Бондаренко Инна Юрьевна. Тренинг: «Конфликт и пути его разрешения»

Категория: Тренинги, Для психолога в школе | Просмотров: 5257

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Занятие посвящёно способам эффективного общения. Многие дети просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии.
Уточнение понятия "конфликт", "конфликтная ситуация", осознание причин конфликтов, освоение навыков конструктивного разрешения конфликтов - таково содержание занятия.
Цель: исследования конфликтов, причин их возникновения и способов их разрешения.
Задачи:
• познакомить учащихся с понятием «конфликт», его составляющими;
• ознакомление учащихся с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях;
• применение навыков конструктивного разрешения конфликтов;
• развить у учащихся способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации.


Участники: учащиеся 8-11 классов.
Количество участников: группы по 10-15 человек.
Условия проведения: аудитория со свободной зоной.
Раздаточный материал: бланки для тестов, схема, таблицы
Структура занятия:
Занятие проводится в режиме тренинга.
Занятие рассчитано на 1час 30мин. – 2 часа.
Ход занятия
Организационный момент
В начале занятия учитель задает ситуацию-провокацию. К доске выходят 2 учащихся. Им дается игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Учащиеся начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать все сначала, потому что учащиеся допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает учащихся и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современная и т.д. Затем учитель дает возможность уч-ся закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.
- Вам понравилась такая игра?
Уч-ся после выполнения задания расстроены.
- Почему?
- Что произошло в данной ситуации? (конфликт)
- Почему рисунок не получился? (комментарии уч-ся: плохо объяснили, не поняли и т.д.)
- Что не было сделано до начала работы? (не обговорили правила выполнения рисунка)
- Можно было избежать конфликта? (можно)
- Как? (ответы уч-ся)
Школа – это пространство, где каждый день встречаются сотни людей - детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций. Целью нашего сегодняшнего занятия будут «конфликты» и то, как их нужно правильно разрешать. А ещё лучше, научиться вести себя так, чтобы конфликтов в жизни стало поменьше. Для начала давайте сыграем в игру «Хорошо-плохо».
ИГРА «ХОРОШО – ПЛОХО»
Играют по кругу. Первый человек начинает фразу со слов «Это хорошо…», называя какое-то событие, следующий опровергает его утверждение словами «Это плохо…» и т.д.
- Молодцы! Как вы думаете, чему учит эта игра?
В любом событии можно найти хорошее и плохое.И от того, как мыотносимся к разным событиям в жизни, могут возникать различные ссоры и недопонимания. А теперь давайте поговорим о том, что же такое конфликты?
Конфликт — это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).
Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки:
1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта.
2. Конфликт — это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.).
Работа в группах: обсуждение
Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.
Ответьте на вопросы:
- Кто участвует в конфликте?
- Кто виноват в конфликте?
- Каковы позиции участников конфликта?
Итак, давайте рассмотрим структуру конфликта. Структуру конфликта можно представить в виде схемы.


Стороны конфликта (субъекты конфликта); П — предмет конфликта; ОК1 и ОК2 — образы предмета конфликта (конфликтной ситуации); М1 и М2 — мотивы конфликта; Р1 и Р2 — позиции конфликтующих сторон.
Определение основных структурных элементов конфликта
Стороны конфликта — это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.
Предмет конфликта — это то, из-за чего возникает конфликт.
Образ конфликтной ситуации — это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.
Мотивы конфликта — это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).
Позиции конфликтующих сторон — это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.
Конфликты, представляющие собой сложное социально-психологическое явление, весьма многообразны и их можно классифицировать по различным признакам. С практической точки зрения классификация конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценить возможные пути их разрешения.
Рассмотрим основные виды конфликтов:
№ п/п Основание классификацил Виды конфликтов Общая характеристика
1 Сферы проявления конфликта Экономические Идеологические Социально-бытовыеСемейно-бытовые В основе лежат экономические противоречия В основележат противоречия во взглядах В основе лежат противоречия социальной сферы Воснове лежат противоречия семейных отношений
2 Степень длительности и напряженности конфликта Бурные быстротекущие конфликты
Острые длительные конфликты Слабовыраженные ивялотекущие конфликты
Слабовыраженные и быстротекущие Возникают на основе индивидуальных психологическихособенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностьюконфликтующих
Возникают при наличии глубоких противоречий
Связаны с не очень острыми противоречиями, либопассивностью одной из сторон
Связаны с поверхностными причинами, носятэпизодический характер
3 Субъекты конфликтного взаимодействия Внутриличностные конфликты
Межличностные конфликты Конфликты«личность—группа*Межгрупповые конфликты Связаны со столкновением противоположнонаправленных мотивов личности Субъектами конфликта выступают две личности
Субъекты конфликта' с одной стороны личность, а сдругой— группа (микрогруппа) Субъектами конфликта выступают малые социальныегруппы или микрогруппы
4 Социальные последствия Конструктивные конфликты
Деструктивные конфликты В основе таких конфликтов лежат объективныепротиворечия Способствуют развитию организации или другой социальной системы
В основе таких конфликтов, как правило, лежатсубъективные причины Они создают социальную напряженность и ведут кразрушению социальной системы
5 Предмет конфликта Реалистичные (предметные) конфликты Нереалистичные(беспредметные) конфликты Имеют четкий предмет
Не имеют предмета или имеют предмет, которыйявляется жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта

- А какие конфликты в последнее времяслучались у вас?
- Какие чувства вы тогда испытывали?
- Что послужило возникновению данный конфликтов?
(Ответы детей)
Рассмотрим, основные причины, по которым могут возникать конфликты.
Причины конфликта — это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.
- Среди огромного множества причин конфликтов прежде всего выделим так называемые общие причины, которые проявляются так или иначе практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие причины:
- Социально-политические и экономические причины связаны с социально-политической и экономической ситуацией в стране.
- Социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.
- Социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т. д.
- Индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т. п.).
Вторую группу причин в нашей классификации назовем частными. Эти причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта. Здесь мы назовем лишь некоторые из них:
- неудовлетворенность условиями деятельности;
- нарушение служебной этики;
- нарушение трудового законодательства;
- ограниченность ресурсов;
- различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;
- неудовлетворительные коммуникации.
Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов.
Конфликтная ситуация — это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними.
Типы конфликтных ситуаций
Характер конфликтнойситуации Проявления
Недобросовестноеисполнение обязанностей Нарушениетрудовой дисциплины
Бракв работе
Неудовлетворительныйстиль управления Ошибкив подборе и расстановке кадров
Ошибкив организации контроля
Просчетыв планировании
Нарушениеэтики общения
Неадекватноепредставление о конкретных ситуациях Неправильныеоценки, суждения о действиях других субъектов социального взаимодействия
Ошибкив выводах относительно конкретных ситуаций
Индивидуально-психологическиеособенности личности Нарушениепринятых в социальной группе правил взаимоотношений
Нарушениеэтики общения
Низкаяпрофессиональная подготовка Бракв работе
Неспособностьпринять адекватное решение

- А сейчас поднимите руки, кому приходилось когда- либо участвовать в конфликтной ситуации?
Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта?
Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: "Причиной конфликта было то, что……"
Ответы детей:
Поговоримо собственном поведении в конфликтной ситуации и о стратегиях поведения в них.
Каждой стороной в конфликте избирается форма поведения, которой придерживается сторона на протяжении всего конфликтного взаимодействия. Выбор стратегии детерминируется индивидуальными особенностями и социальными установками участниками конфликта. Выбранная стратегия не трансформируется в другую даже под воздействием стратегии, занимаемой оппонентом.
Стратегия поведения в конфликтной ситуации – это направление и особенности действия конфликтующей стороны, выдерживаемые до завершения конфликта.
Определяют пять основных стратегий поведения:
1) сотрудничество;
2) компромисс;
3) избегание;
4) приспособление;
5) соперничество.
Помимо индивидуальных предпочтений субъекта конфликта и его морально-нравственных принципов, на выбор стратегии влияют и объективные факторы: степень ущерба и размер потерь при конфликтном взаимодействии; объективная оценка нанесения ущерба оппоненту; количество и качество ресурсов, которые можно использовать при достижении своих целей и удовлетворении интересов; статус оппонента; позиция оппонента в отношении другой стороны в конфликтном взаимодействии (выбранная стратегия поведения оппонента); оценка последствий конфликта при той или иной стратегии действий; временная и пространственная характеристики конфликта; принципиальность решения проблемы, значимость того или иного исхода противоречия для субъекта конфликта.
Сотрудничество – самая эффективная стратегия поведения. Позиции сторон приравниваются к позициям союзников и партнеров, по этому возможно конструктивное разрешение конфликта. Выбор сотрудничества обусловливается высокой значимостью разрешаемой проблемы для всех сторон конфликта, а также их взаимозависимостью.
Компромисс предпочтителен, когда субъекты конфликта обладают равными статусами и ресурсными возможностями или существует опасность их потери при любом другом выборе действия. Компромисс – самая распространенная стратегия в реальной жизни, так как позволяет достаточно быстро урегулировать конфликт.
При отсутствии желания активных действий по достижению цели или времени на ее реализацию выбирают стратегию избегания. Если избегание используется на начальном этапе развития противоречия, конфликт затухает и сохраняет силы и ресурсы субъектов конфликта нерастраченными.
Приспособление – это вынужденная стратегия действия, обусловленная потерей сил, пониманием невозможности альтернативного исхода или другими субъективными причинами.
Соперничество оценивается практиками двояко, так как иногда приносит мгновенные позитивные последствия, но может также наносить значительный ущерб одной из сторон конфликта.
Теперь попробуем определить, какую стратегию поведения в конфликте предпочитаете вы, пройдя тест (Тест Томаса)
Тестовый материал.
1. а) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себяответственность за решение спорного вопроса,
б) Предпочитаю не обсуждать то, в чем мы с кем-либо расходимся, а обратить его внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов и другого человека, и моих собственных.
3. а) Обычно я стремлюсь добиться своего.
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.
5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого человека.
б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. а) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя,
б) Я стараюсь добиться своего.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Конфликт. Эффективное разрешение конфликта
  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Гришина Н.В. Психология конфликта
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Васильева Галина Валерьевна. Авторская программа по детским конфликтам 'Давайте жить дружно'
  • Малых Светлана Владимировна. Занятие у психолога "Подросток и конфликт"
  • Внутрипсихический конфликт с позиции Курта Левина
  • Соковнина М.С. Анализ коммуникаций в группах и организациях с помощью опросника К.Томаса (в концептуальных моделях ТА)
  • Четыре сферы переработки психосоматического конфликта с позиции Носсрата Пезешкиана
  • Горовец Нина Сергеевна. Консультация для воспитателей 'Способы разрешения конфликта между педагогом и родителями'
  • Компромиссное образование; compromise formation
  • Конфликт; Conflict; Konflikt
  • Алёшина Наталья Александровна. Профессиональные конфликты: понятие, причины возникновения и диагностические методы изучения конфликтов
  • Конфликт; conflict
  • Общие принципы организации службы медиации в школе
  • Внутрипсихический конфликт с позиции Фредерика Перлза
  • Свободная от конфликта зона Эго; conflict-free area of the Ego
  • Красильникова Марина Григорьевна. Причины возникновения конфликтов у дошкольников
  • Наталья Качанова. Конфликты на работе — выход на новый виток развития?
  • Маунтин Анита, Дэвидсон Крис. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Георгий Почепцов. Особенности пропагандистских механизмов с двух сторон российско-украинского конфликта
  • Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Тренинг развития навыков ведения конструктивного диалога в конфликте
  • Притча «Доброта и вежливость»
  • Стереотипные психологические реакции по Фрицу Перлзу
  • Слухи. Почему верят слухам.
  • Типичные ситуации и способы разрешения конфликтов у дошкольников
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология нейтрализации и разрешения семейных конфликтов
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Завершение". ЗАНЯТИЕ 5
  • Хекхаузен Х. Мотивация власти.
  • Враждующие братья; Hostile brothers; Feinde Gebru-der
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Максим Степанов, Олег Майоров. Приобретение уверенности и устранение страха конфликта. - Психотренинг
  • Раздел четвёртый. Общение и взаимодействие для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Выигрыш, первичный и вторичный; паранозный и эпинозный; gain, primary and secondary; paranosic and epinosic
  • Кисельникова Е.А. Краткосрочная супружеская терапия объектных отношений
  • Вина; guilt
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг оценки поведения в конфликтной ситуации. ЗАНЯТИЕ 2
  • Программа «Удивительный мир общения» для учеников. 7-Х КЛАССЫ
  • Георгий Почепцов. Логика пропаганды, или Новости без грима
  • Бегство в болезнь; flight into illness
  • Анна Гвадзабия. Почему у вас возникают одни и те же ссоры?
  • Гребнева Вера Юрьевна. Психологический тренинг по предупреждению конфликтов. ЗАНЯТИЕ 1
  • Образ XV Аркана в различных системах Таро
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Нейронные механизмы когнитивного диссонанса
  • Конфликт психический; psychical conflict
  • Кузнецова Ольга Николаевна, Малыгина Ирина Леонидовна. Народная игрушка в жизни дошкольника
  • Хроникальные и концентрические сюжеты литературных произведений



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь