Бижова Оксана Анатольевна., учитель-логопед МБДОУ детский сад №8, г.Новочеркасск
Цель: создание условий для развития речевых навыков посредством использования игровых технологий.
Задачи:
- развивать поисковую активность, стремление к новизне, расширять кругозор, сообразительность, творчество
Формировать навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь.
- развивать логическое мышление (анализ и синтез)
- развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному, существенному признаку
- развивать память.
Оборудование: карта, игровой набор Дары Фребеля, карточки-задания, пазлы- подсказки.
Дети входят в группу, становятся в круг.
Дети: Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)
Если каждый улыбнется – утро доброе начнется.
- ДОБРОЕ УТРО!
Логопед — Ребята, что это за звук? (включается звук SOS)
Логопед- Когда мы слышим этот звук? (Этот звук мы слышим когда, кому-то нужна помощь)
Логопед- сообщение читаем «SOS, SOS, SOS, космический корабль терпит бедствие. Обшивка корабля не выдержала перемещения. От него отлетели четыре части и упали на разных планетах…».
-Ребята, какому-то космическому кораблю нужна наша помощь. Вы готовы помочь?
-Ребята, а какими должны быть спасатели? (сильные, отважные, смелые, храбрые, ловкие) Чтобы быть такими космонавтами нужно пройти спецподготовку. Вы готовы.
Пальчиковая гимнастика «Космонавт».
Не зевай по сторонам, Ты сегодня космонавт! Чтобы сильным стать и ловким Начинаем тренировку,
Начинаем тренировку,
В тёмном небе звёзды светят.
|
Сжимают, разжимают кулачки.
|
Космонавт летит в ракете.
|
Ладони соединены под острым углом.
|
День летит и ночь летит
|
|
И на Землю вниз глядит.
|
Указательным и большим пальцем делают «очки» возле глаз.
|
Видит сверху он поля,
|
Загибают по одному пальцу.
|
Горы, реки и моря.
|
|
Видит он весь шар земной,
|
|
Шар земной - наш дом родной.
|
Ладонями изображают шар.
|
Логопед: ребята, на каком транспорте мы можем отправиться в космический полет? (на ракете). Но у нас нет ракеты, что делать? Нас много, в одну ракету мы не поместимся, я предлагаю каждому из вас построить себе космическую ракету.
Дети собирают ракету из геометрических фигур, палочек, камешков.
Логопед: Ракеты построили. Без чего нельзя полететь в космос? (ракеты, шлемов, горючего, баллонов с воздухом, еды, знаний…)
-Но скажите, мы можем лететь в нашей одежде в космос? Почему? Что нам нужно? (для полета нам нужны специальные космические скафандры – костюмы космонавтов, которые шьют специально для каждого)
Дыхательная гимнастика «Надеваем воображаемые костюмы»
Надеваем костюм, затем шлем «ш-ш-шик» — «ш-ш-шик» — «ш-ш-шик».
(Скользящим движением снизу вверх имитируем надевание с произношением).
Застегиваем молнию резко вверх несколько раз «вжик» — «вжик» (имитируем застегивание).
Логопед: Итак, мы надели костюм. Комбинезон должен быть удобным «шта-што-шту-шты» (по очереди поднимаем правуюлевую руку вверх, при этом проговариваем слоги).
На голове у нас шлем «ууух-ух-уууух-уххх»
(погладили, потрогали воображаемый шлем с удивленной интонацией)
Руки защищены перчатками «вжух-вжух-вжух-вжух» (вращение кистями рук)
Обувь удобная, на плотной подошве «топ-топ-то-топ-топ»
(ходьба на месте, одновременно проговариваем).
Проверим готовность ракеты к полету.
Логопед:
Проверим топливо: Ч-Ч-Ч-Ч (произносим на выдохе)
Запускаем звездолет: «У-У-У!» Руки над головой в форме конуса,
Завели моторы «Р- р- р»: Движение по кругу друг за другом
- Загудели: «И-и-и-и!»: Руки расставили в стороны.
«5,4, 3, 2, 1 – полетели! звучит песня «Земля в иллюминаторе»
- По орбите мы летаем
В невесомость попадаем.
Логопед: Смотрите, ребята я вижу какую-то планету. — Кажется, это планета «Шиворот-навыворот». Б1. -
Жители этой планеты говорят и делают все наоборот.
Проводится игра «Скажи наоборот»
- Если я скажу им день, они скажут … (ночь)
- Скажу быстро, а они … (медленно)
- Пора взлетать, они… (приземляться)
- Работать легко, в ответ … (тяжело)
- Скажу это белая комета, они ответят… (черная комета)
- Планеты далеко, а они … (планеты близко)
- Холодные звезды, они скажут … (горячие звезды).
- Вы отлично справились! А вот и 1часть космического корабля!
Предлагаю продолжить полет с помощью ручного управления. Дети берут листы бумаги и устанавливают круг — пульт управления в середине листа. Даю команды:
- впереди планета Лентяйка, ее надо облететь, переведя пульт управления в верхний правый угол;
- навстречу нам движется метеоритный дождь, переводим пульт управления в нижний левый угол;
- приближаемся к искусственному спутнику Земли и переводим пульт управления в правый нижний угол;
- пересекаем созвездие Большой Медведицы и переводим пульт управления в верхний левый угол;
- переходим на автоматическое управление, переводя пульт управления на середину.
Логопед: Смотрите, мы приближаемся к следующей планете, это
«Планета Множественное число». Игра «Один — много».
Ракета — (ракеты).
Скафандр — (скафандры).
Корабль — (корабли).
Астроном — (астрономы).
Космонавт — (космонавты)
Звезда — (звезды)
Метеорит -метеориты
- Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием, теперь у нас с вами есть ещё одна часть корабля. А4
Продолжаем «Космическое путешествие».
Наша ракета приближается к «Планете Лишнее слово».
Планета Лишнее слово».
Задание: Что лишнее и почему?
Звезда, корабль, станция, ракета.
Марс, Сатурн, ракета, Меркурий.
Луноход, спутник, ракета, вертолет.
Метеорит, воздушный змей, звезда, комета.
Глобус, Луна, Солнце, Венера. Г1
Продолжаем «Космическое путешествие».
Наша ракета приближается к «Планете Предложений».
Задание: Составить предложения.
В, космонавт, открытый, космос, вышел.
В, корабль, космический, полёт, отправляется.
Луна, вращается, Земля, вокруг.
Астроном, звёздами, за, наблюдает. В1
Логопед: Продолжаем наш полет.
- Приближаемся к планете «Звуковая»
- Чтобы найти следующий кусочек корабля на этой планете. Составьте по первым буквам каждого предмета СЛОВО. (картинки: лампа, утюг, нож, автобус, майка, арбуз, рука самолёт) (Дети получают вторую звезду)
Выполнив задание, дети получают еще один кусок карты. А1
- Отличная работа!
Логопед: А вот и последняя планета: планета «Лабиринтов».
- Выполнив последнее задание жителей этой планеты, вы не только получите недостающий фрагмент карты, но и сможете вернуться в детский сад.
- Молодцы! Вы все сделали верно. А3
Релаксация.
- А сейчас я предлагаю вам зарядиться космической энергией. Протянем руки к звездам, закроем глаза и пропустим через себя энергию космоса. Восстановим потраченные силы, унесем с собой частичку космоса.
(звучит музыка)
- Все части корабля собраны, и нам пора собираться в обратный путь.
-Занять свои места в ракетах, пристегнуть ремни.
Звучит фонограмма полета ракеты.
Логопед. Вот мы и дома. — Давайте снимем скафандр.
(Дети хлопают в ладоши вокруг своего тела: слева, вверху, справа, внизу.).
- Закончилось наше космическое путешествие. Это были настоящие приключения!
Рефлексия
Ребята, где мы с вами побывали?
Кому мы помогли?
Литература
- Мухина А.Я., Михайлова Н.Ю. (состав.) Речедвигательная ритмика, Москва, Редакционно-издательский центр. 2008 г.
- Кудинова М.Н. Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников / Логопед -2010-№2.
- Емельянов В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». СПб, 1997 г.
|