|
Эльдемуров Феликс. Современная арканология как наукаКатегория: Аналитическая психология, Система Таро, Психоанализ | Просмотров: 3886
Название: Эльдемуров Феликс. Современная арканология как наука
Формат: HTML Язык: Русский Эльдемуров Феликс. Современная арканология как наука
I О Таро, в среде знатоков и любителей, как правило, принято упоминать исключительно как об искусстве. Разговор о том, что этот предмет может и должен рассматриваться также и в качестве науки, вызывает порой не вполне понятный протест, дескать: ах, да как это можно, говоря словами пушкинского персонажа, "разымать гармонию как труп?" Предвижу также закономерно гордую гримасу со стороны тех, кто склонен видеть в Таро лишь дисциплину, проповедующую классические способы толкования раскладов карт. Ведь, собственно, тому и посвящены, в основном, многочисленные печатные пособия и выступления с трибуны как зарубежных, так и наших отечественных знатоков Таро. Хотя, в то же время, не будем забывать знаменитого высказывания Элифаса Леви о том, что "человек, заключенный в тьрьму и не имеющий никаких других книг кроме Таро, если он будет знать, как с ним обращаться, может в несколько лет приобрести универсальные знания и будет в состоянии говорить на любую тему с недосягаемой эрудицией и неистощимым красноречием." Это сказано о науке! Всякое искусство никогда не существовало, да и просто не могло бы существовать и передавать свои традиции и опыт из поколения в поколение, если бы параллельно ему не существовало дисциплин, занятых изучением правил и закономерностей построения музыкальных и поэтических произведений, произведений живописи, скульптуры, архитектуры и т.д. − как изучаемых в стенах академий, так и возникающих в народной среде. Искусство и наука век от века шагали рука об руку, и лишь материалистические веяния последних веков привели, к счастью, не во всём, к отделению одного от другого. Чего, впрочем, никак не стоило бы допускать в Таро. Мы, например, знакомы с замечательной книгой В. Томберга "Медитации на Таро" – о тонком искусстве толкования Арканов. Однако, мы не забываем и о Г.О.М.-овской "Энциклопедии оккультизма", где впервые в России была сделана попытка научного анализа Арканов. Именно с научными изысканиями были и остаются связаны разработка новых концепций Таро, равно как и новых колод. Применяя знания смежных дисциплин: астрологии, каббалистики, во многом – мифологии, искусствоведения, лингвистики, копаясь в архивах и непрерывно дискутируя и соперничая друг с другом, авторы новых наборов Арканов считали, что восстанавливают облик легендарной первоначальной колоды. Быть может и так, однако, что скорее, их трудами средневековая колода Таро, (достаточно, между прочим, разнообразная), в своих лучших вариациях была значительно усовершенствована, а её символизм – фактически доведен до абсолюта, до конкретного чистого образца, преподносимого ныне в качестве классического. Разумеется, и это – не предел. Как известно, существуют, например, английская и французская школы Таро, а помимо них – достаточно много иных школ и учений, но большинство из них, как правило, разумно избегает уходить далеко за пределы некоего определенного эталона. Более того, в настоящее время за рубежом наблюдается некоторое охлаждение интереса к Таро именно в связи с тем, что в нём, якобы, всё давным-давно открыто. Попытки же создать принципиально новые порядки карт приводят либо к нежизнеспособным, весьма уязвимым с точки зрения критики, построениям, принятым в относительно узких кругах почитателей того или иного авторитета, либо – к рождению совершенно новых мантических систем, лишь отчасти использующих наработанную ранее схему образов. Создавать подобную систему – это всё равно, что создавать новый алфавит, и более того – пытаться сконструировать новый язык, чему попытки в истории неоднократно были… а чем закончились? То есть, получается, что в арканологии, в настоящее время (или, точнее сказать, до самого последнего времени) царит примерно такая же ситуация, какая существовала в физике второй половины XIX века, то есть – все законы, вроде бы известны, а нам остаётся лишь, позевывая, применять их на практике. II Предчувствую вопрос оппонента: ну, а если так, то что толку ломиться в открытые ворота? Ваша пресловутая «наука» просто исчерпала себя, и с этим все согласны... Вы ведь не будете возражать против того, чтобы теперь мы занялись исключительно искусством? Или – тем, что мы под этим термином подразумеваем? Вот именно – тем, что подразумеваем... Сможет ли развиваться искусство Таро в то время, когда оказывается в тупике наука Таро? Когда рынок наводнен эпигонскими наборами карт, разработчики которых просто коммерчески эксплуатируют то, что было создано пятьдесят, сто если не все двести лет назад? Какова же сейчас, на основе знаний рубежа XXI века должна быть концепция новой арканологии? Арканология – наука о Таро, взятом в качестве философской, логически выстроенной системы иносказательных образов – Арканов. Арканы, в свою очередь, представляют из себя отправные точки человеческого восприятия мира. К понятию "Аркан" близко понятие "архетип", принятое в современной психологии. О чем принято всякий раз упоминать, но далеко не всегда принимать к сведению. Арканология – наука не о собственно картах Таро (поскольку каждая карта есть лишь попытка изображения того или иного Аркана с точки зрения того или иного разработчика), хотя её исследования и наработки могут и должны приниматься в расчет при создании той или иной колоды карт. Арканология как наука философского плана занимается изучением разнообразных проявлений бытия – в том виде, в котором они так или иначе воспринимаются, систематизируются, осмысливаются и находят свое отражение в психике человека. Арканология принимает постулат, согласно которому психика человека способна отражать и сохранять в себе те образы окружающего мира, которые в обычной обстановке не могут быть достоверно выявлены, описаны и предметно изучены с точки зрения восприятия их исключительно сознанием. За века своего существования и изучения, Таро классического образца накопило в себе немало интереснейших данных, прямо свидетельствующих о том, что в мире взаимно сосуществуют как бы «два человечества». Одно из них мыслит сознанием, другое – тем, что скрыто от сознания и проявляет себя, главным образом в виде внезапных всплесков вдохновения или озарения, а в повседневности – в виде того, что обычно именуют интуицией. Язык Таро – это, в большей мере, и есть язык интуиции. Там, где обычная, официальная наука использует, в подавляющем большинстве случаев, приборные методы исследований – которые позволяют достоверно фиксировать лишь особенности и закономерности построения физического мира, арканология использует методики, позволяющие изучать особенности и закономерности мироздания, которые лишь в малой степени или абсолютно неосознаваемы. Их постижение проходит в самых сокровенных глубинах нашей психики. Следовательно, они не могут быть с достаточной точностью и надежностью изучены даже какими-либо сверхчуткими приборами – исключая самого человека. С другой стороны, следы этих потаённых знаний выявляются в создаваемых людьми системах символов, а также, в огромной степени – в фольклоре, легендах и мифах, произведениях искусства и, наконец – в наших с вами обычных, на первый взгляд таких для нас естественных речи и письме. Что мы вполне способны отследить, проанализировать, сравнить, попытаться связать в единую схему. В этом подходе арканологии близки такие дисциплины, как символика (изучение символических соответствий), спектр наук эзотерического толка: астрология, нумерология, каббалистика, геомантика, энергоинформатика, а из более официальных дисциплин – мифология и религиоведение, искусствоведение и история, во многом – психология, кибернетика, структурная лингвистика, семиотика, отчасти – математика, физика, астрономия, биология... – то есть, науки, которые в своих аспектах хотя бы частично касаются изучения закономерностей бессознательного построения человеком своей картины окружающего мира. В практическом плане арканология ставит перед собой задачи, связанные с возможностью прогнозирования будущих событий, а также возможностью влиять на них, используя знания, полученные как опытным путем, так и путем теоретических построений. Таким образом, то направление, которое сейчас в обиходе часто именуют тарологией, можно назвать практическим использованием арканологических знаний. Следует вспомнить и о том, что арканология – наука и духовного плана. Одной из её главных задач является помощь человеку в понимании и ясном осознании своего истинного места во Вселенной и своей роли в процессах мироздания. Методы, применяемые в арканологии, вкратце сводятся к следующим: - теоретические изыскания: как в области Таро, так и в областях иных наук и дисциплин, когда-либо имевших хотя бы косвенное отношение к созданию символов и символических систем. Здесь же – сравнительный анализ систем символов с целью как нахождения общих закономерностей в их построении, так и получения, в итоге, обобщенных, объективных и, в то же время – достаточно детализированных моделей согласования символов; - практические наблюдения, сделанные непосредственно в ходе прогностической работы с картами Арканов Таро; - привнесение результатов и итогов теоретических изысканий в практику – разработка и создание колод Таро, в наивысшей степени приспособленных к практической работе прогнозиста (упомянутая выше тарология); - привнесение результатов и итогов практических наблюдений в теорию; - сбор и изучение конкретных фактов, могущих иметь отношение к изучению языка символов – как языка-инструмента, а порой – и языка-оружия. Понять механику его рождения и воздействия – значит понять механизм действия многих, пока загадочных для нас явлений, например – таких как гипноз или магия. В этом, последнем – великая ответственность ученого-арканолога. Не окажутся ли извлеченные им из небытия знания в чем-либо вредны для человечества? Впрочем... а если человечество уже доросло до принятия этих знаний? III Самые интересные находки и открытия проявляются на рубеже разных дисциплин. В этом плане Таро, в котором неразрывно сливаются искусство и наука, представляет собой уникальный пример их взаимодействия. Именно описанный выше, современный научный метод рассмотрения Арканов позволяет выявить и вновь обрести пресловутые "великие знания древних", на воображаемую "безвозвратную утрату" которых так любят ссылаться и сетовать метафизики и эзотерики разных школ. Знания «древних» никуда не ушли, не пропали, да и не смогли бы никуда ни уйти, ни пропасть. Они отнюдь не хранились, да и, в силу разных причин, не могли и не должны были сохраняться в анналах тайных обществ. Ни одно тайное общество, будь то легендарные тамплиеры, розенкрейцеры, иллюминаты или ныне здравствующие масоны, не сумело бы столь длительное время хранить подобные секреты. Знания эти, в относительно сокрытом до поры, до времени виде пребывали и продолжают пребывать в наилучшем из всех хранилищ – в самом человеке. И именно здесь нас ожидают самые удивительные находки. Так, совсем недавно, несколько лет назад, автору выпала честь удачно совместить несколько, казалось бы, достаточно далеких друг от друга знаковых систем – Старшие Арканы Таро, символику планет и Знаков Зодиака астрологии, каббалистическую систему Сефирот, систему энергетических центров (чакр) и каналов тела человека и... современный русский алфавит. При этом на листе бумаги сама собою возникла совершенно новая система символов, имеющая определенную пространственную структуру и – могущая быть спроецированной на тело человека. Внутри новорожденной сверхсистемы знаков сами собой, неожиданно вырисовались точные очертания... русского православного креста – со всеми его перекладинами (буквы Т и Х), домиком-навершием (буква А), чашей, черепом у основания (Аркан "Смерть") и – даже канонической надписью поверху, которую "совершенно случайно" образуют попавшие именно туда четыре русских буквы: И,Н,Ц,Й... Что, как вы догадываетесь, изначальной целью упомянутых выше операций, абсолютно не было, а проявилось «совершенно случайно». Впервые после опыта Элифаса Леви с ивритом, современной арканологии удалось достигнуть подобной, достаточно убедительной схемы совмещения самых разных символических систем. Причем, и это надо признать, схема получилась гораздо более убедительной, чем в свое время у самого Леви. Более того – знаменательно, что в качестве связывающей основы выступила на сей раз именно русская система письма. Знаменательно, что именно Россия, где в последние годы Таро становится все более популярным, Россия – страна Водолея обладает письменной системой, наиболее подходящей по символике Арканам Таро. Это же подтверждает и практика. Если вместо традиционных картинок карт поставить соответствующие им русские буквы – полученная колода будет работать не хуже классической, что неоднократно проверено на опыте. Кстати, Водолею по этой схеме должен соответствовать Аркан "Шут". Шут, несущий информацию, несущий Слово... Кто как не этот персонаж был и остается наиболее популярным в нашем народе? На основе полученных таким образом данных мы можем говорить о возможности создания принципиально новых колод Таро, продолжающих классическую традицию, но в то же время принципиально иных по замыслу. Словом был сотворен мир. Слово было дано человеку изначально. Не настало ли время вспомнить Его? P.S. Данный доклад, прочитанный на Зигелевских чтениях в ноябре 2001 года, был вскоре опубликован в альманахе "Таро-Клуб". С тех времен прошёл десяток лет… И каждый год приносил и продолжает приносить всё новые подтверждения правомерности изложенных выше взглядов и предположений. Осмелюсь предположить даже, что в лице арканологической системы мы имеем прообраз основы философских научных взглядов будущего, тот алгоритм, который, будучи заложен в фундамент любой научной дисциплины, позволит связать воедино все её звенья, будь то медицина или лингвистика, атомная физика или... писательское творчество. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|