|
Религии и нравыКатегория: Библиотека » Религия | Просмотров: 633
Название: Религии и нравы
Формат: HTML Язык: Русский Ежегодно россияне в канун Нового Года имеют счастье лицезреть фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы» , и если более менее пристально посмотреть этот фильм , то , вполне возможно , дело не в том , что это комедия, а этот жанр весьма популярен во все времена , и не в его каких то особых художественных качествах – по сути ничего особо выдающегося в этом фильме , на мой взгляд нет, кроме игры главного героя и хорошо подобранной музыки. Но это один из самых популярных фильмов доставшихся нам с советских времён и секрет его популярности лежит скорее в плоскости « народного духа» , нечто «архетипическое» , коллективное бессознательное было столь явно отражено в сей картине , что несмотря на бесчисленное количество повторов фильм смотрят ежегодно миллионы человек. Казалось бы это отхождение от темы заявленной в заглавии, но …..
В Японии тоже есть фильм который смотрят в канун Нового Года , к сожалению , я не в курсе , что смотрят в Китае , это было бы ближе к теме , но точно знаю , что в стране Восходящего Солнца показывают фильм , и даже в чёрно белом варианте , что уж совсем анахронизм « 47 ронинов» . Мало того снято уже более 40 вариантов этой истории . Чем заканчивается фильм демонстрируемый россиянам – вполне благополучно. Герой советского эпоса решает свои личностно – сексуальные проблемы после смешных катаклизмов. Все рады . Чем заканчивается то , что смотрят японцы – все умирают за честь своего господина , но честь восстановлена Лицо не потеряно. Две культовых истории – два менталитета имеющих мало точек соприкосновения. Поэтому когда западный человек начинает рассуждать о таких значимых явлениях как конфуцианство и даосизм , то можно сказать , что мы в любом случае никогда не поймём , что несут эти два религиозных , культовых феномена в жизнь восточного человека . Не случайно Киплинг написал «Запад есть Запад, Восток есть Восток, И вместе им не сойтись.» . «Баллада о Востоке и Западе» (1889). То, что для нас кажется лишь сводом неких правил , в случае с конфуцианством , на самом деле является жесточайшей системой существования восточных обществ . Парадигмой их выживания . Это не красивый свод консервативных правил о том как надо жить и быть « правильным членом общества» ,это жесточайшие по своей сути и проявлений законы , отступление от которых до сих пор несёт отчуждения общества от того , кто их нарушил. Конфуций фигура историческая , его биография хорошо известна , жизнь его описана во многих источниках . Фигура для Китая и всей Азии культовая , знаковая , легендарная . После себя он оставил произведение « Лунь Юй» - сборник который был составлен после его кончины учениками и наряду с « Книгой Перемен» и « Дао дэ цзин» - о которой пойдёт речь дальше , три краеугольных книги на которых зиждется Китайская цивилизация , и которые учили и учат до сих пор наизусть . Книга Конфуция похожа на « моральный кодекс строителя коммунизма» - будь таким , делай это , не делай этого . И всё у тебя будет хорошо – прям , как у современных поклонников американских позитивных идей , у которых « стакан всегда наполовину полон» . Есть что то общее у них с конфуцианством. Думаю , что это не – критичность в восприятии фактов и действительности. Фактически изначально в конфуцианстве не допускается никакой широкий дискурс. Гносеологией особо не пахнет , она не нужна. Главное быть добродетельным . А что это такое – а для этого и есть специальная книга , где всё написано. Не так уж и много таких книг в нашем мире . Скучно живём . Реально Конфуцианство за сводом моральных правил , и парадигмой устройства правильного государства несёт в себе глобальный тоталитаризм. Полный контроль государства над всеми аспектами жизни общества и конкретного человека . Не идёт речи но о какой индивидуальности , уважение прав личности или чём то подобном . Очень жёсткая система, которая может быть изначально и строиться на высоких моральных принципах , но в действительности приводит к лицемерию , полному подавлению личности. «Ад полон добрыми намерениями и желаниями». (Джордж Герберт – английский богослов XVII столетия). Возможно эта фраза не очень подходит , но где то всё таки отражает некие аспекты влияния идей Конфуция на весь исторический пусть становления Китай и Восточной Цивилизации. Тут надо заметить , что Конфуций вряд ли был основоположником учения названного его именем. Одним из краеугольных камней учения был Легизм ( философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников» Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Известны тем , что когда приходили к власти устанавливали жесточайшие правила. Одной из философских проблем которую ярко можно рассмотреть на примере конфуцианства является вечный вопрос об отношении личности и государства. И становление Российской Империи и до сегодняшних дней мы можем отследить параллели восточной ментальности , когда отдельный человек фактически ничего не значит , а государственная машина это всё. Поэтому можно жертвовать миллионами людей для суверенитета или расширения жизненного пространства государства. В этом отношении мы действительно , реально , абсолютно восточная деспотия. Поэтому так крайне тяжело приживаются идеи либерализма , свободы личности и уважения прав человека в нашей стране. С другой стороны Россия и Российская империя это феномен стоящий на стыке цивилизаций , делающей её абсолютно уникальной. К сожалению не смогу привести тут ссылки, но у наших психологов есть работа посвящённая тому , кто с какого возраста себя помнит и что именно помнит . Были собраны данные за Западе , в некоторых Азиатских странах , и в России . И было доказано , что русские, прежде всего . И вообще люди воспитанные именно в контексте русской культуры , действительно, отличаются от западных и восточных людей . Некий симбиоз . Воспоминая западных людей крайне индивидуалистичные, восточные люди больше , даже в своих первых воспоминаниях , ориентированы на социум. Восточный человек помнит больше окружающих людей , некое социальное действие. Мы же сочетаем в себе обе эти парадигмы. Вполне вероятно , поэтому нас « умом и не понять» , поскольку и для тех и для других мы является чужими ментально и обыденно . Это было небольшое отступление, для того чтобы показать , что идеи конфуцианства не являются для нас чем то экзотичным. В нашей русской культуре есть произведение « Домострой» -памятник 16 го века , который тоже говорит о том – « как надо» , но в более узком ключе , нежели китайские нетленные произведения , гораздо более ранние . Можно по- разному относится к идеям Юнга и аналитической психологии, многие до сих пор считают Карла Густава попросту больных человеком , а его идеи , и последователей форменными шарлатанами , но если взять и провести исторические параллели , то мы до сих пор застряли в каких то глубоких древних веках . И особенно хорошо это видно на примере того же современного Китая и всего Восточного Мира. Мифология Запад и Востока имеют много общих черт . Космогонические теории вполне сопоставимы . Во всех мифологических системах существуют натуралистические понятия о стихиях , о божествах воды , земли , неба и прочее. Но если заглянуть в развитие этих идей , что получилось на их основе , то разница будет весьма существенна. Прежде всего она ярко проявляется в притчах, сказках , баснях . Ну и некой квинтэссенцией будет , пожалуй , ритуальное самоубийство – харакири или сепукку, но это у японцев . Добровольное вспарывание живота. Это до какой степени этические идеи должны быть восприняты сознанием , идеи о чести и служении , что в случае их нарушений человек добровольно идёт на подобный шаг. А вот если быть воспитанным на восточных эпосах, то ничего экстраординарного в этом нет. Лично я был весьма шокирован, когда читал японские притчи, там частенько кто нибудь подобное совершал . Не угодила невеста родителям мужа – пошла утопилась. Сын посрамил свой род – наложил на себя руки. И таких историй масса. И тут , конечно , же Юнг был прав о коллективном бессознательном так серьёзно воздействующим на различные общества. Оно формируется всё таки весьма вариативно в различных обществах . Конфуцианство весьма древнее учение , ну , конечно , относительно , Конфуций родился в 551 году до нашей эры , но те идеи, которые он пропагандировал , естественно, были сформированы в глубочайшей древности. Это идеи выживания человека , как вида , когда человек разумный должен быт отделяться от животного мира. И знаменитая « чайная церемония» являющаяся визитной карточкой восточных культур это по сути ритуальное действие разделения трапезы сильного со слабым , которое сформировало человеческий социум и поставило границу между нами и животным миром . Ну и плюс эстетическая составляющая. Эта традиция существует у всех народов в той или иной мере . Пускание кубка по кругу на пирах – ритуал имеющий общие корни с « чайной церемонией». Корни Конфуцианства до сих пор сильны в Китае , это краеугольный камень ментальности нации. Причём , поскольку Китай государство крайне многонациональное , и с весьма тяжёлой историей. Формирование некого единого пространства шло весьма тяжело и до сих пор случаются катаклизмы , как тут не вспомнить нашу историю , учение Конфуция на долгом историческом пути сыграло государство образующую роль . До сих пор в Китае есть проблема с единым государственным языком – слишком разнородная страна , китайцы с юга не понимают китайцев с севера . Один диалект в корне отличается от другого , но письменность у них одна. Иероглифы являются связующим звеном , объединяющим государство в единое целое. Письменные артефакты « Книга Перемен» , « Беседы и Суждения» и « Дао дэ Цзин» - это величайшие памятники мировой культуры , которые на самом деле столь же актуальны в наше время , как и в древности. Вот такой симпатичный иероглиф обозначает Даосизм. Учёные , конечно ,большие оригиналы для таких профанов , как я. Живём в 21 веке , но никак не можем определить понятийный аппарат , разобраться с определения , что же такое «культура» , « религия» , « миф» и многое другое. И это касается не только гуманитарных наук – физики до сих пор не определились , что же такое « масса» , хотя в общем мы легко ( или не очень ) решаем задачи , где задан этот параметр. Вот и с даосизмом тоже весьма сложная история. Хотя бы определились , что вряд ли можно назвать это религией в традиционном смысле . В русской культуре есть прекрасная штука , которую можно применить как некий образ Даосизма – матрёшка . Поскольку собственно Даосизм состоит из множества частей . Компоненты даосизма Даосская философия Книга Перемен, особенно почитаемая в конфуцианстве и даосизме Китайская астрология, Фэншуй, Китайская медицина, Даосское учение о бессмертии, внешняя алхимия, внутренняя алхимия Даосская медитация, Практика транса и общение с духами, Даосский пантеон, Мантика и гадания, Сексуальная практика, Дыхательная гимнастика и боевые искусства. В общем куда ни кинь , куда ни глянь везде будет Дао и Даосизм. Конфуцианство и Даосизм развивались параллельно , почти в одно и тоже время. Мало того идеи Даосизма сильно пересекаются с идеями не других учений , как буддизма , так и индуизма . Поэтому когда читаешь главную книгу Даосизма « Дао Дя Цзин» , то ,лично я воспринимаю её как некую Большую Энциклопедию восточной философии – и главное , что словам очень тесно , а зато мысль может унести куда угодно. И это неудивительно , поскольку начав формироваться в 3-4 веке до нашей эры было оформлено к пятому веку уже нашей эры- складывается даосский канон «Дао цзан» (Сокровищница Дао), включавший уже более 250 даосских текстов по образцу Буддийского Канона. Окончательно «Дао цзан» оформился в 1607 году, когда к нему была добавлена последняя группа из 56 сочинений. В своем современном виде Дао цзан представляет собрание 1488 сочинений. Путём скромных подсчётов можно насчитать 20 столетий – 2 тысячи лет практически. Серьёзная работа кипела всё это время. Сегодня весь мир пользуется плодами от Фэн – Шуя , каждая домохозяйка знает где теперь надо повесить зеркало , как расставить мебель , дабы энергия Ци правильно функционировала в помещении . Продвинутые «ботаны» мегаполисов медитируют на Дао , останавливая мысли и сливаясь с Абсолютом , так удачно заимствованным у буддистов. Их менее продвинутые собраться смотрят какие нибудь восточные боевики демонстрирующие чудеса боевых искусств. И так далее . Интеллектуалы разгадывают Даосские притчи , что по сути своей является глупостью , ибо они лишь для того созданы , чтобы сломать привычную картину мира , это не логические загадки. Всё это даосизм- широкий , безграничный , непонятный путь Дао . А Дао , как известно «Дао пусто , но благодаря ему существует все и не переполняется. О, бездонное!» Ну собственно , понятно , что описать Дао и объяснить Дао невозможно , иначе это уже будет не Дао. А если ты на жизненном пути встретишь Будду который уже постиг Дао и может тебе его объяснить , то его надо убить . Естественно тут не идёт речь о прямом лишении жизни , а фигурально нам пытаются объяснить о том , чего мы так и не можем понять и тянемся к различного рода учителям , гуру , экстрасенсам столь щедро поставляемым современному обществу массовой культурой. Различия культур Запада и Востока очень глубоки и вряд ли разрешимы. Мы слишком разные , противоречия очень сильные . Карл Маркс который так хорошо нам всем объяснил , что есть базис писал о двух принципиально разных типах мировоззрения и экономического хозяйствования. Западное основано на культе личности и индивидуальности , Восточное больше на некой коллективном хозяйствовании . Не случайно идеи коммунизма – социализма более менее реализовывались в Китае и СССР, а Япония в свою очередь благодаря коллективистскому менталитету стала одной из ведущих экономик мира . Сегодня мы можем наблюдать весьма серьёзный конфликт прежде всего не только экономический , но и мировоззренческий, который начался многие века назад , возможно , гораздо раньше , чем начали оформляться две интереснейшие восточные системы Конфуцианства и Даосизма . Глубокое изучение восточных систем Западом , и обратный процесс , изучение архетипических моделей заложенных в мифах и эпосах обогатят взаимно наши культуры и снимут противоречия систем и мировоззрений . Библиография. Энциклопедия религий / под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. М.: Академический проект, 2008 «Конфуций. Суждения и Беседы»: Азбука, Азбука-Аттикус; 2011 «Лунь Юй»: Восточная литература; 2001 «Чжyцзы цзичэн»: Шанхай; 1954 Карл Юнг. « Различия между восточным и западным мышлением» Элиаде М. Священное и мирское. М.,1994 Элиаде М. Тайные общества: Обряды инициации и посвящения. Киев; М., 2002. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|