французский модельер, основательница «Дома Шанель», обладательница многомиллионного состояния. Родилась на западе Франции в семье мелкого торговца. Отец торговал галантерейными товарами, мать работала и прачкой и посудомойкой. После смерти матери отец сдал 12 летнюю Габриель в приют, фактически бросив ее. Добиться успеха во что –бы то ни стало – вот жизненное кредо Коко. Целеустремленность и настойчивость сделали свое дело. И в 1913 году она открывает собственный бутик. Коко создает собственную линию одежды и стремительно входит в мир моды… В 1920 году Шанель открывает Дом моды – фабрику, которая реализует на практике все замыслы Коко. До самой старости Коко сохраняла поразительную работоспособность, она творила и днем и ночью. Инициалы СС и по сей день на миллионах вещей, которые ежедневно выпускаются во всем мире. Том Клаим – настоящее имя Анатолий Владимирович Климин. Владелец торговой марки элитной женской одежды «Том Клайм», годовой доход которой 100мил. Долларов в год. Он сколотил первоначальный капитал на внедрении в практику собственного изобретения – нанесения несмываемого рисунка на ткань, а так же на производстве и реализации солнцезащитных очков. Помимо этого Климин занялся дизайном одежды. Секрет его успеха в том, что он стал продавать фирменную одежду покупателям со средним достатком. Размышляя над секретом своего успеха, Анатолий говорит: «Главное – относиться с любовью к тому, что ты делаешь. Я просто работаю и получаю удовольствие от работы, а деньги для меня имеют второстепенное значение». Федоров Святослав Николаевич – выдающийся ученый, врач офтальмолог, действенный член Российской академии наук, профессор. Федоров родился на Украине, затем семья переехала в Москву, где вместе с родителями в маленькой коммунальной квартире жил Святослав. В 1944 году вагоном трамвая ему оторвало ногу, но несмотря на инвалидность, Святослав не пал духом. В 1957 он закончил ординатуру Ростовского медицинского институт, а в 1960 г. Сделал первую операцию по коррекции зрения. Федоров произвел настоящий фурор в медицине не только в нашей стране, но и во всем мире. Разработанная им технология рефракционных операций позволила решить проблему со зрением 12 мил. Человек во всем мире. 8. Работа с карточками Цель:_________________________________________________________________________ Временные рамки достижения____________________________________________________ План достижения: 5___________________________________________________________ 4____________________________________________________________ 3___________________________________________________________ 2____________________________________________________________ 1_____________________________________________________________ Я 9. Итог занятия. Обратная связь «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подлен ькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – в борьбе за освобождение человечества» Николай Островский. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|