|
Хтонические чудовища в мифологииКатегория: Мифология, Психология | Просмотров: 4502
Название: Хтонические чудовища в мифологии
Формат: HTML Язык: Русский Недавно католики и вместе с ними « всё прогрессивное человечество» отмечали День всех святых и сразу же за ним день День поминовения усопших. И можно сказать , что эти два дня , которые так удачно расположились друг с другом могут очень ярко характеризовать многие вещи. Это как клубок , если потянуть за ниточку , то можно дойти чуть ли не до сотворения мира и так же , как Тесей благодаря нити Ариадны вернулся назад . Зачем Тесею понадобилась нить и куда он ходил в общем широко известно , в данной работе нас сей юноша не интересует . А вот куда ходил и с кем встретился уже полюбопытней . А путь он держал , как истинный Герой – к Минотавру . И это первое хтоническое существо или чудовище , которое попало в поле зрения. Хотя , это пример очень неудачный на самом деле , но вполне вероятно , что этот миф уже стал неким переделанным мифом гораздо более древнего .
Во первых живёт он в лабиринте , сам по себе лабиринт это символ потустороннего мира из которого может выбраться только герой , не всем , до конца это удаётся – некоторые божества , типа Персефоны могут понюхать цветочки только когда в отпуске – ибо практически постоянное место жительство это царство супруга Аида ( ярчайший представительно хтонических божеств ) , но Тесей не божество , а герой , эта разница принципиальна. У богов свои проблемы и сложные родственные отношения. Любой приличный герой , не выбивающийся из колеи мифа надо преодолеть некие препятствия на пути , для того , чтобы получить некое вознаграждение , как в сказках – пол царства и принцессу в нагрузку или славу и почёт и место среди небожителей . В большинстве мифов герой отправляется или напрямую или символически в некое царство . В русских сказках это тридевятое царство в скандинавских мифах это Хельхейм куда отправляется какой нибудь Зигфрид – могут быть разные имена и названия, но суть одна – герой невзирая на трудности и различного рода препятствия идёт в мир Мёртвых или потусторонний мир . Мир этот крепко в сознании людей связан с Землёй . Тут есть прямое соответствие с Древом Мира ,Древом Жизни образ который существует у всех народов . « Д. м. отражает наиболее универсальную ситуацию, с которой сталкиваются разные коллективы на определенной стадии своего развития, — выбор между жизнью и смертью, обеспечение необходимых гарантий стабильности и т. п.». ( Торопов . Мировое Дерево ). Интересно как этот образ интерпретируется в Новогоднюю ёлку , которую ставят по всему миру . И как тут не вспомнить , что 1 ноября с которого я начал сей опус это был как раз день празднования Нового Года у древних Кельтов . Кстати , сюда же можно добавить , что в приличных домах зачастую на верх ёлочки надо было поставить пятиконечную звезду , а это символ Жизни – знак единства четырёх стихий , которые слиты воедино в стихии Жизнь . Древо Мироздания более глубокий образ нежели Древо Жизни или Древа Познания, но суть одна . Есть жизнь , есть Смерть , есть проявленная часть мира , есть непроявленная . Царство живых , царство мёртвых . Биполярность мира в полной красе . Единство и борьба противоположностей. Материал из Википедии — свободной энциклопедии Хтони́ческие существа́ (от греч. χθών — земля, почва) или хтонические чудовища во многих религиях и мифологиях — существа, изначально олицетворявшие собой дикую природную мощь земли, подземное царство и т. д. Собственно мир мёртвых , подземное царство населяют хтонические божества а помимо них существуют ещё хтонические существа . Разница достаточно существенна , поскольку хтонические божества без надобности особой свой мир не покидают , а вот существа вполне могут быть посредниками между миром мёртвых и миром живых . Это существа медиаторы , которые имеют возможность существовать в двух мирах одновременно . Ну тут я, понятное дело , не могу не вспомнить про мышь , которая так удачно и вовремя махнула хвостом и разбила золотое яйцо , процесс разрушения которого столь озадачил пожилую чету. Вот оно хтоническое существо в русском народном эпосе разрушившее образ смерти – золотого яйца. Но на самом деле хтонические божества и существа весьма и весьма ярки и многочисленны и очень популярны в последнее время , особенно драконы , орки , гоблины благополучно переселившиеся из сказок и мифов в фильмы и сериалы. Воплощения образов могут быть разные в сказках , преданиях ,мифах книгах – меняются носители , образы остаются те же , смысловая нагрузка остаётся неизменной - коллективное бессознательное всё таки едино для всех и даже с течением времени оно сильно не меняется имея по сути фрактальную природу. Если взять близкую и столь родную нам русскую сказку , то круг героев в ней не так уж и богат . Ну понятно , что без героя не обойтись – Иван Дурак это наше всё после Пушкина. Он же архетип Трикстера . Но нам в контексте хтоническом более интересны Баба Яга и Кащей Бессмертный. Вот они то и самые яркие хтонические герои благополучно переехавшие из мифов в сказки . Суть у обоих существ одинакова – образ смерти в том или ином виде. Герой не станет героем , если он не встретиться со смертью и не одержит победу. Жизнь в образе Героя побеждает Смерть в образе хтонических богов – Богов подземного мира . Причём если брать сказки , то зачастую помощником для героя становятся различного рода хтонические существа , принадлежащие в силу своей особой природы двум мирам. Кащей в сказках это древней русский бог вобравший себя весь пантеон богов подземного царства : Карачун (Корочун), в древнерусской языческой мифологии божество смерти, подземный бог, повелевающий морозами, злой дух, злое божество скотского падежа. В народе понятие “карачун” в смысле погибели, смерти используется до сих пор. Говорят, например: “Пришел ему карачун”, “Жди карачуна”, “Задать карачуна”, “Хватил карачун”. День языческого почитания Карачуна (23 декабря) приходился на день зимнего солнцеворота, один из самых холодных дней зимы. По языческим поверьям, именно Карачун укорачивал светлую часть суток, повергая мир во тьму. Интересно то , что Кащей выступает не только как бессмертное существо , но и как Дракон- крылатый змей. А змей это уже животное медиатор , крайне сложный архетипический образ . Прямиком в Библию , где змей сыграл свою немаловажную роль в грехопадении и вообще персонаж отрицательный во всех смыслах . Русская сказка соединила воедино и Бога подземного царства и змея и много ещё чего что просто невозможно вместить в эту работу в силу комплексности и сложности образа. Но Кащей это интерпретированный Бог подземного царства из древнеславянского мифа . Не менее креативно народ постарался и над женским образом . Баба Яга крайне сложна в трактовке столь неискушённому студиозу , мне в частности . Ибо как заметила Агранович( http://vk.com/sofaagranovich) в своих лекциях и работе она ни разу так и не скушала Героя, как намеревалась изначально . Как то у неё не очень с осуществлением своих коварных замыслов . Мало того она , как правило , зачастую ещё и помогает путнику добрым советом или какими нибудь приспособлениями – ну например тем же клубком. Вообще гаджетов у неё запасено немало . Чем для нас интересен сей факт . "Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо" ("Фауст", Гете). Ну это слово в слово полная картина нашей старушки из сказок . Всё дело в том , что народное сознание переместило и упростило образы различных славянских женских хтонических божеств в одно общее перекочевавшее из мифов в сказку и так сильно видоизменилось . Но тонкость заключается в том , что хтоническое это не всегда подземное , принадлежащее смерти , это ещё и Земное , Мать Земля – архетип глубочайший. Кормилица , женское начало . Во вторых :- И тут надо сразу заметить , что хтонические божества нрав имеют суровый , характер плохой и испорченный и олицетворяют собой массу негатива , но силой обладают огромной . Вот и получился крайне сложный образ . Баба Яга живёт на опушке леса – « место встречи изменить нельзя» . В общем она живёт в таком месте куда трудно добраться , фактически она живёт в мире мёртвых . Да и сама она не живая, совершенно очевидно . Обладает невероятной силой и различными магическими предметами – ковёр самолёт , скатерть самобранка , ну и много чего в хозяйстве у старушки . Так вот выполняя казалось бы роль отрицательного персонажа она ни разу не вышла ни из одного противоборства победителем , напротив в результате вынуждена была помочь герою . Хтонические герои и образы крайне сложны в своей интерпретации – они сугубо отрицательны и их боятся , потому , что они принадлежат миру мёртвых , но и они одновременно являются Земными . А Земля это мать . Родина в конце концов . И наша злая бабуля одновременно стала и олицетворением зла и коварства мира мёртвых , которое хочет лишить силы героя и в тоже время поддержкой земли . Интересный момент можно отметить в связи с катаклизмами героев любых сказок , мифов , преданий , эпосов , но в контексте Бабы Яги и Кащея –не могу остановиться , слишком родные и близкие образы. Прежде чем добраться до Кащея , попасть в мир Мёртвых по сути, Герой обязательно проходит ряд испытаний , или одно какое нибудь испытание. Это инициация героя . Для того чтобы им стать , он должен её пройти . Обхитрить бабу ягу , или ещё какие испытания пройти . Но если брать опушку леса , где стоит Избушка на Курьих ножках . Причём именно на курьих . А курица как раз и несёт те самые золотые яйца над которыми так исстрадались дед и баба. Образ Курицы , птицы, крайне глубок и архитепичен и глубоко космогоничен . Так вот то , что в древнегреческой мифологии является рекой Стикс или у других народов Сандзу , Вайтарани – рекой между миром живых и мёрвых ,у нас у славян эту реку заменила , на мой скромный взгляд , вполне вероятно ошибочный, избушка , которая если по сути разобраться тоже является хтоническим существом – ибо это не просто изба, а дом на ногах . Почему именно на куриных вроде как даже немного понятно . Она тоже не принадлежит этому миру . Она принадлежит вместе со своей хозяйкой миру мёртвых . И стоит к лесу передом – она стоит к миру живых в оппозиции. Не зря герою надо прикрикнуть на жилище . А ведь мог бы и обойти из вежливости . Но он не может , потому что он живой , а попал в нейтральную зону . А лес , его опушка , это уже не наш мир. И герой проходит инициацию именно у Бабы Яги , для того чтобы победить злого Кащея. С одной стороны Земля и её обитатели это мир мёртвых - ибо все там будем . «Из праха пришел в прах и возвратишься». С другой стороны « Земля наш общий дом» - поэтому образы хтонических божеств и существ крайне сложны и многомерны. По сути во всех мифах разыгрывается один и тот же сюжет .Из точки А нужно пройти в точу Б и вернуться назад . Спасти мир , как водиться . Но в процессе надо ещё и пройти инициацию и обзавестись группой поддержки – хтоническими существами , медиаторами. Слегка коснувшись и упомянув пока только некоторых нужно заметить , что круг существ медиаторов крайне широк – сюда можно отнести домовых , русалок , леших . Это у славян . Кицуне – лиса оборотень у японцев и китацев ( наша лисичка – сестричка ) . Нингё – русалка . Вервольфы различных мастей у скандинавов . Формат данной работы по сути не позволяет углубляться уж слишком далеко , да у меня и не получится , при всём желании , поскольку связь архетипов , мифологии , психологии реально начала разрабатываться не так давно именно в научных кабинетах и лабораториях , если , конечно , не считать алхимиков . Поэтому надо всё таки внести некую ясность которая приходит по мере изучения столь не простого вопроса . Сложность его заключается не только в многообразии самих феноменов относящихся к понятию хтонические , но и глубинный и многообразный смысл который отражён в мифологии. Прежде всего разделение на Божеств и Существ . Среди Божеств можно сделать две категории ибо есть принципиальная разница в трактовках . Божества во многих религиях и мифах это жители именно подземного царства - инфернальные боги. Аид у Греков , Осирис у египтян , индийский Яма. Владыки подземного мира. У них есть супруги и различного рода иерархия свойственная верхнему миру . Принцип Герменевтики – « что наверху , то внизу» . Кроме того нельзя не упомянуть интереснейшее ответвление в теологической мысли – « Демонология» которая относится к Христианскому мифу . Все Ангелы , Архангелы и прочие святые небожители присутствуют в зеркальном отражении и в подземном мире , за исключением Девы Марии , ей аналогов нет . Кроме инфернальных и ярко выраженных божеств относящихся к подземному миру нельзя не упомянуть о богах , которые можно назвать культом Земли , плодородия . Они не относятся напрямую к миру потустороннему , у некоторых из них сложная судьба и роль , как у Персефоны – жены Аида . И без их сложных родственных отношений не обойтись. Персефона это дочь Деметры – богини плодородия и жены Зевса. Она как раз вполне может олицетворить собой полный, глубинный смысл в понятии Хтонический . Супруга Аида , живущая треть года в царстве Аида – именно в это время на Земле наступает Зима , а вот когда она возвращается на Олимп начинается цветение природы. И она , как и её мать в греков обе богини плодородия. Этот Архетип проявляется в языческих верованиях и божественном пантеоне древних славян – Макошь , Лада или таже Жива – славянский аналог Персефоны . Не счесть им числа этим самым хтоническим богам . Да и существ вполне достаточно , чтобы пугать детей на ночь и пугаться самим . Хтонические чудовища стоящие в заглавии это , понятное дело , неотъемлемая часть мифов всех народов земли и если Боги далеко , где нибудь на Олимпе или в подземном чарстве , то чудовища , сонм которых вполне велик и разнообразен весьма близки. Как я уже упомянул тема эта сейчас очень широко разрабатывается в различных художественных произведениях , и не один вид искусства не обошёл стороной русалок , оборотней , гномов , демонов , гоблинов , орков , драконов – летающих змей , зачастую огнедышащих и многих других . Делятся они по сути нескольким классификациям по принципу где проживают и чем весьма часто управляют или способствуют . Лес ,вода , земля , и как это ни странно , но воздух . Поскольку птицы хоть и летают по небу , но живут всё таки на Земле , и являются также медиаторами. Чудовища необходимы крайне в мифологии . Выглядят они жутко , поступки у них , как правило , отрицательные и мотивы ужасны. Опять же с кем будет бороться Герой за сохранение Мира? Самые известные и популярные , если можно так выразится чудовища это драконы . Тифон у греков , Горыныч Змей у славян , Ямато но ороти у японцев . Немного подкачали китайцы – у них существуют кроме злобных драконов , которые питаются периодически прекрасными девушками и юношами , ещё и добрые – Цин Лунь , но это , скорее исключение , подтверждающее правило . У Драконы тоже бывают разные – водяные , земляные или живущие в горах . Весьма разнообразные существа по ареалу обитания и функционалу . Но в большинстве своём фигура крайне отрицательная в мифах всех народов . Далеко не вегетарианцы , характер злобный и в общем то их истребляют . Судя по тому , что я ни одного не видел до сих пор , выжить ни одному не удалось . Оно и понятно , поскольку зачастую Героем становились весьма могущественные Боги , и у змей шансы на выживание были минимальны. Героя хлебом не корми только дай кого нибудь убить из чудовищ , демонов . Гиганты , Великаны – тоже весьма интересный типаж, присутствующий практически у многих народов и многие народы считают великанов дочеловеческой расой . У великанов жизнь крайне насыщена событийно ибо они то людей едят – ну это почти у всех народов , либо с богами воюют Великаны тоже бывают разные- некоторые летают , есть особы женского пола среди них - Дсонакавы (Кали-ахт, Ишкус)- В мифах индейцев Северной Америки (квакиутль) жестокие великанши-людоедки с медными когтями, или Сонмундэ Хальман («бабушка Сонмундэ»), в корейской мифологии великанша. Горные , земные и даже водные бывают великаны . Самые раскрученные это , пожалуй Циклопы – это целый народ одноглазых великанов , которые тоже каннибалы , и так же глупы , как и скандинавские Тролли и Орки – которые тоже великаны. С Троллями сложнее ибо по одной версии они великаны , по другой они гномы – в любом случае хтонические чудища непривлекательной наружности . Нельзя не упомянуть вампиров , как чудовищ , но это скорее отдельная тема выходящая за рамки и больше по современным понятия относящаяся к демонологии. Но если заглянуть немного глубже голливудских трактовок , то можно отметить , что хоть основной чертой их является непреодолимая страсть к человеческой крови , всё таки способы её получения разнообразны , в зависимости от подвида. Вампиры бывают разные , не только красивые юноши и девушки с вололокими взглядами , но и оборотни коты , которые если оближут губы , то смерти не миновать . Или оборотни – летучие мыши . Ведьмы тоже бывают вампирами или вампиры бывают ведьмами . В Португалии женщина – птица терзающая путников , тоже вампир , тоже оборотень . Почти во всех мифологиях, у разных народов существовали существа полулюди полурыбы. Русалки притягивают своим очарованием и таинственностью того что они живут на дне морском или речном , в воде они живут и тоже дабы не скучать заманивают к себе кого придётся. Или корабли топят или в порывах любовной страсти всё таки выходят на берег и мучаются среди людей. С русалками всё так же сложно , как и с великанами , драконами и вампирами и прочими и прочими бесчисленными волшебными , божественными и мифологическими существами . В мифах народов мира хтонические существа это всё таки существа мощные , обладающие невероятной силой , мало того крайне злобные , с испорченным характером и крутым нравом, готовые уничтожить мир ,или погубить человека. В общем и божества инфернальные тоже не подарок , поскольку принадлежат к потустороннему миру. Хтонические чудовища тема очень обширная , практически не исчерпаемая , но одна из самых интересных . Мои симпатии на стороне драконов в силу их многофункциональности . В коллективном бессознательном чудовища олицетворяют скорее страхи , комплексы и вытесненное , хотя совершенно очевидно , что многие образы дошли из глубины веков , когда на земле проживали динозавры имеющие множество разнообразные форм , не только сухопутных . Дальнейшее изучение тех страхов и комплексов которые олицетворяют собой хтонические существа вполне вероятно подарит нам множество научных открытий , ну или хотя бы ещё много фильмом с различными впечатляющими эффектами , за что можно сказать спасибо не только мастерам искусств , но и нашим пращурам , оставившим нам в наследство такое богатство. Библиография . Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. В. Д. Гладкий. 1998. Торопов . Мировое дерево Дерево . Рукописные памятники древней Руси . 2010. Мирча Элиаде. Аспекты Мифа. Агранович З.С . Саморукова И.В . Двойничество . Издательство Самарский университет 2001. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|