Почему с возрастом сложнее подбирать слова?

Категория: Статьи » Психология | Просмотров: 265

Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


С возрастом нам все сложнее подобрать правильное слово. Мы вроде бы знаем значение предмета или явления, понимаем его сущность, но никак не можем вспомнить его название. Почему так, выяснили нейрологи.

Возрастные когнитивные изменения


Старение характеризуется снижением когнитивного контроля. В семантическом познании это приводит к парадоксу, что пожилые люди обычно демонстрируют худшее выполнение задач, чем молодые люди, несмотря на их большие семантические знания. До сих пор плохо изучены лежащие в основе нейронные изменения этих поведенческих различий.

Что касается когнитивных изменений на протяжении взрослой жизни, хорошо известно, что процессы когнитивного контроля, также называемые подвижным интеллектом, неуклонно снижаются с возрастом. В то же время семантическое знание (так называемый кристаллизованный интеллект) остаются стабильными или могут даже увеличиваться с возрастом из-за постоянного накопления знаний и опыта на протяжении жизни.

Это приводит, в частности, к тому, что, по мере старения людям все сложнее подобрать правильное слово в решающий момент. Несмотря на то, что словарный запас в процессе жизни обогащается, поэтому теоретически с возрастом наш лексический выбор должен становиться все больше, пенсионерам сложнее активировать семантическую память и подыскать соответствующее понятие. До сих пор было неясно, почему так.

Сравнительное исследование Сандры Мартин (Sandra Martin) из Института когнитивных и нейрологических наук имени Макса Планка в Лейпциге и ее коллег дает возможное объяснение возрастных расстройств в подборе слов.

Для своего эксперимента ученые предложили пройти тесты со сканированием мозга 28 здоровым пожилым людям в возрасте от 60 до 70 лет, а также 30 молодым участникам — для сравнения.

Пока испытуемые лежали в МРТ-сканере, предоставляя ученым возможность записать активность их мозга, ученые просили их решать семантические задачи. В частности, нужно было назвать как можно больше слов, которые бы соответствовали определенной тематической категории - например, животные, металлы, транспорт. Определенные фрагменты теста прерывали задачами на счета, кроме того, категории были упорядочены таким образом, что сложные и простые блоки чередовались.

Результат: как и можно было ожидать, молодые люди проходили тесты на подбор слов лучше и требовали меньше времени для ответа. Анализ мозговой активности показал: в обеих возрастных группах к задачам на семантическую память были привлечены две сети. Речь идет о расположенной в левом полушарии сети семантической памяти, которая охватывает языковые центры и сохраняет фактические знания.

Кроме нее, к подбору слов привлечена так называемая сеть общего доступа с множеством запросов (Domain-general multiple demand network — MDN), которая отвечает за общие функции, в частности — внимательность и память, но за память — в меньшей степени, чем за исполнительные функции.

Младшие выполняли задания тем лучшее, чем сильнее были внутренние связи внутри этих двух сетей. Но не старшие: «Схема связей при выполнении этих задач была похожей и в старших, и в младших, но в младших с увеличением синхронизации сетей росли производительность и эффективность обработки, а в старших этого не происходило. С увеличением способности образовывать связи в них улучшалась когнитивная производительность, но не эффективность», — сообщают исследователи.

Другими словами: стареющий мозг больше не может использовать сполна связи двух сетей, поэтому информационные потоки в сетях становятся менее эффективны, чем у младших. Также у старших проявилась сильная активность в исполнительных участках и сильнее связь между двумя сетями. По данным Мартин и ее коллег, это означает: семантические задачи для старших лиц в общем даются сложнее.

Почему схема активности меняется с возрастом, до сих пор не удалось объяснить полностью. Однако кажется, что нейронные реакции определенных участков со временем ослабевают.

«Наши результаты предоставляют новые доказательства того, что эффективность мозга по мере старения уменьшается вследствие нейронной дедифференциации».

Даже если пожилые люди обладают богатым семантическим знанием, это вредит их способности получать определенное содержание из памяти.

«На структурном уровне определенную роль может играть и деградация серого вещества, которую должен компенсировать обмен между сетями», — предполагает Мартин.

Результаты исследования были опубликованы в Cerebral Cortex в августе 2021 года [1]:



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Почему с возрастом время летит все быстрее
  • Нейронная основа наших воспоминаний
  • Женская память лучше мужской
  • Умнее ли мы наших предков? Как когнитивные способности меняются со временем
  • Пожилые люди больше радуются жизни
  • Секрет хорошей памяти в уровне вовлеченности
  • Интеллект определяют гены
  • Влияние настроения на память
  • После 45 лет счастливая жизнь только начинается
  • Почему время ускоряется с возрастом?
  • Обнаружен способ побороть старческую забывчивость
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Почему мы с детства боимся змей и пауков?
  • Интеллект можно повысить, тренируя память
  • Притча «Улыбка моя, где ты?»
  • Социальные сети ухудшают память
  • Психология восприятия музыки. Как возникает музыкальное удовольствие
  • Стюарт-Гамильтон Ян. Психология старения.
  • Сидячий образ жизни ухудшает память
  • Наталья Коноплина. Человеческая память. Причины ухудшения памяти
  • Как человеческий мозг стирает воспоминания
  • Кирилл Стасевич. Почему люди убивают по приказу. Эсксперимент Милгрэма
  • Письмо на бумаге улучшает память
  • Эффект самореференции. Как мозг сохраняет чувство «Я»?
  • Психология тех, кто «запасается» туалетной бумагой
  • Как тренировать мышление
  • О вреде ТВ для ребенка. Как сидение перед телевизором ухудшает интеллект детей
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Названо реальное количество друзей в Facebook
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?
  • Самые эффективные методы запоминания: «Дворец памяти» или «Чертоги разума»
  • Ученые сомневаются в надежности IQ-тестов
  • Память на лица. Сколько лиц мы знаем?
  • Телевизор отупляет и ухудшает память
  • Как мозг различает хорошее и плохое
  • Обезьяны и люди улыбаются одинаково
  • Проблема нейрогенеза: могут ли во взрослом мозге появляться новые нейроны?
  • Почему люди лгут или Быть честным — тяжелая работа. Психология лжи
  • Тайм-менеджмент: простые способы управления временем
  • Почему родители живут дольше бездетных?
  • Совместная деятельность синхронизирует мозги
  • Ульяна Супрун. Как бороться со стрессом
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Интернет крадет нашу память. Влияние веб-поиска на транзактивную память и запоминание информации
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Гемисферэктомия: когда мозг напополам
  • Удивление способствует ложным воспоминаниям
  • Эстетическое восприятие: красоту можно считать по активности мозга
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь